Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО и технологии, на тему "Праздник цветения сакуры" (4 класс)»
Интегрированный урок ИЗО и технологии в 4-м классе
на тему
" ПРАЗДНИК ЦВЕТЕНИЯ САКУРЫ"
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
Развивающие:II. Личностные УУД:
развивать эстетический вкус учащихся;
развивать художественное видение окружающего мира.
Развивать умение работать в различных техниках и при помощи разных материалов.
Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук; творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
Способствовать развитию речи учащихся.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся, умению правильно организовывать свое рабочее место, планировать свой труд, проявлять навыки самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
Воспитывать интерес и любовь к мировой художественной культуре ; подарить радость творчества.
формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
формировать умение работать в группах.
III. Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
Зрительный ряд:слайды о Японии, о празднике цветения сакуры, работы учащихся по данной теме, презентация, фотографии; наглядность;
Оборудование:
мультимедийный проектор; экран;
Для обучающихся: технологическая карта, инструктаж по технике безопасности, правила работы в группе.
– применять знания, полученные на уроке на других предметах (окружающий мир, литература, музыка, труд,);
– применять навыки выполнения дерева цветущей сакуры на других занятиях ИЗО, технологии;
– быть толерантным.
Основные этапы урока
1. ОРГМОМЕНТ (1-2 МИН.)
(Звучит японская музыка.Входит учитель, приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.)
Учитель: -КОННИТИ ВА!
-Konnichwa- так звучит «по-японски» Добрый день! Здравствуйте!
-Ребята, давайте, вместе поприветствуем друг друга. (Дети отвечают учителю).
-Давайте поприветствуем «по-японски» наших гостей.
-Садитесь. Начинаем наш урок.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
-Ребята, наша музыка, иллюстрации, ваш внешний вид говорит нам о какой-то стране ? Вы, догадались, что это за страна?
Ученик: Япония.
-Сегодня, на уроке изобразительного искусства мы познакомимся с образом художественной культуры Японии. С праздником цветения сакуры.
-К нам пришло письмо из Японии, от девочки Акико.
-Очень интересно, что же написано в наших письмах. Прочитайте и расскажите мне.
III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ, ЧТЕНИЕ КАРТОЧЕК (работа в группах, 1 мин.).
Текст карточек
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца.
Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
4. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
5.Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15.
Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
Учитель:
Вопросы:
Почему Японию называют страной восходящего солнца?
Что отличает Японию от других стран?
Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель: Я рада, что вы справились с заданием.
IV ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слайды о Японии (2-3 мин.), комментарии учителя и обобщение данного этапа урока (Приложение 1)
-Ребята, существуют определенные признаки, по которым, мы можем узнать страну -это государственные символы: флаг, герб, гимн.
Флаг Японии-круг красного цвета в центре белого флага, символизирует восходящее солнце.
Герб Японии –желтая хризантема состоящая из 16 лепестков, которая также символизирует солнце.
Но есть и другие символы у Японии: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно.
Декоративные японские сады, ветка цветущей вишни – это тоже символы страны, они создают художественный образ государства.
В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного.
С древних времен, все, что окружало японца, становилось предметом любования –алые листья клена, журчащий ручеек, цветение садов.
Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно относятся к природе, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам.
И здесь невозможно не сказать, наверное, о главном весеннем событии в Японии — цветении сакуры.
Сакура -знаменитая японская вишня,национальный символ, образ ее художественной культуры.
Ветку сакуры с давних времен воспевали в своих произведениях поэты и художники разных поколений.
В дни цветения сакуры парки, скверы, аллеи ихрамыпосещаютогромное число людей, которые отдыхают и часами любуются прелестью этой красоты.
На ветвях сакуры распускаются розовые,белые и кремовые лепестки.
-Ребята, вы узнали как японцы с трепетом относятся к природе.
- Как вы думаете, есть ли у нас в Дагестане подобные праздники почитания природы?
-ДЕНЬ ЦВЕТОВ, когда в горах расцветают цветы, и праздник посвящается сбору цветов и съедобных трав ; у ахтынских лезгин.
ДЕНЬ ЧЕРЕШНИ, во время созревания черешни, когда в долины вместе с семьями спускаются жители высокогорных деревень, где черешня не растет; у лезгин и табасаранцев.
НЕДЕЛЯ САДА, посвященная уборке садов и виноградников. Во всех селениях осенью и весной.
Но эти праздники не повсеместные, они проводятся лишь у некоторых народностей Дагестана и частично уже забыты.
-ДАЖЕ ПРАЗДНИКИ ОБЪЕДИНЯЮТ НАС С РАЗНЫМИ СТРАНАМИ МИРА.
-А теперь ребята я предлагаю немного отдохнуть.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СПАЛ ЦВЕТОК.. » (2мин.)
Спал цветок и вдруг проснулся…
VI. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. 2мин.
- Посмотрите на принадлежности к уроку. Вы догадались, чем мы будем заниматься?
Ученик:- Сегодня на уроке мы будем выполнять ветку сакуры из салфеток.
- мы будем рисовать ветку сакуры методом выдувания через трубочку.
-Правильно. Вы научитесь создаватьобраз художественной культуры Японии - ветку сакуры.Вы будете создавать ветку сакуры в объемной аппликации, а вы в рисунке.
1.в объемной аппликации(из салфеток, ножниц, степлера и веточек.)
2. в рисунке(методом выдувания краски из коктейльной трубочки,с помощью ватных палочек, пальчиковым раскрашиванием).
По завершении работы мы поместим их на выставку.
VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. (18-20 МИН.)
-Приступим к выполнению творческой работы.
Вы сегодня будете работать в группах. Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева.
А) Не забываем о правилах работы в группе. (Слайд).
Работайте дружно по плану.
Говорите спокойно и ясно.
Уважайте мнение других.
Распределяйте обязанности между собой .
Договаривайтесь, помогайте друг другу.
Работать должен каждый на общий результат.
Б)-Ребята не забываем о технике безопасности и правилах гигиены.Правила техники безопасности
1. Быть осторожным и внимательным.
2. Передавать колюще-режущие предметы тупым концом вперед, нельзя ими баловаться и размахивать.
3. Работать со степлером очень осторожно, чтобы не прищемить пальцы.
Правила личной гигиены.
1. Следить за чистотой рук, вытирать их влажной салфеткой или тряпочкой.
-А поможет вам в работе технологическая карта.
В) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Выполнение объемной аппликации ветки сакуры
Сложить салфетку два раза.
Закрепить в середине степлером, два раза.
Ножницами вырезать лепестки, создать форму цветка.
Скатать маленький шар из розового пластилина. Приклеить розовый шарик в середину цветка.
Скатать коричневый шарик из пластилина и приклеить его к другой стороне цветка.
Приклеить заготовку цветка на ветку, закрепив на коричневый пластилин.
Сделать несколько цветов на ветке.
-Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать. Я верю, что у вас получатся замечательные веточки.
Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.
-Через две минуты завершаем работу-1,2,3! Вытрите руки салфеткой.
Принесите все работы на выставку. У нас получился большой проект о Японии.
VIII. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. (7 МИН.).
- Давайте, поместим работы на выставку у доски. И посмотрим, что у нас сегодня получилось. У нас получился целый проект посвященный празднику цветения сакуры.
Какие красивые работы у вас получились! Молодцы! Отлично поработали на уроке!
Рисуем настроение. Цветик - многоцветик.
- Сегодня на уроке я:
Научился …
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
мне захотелось…
Домашнее задание (1 мин.)
САЕ НАРА! До свидания! Прощание с учителем, с гостями.
Использованы материалы
интернет ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/595584/
Разработка урока ИЗО «Образ художественной культуры Японии» Очковой С.А..