Анализ имеющихся исследований личности ребенка имеющего отклонения в интеллектуальномс развитии, позволяет константировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития.
Данный урок не только повлияет на развитие эстетических чувств, пополнит навыки и умения, расширит активный словарь обучающихся, но и будет способствовать развитию мелкой моторики, внимания, эмоциональности, учебной активности. Создание своего пейзажа с использованием нетрадиционной техники рисования дает ребенку с ограниченными возможностями здоровья взглянуть на окружающий мир глазами созидателя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать любовь к поэзии, к русским пейзажам, к осенней природе.
Воспитывать любовь и бережное отношения к окружающему миру.
Воспитывать уважение к поэтам, художникам, творчеству.
Ход урока
1 Организационный момент
Учитель чтения: Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас необычный урок. В нем переплетутся два предмета – литературное чтение и изобразительное искусство. Мы будем читать, рисовать, слушать, запоминать, учиться видеть красоту. В стремительном мире мы не успеваем или забываем внимательно воспринимать всё, что нас окружает. А это очень важное умение – видеть красоту в привычном, радоваться миру, в котором мы живём, любить каждое время года. Поэт 20 века А. Блок писал:
Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
2 Сообщение темы урока
Учитель чтения: Что же будет темой нашего урока и предметом нашего разговора? Мы ответим на это вопрос, обратившись к акростиху:
Закрасить в жёлтый цвет повсюду, Ещё не тронутый пейзаж. Равнины, в дымке гор мираж, Кленовых листьев вернисаж, Аллеи, тропки, склоны, пляж, Листве придётся сделать чудо... Опавших листьев шелест нежный, Отталкивая веток свист, Сорвался, и на миг завис, Есть лишь надежда на карниз. Но мокрый лист, совсем раскис, Икружит в ветре безмятежный...
Тема нашего урока: «Волшебные краски осени». Попробуем сегодня заглянуть в волшебное зеркало осени, оно поможет увидеть нам необычное в обычном, мы научимся видеть разноцветье осеннего мира. Волшебное зеркало поможет нам почувствовать себя творцами, художниками через создание собственных осенних пейзажей.
Осень - удивительное время года! Как красива природа в это время года!
Эта пора с давних пор притягивала внимание поэтов, художников, музыкантов.
3 Основной этап
Осень в поэзии
Краски осени Нам осень дарит радужный букет: С коричневым оттенком листья клена, Рябина обрела пурпурный цвет, Сосновый лес всегда стоит зеленый. Поля раскрашены, как кистью по холсту. Каких там только красок не бывает. Попробуем заглянуть в зеркало осени, чтобы разглядеть её яркие разнообразные краски и обратимся к стихотворению Бунина «Листопад»
Клип «Чарующая музыка осени»
Дети читают стихи
Чтение стихотворения:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Учитель чтения:
В стихотворении много слов, которые обозначают цвет. В ходе подготовки к уроку мы находили такие слова и толковали их значение с помощью словаря. Назовём слова, обозначающие цвет и их значение:
Багряный – красный, густого тёмного оттенка
Золотой – цвета золота, блестяще жёлтый
Лазурь – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый
Синий – основной цвет спектра, средний между фиолетовым и зелёным
Пурпурный – ярко-красный
Учитель чтения: Какое многообразие красок и цветов увидел Бунин в осеннем лесу. Учитесь и вы видеть это многообразие.
Учитель: следующее стихотворение поможет нам добавить краски в палитру осени:
Расплескала краски осень: Иве – рыжий цвет волос, Тополю - златую проседь День осенний преподнёс! Величавой красотою,
Буйством медно-золотым Клён стоит передо мною- Я хмелею перед ним! Сыплет золото вокруг, Листьями кружится, Образуя звёздный круг, И ковром ложится! Щедрым осени узором И палитрой краски Рассыпается пред взором Ощущенье сказки!
Учитель чтения: В осеннюю палитру добавились цвета:
Золотой - цвета золота, блестяще жёлтый
Рыжий –
Медно-золотой –
Учитель чтения: Давайте и мы составим осеннюю палитру.
Задание: назови цвета представленные на палитре
Учитель чтения: Осень…бывает разной. Краски осени меняются, когда заканчивается золотая осень, и наступает, по выражению А. С. Пушкина «унылая пора». В период поздней осени красок в природе значительно меньше, и яркие краски сменяется на тусклые, унылые тона:
Прочитаем стихотворение И.Бунина:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж – и целый день
Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сёл и деревень.
Учитель чтения: Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Учитесь видеть эту красоту и многообразие.
Завершая разговор о красках осени, проверим, насколько внимательны вы были при прослушивании и чтении стихотворений.
Коррекционное упражнение «Тренажёр по чтению»
Физминутка
Осень в живописи
Учитель изобразительного искусства: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.
Учитель изобразительного искусства:
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
(Маргарита Алигер)
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины художников.
Сейчас я вам расскажу об одном художнике нашего времени Леониде Афремове
Художник Леонид Афремов родился в городе Витебске в 1955 году. В 1978 г. окончил Витебскую школа искусств.
Необычна методика рисования Леонида Афремова. Его художественный стиль уникален и прост. Леонид использует нож вместо кисти. Такой нож, или как его еще называют, мастихин, обычно применяется художниками для очистки полотна, удаления лишних слоев краски, либо для создания какого-то рельефа, фактуры.
Такое бывает крайне редко, когда художник пользуется ножом, а тем более как единственным инструментом для живописи.
Все картины Леонида Афремова позитивные, яркие, наполненные радостью и оптимизмом.
Клип «Волшебные краски осени» в картинах Леонида Афремова
4 Практическая работа учащихся
Учитель изобразительного искусства: Сегодня я предлагаю вам нарисовать осеннее дерево по методики Леонида Афремова, но рисовать мы будем не мастихином (ножом), а обыкновенными стеками для пластилина.
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.
Показ учителем техники рисования
При выполнении работы детьми звучит музыка
Игра «Лото с листьями»
Игра «Лабиринт»
5. Заключительная часть урока
Учитель изобразительного искусства: Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили усилия, чтобы получились такие удивительные работы. (выставка работ).