Интегрированный урок по изобразительному искусству "По следам первобытных художников"
Интегрированный урок по изобразительному искусству "По следам первобытных художников"
Этот урок требует предварительной поисково-исследовательской работы. школьники изготовили костюмы, лук и стрелы, разрисовали себя краской, подражая первобытному человеку, нашли в литературе стихи о древнем человеке или сочинили сами. В оборудовании используется презентация, театрализованное представление, музыкальное сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по изобразительному искусству "По следам первобытных художников" »
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства:
«По следам первобытных художников».
Автор:
Булдыженко Евгения Александровна, учитель изобразительного искусства и МХК, г Лиски, Воронежской области, МКОУ СОШ №12.
Главная цель современного образования – это воспитание нравственного ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Искусство учителя заключается в умении провести ученика от повторения, подражания, подчинения к соревнованию, к преодолению, озарению. С этой целью была разработана тематическая рубрика « Очевидное – невероятное», которая развивает всестороннюю деятельность учащихся, расширяет программный материал и выходит за страницы учебника. Рубрика «Очевидное – невероятное» включает интегрированные уроки и внеклассные мероприятия: МХК и история, изобразительное искусство и математика, искусство и физика, искусство и химия, МХК и литература, поисково – исследовательскую работу и компьютерные технологии. Эти уроки знакомят учащихся не только с архитектурой и искусством античности, с удивительной культурой древнейших цивилизаций, но и неопровержимыми научными фактами, гипотезами и другими сведениями, будоражащими умы многих наших современников. Интегрированные занятия несут идейное, эстетическое и этическое воспитание, обогащают интеллект, расширяют эмоциональный мир ученика, приобщают учащихся к последнему слову науки.
Вашему вниманию предлагается разработанный мной сценарий интегрированного урока истории и изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока. По следам первобытных художников.
Цель урока. Создать эмоционально приподнятое настроение у учащихся. Развивать креативные и аналитические способности, познавательные потребности, ассоциативное мышление, осваивать графические навыки, воспитывать самостоятельность в учебной работе.
Оборудование. Презентация, костюмы для театрализованного выступления учащихся, поэзия каменного века, музыкальное оформление.
Этот урок требует предварительной поисково- исследовательской работы. Школьники изготовили костюмы, сделали каждый себе лук и стрелы, разрисовали себя краской, подражая первобытному человеку, нашли в литературе стихи о древнем человеке, а некоторые учащиеся сочинили сами.
Ход урока.
I Учитель истории.
По презентации учитель рассказывает о первобытном или примитивном искусстве, которое охватывает все континенты. Настоящей сенсацией стали находки в пещере Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшают стены пещеры. Были обнаружены первобытные рисунки в пещерах Ласко (Франция), на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера). Познать первобытную культуру нам помогают три науки. Археология (материальные остатки деятельности человека). Этнография (бытовые и культурные особенности народов мира, традиционное искусство). Лингвистика (особенности языка, фольклора, мифов и легенд). Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение друг с другом. Искусство на заре человечества носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности, была тесная связь искусства с религиозными верованиями. Так, например, надевая на себя звериные маски и исполняя «Танец буйволов», первобытный человек считал, что это послужит в будущем успешной охоте на зверя. В недрах первобытной культуры оформились начало танца, музыки и театра. Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл, разнообразные обряды и церемонии, объявление войны или заключение мира. В недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм. Музыкальный ритм обеспечивал человеческий голос, подражание звукам окружающей природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя). С помощью имитирующих звуков и имитации повадок животных первобытный человек верил, что может добиться успешной охоты или богатого урожая. Ритмическим сопровождением танца мог быть не только голос, но и ритмично постукивая по каким- либо предметам. Музыкальными инструментами были трубчатые кости с боковыми отверстиями, простейшие флейты, свистки и свирели, барабаны, трещотки. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть универсальную роль .
II Дети читают стихи о первобытном мире.
1 ученик. Пусть предок жизнью жил полузвериной
Но мы его наследьем дорожим
Он не умел слепить горшка из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
2 ученик. Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
3 ученик. Глаз мамонта испуганно косится
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и умирая шевелится
И кровь глотает раненый бизон.
4 ученик. Охотники бесшумно шли по следу
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
III Театрализованное выступление учащихся.
Школьники одеты в костюмы первобытных людей.
Вождь племени Атакуем мамонта?
(ученик) Да (хор племя).
Грозный ли он?
Да.
Мы духом сильны?
Да.
Он нас победит?
Нет.
Его мы убьем?
Да.
Его мы съедим?
Да.
Ученик. В пещере коптит огонек одинокий
На воинов блики бросает высоких,
Один опираясь на стенку рукой
Рисует Фигурки зверей за рекой
Сказал старый вождь потрясая копьем:
«За мамонтом грозным сегодня идем.
Нас много. Мы вместе. Мы духом сильны.
Его победить мы сегодня должны»
Пусть мамонт огромен. Мы знаем одно:
«Насытится племя сегодня должно».
И с песнями, в круг вместе воины встали,
В фигуру на стенке все копья метали.
Танец охотников. С помощью танца и пантомимы учащиеся изображают сцены охоты, дети одеты в костюмы первобытного человека, в руках у них лук и стрелы. Звучит дробь барабана. Первобытные люди подрожали звукам окружающей природы. Школьники издают звуки лягушки, обезьяны, птицы. Музыка рождалась и при помощи ритмичного постукивания по каким либо предметам. (Учащиеся топают ногами и ритмично постукивают руками по парте).
IV Творческая лаборатория: «Каменный век поэзии». Дети читают стихи собственного сочинения.
Древние люди не знали огня
Мучились, мясо сырое жуя
Молния в дерево как-то попала
Мясо пожарилось
Жизнь полегчала.
Лямзина Юля.
Первобытные бабуси
Знали толк в зверином вкусе
И за меховой наряд
Убивали всех подряд.
Жили в каменной пещере
Сами были словно звери,
Били палками клопов
И не чистили зубов.
Ивченко Маша.
В веке давнем жил тревожно
Первобытный человек
Между прочим очень скромно,
Ускоряя в жизни бег.
Палкой землю ковыряя,
Пропитанье добывал.
И законы от природы
Очень четко соблюдал.
Еды много не бывает,
Прокормить один лишь рот.
И терпения хватает,
Нет ни нищих, ни господ.
Но однажды лень напала,
Шестеренки закрутив
В голове мысля жужжала,
На работу клин забив.
Припахать быка, корову
Коз, овечек, верблюда
Пусть работает в утробу,
Человеческое «Я».
Древний человек намного проще:
Не разумных слов не говорил,
Уходил он, злобный, к пьяной роще,
Возвращался светлым, полным сил.
Может, следом шла за ним, балуя,
Девушка к заветному ручью,
Утоляла жажду поцелуя,
Будто повторяла сказку чью.
И никто вокруг не удивлялся,
Не бросал в них сплетни грязный ком,
К людям человек с душой являлся,
Не закрытый фиговым листком…
Прокопенко Света.
А ну, отдай мой каменный топор
И шкур моих набедренных не тронь,
Молчи, не вижу я тебя в упор.
Иди в пещеру и поддерживай огонь.
Выгадывать не смей по мелочам.
Не опошляй семейный наш уклад.
Неубрана пещера и очаг
Избаловалась ты в матриархат.
Придержи свое мнение.
Я глава и мужчина я.
Соблюдай отношения
Первобытно - общинные…
Стихи В. Высоцкого.
Y. Учитель изобразительного искусства. Свой рассказ учитель ведет по презентации.
А теперь совершим путешествие по следам первобытных художников. Памятники древней культуры сохранились до наших дней. Они представлены в основном произведениями изобразительного искусства. Чем же рисовали первобытные художники? Первые рисунки были выполнены самым примитивным способом – пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые макароны. К древнейшим изображением относятся и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. Отпечаток рук имел значение личного клейма. Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Их палитра состояла из желтого, красного, коричневого и белого цвета, древесный уголь давал черный цвет. Вот как описывает цветную гамму первобытных художников Алан Маршал в рассказе «Изображения в пещере» (читается отрывок из этого произведения).
Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных: лошадей, львов, носорогов, оленей. Именно они были главными объектами охоты человека и обеспечивали ему пищу и одежду. Часто рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Вот почему говорят о реализме искусства первобытного человека, который проявился в точности и лаконичности рисунков, в умении немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных. В рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Поразительны по совершенству наблюдений и меткости изображения животных бизонов, лошадей, мамонтов, которые наносились на стены и потолок пещер Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова пещера на Урале.
VI Творческая лаборатория: «Я - первобытный художник».
Сейчас каждый из вас будет в роли первобытного художника, но для этого вспомним анатомическое строение животных: «Из каких частей состоит тело животного?» Туловище, голова, конечности, органы слуха и зрения, шея, хвост, кожа (осязание), нос (обоняние).
Демонстрируется презентация с последовательным изображением рисунка животного.
VII Самостоятельная работа учащихся.
Дети выполняют рисунки животных в разной технике (можно выполнить рисунок даже пальцем)
VIII Итог урока.
Закрепление пройденного материала ведется по презентации.
Экспресс - выставка.
Ребята исполняют песню: «Если б не было школ, до чего человек бы дошел, до того б человек докатился – в дикаря бы опять превратился…»