Открытый урок под названием "Черный кот",разработан для учащихся начальных классов. В данном уроке рассказывается, как изобразить черного кота на белом фоне и белого кота на черном фоне. В работе учащиеся могут использовать акварельные и гуашевые краски. Данная работа является методическим пособием для учителей изобразительного искусства работающих как правило с учащимися 2 классов начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Развитие наблюдательности , мелких мышц рук , глазомера .
3.Воспитание любви к живой природе ;терпения ;творческого эмоционального отношения к работе .
Материалы и оборудование :
Наглядный материал : схемы ,таблицы с изображением кошек ;
музыкальное сопровождение :песня про черного кота , песенка Матроскина из мультфильма; карандаши (М, 2М, ТМ), кисти , краски, резинка , альбом , рабочая тетрадь
для 2 класса.
Ход урока :
1. Вступление .
Организационно-познавательная беседа по теме урока .
Объявление целей и задач предстоящей работы.
Эмоциональная настройка на работу .
Показ таблиц , картинок , наглядности . 10 мин.
2. Основная часть .
Обсуждение особенностей позы , окраски. 7 мин.
Набросок кота . 8 мин.
Прорисовка формы учителем 3 мин.
Самостоятельная работа учащихся 8 мин.
3. Заключение .
Подведение итогов занятия ; анализ удачных работ .
Выставка удачных работ. 5 мин.
Содержание урока .
Программа по изобразительному искусству требует как выполнения длительных рисунков с натуры , так и быстрых ,выразительных набросков. Быстрые наброски позволяют передать непосредственное впечатление при восприятии натуры, самое существенное, характерное для нее. Наброски с натуры развивают глаз , руку, наблюдательность ребят.
Начать урок лучше всего с беседы – диалога и , рассказывая- задавая вопросы, внимательно рассмотреть натуру (кота), его позы, характерные особенности .
- Ребята , отгадайте загадку. Кто это?
Маленькие лапки , а в лапках цап-царапки?
Правильно . Это котёнок. Вот его-то мы и будем сегодня рисовать .
Учитель должен обратить внимание детей на наглядность :рисунки учителя на доске, детские работы , иллюстрации в детских книжках.
Сегодня на уроке я научу Вас рисовать ,с помощью краски , кота. Для этого мы сейчас должны приготовить краски. Для работы нам понадобится черная краска. А как мы готовим краски к работе, кто мне подскажет ?........
- Ну вот , краска готова к работе , и я сейчас хочу познакомить Вас с
заслуженным художником России Виктором Александровичем ЧИЖИКОВЫМ .
В прошлом году в издательстве «Эгмонт Россия Лтд.» вышла замечательная книга
«333 кота».Нарисовал её заслуженный художник России Виктор Александрович ЧИЖИКОВ (которому в прошлом году исполнилось 70 лет. Из них 47 лет он отдал сотрудничеству с детским журналом «Мурзилка»), а стихи к рисункам написал талантливый поэт Андрей УСАЧЁВ .
На международной книжной ярмарке в Москве эта книга стала победителем конкурса «Книга – 2005» .Виктор Чижиков всю жизнь рисовал котов. Почему именно котов? Вот как рассказывает об этом он сам в предисловии к книге . «Помню случай из детства. Моя мама поставила сушиться раскрытый зонт. Рядом сидел котенок Черныш. Неожиданно он прыгнул на зонт и стал на нем качаться. Когда зонт перестал пружинить , черныш спрыгнул на пол , опять забрался на диван и всё повторил заново .Он проделал это несколько раз, затем, успокоившись, уснул на диване .Меня поразила осмысленность его действий , ведь котёнку не было и месяца .С тех пор у меня было много котов ,каждый имел свой характер и был абсолютно не похож на всех остальных. Наверно, поэтому я рисую котов всю жизнь с особым удовольствием…»Под стать рисункам оказались весёлые и остроумные стихи Андрея Усачёва .Когда их читаешь , кажется , что поэт угадал не только мысли художника , но и выразил стихами те чувства ,которые возникают у зрителя .
Вот несколько стихов о котах (показываю иллюстрации из журнала «Мурзилка») :
Загадочная кошка
Не узнаете при свете, Коты не любят спать в углу ,
Не увидите во тьме Ни на ковре , ни на полу …
(Даже кот вам не ответит), Места , достойные кота , -
Что у кошки на уме! Диван , кушетка и тахта !
Кошарик Объявление
За хорошие отметки Кот весёлый и пригожий
Выдают котам конфетки. Снимет уголок в прихожей .
А отличникам положено (Не кусает , не орёт.
Земляничное мороженое . И обои не дерёт!)
Васька млеет от учёбы :
- Мне диктантов пять ещё бы !
Прогулка Романс
Чем весь день смотреть в окно «О, люди ! Я скрывать не стану ,
И на пуфиках валяться , Безумно я люблю сметану…»
Лучше уж пойти в кино
Или просто прогуляться !
Рыбий жир
Всегда здоров и весел этот кот :
Он рыбий жир от всех болезней пьёт !
- Ребята , а у кого дома живет кот или кошка ? (поднимают руки)
- Какого цвета бывают коты ?... Сегодня на уроке мы нарисуем черного кота.
Показываю на доске , ученики смотрят
Мысленно разделим лист пополам.
На одной стороне листа мы нарисуем кота, который испугался собаку - выгнул спинку, шипит ……………….(рисую кистью с черной краской, без предварительного наброска);
На другой стороне листа мы нарисуем кота, который проснулся и потягивается после сна
…………………….(рисую кистью с черной краской, без предварительного наброска).
Необходимо добиться , чтобы в ходе наблюдения за учителем ,дети хорошо усвоили форму кошки : туловище и голова напоминают округлые формы; задние лапки имеют округлые коленки ;ушки - треугольные ;хвостик – длинный .
Физкультминутка
Ребята , давайте встанем все и представим себе , что мы котята . А теперь покажите мне , как котик потягивается после хорошего сна (дети вытягивают руки вперёд, растопырев пальчики , выпуская «коготки» , как котята). А теперь на вашем пути появился страшный Барбос, котята шипят , выгибают спинки .
Молодцы !. Садитесь на свои места и примемся за работу .
Ставится задача : соблюдать похожесть животного , нарисовать в характерных позах, чтобы можно было угадать , кто это .
Музыка Самостоятельная работа учащихся Музыка
(Кот Леопольд , кот Матроскин ,песенка про лунных котов)
В ходе выполнения самостоятельной работы следует обязательно учитывать, что помощь учителя должна быть своевременной . Следует отмечать удачные зарисовки .
Подведение итогов :
- выбрать с каждого ряда по 3 удачных работы;
- указать недостатки в работе ;
- ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК .
Домашнее задание : на черном листе цветной бумаги нарисовать белой гуашью кота .