kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Азбука киноязыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства  входит в систему уроков изобразительного искусства в 8 классе и соответствует программе и календарному плану по предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка»


Методическая разработка урока

изобразительного искусства в 8-м классе

по теме

«От большого экрана

к твоему видео.

Азбука киноязыка»

(по программе Б.М. Неменского)







Автор:

Сусарев Юрий Александрович

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Школа №48» г. о. Самара



Самара, 2016 год



Тема

«От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка»

Тип

Урок обобщения и систематизации знаний (семинар)

Место урока в

учебном процессе

Данная тема изучается в начале третьей четверти (второй урок), но является основополагающей для всего цикла «Что мы знаем о кино?» в программе Б.М. Неменского. Вопросы, затронутые здесь, раскрываются на последующих уроках. Учащиеся самостоятельно организуют творческие команды, которые впоследствии будут работать над одним видеопроектом до окончания учебного года.

Цель

Раскрытие основ экранной куль­туры в процессе создания видеопродукции

Задачи

Воспитательные: приобщение к видео творчеству, формирование интереса к миру кинематографии, формирование эстетического вкуса, привлечение к творческой деятельности и досугу.

Развивающие: формирование устойчивого интереса к киноискусству, способности воспринимать его профессиональные особенности; развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Образовательные: осознание единства природы творческого процесса в фильме и домашнем видеофильме, систематизация и обобщение знаний при создании видеопродукции, овладение средствами процесса видеотворчества.


Личностно значимая проблема

Осознание себя как творческой личности, способной ориентироваться в мире современной художественной культуры.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы: фронтальная, групповая.

Дидактические средства для учителя

ИКТ: экран, мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер, презентация «От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка».

Материалы для обучающихся

Бумага, авторучка, карандаш, ластик или ноутбук (при наличии).

Основные понятия и термины

Фильм, ролик, сценарист, сценарный план, текст-таблица, режиссёр, режиссёрское решение, художник-постановщик, оператор, ракурс, точка съёмки, план охвата сцены, кадр, монтаж, видеоредактор.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать творческий процесс экранного искусства.

Получат: представление о роли сценариста, режиссёра, художника, оператора, монтажёра при создании фильма, о творческих задачах, стоящих перед ними;

возможность научиться владеть некоторыми навыками работы в процессе создания видеопродукции.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: научатся работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Познавательные: выявят особенности процесса создания видеопродукции. Определят способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Овладеют основами практической творческой работы;

способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать свою личность.


Ход урока (примерный сценарий):


Этап

Содержание

1.

Организационный момент.

Фронтальная деятельность.

Время: 5 минут.

На прошлом уроке мы изучали «многоголосый язык экрана», усвоили синтетиче­скую природу фильма, которая рожда­ется благодаря многообразию вырази­тельных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-дра­матургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Мы также с вами узнали, что в разработке любого фильма участвует огромное количество представителей разного рода профессий, без которых бы не было «важнейшего из искусств». Сегодня мы коснёмся темы разработки домашнего видеоролика, разберём этот творческий процесс и выявим важные этапы создания видеопродукции.


Слайд 1.


2.

Изучение нового материала.

(Объяснительно-иллюстративный компонент).

Фронтальная деятельность.

Время: 20 – 25 минут.


В начале нам следует обратить внимание на терминологический аспект: что такое ролик и чем он отличается от фильма?

Слайд 2.


Фильм (англ. film — плёнка), а также — кино, кинофильм, телефильм, кинокартина — отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане фильм представляет собой совокупность движущихся изображений (монтажных кадров), связанных единым сюжетом.

[Е. А. Иофис. Фильм. БСЭ — 1969—1978]


От себя добавим, что фильм представляет собой и сложную структуру сюжетных линий (относительно законченная часть сюжета, связанная с каким-либо одним героем произведения или с группой героев (персонажей).


Ролик или клип [

Клип (ролик) — непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. [https://ru.wikipedia.org/]


Из этого выводим немаловажный критерий:

Фильм — продолжительное произведение с множеством сюжетных линий.

Ролик — короткое произведение с одной сюжетной линией.


А теперь обратимся к процессу создания видеороликов.

Если мы вспомним нестареющий советский мультфильм для взрослых 1968 года Фёдора Хитрука "Фильм, фильм, фильм», нам легче будет составить структуру процесса создания нашего произведения.


Первое, что нам необходимо — это сценарий.

Слайд 3.


Сценарий, в данном случае, представляет собой текст, содержание которого раскрывает заданную тему, сюжетную линию ролика, его цель и задачи. Объём текста не должен превышать более одного-двух страниц (для фильма, соответственно, необходимо большее количество печатных страниц).


Слайд 4.


Второе, это режиссёрское решение:

  • анализ сценария (структурированный текст);

  • стиль ролика;

  • место и время съёмки;

  • актёрский состав.


При анализе сценария составляется разбивка на кадры (определяется примерный видеоряд), разделение на тип трансляции: сценическое воплощение (игра актёров) или видеоряд со звуковым сопровождением (голос за кадром, музыкальное сопровождение).

Слайд 5.


Для удобства советуем Вам составить структурированный текст-таблицу.


Слайд 6.


После анализа выбирается стиль ролика: урок, костюмированное представление и т.д.

Слайд 7.

Затем определяется место и время съёмки и составляется актёрский состав: актёры в кадре и за кадром.

Слайд 8.

Третье, деятельность художника-постановщика, который подчиняясь режиссёрскому решению, но самостоятельно определяет и решает творческие задачи: оформляет место съёмки, определяет декорационный и реквизиторский набор и создаёт соответствующие аксессуары.



Слайд 9.


Четвёртое, работа операторов (видео-оператора, оператора света, звукооператора).

Здесь необходимо наличие аппаратуры: (не менее одной видеокамеры, осветительный набор, аудио комплект).

Слайд 10.


Остановимся на некоторых аспектах операторской работы.


Слайд 11.

  1. Ракурсы камеры

Ракурс — изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся кинокамерой.

Существуют 3 типа ракурсов камеры:

  1. объективный (от 3-его лица)

  2. субъективный (от 2-го лица)

  3. точка зрения (от 1-ого лица)

Объективный ракурс. Зритель видит всё, что происходит, но как-бы невидимый. Актерам в данном случае нельзя смотреть прямо в камеру, иначе этот эффект исчезнет

Субъективный ракурс. Камера двигается, парит, трясется от взрывов, иногда на нее может попадать кровь, следует прямо за персонажем, в этом случае зритель сильнее чувствует эффект присутствия. Когда актер смотрит в камеру и обращается напрямую к зрителю, это — тоже субъективный ракурс.

Ракурс «точка зрения». Зритель видит то же, что и персонаж. Считается, что в этом случае зритель сильнее всего ассоциирует себя с героем. Были попытки снять фильм полностью в этом ракурсе, но все они провалились.

Слайд 12.



  1. Точка съёмки

Точка съёмки — место установки видеокамеры.

Существуют три точки съёмки:

  • Верхняя (высокая);

  • Средняя (нормальная);

  • Нижняя (низкая).

Слайд 13.

  1. Планы охвата сцены

План охвата сцены — охватом (покрытием) в кинематографе обозначают термин, описывающий съемку сцены с различных ракурсов, углов обзора и расстояния.

Рассмотрим несколько планов:

Обзорный план - кадр с очень широким ракурсом, который показывает место действия сцены.

Общий план - достаточно широкий угол обзора, где охватываются все актеры.

Средний план - актер изображен до пояса. Некоторые разделяют первый средний план (молочный) - по грудь, и второй средний план (пасхальный) - тело человека без ног - американский план.

Слайд 14.



Крупный план - кадр с изображением актера выше шеи (голова, портретная съемка).

Макро крупный план (макро план, деталь) - так близко, что видна только часть лица актера. Например, это тикающие часы. Кадры вставок могут помочь в редактировании, монтаже, когда вы обнаружите, что у вас нет подходящего ракурса для перехода между кадрами.

Внимание! При постановке плана охвата актёра в кадре нельзя «резать человека» по сочленениям костей.

Слайд 15.

Теперь познакомимся с некоторыми аспектами видеомонтажа.

Монтаж начинается до съёмки…

К. Рейсц. Монтаж фильма. (Из книги "Техника киномонтажа", 1960 г.)

Монтаж (фр. montage) — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка,

способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами.


Задачи монтажа.

Задачи и возможности монтажа значительно сложнее, интереснее. Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в первую очередь уметь оценить снятый материал, увязать один монтажный кадр с другим, чтобы зритель мог понять содержание. При этом как бы ни был мал монтируемый кусок (кадр), зритель должен увидеть в нем то основное, ради чего данный кадр показывают в ходе монтажных сопоставлений. Важно показать непрерывность действия и привлечь внимание зрителя к содержанию эпизода или сцены.

Слайд 16.


  Монтаж должен:

   1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;

   2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;

   3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров, снятых с изменением темпа внутрикадрового действия или с иных точек, и т. п.

Слайд 17.



В процессе монтажа желательно уделять внимание на:

  • Динамичное чередование кадров (сцен) и ракурсов;

  • Видеоэффекты внутри кадра;

  • Переходы кадра на кадр.



Видеоэффекты и переходы дополняют смысловые решения видеоряда и способствуют интеллектуальному и эмоциональному восприятию зрителя! Но не следует слишком часто использовать их!

Слайд 18.



Немаловажное значение при создании ролика или фильма носит музыкальное сопровождение. Хорошая, и главное в тему, музыка становится нередко важным инструментом видео-произведения, трогающим тонкие струны нашей души. Но нам необходимо помнить об авторских правах тех людей, которые создают для нас звуковые произведения.

Чтобы не попасть впросак, и не оказаться в числе нарушителей закона, можно скачать музыку с тех сайтов, где музыка доступна для бесплатного использования. А лучше, используйте классические произведения в собственном или дружеском исполнении. И совсем замечательно, если вы сами, или кто-либо из ваших друзей, одноклассников или просто знакомых сочиняет музыку.

Слайд 19.



Теперь поговорим о программах видео-редакторах, с помощью которых совершается наша видео-симфония.

Многие редакторы хорошего исполнения требуют, конечно, платной лицензии. Их стоимость можно найти в пространстве Интернета. Но есть программы, которые бесплатно позволят нам создать пусть не шедевры кинематографии, но достойные внимания произведения.

  • Windows Live Movie Maker (видеоредактор на русском для Windows 7, 8)

Скачать с официального сайта:

http://windows.microsoft.com/ru-ru/windows-live/movie-maker#t1=overview

Это бесплатное приложение от Microsoft, которое позволит вам создавать чуть ли не собственные фильмы, видеоклипы, можно накладывать различные аудио дорожки, вставлять эффектные перехода и пр.

Слайд 20.

  • Avidemux

Скачать с официального сайта:

http://softobase.com/ru/avidemux

Свободное приложение, предоставляющее возможности для быстрого (и несложного) редактирования видеофайлов (удаления ненужных частей, наложения всевозможных фильтров и последующего кодирования). Поддерживается работа с различными типами видео (среди которых AVI, MPEG, MP4/MOV, OGM, ASF/WMV, VOB, MKV и FLV), имеется богатый набор фильтров. Avidemux прекрасно работает с кодеками x264, Xvid, LAME, TwoLAME, Aften и другими.

Существуют версии под Microsoft Windows, Mac OS X, Linux. Программа может работать в 64-разрядных операционных системах.

Слайд 21.



  • VirtualDub

Скачать с официального сайта:

http://virtualdub.ru.softonic.com/

Свободная утилита для захвата, монтажа и редактирования видеопотока для платформы Windows, лицензированная на условиях GNU General Public License (GPL). Разработчик — Эвери Ли (англ. Avery Lee). Может использоваться для простых линейных операций над файлами формата видео.

Слайд 22.



  • Jahshaka (ранее Cinefx)

Скачать с официального сайта:

http://soft.mydiv.net/win/download-JahShaka.html

Система нелинейного видеомонтажа, служащая для создания, редактирования видеоматериалов, наложения эффектов, использующая аппаратную реализацию OpenGL и OpenML для обеспечения интерактивной работы в реальном времени. Распространяется по лицензии GPL. Jahshaka — первая в мире система для редактирования видео и наложения спецэффектов в реальном времени с открытым исходным кодом. Существуют версии для GNU/Linux, Microsoft Windows NT и Mac OS X.

Слайд 23.



  • YouTube Video Editor

Скачать с официального сайта:

http://youtube-video-editor.en.softonic.com/web-apps

компания Google представила новую службу сервиса YouTube, которая позволяет редактировать видео прямо из браузера. С помощью YouTube Video Editor теперь можно производить редактирование имеющихся в профиле пользователя видеороликов и применять аудиодорожки. Редактор видео YouTube Editor позволяет производить с роликами нехитрые манипуляции, такие как, например, обрезка видеоряда или же объединение нескольких в один.

Слайд 24.

  • Lightworks

Скачать с официального сайта:

http://lightworks.ru.uptodown.com/windows

Lightworks уступает по функциональности более популярным программам, уровня Adobe Premiere. Но он давно заработал хорошую репутацию среди профессионалов, что подтверждается огромным списком фильмов, которые были смонтированы с использованием Lightworks. Перед работой с Lightworks понадобится завести учетную запись. При первом запуске программы на экране появляется окно для регистрации пользователя.

Слайд 25.



  • OpenShot

Скачать с официального сайта:

http://www.openshot.org/download/

Один из самых качественных полноценных нелинейных видеоредакторов на платформе Linux. Его создатель Джонатан Томас, начиная разработку в 2008 году, хотел создать простой, понятный, и в то же время мощный и стабильный редактор. И, как мне кажется, ему это удалось. В OpenShot есть всё, что нужно, и ничего лишнего. Он молниеносно быстр и предельно прост. Трудно придумать что-то лучшее для эпизодического редактирования несложных проектов.

Некоторые бесплатные видео-редакторы ещё не русифицированы, поэтому, есть ещё один стимул для изучения английского языка!


3.

Творческая и практическая деятельность.

(Творческий поиск. Практический компонент).

Групповая деятельность.

Время: 10 – 5 минут.

Мы выяснили, из каких этапов состоит весь творческий процесс создания видеороликов. На каждом этапе главную роль исполняет какая-либо личность, а порой и не один человек. Вашему классу даётся задание: за некоторое время 5 – 7 минут попробовать объединиться в творческие группы от 5 до 10 человек, которые будут участвовать в создании видеопроекта, определить ответственность каждого за какую-либо часть (причём, ответственным за этап, возможно, будет один, но участвовать могут все).


Слайд 26.


И в конце этого урока, или же к следующему, подать список творческой группы по следующим позициям:

  1. Сценарист;

  2. Режиссёр;

  3. Художник-постановщик;

  4. Оператор;

  5. Монтажёр;

  6. Актёрский состав;

  7. Другое (звукооператор, композитор, осветитель, декоратор, гримёр, костюмер, реквизитор и так далее).


Слайд 27.

4.

Подведение итогов урока.

Фронтальная деятельность.

Время: 5 минут.

Итак, на сегодняшнем уроке мы коснулись процесса создания видеоролика, уяснили синтетическую природу этого вида деятельности, попробовали на начальном этапе создать творческую группу, которая, возможно, изменится к следующему уроку.

На этом наш урок закончен.

Слайд 28.



Используемые источники:


  • Е. А. Иофис. Фильм. БСЭ — 1969—1978;

  • https://ru.wikipedia.org/;

  • http://snimifilm.com/almanakh/semki/rakursy-okhvat-i-masshtaby-v-semkakh;

  • Карел Рейсц «Техника киномонтажа», Искусство, М., 1960.

  • Бессмертный мультфильм Фёдора Савельевича Хитрука «Фильм, фильм, фильм»



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Азбука киноязыка

Автор: Прошунина Ольга Петровна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства