Просмотр содержимого документа
«"Ассоциативная композиция"»
Тема: «Ассоциативная композиция»
16.03.2016 год
Преподаватель высшей категории: Редькина Ирина Борисовна
Возраст детей: 11-12 лет
Целевая установка:
1.Дать представление об ассоциативной композиции, «абстрактных образах». Изучение понятий.
2. Продолжить знакомство с психологией цвета
3. Выработать навыки визуального воплощения различных явлений в условной форме за счет выразительных средств: линий, пятна, цвета
3. Развитие творческого ассоциативного мышления.
Вид урока: Урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: интегрированный, лекционный материал, применения новых знаний и умений на практике
Продолжительность урока: 3 часа (три урока по 40 мин. с 10 минутными перерывами)
Оборудование для преподавателя:
- конспект урока,
- аудиозаписи различных звуков;
- медиа проектор
- предметы для проведения ассоциативных опытов (целлофан, наждачная бумага, куртка с замком, файл, бумага от шоколада, терка, различные запахов – кусочек хлеба, мандарин, шоколад, яблоко, лимон)
Зрительный ряд
- презентация «Абстрактная композиция в картинах художников»
Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты Клода Дебюсси, А. Вивальди «Весна, ч.1»
В.А. Моцарт Симфония №40, 1 часть
Л. Бетховен Фрагмент из симфонии №5, ч. 1 тема судьбы, Е. Дога Вальс из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь»,
хип-хоп, рок;
Оборудование для учащихся:
- формат А4
- гуашь, ластик, карандаш, баночка с водой, кисти разных номеров, палитра
- тетрадный лист, шариковая ручка.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой. Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока. Объяснение темы. Актуализация знаний учащихся по теме.
3. Практическая работа
4. Подведение итогов урока
5. Домашнее задание
6. Уборка в классе
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Художник не может быть равнодушным человеком, у него все подчинено чувству, настроению.
Художник Кандинский утверждал:
«Цвет- это клавиши, глаз молоточек, душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Мы свами, немного музыканты, немного поэты – потому что создать художественное произведение, которое бы нашло отклик у зрителя, без собственного внутреннего трепета, душевного порыва невозможно. Задача художника, а также юного художника, заставить зрителя вместе с нами переживать, радоваться, восхищаться, когда они будут рассматривать наши произведения. Согласитесь, что такая же задача и у поэта, и у музыканта – посредством слова, музыки, найти отклик в человеческой душе, заставить думать и сопереживать.
И вот мы плавно перешли к теме нашего урока. Он сегодня будет не совсем обычным.
Объявление темы и целей урока. Объяснение темы.
Л.Н.Толстой писал: «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними признаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»
Мы познакомимся с «абстрактными образами», познакомимся с психологией и символикой цвета, и попробуем себя в роли художников абстракционистов. Пока все непонятно, много новых слов. Но мы вместе с вами во всем постепенно разберемся.
3. (показ презентации «Абстрактная живопись»)
Мы с вами посмотрели работы художников. И мы можем сделать вывод, что картина-это не только точная передача предметного мира, но и передача эмоций, настроения, внутреннего состояния с помощью линии, цвета, пятна, такие работы похожи на цветной сон, что-то нереальное, хотя художник передает вполне реальные мысли и чувства. Такую передачу мысли в картине называют АБСТРАКТНОЙ, в них изображены несуществующие, формальные образы, созданные воображением художника. Такое средство передачи мысли художника можно так же назвать АССОЦИАТИВНЫМ.
Ассоциации – это представления, связанные в сознании человека с предыдущим жизненным опытом.
Когда человек рождается и растет, процесс познания мира начинается именно органов чувств и самым важным из них является зрение. За время жизни у человека появляется огромный чувственный, ассоциативный опыт.
Ассоциации бывают:
Фактурно-осязательными
Вкусовые
Слуховые
(задания)
Что же такое фактурно-осязательные ассоциации?
Сейчас вы закроете глаза, а я каждому дам предмет, и вы должны его угадать, в этом вам поможет ваш жизненный опыт.
(наждачная бумага, целлофановый пакет, файл, бумага от шоколада, терка и т.д.)
Какой богатый у вас жизненный опыт! Молодцы.
А теперь перейдем к вкусовым ассоциациям. (с закрытыми глазами). Я дам вам понюхать определенный запах, а вы назовете мне его.
Проверим ваш жизненный опыт на слуховые ассоциации (с закрытыми глазами)
(помешивать в кружке чай, открывать и закрывать замок на куртке, листание книги, шуршание целлофановым пакетом и.т.д.
Многие звуковые впечатления могут вызывать соответствующие им зрительные ассоциации. Например, крик петуха – раннее утро, крик журавлей – осень, грусть.
Мы с вами немножко подольше задержимся на слуховых ассоциациях.
Музыка, вот тот инструмент, с помощью которого человек может воспринимать мир по-разному. Слушая тихое, лиричное произведение-душа человека грустит, вспоминается прошлое, слушая торжественный марш- появляется гордость за родину, великих воинов. Ну а когда мы слышим русскую плясовую – ноги сами в пляс идут!
(Преподаватель музыки)
«Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!»
М.Пляцковский
Музыка, она существовала всегда с появления человека. Музыка сопровождает нас везде, всюду наяву и даже во сне. Музыка рождается во всем, что нас окружает. Даже собственное дыхание можно, услышав, рассматривать как напевы. Без музыки невозможно представить никакое мероприятие. Музыка расслабляет, поднимает настроение, отвлекает от грусти и скуки. Музыка дарит новую жизнь, она излечивает от болезней. Прослушивание музыки часто превращается в целое искусство. Музыка объединяет и соединяет воедино.
Музыка – это развлечение, которое всегда под рукой. Ее можно слушать везде, в машине, в автобусе, в поезде, на улице, дома, по телевизору, по радио, даже в магазине, покупая игрушки для детей. Можно просто сидеть на одном месте и слушать музыку, которая играет у тебя в ушах. Современные технологии позволяют слушать музыку, идя по улице или проезжая в общественном транспорте на занятия, работу или встречу.
Музыка для кого-то образ жизни, жизнь в целом. Они живут и дышат музыкой, ложатся и просыпаются с ней. Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Способность чувствовать гармонию звуков в музыке, цветов – в живописи, слов – в поэзии проявляется у разных людей неодинаково. Задатки этой способности есть у любого человека, но часто они существуют в нем потенциально, т.е. как бы «спят» и не проявляют себя в жизни. Пробудить и развить эту способность у взрослого человека значительно сложнее, чем у ребенка. Объясняется это тем, что большинство взрослых людей склонны к рассудочному пониманию художественного явления, а гармония в искусстве базируется, прежде всего, на человеческой чувствительности, на непосредственном восприятии органов чувств: зрения, слуха, осязания…
В детстве органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребенка легче, чем взрослого, научить смотреть так, чтобы увидеть гармонию цвета, уловить гармонию звуков.
Ткань музыкального произведения предельно абстрактна, невидима, но чрезвычайно чувственна. Музыка как будто стремится преодолеть свою нематериальность и обрести плоть, стать видимой. Т.е. музыку нельзя увидеть глазами, но прослушав её, в голове могут родиться разные ассоциации. И слушая один и тот же музыкальный фрагмент, у каждого возникают разные образы.
Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания, но и потаенные способности, скрытые силы.
Давайте с Вами прослушаем несколько музыкальных фрагментов. Для начала я Вам расскажу, что хотел передать композитор, используя музыкальный язык.
Симфоническое произведение Клода Дебюсси, французского импрессиониста, «Ноктюрны» позволяет явственно ощутить «свето-цвето-звук». Первая часть – «Облака» рисует медленно движущиеся и гаснущие вдали серебристо-серые облака. Второй ноктюрн «Празднества» изображает световые всплески атмосферы, её фантастический танец. В третьем ноктюрне на волнах моря, искрящихся в ночном воздухе, качаются волшебные девы-сирены и поют свою завораживающую песнь.
Прослушивание музыкальных фрагментов Клода Дебюсси
А теперь послушайте еще несколько музыкальных фрагментов, и запишите, на листочек какие чувства они у вас вызвали, какие образы вы представили.
Прослушивание музыкальных фрагментов:
А. Вивальди «Весна, ч.1»
В.А. Моцарт Симфония №40, 1 часть
Л. Бетховен Фрагмент из симфонии №5, ч. 1 тема судьбы
Мы с вами прослушали музыку классическую, т.е. музыку великих композиторов, которая заставляет задуматься и услышать замысел композитора. Классическую музыку нужно уметь слушать, невозможно её понять, если слушать невнимательно. Она существенно отличается от других направлений в музыке, и ее по праву можно отнести к музыке «серьезной».
Существуют разные направления в музыке, так называемые стили музыки, разные жанры, и предназначение у них разное. (Обращение к детям)
А какие стили знаете вы? Ответы детей
У музыкантов разных направлений музыки взгляды на окружающий мир очень различаются. Например, рокер видит мир в темных тонах, а поп-исполнитель в розовых. Для хип-хопа свойственно видеть все и всех вокруг в бедных тонах. Музыка так разнообразна, что порой очень сложно дать правильное направление той или иной композиции. Все люди любых возрастов слушают и любят музыку, но не всю. Одни слушают только попсу, а все остальные направления на дух не переносят. А люди, слушающие рок или рэп, не переносят попсу и шансон. А есть люди, которые не понимают современных музыкальных направлений, и поэтому слушают ретро, народные песни либо классическую музыку.
Сколько людей, столько музыкальных предпочтений.
Только в случае, когда разные люди слушают разные музыкальные направления, они никогда не смогут понять друг друга. Невозможно рокеру объяснить смысл попсовых песен и положений поп-культуры. И наоборот, очень сложно объяснить любителю клубной музыки или попсы крики и оры, используемые в рок-музыке, особенно если это хард-рок. Здесь уже речь идет о разных культурах. Как в религии в разных музыкальных культурах свои правила, положения и нормы, не похожие друг на друга. Представителям разных музыкальных направлений, а значит и культур не понять представителей других направлений, так же, как и представителям других религий.
Для сравнения – прослушивание музыкального фрагмента в стиле Рок, хэви металл, поп-музыка.
Задание: прослушивание музыки, на листочек записать, какие эмоции она вызвала, какие цвета увидели. Один два противоположных произведения выполнить цветом (например, вальс и рок)
А теперь прослушаем два музыкальных фрагмента, и вы на листе изобразите свои ассоциации.
Е. Дога Вальс из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь»,
Фрагмент в стиле рок.
Вот видите, у каждого возникают разные ассоциации при прослушивании музыкальных произведений, это объясняется тем, что все мы разные, чувствуем по-разному, потому и разные образы.
(преподаватель ИЗО)
Покажите ваши работы. Сейчас вы видели цветовые картинки в своем воображении, и старались передать цветом то что вы слышали, чувствовали. То есть сейчас вы выполнили задание нашего урока АССОЦИАТИВНУЮ КОМПОЗИЦИЮ
Так в чем же отличие изображения предметного мира от ассоциативного, абстрактного?
При изображении музыки вы брали разные цвета и по-разному выполняли работу. Почему?
Мы с вами узнали, что у нас уже достаточно богатый ассоциативный опыт, мы поняли, что в картине можно изобразить свои мысли, эмоции, настроение, не изображая реальный мир. Но мы с вами забыли еще об одном важном вопросе. Слушая музыку, вы видели определенные цвета, и каждый видел и чувствовал свой цвет – это потому, что мы все разные. Кто-то, слушая вальс увидел нежные голубовато –зеленые оттенки, кто-то нежно-розовые, для одного горе –это черный цвет, а для другого коричневый. Остановимся на этом поближе
За много веков существования живописи, сложились определенная символика, психология цвета, о влиянии ее на чувства человека. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать у зрителя определенные эмоции.
(задание)
На ваших листочках написаны цвета. Напишите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется каждый цвет. Просьба, не советоваться друг с другом.
А теперь сравним ваши ответы и общепринятые.
Белый – символ чистоты, истины (чистая правда, можно переиначить –белая правда)
Черный цвет – ночь, раскаяние, тишина, пустота. В христианстве черный символизирует горе, ополаскивание, скорбь.
Желтый(фиолетовый) – цвет солнца, золота, но и кроме того – это еще и цвет предательства, ревности, трусости и болезни. В сочетании с другими цветами он может вызывать отрицательные эмоции. Зелено-желтый и серо-желтый олицетворяют зависть, фальшь, и действуют отталкивающе.
Красный (зеленый) –горячий, насыщенный, тяжелый цвет. Кровь, огонь, гнев, война, сила, мужество. Цвет жизни. Так же его используют, как цвет опасности (дорожные знаки) «Красна девица». Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темный придает солидности.
Оранжевый (голубой, синий) - интуиция, цвет страстных мечтателей, но также может обозначать лицемерие и притворство, подлость и предательство
Синий(оранжевый) – цвет неба, моря, постоянства, преданность, мир, совершенство. Символизирует вселенский космос. Тяжелый, строгий цвет.
Голубой (оранжевый) – воздушный, спокойный, слегка пассивный. Если голубого цвета много – это может вызвать лень, апатию.
Светло-голубой-символ непостижимого и чудесного.
Розовый – цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-то решение.
Коричневый – цвет земли. Люди, любящие этот цвет, ценят традиции, семью.
Зеленый (красный) – весна, надежда
Фиолетовый (желтый) – насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Символизирует мудрость, зрелость. Связан с артистизмом, великими идеями. Способствует состраданию, вдохновению.
Но эти все символы относительны. В разных государствах и религиях значения и символы различаются. Представитель художников- экспрессионистов Эмиль Нольде писал: «Цвет- материал живописи. Цвета в своем уединении плачут и смеются, мечтают о счастье, о любви, они поют волшебные хоралы, они живут и умирают».
Мы с вами иногда слышим такие выражения: «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха». То есть символика цвета говорит сама за себя, мы не задумываясь применяем ее в повседневной жизни. Умея использовать цветовые ассоциации, свой жизненный опыт художник может создавать картины, которые не оставят зрителя равнодушным.
Художник Матисс говорил следующее: «Один тон сам по себе всего лишь цвет, два тона – это уже соотношения, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним». Цвет сам по себе просто цвет, и только в сочетании с другими цветами он начинает с нами свою беседу.
Мы с вами помним, что есть дополнительные цвета, помогающие друг другу стать ярче, выразительнее. Есть нейтральные цвета белый и черный, помогающие другим цветам стать нежнее или стать более грустными, печальными. Об этом и говорит художник Матисс.
Практическая работа
Сейчас я вам раздам карточки с заданием («Грохот льдин на реке и тишина на рассвете», «Тихая и громкая музыка», «Нежность и ярость», «Вьюга и жаркий день», «Тихий шепот и громкий крик», «Карнавал и страх», «Радость и грусть», «Торжественный марш и пение птиц») Внимательно вчитайтесь в слова. Прочувствуйте их значение. Проведите ассоциации с данными словами. Подумайте, как, не используя реальные формы, а только цвет, пятно, линию, геометрические фигуры передать состояние вам заданное.
Например, у меня написано задание любовь и зависть. Я начинаю размышлять: любовь к человеку, родине, природе. Это разные чувства и эмоции, разные цвета. Любовь к человеку для меня ассоциируется с теплом, заботой, само это чувство переливается словно радуга всеми цветами, мазки будут мягкими, линии плавными, закругленными.
Я буду брать нежные цвета, возможно применю и чистые локальные, такие, как желтый, нежно-зеленый.
Зависть. Ассоциация со змеёй, неприятное, нехорошее чувство. Вижу зеленые коричневые оранжевые цвета и даже черный. Представляю пятно – человек, которого изнутри съедает зависть к другому человеку, зависть –это болезнь, с нею тяжело жить. И вот это чувство необходимо передать на бумаге так, чтобы зритель это тоже прочувствовал.
Кто быстро справится может попробовать дополнительное задание: «Мой характер», «Кислый фрукт», «Сладость», «Запах маминых духов», «Вода и огонь», «Индия», «Египет», «Радостные новости», «Война», «Мартовский кот»
А теперь приступайте к работе.
4. Подведение итогов урока.
И так вы выполнили свои задания. Попрошу вас каждого зачитывать карточку с заданием и рассказать нам, зрителям, о своей творческой работе.
И так, с какими новым понятием мы сегодня познакомились? (Ассоциация, ассоциативная композиция)
О каких видах ассоциаций вы сегодня узнали? (Фактурно-осязательные, слуховые, вкусовые)
Что нового мы узнали о цвете? (о психологии и символике цвета, цвет влияет на чувства человека)
А как же влияет разная музыка на человека?
А каких художников, музыкантов мы сегодня слушали, цитировали, смотрели репродукции, можете назвать? (Клода Дебюсси, Вивальди, Моцарт, Кандинский, Матисс, Николай Ротко, Николай Рыбаков, Михаил Омбыш-Кузнецов)
В чем отличие абстрактной, беспредметной картины от реалистичного изображения?
Домашнее задание.
Дома выполнить:
Ассоциативная композиция «Времена года» - вам необходимо из всех заданий выбрать два по желанию, но обязательно противоположные по состоянию:
Если вы придумаете тему сами, то это будет замечательно. Но помните, нельзя использовать реальные предметы, только чувства, эмоции, состояние, цвет, линия, пятно.
2. После этого урока мы с вами будем выполнять декоративный натюрморт, в котором вы должны будете применить знания этого урока. Вам необходимо подумать над цветовой палитрой, т.е., какие цвета вы будете использовать при выполнении задания.