Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающий аспект приемов арт-терапии в работе с младшими школьниками на занятиях изобразительной деятельностью»
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Известно, что здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права — право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.
Появившееся в педагогической терминологии понятие «здоровьесберегающие технологии» предполагает концентрацию всех усилий школы на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Таким образом, задача педагогов школы заключается в том, чтобы сохранить детям здоровье, полноценно подготовить их к взрослой жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Младший школьный возраст – это начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Кроме успеваемости одним из важных факторов развития личности младшего школьника является состояние его психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Большую рольв укреплении психологического здоровья младших школьников играет использование приемов арт-терапии на занятиях изобразительным искусством.
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Арт-терапия — это тот ключик, который способен открыть все «замки». Что же такое арт-терапия? Каким образом достигается позитивный эффект при использовании методов арт-терапии? Почему творчество обладает такой гармонизирующей силой?
Можно сказать, что арт-терапия давно уже покинула медицинский кабинет и вышла в самые «широкие народные массы». Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то самое глубокое позитивное «ощущение себя».
Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс сказал: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».
Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». Словосочетание «арт-терапия» в педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
В начальной школе дети с большим интересом занимаются изобразительной деятельностью. Особенно рисованием, потому что их речевая деятельность и художественно-изобразительная выступают в поразительном единстве, определяя не только первые семь лет жизни маленького человека, но и весь его одиннадцатилетний цикл - эпоху детства. Л.С. Выгодский рассматривал рисование как «графическую речь», занимающую промежуточное положение между письменной и устной речью.Именно благодаря «графической речи» мы, взрослые, можем многое узнать об психологическом здоровье ребенка. О чем думает ребенок, когда рисует? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. Предметы внешнего мира наделяются чувствами. Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются с тем, что изображено. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно.Иногда дети прямо не говорят о своих негативных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание других детей и взрослых своим поведением. Но в рисунке, несмотря на внешнюю веселость ребенка, находят отражение все его внутренние проблемы: появляются мрачные цвета, колючие и отрывистые линии.Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творчества.
Именно поэтому приемы арт-терапия так эффективны при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.
Арт-терапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой у ребенка.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять в себе.
- Развивает чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
В настоящее время арт-терапия приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, ребенок в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на специалиста думать: « А вдруг меня не поймут или осудят?». Методы арт-терапии относятся к проективным методикам и являют собой вынос во внешний мир того, что нас наиболее беспокоит. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция негативных состояний.
И в заключении хочется сказать о том, что современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.
Мы называем наш век рациональным, мы терзаемся его трезвостью, мы огорчаемся, что потеряли главный символ поэзии - луну! Еще бы, ведь на нее высадились космонавты. Но как объяснить такое чудо - появление новой, никогда не существовавшей нежности к случайному листку бумаги с нанесенным на него детским рисунком.
Используемая литература
1. Д. Аллан «Ландшафт детской души»; СПб – Минск, 2010;
2. Л.С. Выгодский «Психология искусства», М., 2009;
3. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2011;
4. В.М. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», С-П, 2011;