kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вышивка как средство развития творчества у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых  проблем. Очевидно, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Просмотр содержимого документа
«Вышивка как средство развития творчества у младших школьников»

Вышивка как средство развития творчества у младших школьников

Автор: Фрик Юлия Михайловна,

педагог дополнительного образования

МАОУ СОШ №36 г. Златоуста


Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Очевидно, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Развитие творчества – одна из главных задач воспитания младшего школьника. В условиях развития современной системы образования и воспитания, художественный труд все больше выступает как средство развития творческих способностей детей, способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. Широкое использование в этом направлении получают виды декоративно-прикладного искусства. 

На протяжении многих веков человечество создавало декоративно-прикладные изделия, обусловленные имеющимися материалами и господствующими традициями. В этом проявлялось желание людей не только украсить свое жилище или сделать подарок, но и воплотить свои эстетические потребности, свои замыслы. 

Декоративное творчество близко и понятно ребенку. Это утверждают и современные исследователи детского творчества, и педагоги, занимающиеся с детьми.

Декоративность искусства - это не что-то привнесенное и добавленное, не украшательство. Это, прежде всего, внутреннее качество художественного образа. Это качество присуще и творчеству детей. 

Необходимо, чтобы вся жизнь детей в семье и в детском саду и в школе велась в направлении воспитания в них чувства понимания и восприятия самобытности и оригинальности декоративно-прикладного искусства. Тем богаче станет натура человека, тем шире он раскроется в своем творчестве. Здесь происходит не только формирование личностных творческих качеств, но и становление психических функций, таких, как восприятие, представление, воображение, мышление.

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий учреждения дополнительного образования в качестве одного из развивающих средств.

Чем больше содержание занятия отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями детей по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Одним из средств развития творческих способностей является вышивка. Работа вышивкой способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает.

Искусство вышивки - яркое и выдающееся явление декоративно-прикладного творчества. На протяжении тысячелетий вышивка вобрала в себя все самое интересное, эстетичное, практичное и стала, будто зеркалом души, вместилищем красоты. Вышивка, как никакой другой вид искусства донесла до нас наиболее глубокие художественные образы.

И в настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, придает особый шарм современному костюму, подчеркивает индивидуальность.

В вышивке рукотворное, созданное человеком сливается с природой. Природа является основой вышивания.

Вышивка способствует развитию умения видеть и чувствовать эстетичность растений. Поэтому, в методике большое внимание должно уделяться осознанию детьми целей их работы над композицией вышивки. 

Вышивка шелковыми лентами - аналог вышивки нитками. Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. В ней применяются стежки крестом, гладь и переплетение. Но в отличие от вышивки нитью она получается более объемной и рельефной. Вышить лентами можно изделие из любой ткани, за исключением тканей повышенной плотности. Тонкие ленты легко проходят между переплетениями нитей, не теряя своей формы. Более широкие ленты годятся для изготовления объемных цветков, которые тоже станут прекрасной деталью отделки. Россыпь объемных розочек придаст милую трогательность детским изделиям, сделает оригинальной любую готовую вещь. Очень красивы скатерти и салфетки, вышитые лентами (приложение 1). 

Огромную содержательную, эстетическую и духовную нагрузку несет в себе художественный образ вышивания лентами. Его содержание определяют тема, материал, техника исполнения. И здесь осуществляется неразрывная связь художественной, эстетической стороны, со стороной прикладной. Изучение художественных особенностей вышивки лентами детьми способствует развитию их интереса к образной форме освоения мира, формированию эстетического восприятия. 

Богатая цветовая палитра шелковых лент, имеющихся в продаже, позволяет перенести в вышивку самые разнообразные рисунки: от простых с одиночными цветочками, до сложнейших, с пейзажами и натюрмортами. Вышитые цветы или букеты, оформленные в деревянную рамку, могут стать милым подарком для близких и друзей. Основой вышивки служит нарисованный или уже готовый скопированный рисунок, а также рисунок самой ткани. Растения, «расцветая» в ленточных вышивках, пробуждают в душах чувство красоты и способствуют творческому развитию. Ленты, согреваясь в руках вышивальщиц, как бы оживают, превращаясь в чудесные цветы. 

Преимущество такого рукоделия по сравнению с другими видами вышивки заключается в том, что лента намного шире нитей и рабочая поверхность быстро заполняется ленточными узорами. Особенность и простота заключается в том, что ленточные стежки объемны и нет необходимости изображать светотени множеством разнооттеночных нитей. Необычная выпуклость ленточной вышивки преображает рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще. Диапазон возможностей ленточного рукоделия огромен и разнообразен: от миниатюр до вышивок больших размеров, объемных, двойных и т. п. О декоративном применении лент свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, репродукции, литературные произведения и песни. 

В дополнительном образовании должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные интегративные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на других занятиях. Занятия по вышивке лентами основываются на знаниях, приобретенных детьми на занятиях изобразительного искусства, ручного трудового, развития речи, ознакомления с художественной литературой. При работе над декоративными композициями ребята могут воспользоваться знаниями из области ознакомления с окружающим миром (приложение 2). 

В занятиях вышивкой заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус младших школьников, позволяют вооружать их техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания учащихся 8 – 10 лет, развиваются творческие способности. 

С этой удивительной техникой я решила познакомить детей младшего школьного возраста, так как веду изостудию «Волшебная кисточка». Знания, полученные на занятиях в изостудии, ребята смогут использовать для вышивки лентами. Узнают многие тонкости технологии самого процесса, как гармонизировать цвета вышивки, как подобрать красивый и нежный колорит. Научатся украшать изделия вышитыми цветами (приложение 3).

Открывать моим воспитанникам путь к глубокому восприятию вышивки лентами доставит мне истинную радость.






























Приложение 1


«Букет роз», выполнен в технике «Паутинка»





Приложение 2



Листья, выполненные в технике: стежок «петелька с прикрепкой»

и «прямой стежок с завитком»





Приложение 3



Цветы выполнены стежками: «петелька по кругу», «петелька с прикрепкой»,

«смещенный ленточный», «петелька с глазком»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вышивка как средство развития творчества у младших школьников

Автор: Фрик Юлия Михайловна

Дата: 13.02.2020

Номер свидетельства: 539465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа по декоративно-прикладному творчеству "Копилочка" (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-po-diekorativno-prikladnomu-tvorchiestvu-kopilochka-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "263892"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449603436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа внеурочной деятельности. Кружок "Очумелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(66) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-ochumielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "138814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417611691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Кружок "Умелые ручки""
    ["seo_title"] => string(23) "kruzhok_umielyie_ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "395596"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1488040366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Карточки по изобразительному искусству 5 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "kartochki-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "126059"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1415110698"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства