Цели - познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже ГОСТ 2.307-68, с выполнением размерных стрелок, вынесенных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами увиличения и умения ГОСТ 2.302-68.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нанесение размеров»
Цель урока: Познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже ГОСТ 2.307-68, с выполнением размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами увеличения и уменьшения ГОСТ 2.302-68
Можно вызвать учащегося к доске и попросить начертить линии чертежа, назвать их назначение и размеры.
III. Знакомство с новым материалом
1. Вводная беседа.
(Учитель показывает чертеж детали без размеров)
- Можем ли мы определить величину изображенного изделия по данному чертежу?
Для определения величины изображенного изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже.
Исключение составляют случаи, когда величину изделия или его элементов определяют по изображениям, выполненным с достаточной степенью точности.
2. Объяснение нового материала.
Слайд 1 Записываем в тетрадке шрифтом 5 тему урока: “ Нанесение размеров”
Правила нанесения размеров установлено стандартом ГОСТ 2.307 – 68.
Слайд 2 Размеры изделия разделяются на линейные и угловые.
- Как вы думаете, что характеризуют линейные размеры детали? (ответы учеников)
Линейные размеры характеризуют длину, ширину, высоту, толщину, диаметр или радиус детали. Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, без обозначения единицы измерения.
- А что характеризуют угловые размеры? (ответы учеников)
Угловые размеры характеризуют величину угла и указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
Общее количество размеров должно быть минимальное, но достаточное для изготовления и контроля изделия.
Слайд 3 Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями.
При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии - перпендикулярно размерным. Размерную линию с обоих концов ограничивают стрелками, упирающимися в выносные линии.
Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения.
Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1 . . 5 мм.
Минимальное расстояние между размерной линией и линией контура - 10 мм.
Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.
Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.
Величины элементов стрелок размерных линий выбирают в зависимости от толщины линий видимого контура и вычерчивают их приблизительно одинаковыми на всем чертеже.
Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине. Предложить детям перечертить изображение в тетрадь, измерить размерную линию и записать размерное число в мм.
Слайд 4 Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями должны быть 7 мм.
При нанесении нескольких параллельных размерных линий размерные числа над ними рекомендуется располагать в шахматном порядке.
Слайд 5 При нанесении размера диаметра перед размерным числом помещают специальный знак – кружок, перечеркнутый линией под углом 60 град.
Если для написания размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры наносят, как показано на чертеже на продолжении размерных линий или на полке выноске. Если недостаточно места для нанесения стрелок, то их наносят с наружной стороны окружности.
Слайд 6 При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R . Размерную линию для обозначения радиуса проводят из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны. Такое обозначение используют когда на чертеже дона только часть окружности, а не целая окружность.
Запишите обозначение: радиус 15. (R15)
Слайд 7 Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают над размерной линией.
Слайд 8 Угловые размеры наносят так: В зоне, расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа помещают над размерными линиями со стороны их выпуклости; в зоне, расположенной ниже горизонтальной осевой линии - со стороны вогнутости размерных линий. В заштрихованной зоне наносить размерные числа не рекомендуется. В этом случае размерные числа указывают на горизонтально нанесенных полках.
Слайд 9 Если в детали присутствует квадратный элемент, то перед размерным числом, указывающим размер этого элемента наносят знак ?, причем высота этого знака равна высоте цифры. Запишите обозначение стороны квадрата 45. (?45)
Слайд 10 Допускается подобным образом указывать длину детали, но перед размерным числом пишут латинскую букву ?. Запишите обозначение длина 80. (?80)
Слайд 11 Выполнить упражнение в тетрадке с последующей проверкой.
Слайд 12. Записать в тетрадях заголовок “Масштабы” и предложить вспомнить определение изученное на уроках географии.
Слайд 13. Стандарт устанавливает следующие масштабы: уменьшения, натуральная величина и масштаб увеличения.
Слайд 14. Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные.
Масштаб указывают прописной буквой М, если масштаб указывают в основной надписи, то букву М не пишут.
IV. Подведение итога урока.
Запишите в тетрадях, упражнение стр.28 п.1
Слайд 15. По центру тетрадного листа выполняем чертеж плоской детали в М 2:1, работу выполняем карандашом средней твердости, заточенным под конус.
По центру листа провести, горизонтально, тонкую штрихпунктирную линию.
Начертить в М 2:1 прямоугольник, предварительно измерив его на рис. 34
С правой стороны делаем вырез половины окружности, в масштабе, предварительно измерив, радиус дуги на рисунке.
С левой стороны вырезаем прямоугольник, в масштабе, предварительно измерив, прямоугольник на рисунке 34.
Размеры наносим в обратном порядке, как строили геометрические фигуры.