Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей на уроках графической композиции в детской художественной школе»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа»
Методическая разработка на тему:
«Развитие творческих способностей детей на уроках графической композиции в детской художественной школе»
Разработал: преподаватель МОУДО «ДХШ»
Вертепная А.В.
Рецензент: член союза художников России,
доцент кафедры изобразительного искусства
ПГУ им. Шолом-Алейхема г. Биробиджана
г. Биробиджан, 2016 г.
Аннотация.
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития художественных способностей детей на уроках графической композиции в Детской художественной школе. Раскрывает основы применения на уроках таких нетрадиционных техник какниткография, сминание, набрызг, граттаж, монотипия, восковые мелки и акварель.Предназначена для преподавателей ДХШ, школ Искусств, изостудий.
Содержание.
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1.Значение предметов «Композиция» и «Графическая композиция» в обучении изобразительному искусству………………………………………….4
Глава 2. Разнообразные приемы и техники работы, используемые на уроках «Графической композиции»в детской художественной школе……………….9
2.1Восковые мелки и акварель…………………………………………………10
2.2 Ниткография………………..………..………………………………………12
2.3 Сминание бумаги………………………………………………….…………13
2.4 Техника рисования “набрызг”………………………………………………15
2.5 Граттаж……………………………………………………………………….18
2.6 Монотипия……...….…...……………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………...……………………..30
Приложение
Введение.
Творчество - это создание нового, прекрасного. Оно наполняет жизнь радостью, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество не всплеск эмоций. Оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности. Креативностью. Потому в воспитании и образовании понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способность», «одаренность». На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов, при этом на первый лан выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средство их достижения. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это и есть то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости. Тенденция к выражению и проявлению всех способностей ребенка. Процесс создания творческой композиции развивает память, приучает думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Умение создавать творческую композицию необходимо специально развивать и это особенно важно для развития юных художников. Для того, чтобы привить интерес к созданию творческой композиции, необходима особая организация процесса поэтапного создания художественного произведения.
Глава 1.
Значение предметов «Композиция» и «Графическая композиция» в обучении изобразительному искусству.
В программе обучения в Детской художественной школе большое место уделяется композиции (от лат. componere «сочинять», «располагать», «составлять»). Для детей это визуальное сочинение на заданную тему, где воспитанники компонуют объемы, линии, пятна цвета и света, стремясь к выразительности и целостности образа в своих работах. Работая над композицией, дети создают предварительные эскизы, изображающие всевозможные сюжеты произведения, затем из них выбирается единственно подходящий.
Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства. В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.
Предмет «Композиция» в детской художественной школе является важнейшим предметом, формирующим образное мышление ребенка, навыки творческого переосмысления действительности.
Развитие композиционного мышления у ребенка происходит постепенно: от фантазийных работ и эмоционального восприятия на начальном этапе обучения к композициям, к работам, основанным на самостоятельном сборе и изучении натурного материала, от интуиции к анализу, логическим принципам построения композиции.
Предмет «Композиция» является центром учебного процесса, объединяющим дисциплины учебного плана по изобразительному искусству в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности.«Композиция» вбирает в себя полученные знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов через занятия рисунком, живописью и скульптурой. Большое значение в работе над композицией имеет и пленэрная практика, и изучение истории изобразительного искусства.
Образовательная программа «Графическая композиция» является первой ступенью программы «Изобразительное искусство», которая ведется в нашей художественной школе. В последние годы возрос интерес к художественным профессиям, изменилось отношение к архитектуре и в частности к профессии архитектора, дизайнера. Появилась возможность воплотить в жизнь самые интересные проекты и реально изменить окружающий нас мир. Этот интерес затрагивает каждого, а детям вообще свойственно мечтать и фантазировать, поэтому представленная программа рассчитана на развитие у детей творческого отношения к любому виду деятельности, к развитию конструктивного и образного мышления. Помимо классических приемов изображения, существуют другие виды, такие, как стилизованные и абстрактные формы. И графика дает возможность наиболее выразительно это выполнить.
Программа «Графическая композиция» в детской художественной школе основывается на единстве задач обучения и эстетического развития учащихся. Она органично вписывается в учебную программу, дополняя ее. Дает более разностороннее развитие детям, расширяет их кругозор и воспитывает в них преобразователей окружающего мира.Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет. В процессе работы учащиеся используют различные источники информации: книги, журналы, видеофильмы, хорошие образцы ранее выполненных работ.
Программа выстроена по принципу: от простого к сложному.В ней сочетаются задания по освоению графических техник с заданиями на развитиеабстрактногомышления. В основном они ориентированы на изучение природы, животных, окружающего предметного мира и их преобразования в стилизованные, фантазийные формы. Для достижения выразительности в работе используется бумажная пластика в виде цветного пятна или объема.
Задания по характеру условно можно разделить на блоки:
Изучение и трансформация образов окружающей природы графическими способами (в качестве натуры – растения, насекомые, животные, рыбы, птицы и т.д.);
Использование букв, как составной части композиций;
Задания на развитие конструктивного мышления;
Задания на развитие навыков графического изображения;
Рисование с натуры;
Задания на изучение законов композиции;
Требования к уровню подготовки учащихся по годам:
Первый год обучения:
Знакомство с графическими материалами
Умение пользоваться в работе ручкой, пером
Уметь проводить цельную без отрыва от листа линию
Уметь использовать возможности линии и пятна
Уметь заполнить пространство на листе графическими приемами
Второй год обучения:
Умение использовать несколько графических техник
Использовать предметы из окружающего мира в качестве элементов для построения композиций
Уметь внимательно изучать натуру
Третий год обучения:
Уметь создавать несложные конструктивные формы по воображению
Получить знания законов композиции
Уметь методично и аккуратно заполнять пространство графическими приемами
Четвертый год обучения:
Уметь уверенно пользоваться ручкой, пером, тушью
Овладеть несколькими графическими техниками
Усвоить главные законы композиции
Уметь совмещать разные материалы в работе
Уметь распределять рабочее время
Учебно-тематический план представлен как один из возможных вариантов и может меняться в зависимости от состава группы, от материальной оснащенности школы, от предпочтения преподавателей и детей. Количество часов на выполнение одного задания тоже может быть изменено, учитывая индивидуальные особенности учащихся. При этом общая направленность и цели программы должны быть сохранены.
Целью курса «Графическая композиция» является помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитывающего художественно-образное мышление, вкус, восприятие красоты в природе, в человеческих отношениях, в искусстве; воспитание у ребенка умения воплощать свои замыслы в художественные формы.
Разнообразные формы и содержание заданий по графической композиции направлены на развитие творческого потенциала ребенка.Задача преподавателя сохранить качества, характерные для детей, свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональность эстетического отношения к цвету, к ритму, увлеченность процессом изображения.
В основу всей работы над композицией должно быть положено стремление воспитать у учащихся способность не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ.
Постепенное усвоение законов изобразительной грамоты должно гармонично сочетаться с развитием творческого потенциала и индивидуальных способностей детей. В работе над композицией необходимо поощрять присущее детям стремление к эксперименту, знакомя их с разнообразием техник исполнения и с художественными материалами. Это способствует повышению интереса к процессу изображения и развитию творческой активности.
Предмет «Графическая композиция» требует от педагога постоянных поисков нового в методике преподавания.
Вся работа в ДХШ и работа по композиции в особенности должна способствовать нравственному воспитанию ребенка. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что определяет, характеризует человека и общество, прежде всего. Его культура. Поэтому в деле образования и воспитания вопросы культуры должны стоять на первом месте.
Композиция в данной программе понимается в широком смысле и, прежде всего как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенной идеи, поэтому закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу ставится на первое место. Ученику важно научиться осознанно относиться к идее и понимать, как на эту идею работают:
— гармония композиционной схемы;
— цветовая гармония;
— гармония света.
Работа учителя должна быть построена таким образом, чтобы ничего не навязать ребенку, чтобы он мог сам придти к тому или иному решению-открытию.
В результате обучения станковой композиции каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и в соответствии с замыслом.
Учащиеся должны знать по итогам освоения курса «Графическая композиция»: 1. Основные законы композиции. 2. Основные правила композиции. 3. Приемы композиции. 4. Средства композиции. 5. Порядок и методы работы над композицией.
Учащиеся должны уметь по итогам освоения курса «Графическая композиция»: 1. Применять навыки рисунка и живописи в композиции. 2. Самостоятельно выбирать сюжет. 3. Грамотно и последовательно вести работу над композицией. 4. Применять на практике основные законы и правила композиции. 5. Применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы. 6. Отбирать существенное и важное; эстетически оценивать находить образное выражение действительности. 7. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом.
Глава 2.
Разнообразные приемы и техники работы, используемые на уроках «Графической композиции»в детской художественной школе.
В изобразительном творчестве существует много разнообразных приемов и техник работы на бумаге, которые можно с успехом применить на уроках по предмету «Графическая композиция». Несмотря на это каждый художник и преподаватель изобразительного искусства продолжает искать все новые и новые приемы освоения плоскости листа с целью создания выразительных художественных образов.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз преподаватель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Развитию воображения и фантазии детей, за счет разнообразных используемых материалов в частности, способствует также использование педагогом на занятиях нетрадиционных изобразительных техник. Существует много нетрадиционных техник, которые используются на занятиях изобразительным искусством.Это тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск смятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, монотипия предметная, черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная и многие другие. Эти и другие техники могут быть с успехом применены как у детей дошкольного возраста (4-6 лет), так и у детей школьного возраста (7-10 лет).
В этой методической разработке подробно будут рассмотрены некоторые из них: восковые мелки и акварель,ниткография, сминание, набрызг, граттаж, монотипия.
2.1 Восковые мелки и акварель.
Техника восковых мелков и акварели называется смешанной техникой. В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства: декоративный пейзаж, портрет, натюрморт, декоративная станковая композиция, открытка, орнаментальная композиция, иллюстрация.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции (рис.1).
Материалы для учащихся:
- лист бумаги формата А3,
- ластик,
- простые карандаши,
- резак или точилка;
- акварель;
- баночка для воды;
- кисти;
- восковые мелки;
- цветные карандаши.
Ход работы.
Первым этапом работы является выполнение эскиза. Самый удачный эскиз увеличивается.
Далее эскиз переносится на большой формат. На большом формате уточняются и добавляются детали.
Следующий этап работы – прорисовка контура восковыми мелками. Может подойти в качестве материала и масляная пастель. При этом контур будет более ярким. Можно выполнять контуры только белым мелком. Для этих целей может подойти и парафиновая хозяйственная свеча. Но чтобы контур выглядел аккуратным, карандашный рисунок должен быть едва видимым. Если нажим на карандаш при выполнении контура был очень сильным, то его нужно ослабить ластиком.
Последний этап работы проводится после того, как все контуры выполнены. Смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками. Воды берётся на кисть достаточно много, чтобы получались интересные вливания одного цвета в другой и цветовые растяжки. Чем плавне будет переход цветов и тонов, тем эффектнее будет выглядеть работа.
Примерным заданием, выполненном в этой технике для 1 класса детской художественной школы может быть выполнение рисунка «Морозные узоры на окошке» (рис.1 и рис.2).
2.2Ниткография.
Неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника –«ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу»). То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью». Главная задача художника – ниткографиста:найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках. Главная цельтаких занятий: создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета (рис.3).Для таких занятий потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.
Задачи занятий ниткографией: - учить детей обращаться к своему опыту, анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы; - развивать творческий потенциал детей: фантазию и образное мышление; - привить художественные навыки и эстетический вкус.
Технология выполнения "ниткографии".
1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. 3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.
4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.
5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие. 6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать. Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны. Это перевёрнутый предыдущий рисунок. Один и тот же отпечаток даёт новые образы.
2.3Сминание бумаги.
Один из самых необычных способов подготовки бумаги к работе – это сминание бумаги. Мятая бумага используется как основа для создания живописной или графической композиции. Живописные образы, запечатленные на мятой поверхности, создают необычный эффект по настроению загадочности и таинственности. Эффект «кракле» мятой и треснувшей поверхности, применяемый в батике, становится уникальным средством художественной выразительности. В работе можно использовать мятую бумагу в сухом виде и смоченную в воде. Если в первом случае создаваемые образы носят характер «декоративный» и несколько «жесткий», то в случае использования влажной поверхности образы обретают характер «мягкий», «сказочный», «романтический», «загадочный». Существует два способа рисования по мятой бумаге: рисование по сухой мятой поверхности бумаги и по мокрой мятой поверхности бумаги. Рассмотрим оба эти способа.
Рисование по сухой мятой поверхности бумаги (рис.4)
Первый этап. Листы белой или цветной бумаги формата А2 необходимо старательно промять. Когда лист превратится в белый комок, его нужно развернуть и рассмотреть получившиеся замины и складки.
Второй этап. После первой попытки сминания бумаги замины получаются крупными и выразительными. Поэтому рекомедуется еще раз смять этот лист, но более тщательно, получившийся комочек, который по объему стал меньше, следует сильно нажать несколько раз, поворачивая его в ладонях так, словно лепим снежок.
Третий этап. Аккуратно распрямляем комок, возвращаем его к размеру первоначального листа. При расправлении необходимо ладонью постоянно разглаживать лист бумаги.
Четвертый этап. Рассматриваем получившуюся поверхность, на которой отчетливо виден свободный рельеф. При этом выпуклые части поверхности имеют разную высоту. На этом характере поверхности и будет строиться выразительность будущего образа: наиболее высокие места будут темнее тех, которые ниже. Это объясняется тем, что высоких поверхностей различные краски будут касаться несколько раз при заполнении изображения цветом. Нужно постараться увидеть в заминах разные образы (лист можно поворачивать). Наиболее понравившийся можно обвести акварелью любого цвета, но очень бледного тона.
Пятый этап. Теперь определяем цветовую гамму, в которой будем завершать образ. После выполнения основных пяти этапов, работа может быть продолжена. Например:
1. Цветными карандашами или фломастером обрисовываются контуры белых ложбинок. 2. Часть контурных линий размывается водой - контур заполняет часть изображения, пластично сливаясь с соседними цветами. Получается более живописное изображение.
Рисование по мокрой мятой поверхности бумаги (рис.5).
Первый этап. Бумага белого цвета сжимается в плотный комок.
Второй этап. Комок погружается в воду на несколько секунд и полностью смачивается. При необходимости смачивание продолжается в воде. Вода может быть слегка подкрашена краской каким-либо цветом. Это позволит сделать замятины более видимыми.
Третий этап. Быстро, но аккуратно, мокрый комок извлекается из воды и распрямляется на столе.
Четвертый этап. Изображение выполняется быстро, пока бумага влажная, причем сначала используются светлые краски, затем более темные (не забывайте промывать ворс кисти). Возможны и другие варианты работы. Например, на влажную поверхность капаем густым цветом, например ультрамарином и краплаком: в сочетаниях и переливах цвета стараемся увидеть образы, например, листьев или цветов. Или при заполнении поверхности акварелью можно оставлять чистые, белые поверхности.
Данную методику рисования на мятой поверхности можно использовать в развитии творческих способностей детей на занятиях по изобразительному творчеству.Проводя сравнительный анализ проделанной работы, были обнаружены определенные изменения у детей в развитии творческого воображения. На мой взгляд, предложенная система позволила детям свободно овладеть художественными приемами. Игровая основа, на которой были построены задания, влекла детей. Позволила переживать положительные эмоции. Будило интерес к мыслительной деятельности. Наглядно-действенная основа позволяет включиться в поиск и ставит ребенка в ситуацию «открытий» для себя художественной композиции, проявить творческий подход. Данная методика позволяет ребенку развивать воображение, фантазию, получать новые более яркие образы.
2.4Техника рисования “набрызг”.
Достаточно простой в применении является техника “набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Этапы работы в технике “набрызг”:
Смочить щетку водой.
Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
Набрать немного краски на зубную щетку.
Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.
Варианты применения техники рисования “набрызгом”:
при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;
при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба;
для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;
для доработки, дополнения рисунков;
при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок;
в качестве фона рисунка;
при тонировке бумаги для аппликативных работ;
при изготовлении паспарту и др.
При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме”, «Бабочки» (рис.6) и т.д.
Можно применять многослойный “набрызг” с использованием нескольких трафаретов (рис.7). Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т.д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты.
На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.
Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.
В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются.
К занятию в группе второго года обучения (9 лет) “Букет осени” необходимо собрать и высушить листья с разных деревьев, интересные по форме и выполнить работу в технике “Набрызгивание”(рис.7). Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в коллективе.
2.5Граттаж.
Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Суть этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом.
Граттаж – это фактически вид гравюры. Хотя тут мнения художников расходятся. Если считать гравюрой всякое изображение, сделанное путем нанесения штрихов, без помощи красок, то граттаж – типичная гравюра. Как, впрочем, и любой карандашный рисунок. Чаще всего граттаж применяли графики 20 столетия, иногда эту технику называют гратто-графией или техникой царапанья.
Если же считать гравюрой только то, что наносится на специальную твердую поверхность (дерево, металл и т. п.), то граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности.
Очень нравится такое рисование детям. Граттаж – техника занимательная и необычная, ребенка захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне. Рисунки в начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный шарик, и т.д. Постепенно задания можно усложнять. Можно дать задание нарисовать осенний листик и украсить его узорами: завитками, точками, линиями, клеточками и др., где главным выразительным средством будет линия (рис.8) Затем изобразить домашних животных, особенно пушистых – котиков, собачек, используя штрих и пятно в качестве выразительного средства (рис.9). Более сложным заданием будет придумать и нарисовать композицию на тему «Подводный мир», где уже будет использоваться выразительность и линий и штрихов, и пятен (рис.10, рис.11).
При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности. Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.
Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой – волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке.
Цель занятий в технике граттаж: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционную технику рисования.
Задачи таких занятий:
- развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;
-развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;
- формировать композиционные навыки;
- развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах.
Ожидаемый результат на занятиях, на которых используется техника граттаж:
Умение пользоваться материалами и инструментами, необходимыми для техники граттаж.
Умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.
Умение выражать эмоциональные переживания, создавая выразительную композицию и добиваясь цветовой гармонии в работах.
Умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной работе.
Материалы и оборудование:
Для изготовления работы в технике граттаж понадобятся следующие материалы и инструменты:
белые листы плотной бумаги;
свеча иливосковые мелки;
тушь или гуашь, или акрил;
широкая кисть;
мыло (жидкое или обычное)
заточенная палочка или зубочистка, или спица;
работы педагога, а так же детские работы в технике граттаж.
Ход работы.
Этап первый:лист плотной бумаги (картона) полностью закрашивают масляной пастелью (не путать с сухой!) или восковыми мелками. Создание многоцветного фона возможно 2-мя путями - произвольным (когда цвета накладываются абстрактно, с переходами, просто по зову сердца) и тщательно продуманным (когда концепция итогового рисунка обдумывается заранее и в соответствии с ней цвета четко распределяются по основе в нужных местах).Каким путем идти - неважно, главное - опять же постараться очень хорошо затереть бумагу восковыми мелками, без пробелов и жирным слоем. Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечу. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей.Для грунтовки некоторые вместо парафина или воска используют мел, белую глину и даже яичный желток.
Этап второй: добавляют в черную тушь жидкого мыла(примерно одна капля на столовую ложку туши), и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть.Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать.Можно также просто намылить руку и провести по поверхности листа ладонью, намылив тем самым поверхность листа. А затем прокрыть листчерной гуашью. Но с гуашью труднее работать, она пачкает руки, смазывается и менее долговечна Как вариант можно использовать, акрил, которым можно покрывать поверхность листа без использования мыла.
В технике граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и черная тушь, хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно раскрашенным. Точно так же можно использовать тушь совершенно любого цвета. Некоторые художники предпочитают использовать черный картон и светлую краску.
Этап третий:Когда основа для будущего рисунка будет готова, можно приступать собственно к выполнению техники граттаж. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заостренным предметом. Таким образом получается, что, выцарапывая линии будущей картины, вы открываете цвет основы. В качестве заостренного предмета можно использовать заточенную деревянную палочку, зубочистку, перо, пишущую пасту от ручки, скребок, нож, вязальную спицу, пластиковую вилку и другие заостренные предметы. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным. Стол и пол около стола лучше застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой.
2.6Монотипия.
Монотипия (от греческого слова monos - один, единый и tupos - отпечаток) – это вид печатной графики, который был изобретён в 17 веке. Монотипия неповторимая нетиражная техника. Она позволяет создать уникальный типографский оттиск, сочетающий в себе качества эстампа и живописи.
Техника монотипии широко используется в психологии и педагогике. Она является основой для знаменитого психодиагностического теста Роршаха для исследования личности. Также это способ развития воображения, самовыражения, актуализации чувств и снятия психоэмоционального напряжения, развития вариативности мышления, восприятия, креативности, сенсорно-перцептивного развития, повышения самооценки детей с симптомом «не умею рисовать».
Монотипию можно считать простейшей графической техникой. Отпечаток получается в зеркальном отображении. Монотипию могут освоить дети младшего школьного и даже дошкольного возрастов. Юные художники с удовольствием смогут отпечатать бабочек, букет цветов в вазе или осенний пейзаж. Но на этом возможности этой техники не ограничиваются и она с такой же легкостью может увлечь творческих людей всех возрастов. Можно с уверенностью говорить о том, что монотипия одинаково интересна и полезна как детям, так и профессиональным художникам. В наше время популярность монотипии растет, ей занимаются все - от маленьких детей, только начинающих свой творческий путь, до профессионалов, ищущих новые и необычные решения для своего творчества. Часто в детских садах начало знакомства с рисованием у детей происходит именно с монотипии. При виде этих маленьких художников начинает казаться, что монотипия это очень легко. Действительно, монотипия подкупает своей доступностью, но эта техника и простая, и сложная одновременно, таит в себе трудности и хитрости. Неслучайно устраиваются фестивали монотипий, на которых художники делятся секретами своего мастерства, удачами и находками, проводят мастер-классы.
Для того чтобы сделать хорошую монотипию прежде всего нужен опыт и художественное везение, немаловажное значение также имеет краска и бумага, их выбор зависит от того, какой эффект вы желаете получить. А когда отпечаток уже готов, требуется достаточно богатое воображение, чтобы заметить и, если это необходимо, домыслить образы и сюжеты, которые явились во встрече бумаги, краски и пресса.
История монотипии.
Истоки техники монотипии уходят корнями глубоко в прошлое, когда первобытные люди отпечатывали свои ладони на стенах пещер. Как художественная техника монотипия получила своё начало в 17 веке, когда родоначальник монотипии Джованни Кастильоне (1616—1670) впервые создал оттиск при помощи пластинки, на которую чернилами был нанесён рисунок. Однако, свою нишу в искусстве монотипия заняла только в 19 веке. Наиболее известными мастерами того времени являются англичанин Уильям Блейк (1757-1828), использовавший монотипию в сочетании с офортом, и француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе „Амбасадор“»).
Появление в России монотипии тесно связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, которая в начале 20 века, работая над цветным офортом, заново «открыла» эту технику и создала собственную школу. Её парижская мастерская пользовалась большой популярностью, там учились и работали Белкин В.П., Добров М.А., Яковлев Л.В., Костенко К.Е., Симонович-Ефимова Н.Я., Ефимов И.С. и Волошин М.Н. Из её французских учеников известными стали Моро и Дюнуайе де Сегонзак. Также наряду с Кругликовой в российской и советской монотипии можно выделить Шевченко А.В. и Барто Р.Н. В то время русские художники-графики увлечённо занимались монотипией.
Изначально, в 19 веке художники хотели получить от монотипии не случайный образ, а определённое изображение, которое в результате печати слегка менялось, становилось нерукотворным. Тогда техника работы с монотипией состояла в нанесении масляной краски на гладкую поверхность бумаги или картона и уже с поверхности печатной формы краска печаталась на станке. Такой отпечаток всегда получался уникальным и единственным в своем роде. Однако масло не могло дать таких нюансов цвета и случайных фрактальных полос, которые выходят при работе с водными красками.
В современной художественной жизни монотипию можно отнести к графической технике. Многие художники-графики экспериментировали с этой техникой. В наши дни мастера в монотипии ищут в случайно получившемся живописном пятне образ или сюжет. Автор только преобразует и домысливает явившиеся из подтёков краски образы и проявляет их(рис.12, рис.13).
Но к монотипии, к сожалению, относятся несерьезно как к самостоятельной технике. Однако при внимательном рассмотрении она таит в себе невероятно богатые возможности. Монотипия завораживает ожиданием волшебного непредсказуемого результата, который выходит изпод руки с приятным чувством свободы. Но большинство художников, работающих в этой технике, с уверенностью могут сказать, что управление этой непредсказуемостью вполне возможно , при этом результатом будут великолепные графические листы.
Разновидности монотипии.
Существует несколько способов использования и выполнения монотипии. Рассмотрим примеры этих способов.
Офортная монотипия
Один из первых видов монотипии. Для ее изготовления рисуют, как правило, масляными или акварельными красками (так как они долго сохнут) на гладкой поверхности (например стекло или пластик) любое изображение. Затем его отпечатывают на бумагу. Таким образом создается эффект нерукотворности изображения, нарисованного вами.
Деотипия
Самой доступной манерой монотипии является деотипия (от греч. "de" –отделение, удаление и "typos"– отпечаток). Для создания деотипии нужна гладкая поверхность, которую предварительно смазывают маслом или керосином, а затем покрывают слоем краски. Сверху накладывают лист бумаги и по кальке различными инструментами прорисовывают работу. Так краска с гладкой поверхности отпечатывается на лист бумаги с разным фактурным эффектом, в зависимости от силы нажатия и характера инструмента.
Негативная монотипия
После выполнения деотипии, на гладкой поверхности остается рисунок, который можно доработать различными инструментами и отпечатать с него оттиск на офортном станке. Таким образом выполняют негативную монотипию.
Кляксография
Для выполнения кляксографии требуется вылить жидкую краску на лист, затем бумага наклоняется в разные стороны, таким образом, получаются необычные пятна, которые домысливаются и дорабатываются кистью.
Разводы и подтёки(рис.14, рис.15).
Можно раздуть жидкую краску через трубочку, для получения более тонких линий. Так создаются красивые ветки и деревья.
Флоротипия (рис.16)
Суть флоротипии состоит в том, что для отпечатка используют листья растений, их стебли и цветки. Для этого на покрытую краской гладкую поверхность выкладывают растения, также для создания более сложной фактуры можно добавить ткань, отпечатки пальцев и ладоней или даже нанести рисунок острым предметом. Широкие листья растений лучше дополнительно покрыть сверху краской. Затем всё накрывается листом бумаги и отпечатывается на офортном станке.
Акватипия
Для выполнения акватипии на плотную бумагу или картон наносят рисунок гуашью широкими крупными мазками. Затем после высыхания гуаши, лист покрывается слоем туши. Когда все слои высохли, лист опускают в ванночку с водой. Гуашь смывается с бумаги полностью, а тушь лишь частично, таким образом на черном фоне создается белый рисунок с туманными очертаниями.
Акваграфия или водная печать
Способ акваграфии состоит в том, что на поверхность воды выливают масляные краски, разбавленные скипидаром. Масляные краски плавают на воде, не растворяясь благодаря малому удельному весу. Чтобы добиться сказочных разводов художник перемешивает плавающие краски. Чтобы получить отпечаток цветных разводов, мастер накрывает водную поверхность грунтованным холстом или листом бумаги, а затем снимает его. Чаще всего акватипию используют как вспомогательный прием для создания участка изображения или фона.
Энергоинформационная монотипия
Это довольно новый способ создания монотипии, для его реализации требуется распечатать копию монотипии на прозрачную пленку с использованием принтера. Затем эту пленку накладывают на оригинал с некоторым сдвигом и помещают под источник света, например под мощную лампу или солнечный свет. Со временем из-за выгорания краски та часть, что не накрыта рисунком на пленке ,бледнеет, а насыщенность другой части рисунка меняется в зависимости от плотности изображения на пленке.
Фрактальная монотипия.
Фрактальная монотипия создается с помощью водных красок (темпера, гуашь, акварель). Так она называется потому, что узор, из которого формируется рисунок, имеет фрактальный характер, то есть каждая часть рисунка подобна всему рисунку в целом. На гладкую поверхность наносятся пятна краски, сверху прижимается и разглаживается бумага, на которой потом остается цветной отпечаток. Художник ищет в случайно получившемся живописном пятне образ или сюжет, допускается лишь немного выделить его.
Технология выполнения монотипии.
Материалы, используемые в монотипии:
стекло (оргстекло),
тушь черная,
перо (роллер),
гелиевая ручка,
акварель (гуашь), кисти,
бумага (ватман) А-3 или А-4,
тряпочка или губка.
Монотипию можно выполнить разными способами: на бумаге, стекле, и бумаге, сложенной пополам. Многое зависит от качества бумаги, густоты краски, формы пятна. От способа снятия отпечатка, цветовых сочетаний.
Для монотипии используются акварельные, гуашевые и масляные краски. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником.
Ход работы.
Взять стекло (безопаснее оргстекло) и под него подложить белую бумагу, чтобы были видны цвета(если у вас нет стекла, можно использовать лист мелованной бумаги). На стекло нанести акварель кляксами в произвольном порядке. Закрыть краску листом бумаги, прижать, разгладить, затем снять. На листе бумаги останется красочный след. Можно экспериментировать, подбирая цвет, нанося краску корпусно или прозрачно, задерживать лист на стекле подольше или мгновенно снимать, сдвигать, прокручиваем или снимать отлипая. В действительности угадать результат нельзя.
Можно наносить густую акварель, закрывая всю поверхность полностью, использовать разную бумагу: ватман, акварельную бумагу, мелованную бумагу и другие виды бумаги. От этого зависит характер получившегося отпечатка: на мелованной бумаге отпечаток более контрастный и насыщен деталями, на ватмане отпечаток мягче. Красивые разводы получаются от гуаши. Но при снятии стекла и высыхании гуаши теряется яркость.
Самый интересный и волнующий момент - когда разъединяешь листы и пробуешь найти образ, возникший в пятне в результате случая. Пятно превращается в что-то знакомое и даже красивое. Эта техника не сложна, однако множество факторов влияют на получившийся результат.
Чтобы продолжить процесс творчества, нужно просто протереть стекло влажной тряпкой для того чтобы удалить остатки краски, а затем вытереть его насухо.
После того как получиться изготовить уйму отпечатков, вы сможете любоваться каждым из них, увидев в любом свой сюжет. Как мастер в «Малахитовой шкатулке» отсечь все лишнее и добавить недостающее. Лишние разводы можно размывать мягкой кистью или соскрести лезвием. Также им можно процарапать легкие штрихи. Допустимо кистью нулевого номера дорисовать недостающие как вам кажется детали, или поправить получившиеся текстуры. Некоторые дети любят прорисовывать кляксы пером или гелевой ручкой.
Особенность этих работ заключается в том, что в них цвет является независимым инструментом выразительности, а не служит средством описания предметов, формирующим объем и оттенок. Пятна цвета исполняют танец сказочных образов, переплетаясь в ритме мелких и крупных деталей, вызывая в нашей голове изображения ландшафтов, цветов, птиц, зверей, деревьев... Здесь царствуют чувства, настроения, переживания, эмоции, впечатления, образы. Обратите внимание ребёнка на то, как меняется образ при перемещении пятна в формате. Когда великан, шагающий через море, превращается в хулигана в песочнице, топчущего куличики. Необходимо уделить время на разбор силуэтов пятна, тёмный силуэт на светлом фоне или светлый на тёмном фоне.
Монотипия в художественной школе.
В художественной школе приём монотипии может быть использован не только для развития воображения, но и для воспитания чувства пятна в композиции. Как известно процесс обучения не всегда опирается только на логику и заучивание правил и законов. Восприятие ребёнка, особенно творческого, в большей степени опирается на ассоциативный и эмоциональный ряд. Когда важнее почувствовать пятно в композиции, чем много раз об этом услышать. У наших детей сильно развит подсознательный фактор, не исключающий и логическое объяснение пережитого ими на эмоциональном уровне. Работа с монотипией позволяет включать все рычаги обучения композиции.
Монотипия очень легка и интересна в освоении. К тому же в этой технике легко показать наглядно смешивание и получение цвета. Например, на одном листе нарисовать желтый круг, а на листе, который накладывается, красный, при отпечатке получиться оранжевый. Новый рисунокбудет с необычной расплывающейся фактурой и формой, поэтому с помощью нескольких дорисованных штрихов родиться фантазийный рисунок, то что увидит обучающийся в «кляксе» (рис.17).Обучающиеся, выполняя рисунок в технике монотипии, с интересом и азартом сами придумывают способы наложения бумаги, экспериментируют с цветом (рис.19).
И еще одна веселая игра с бумагой и красками, с помощью техники монотипии. Нарисовать гуашью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согнуть листок пополам, плотно прижать его половинки одна к другой, и развернуть... рисунок симметрично отпечатается на второй половине. У каждого обучающегося получиться своя индивидуальная бабочка. В конце занятие можно собрать целую поляну разноцветных цветов с бабочками (рис.18).
Монотипия позволяет избежать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это дает возможность для развития воображения, творчества, выражению индивидуальности. Монотипия — это способ свободы самовыражения на любую тему: например, «Космос», «Зарайский кремль», «Бородинское сражение», «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне» При внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается.
Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда. Процесс в монотипии —самое захватывающее из всего действие.
Лист бумаги складывают пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачивают. На правой половине листа рисуют правую половину бабочки. Затем левую половину листа смачивают водой при помощи широкой кисти, лист опять складывают по линии сгиба, прижимают для получения отпечатка. Перед складыванием, если рисунок уже подсох, его следует быстро оживить красками.
На развернутом листе появляется целая бабочка. Таким же образом можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, мячик, солнце цветок в горшке,вазе(рис.21), отражение деревьев в воде (рис.22) и другие объекты, имеющие симметрию.
Задание«Подводный мир»(рис.22, рис23, рис.24, рис.25) –1-2класс(7-8лет),1 или 2 занятия.
Вместе с детьми выясняютцветовую гамму подводной среды. Делают монотипию в нужной гамме,стараясь закрывать краской весь лист. Используют отпечаток, как среду для подводных обитателей.Рыбок и водоросли можно сделать аппликацией, оригами или просто прорисовать.
Задание«Осеннее дерево», или «Осенний куст» (рис.27, рис28) – 1-2класс(7-8лет), 1 или 2 занятия.
Вместе с детьми выясняют цветовую гамму осенних деревьев, кустов. Делают монотипию в нужной гамме, стараясь закрывать краской весь лист. Используют отпечаток, как создание кроны дерева, куста. Ствол и ветки нужно нарисовать. Для получения красивых веток можно раздуть жидкую краску через трубочку.
Делают монотипию в нужной гамме. Используют отпечаток, как создание фона для натюрморта. Осенние листья в букете можно выполнить в технике флоротипия. Веточки, черенки, прожилки, ягоды, узоры на вазе и другие мелкие детали нужно нарисовать тонкой кистью.
Заключение.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это и есть то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости. Тенденция к выражению и проявлению всех способностей ребенка. Процесс создания творческой композиции развивает память, приучает думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Умение создавать творческую композицию необходимо специально развивать и это особенно важно для развития юных художников.
Задача преподавателя детской художественной школысохранить качества, характерные для детей, свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональность эстетического отношения к цвету, к ритму, увлеченность процессом изображения.Этому способствуютразнообразные приемы и техники работы, используемые на уроках «Графической композиции»,особенно нетрадиционные техники, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка.
Литература:
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей- М.: Академия, 2002 г.
Ильина М.В. Воображение и творческое мышление-М.: Книголюб, 2004 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. – М.: Академия, 1999 г.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991 г. -№ 1(5).
КалининаТ.В. Альбом с кляксами. Основы языка. - СПб, 2009 г.
СокольниковаН.М.. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М.,1999 г.
Копцева Т.А. Природа – художник. – М.: Интерпракс. 1994г.
Лободина Н.В. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского. –М., 2009г.
Чадина Т.А. Изобразительные технологии. Методическое пособие. – Оренбург, 2005 г.
Чадина Т.А. Чем и как работают художники. Методическое пособие. - Оренбург, 2005 г.