Развитие системно -деятельного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС.
Развитие системно -деятельного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС.
Эта работа является подтверждением важности как основополагающего признака системно-деятельного подхода в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие системно -деятельного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС.»
«Развитие системно-деятельного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС».
Учитель ИЗО Шахтинского казачьего кадетского корпуса
Мосина Наталья Юрьевна.
Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии. Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.
Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:
1) знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л. С. Выготским);
2) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);
3) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).
На мой взгляд наиболее перспективным является личностное направление (С.Л. Рубинштейн), и деятельность как самостоятельный предмет исследования (А.Н.Леонтьев). С. Л.Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства. А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значительно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит развернутая общепсихологическая теория деятельности. Деятельность в качестве особого предмета исследования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями. А. Н. Леонтьевым проведен развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее формы и виды. А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи и с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято.
ФГОС
Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
Ключевыми моментами теории деятельности А. Н. Леонтьева являются следующие положения (методологические принципы):
1. Принцип предметности. Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения, согласно А. Н. Леонтьеву, обнаруживается их предметная природа. Предмет при этом необходимо понимать не как стимул или объект, существующий сам по себе и воздействующий на субъекта, а как «…то, на что направлен акт, т.е. как нечто к чему относиться живое существо, как предмет его деятельности – безразлично, деятельности внешней ли внутренней».
Собственно, в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета. Далее, А. Н. Леонтьев отмечает: «При этом предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществляться не может».
2. Принцип активности. Принцип активности раскрыт А. Н.
Леонтьевым в положениях о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. А. Н. Леонтьев подчеркивал зависимость психического отражения от того, «что человеку нужно», - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. Важно при этом отметить, что такая пристрастность психического отражения сама объективно детерминирована и выражается не в неадекватности образа, а в том, что она позволяет активно проникать в реальность. Иначе говоря, пристрастность,
«субъективность на уровне чувственного отражения следует понимать не как его субъективизм, а скорее как его «субъектность», т. е. его принадлежность деятельному субъекту». Противопоставление принципа активности субъекта принципу реактивности позволяет преодолеть подход к человеку как лишь приспосабливающемуся к окружающим условиям. Принцип активности позволяет постулировать положение о творческом и преобразующем характере деятельности субъекта.
3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности. Положение о неадаптивной природе человеческой деятельности следует из знаменитой леонтьевской формулы активности: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». На активный и неадаптивный характер человеческой деятельности указывает то, что «психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями.., а теми процессами, с помощью u1082 которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям».
4. Принцип интериоризации и экстериоризации. Внутренняя деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, вторична: она формируется в процессе интериоризации внешней предметной деятельности. Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предсуществующий ей внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским подчеркивал не только предметную, но и
социальную природу интериоризации. Социальная природа интериоризации раскрыта и отражена Л. С. Выготским в основном генетическом законе культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Вторая грань интериоризации - экстериоризация – отражает переход от «я» к «мы» и представляет собой необходимое условие возникновения новообразований. Благодаря ей внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъекту, доступными наблюдению, управлению и контролю.
5. Принцип опосредствования. Принцип опосредствования включает несколько ключевых положений: а) опосредствование психического отражениятем содержательным процессом, который связывает субъекта с предметным миром, т. е. процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений совместной предметной деятельностью.
6. Психологическое строение деятельности. Одной из центральных идей общепсихологической теории деятельности является анализ структуры деятельности. А. Н. Леонтьевым раскрыта психологическая структура деятельности, выделены основные единицы деятельности, раскрыты закономерные связи этих единиц между собой и их связь с деятельностью как целым. Целостная деятельность, согласно А. Н. Леонтьеву, имеет следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели (единство целей и условий составляет задачу) и соотносимые с ними деятельность, действие, операции, функциональные блоки.
7. Общность строения внешней и внутренней деятельности. Определяется тем, что они обе опосредствуют связи человека с миром. Общность строения усматривалась А. Н. Леонтьевым в возможности переходов от одной деятельности к другой (интериоризации и экстериоризации). Внутренняя деятельность в процессе своего формирования приобретает такие средства, которые позволяют субъекту решать задачи, невыполнимые в плане
внешней деятельности и наоборот.
8. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Характер психической деятельности изменяется в зависимости от того, с какими компонентами деятельности – мотивами, целями или условиями выполнения действия – связан обьект.631186
Наиболее профессионально значимыми считаю: личностное направление (личность формируется в деятельности) и деятельность как самостоятельный предмет исследования.
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны
ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечитьего общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружитьтаким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная
задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивновыполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход. Сегодня наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнокне получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессесобственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность неучителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактическихпринципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метод. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
.
Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении -создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Мои основные задачи: создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом уроке, развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности, формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, поэтому он в полной мере отвечает всем общедидактическим закономерностям, но имеет и свои характерные особенности: содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока базируется на следующих принципах:
- позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
- позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).
- учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
- учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
- учебное действие – действие по созданию образа.
- образ – слово, рисунок, схема, план.
- оценочное действие – Я умею! У меня получится!
- эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…
Основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Главная моя задача, как учителя, донести до детей представление о том, что искусство - это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.
В своей работе я применяю различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, целей и задач урока. Это традиционные (объяснительно - иллюстративный) и репродуктивные (проблемный, эвристический, исследовательский, групповой. проектный) методы.
Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе помогают добиться хороших результатов творческой деятельности учащихся.
Исследовательская технология (проблемно-поисковая). Построение данной технологии идет за счет реализации педагогической модели – «Обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов. Организационными формами являются:
а) совместный поиск проблемных ситуаций;
б) наличие проблемы, проблемных учебных заданий;
в) экспериментирование и моделирование.
Создание проектов – один из важнейших показателей успешности прохождения той или иной темы, так как каждая тема должна завершаться определённым заданием, позволяющим проверить усвоение знаний, приобретённых навыков и умений использовать на практике полученные знания. Коммуникативная технология. Данная технология строится на основе активного воздействия всех участников учебного процесса. Ведущим методом является общение. Обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия и т.д. Применение данной технологии особенно важно потому, что современные УМК построены именно на коммуникативной основе. Игровая технология (технологии имитационного моделирования). Особенностью данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных) и поиск их решения. Ведущим методом данной технологии является игра. Игровые технологии имеют различные организационные формы: сюжетно-ролевая игра, игры дидактического характера, игры-эстафеты, деловые игры, блиц-турниры.Применение этой технологии имеет неоспоримое значение и широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Эта технология нашла широкое применение в моей практике и была использована как одна из ведущих при создании авторской технологии.Личностно–ориентированная технология является основным показателем современного образовательного и воспитательного процесса. Невозможно спланировать ни один урок, ни одно внеклассное мероприятие без учёта возрастных, психологических, интеллектуальных и других особенностей развития ребёнка. Применение авторской технологии, созданной с учётом различных этапов обучения и учётом всех особенностей детей на разных этапах их развития и обучения, позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании, что даёт право считать свою технологию оправданной и своевременной.
Здоровьесберегающая технология. Использование на каждом уроке моментов психологической разгрузки (физкультурные паузы, смена деятельности, творческие задания и т.д.) помогают мне добиться того, что учащиеся с удовольствием посещают уроки, учатся с удовольствием и имеют достаточно высокие результаты.
Не могу сказать, что я являюсь приверженцем какой-то из этих технологий. Считаю, что только их комплексное использование позволит добиться хороших результатов в обучении и воспитании нового поколения, способного двигать процесс и делать нашу жизнь лучше.
Включение в содержание занятий по изобразительному искусству проблемных вопросов, ситуаций, проблемного изложения, которые для своего решения требуют обобщения, сравнения, абстрагирования, анализа исходных данных способно повысить мотивацию. Но нежелательно использовать учебные задания с искусственно созданной проблемой. Обучающиеся чутко реагируют на искусственные и необоснованные осложнения, вызывающие у них скептическое отношение. На занятиях изобразительным искусством для учащихся уже проблемной задачей является поиск выразительности образа, способов передачи собственного замысла, поиск оригинального композиционного решения, подбор адекватных замыслу средств художественной выразительности. Целесообразно начиная вести блокнот «Словарик юного художника». В него заносятся не только термины. В связи с терминологией ведётся целенаправленная творческая работа: учащиеся сочиняют к термину стихотворение, сказку, новеллу, ребус, синквейн, кластер или кроссворд (если позволяет материал темы), вклеивают в «Словарик…» иллюстрации, делают зарисовки. Ведение «Словарика юного художника» не только повышает познавательную активность учащихся, но и способствует развитию их критического мышления.
Вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность является основополагающим в формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства носят чаще всего конкретную практическую ценность. Традиционными объектами проектной деятельности моих учащихся в 7 классе стали «Книга изобразительного искусства» или альбом «Жанры изобразительного искусства», «Альбом работ по изобразительному искусству» , коллективные и групповые проекты «Праздничные народные гулянья», «Быт казаков Дона» , «Уголок крестьянской избы», «Казачий курень» с привлечением материалов школьного краеведческого музея и другие.
В проектной деятельности формируется целый ряд познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. Таким образом, предложенные методы, приёмы и способы деятельности позволяют целенаправленно реализовывать основные требования ФГОС ООО