kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие проектной деятельности учащихся на занятиях кружка изобразительного искусства, как средство эффективности образовательного процесса.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время педагог решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: как обучать в новых условиях, какие методы обучения  применять ?

 Ведущим методом обучения  должна стать проектно-исследовательская деятельность.

Просмотр содержимого документа
««Развитие проектной деятельности учащихся на занятиях кружка изобразительного искусства, как средство эффективности образовательного процесса.»»

Тема : «Развитие проектной деятельности учащихся на занятиях кружка изобразительного искусства, как средство эффективности

образовательного процесса.»

Подготовила: педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ с. Золотое» Романова Е.Ю.



Учить детей радостно, без принуждений –   

                          возможно, если в своей работе педагог

использует новые технологии.


Введение


Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные,целеустремленные,эрудированные,конкурентоспособные личности, способные занять достойное место в обществе.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Они значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают;

- ограниченность общения со сверстниками.

В настоящее время педагог решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: как обучать в новых условиях, какие методы обучения применять ?

Ведущим методом обучения должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает  ориентация на практические навыкина способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.  Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.

Актуальность проблемы.

         Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется:

1. необходимостью реализации  метода проекта в методику   преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования.

2. Формирование информационной компетентности на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила  основанием для использования метода проекта в занятиях, а также в работе с одарёнными детьми.

Цель проектного метода: развитие  исследовательских  умений и  художественно-творческих  способностей    способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Задачи проектного метода:

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

-формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала

- овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно творческой деятельности

-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, художественным традициям своего белгородского края

- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности

Ожидаемые результаты.

1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проекной деятельности.

2. Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.



Основные компоненты проектной деятельности учащихся.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.

Метод проектов – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося. Метод проектов  способствует развитию  интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей учащихся  в процессе создания продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, комплекс поисковых, исследовательских, и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического и теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, способствующая  раскрытию субъективного опыта ученика, овладению умениями самообразования.

Ведущий отечественный специалист в области проектной деятельности учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом»[1]. Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

  • Проект – это «пять П»:

  • Проблема 

  • Проектирование (планирование)

  • Поиск информации

  • Продукт

  • Презентация. 

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В рамках проектной работы учащиеся приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии. Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.


Методические аспекты использования метода проекта, применяемого на занятиях кружка «Юный художник».


Целенаправленная деятельность педагога изобразительного искусства занятия с применением метода проекта, должна быть  направлена на становление опыта художественно-творческой деятельности учащихся.  Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

     Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе.

Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).

По продолжительности  выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников.

Проект может быть индивидуальным и групповым. Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и предметные задачи изобразительного искусства, заданные учебной программой.  Каждый педагог вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый педагог обязан работать во благо развития ребенка.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Кроме того, сами дети также должны иметь возможность выбрать тему проекта, форму реализации продукта.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося. Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:
- умение находить нужную информацию;

-способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

-умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

 -умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

-создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью ;

-умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности:


Классификация проектов по продолжительности.

    - Мини-проекты могут укладываться в одно занятие, индивидуальные и работа в группах.

-Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  занятий. Проектная деятельность заключается в замене традиционного занятия, занятием по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществления во внеклассной деятельности и дома.

-Недельные ,годичные проекты  выполняются как в группах, так и индивидуально.


Проекты в кружке изобразительного искусства «Юный художник»:

« Однажды хозяйка с базара пришла», « Птицы», «Старинные православные праздники», »Парад-алле», «Флора и фауна родного края», « Путешествие на паровозике » , «Подсолнухи », « У водоема»,

 « Сказки дедушки Корнея», «Царевна Лебедь», «Осень золотая »

«Русская деревня», «Музей народных инструментов».

« Моя фазенда » , « Чудо- дерево», «Кукольный сундучок» , « Масленица –широкая масленица», «Лапти-от старины, до современности.»

 « Русская изба» (исследовательский проект), « Саратовские художники» (исследовательский проект).

 С  лучшими проектами,  учащиеся выступают  в научно-практической конференции, работы участвуют в сетевых конкурсах в интернете , где получают призовые места.

Итогом проекта является живописная композиция  или альбом , лэпбук, которые украшают стены дома детского творчества .



Заключение.


Использование метода проекта на занятиях кружка « Юный художник» одна из актуальных проблем художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать занятие современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к изобразительному искусству, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Практика показала, что метод проекта применим на занятиях кружка « Юный художник», вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы педагога и учащихся.

Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.




Библиографический список.

1.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2100. жур. «Начальная школа до и после» № 5 2004 г.;

2.Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.

3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев.  –М.: Аркти, 2005.

4.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

 / Н.Ю. Пахомова  - М.: АРКТИ, 2005.

5. Е.С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

6.Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения., журнал «Начальная школа до и после» № 9 2007 г.;
7.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - № 6, 2003. – с.24-29.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Елена Юрьевна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Внеурочная деятельность как средство достижения метапредметных результатов обучения математике "
    ["seo_title"] => string(113) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-dostizhieniia-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "226699"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440425090"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства