Просмотр содержимого документа
«"Работа в графическом редакторе Paint на уроках изобразительного искусства в начальных классах"»
Районный отдел народного образования Щучанского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Песчанская СОШ»
Статья по обобщению опыта по теме: «Работа в графическом редакторе
Paint на уроках изобразительного искусства в начальной школе».
И. А.Ушакова, учитель изобразительного искусства
2021 г.
«Работа в графическом редакторе
Paint на уроках изобразительного искусства в начальной школе».
Аннотация.
Дети и компьютер-эта связка становится неразрывна в повседневной жизни. И в ней скрыты потенциальные возможности для нового качественного обучения, соответствующего потребностям современной жизни.
Сегодня у педагогов есть возможность выбирать методы и технологии обучения, являющиеся оптимальными для конструирования учебного процесса.
В предлагаемых методических разработках уроков по изобразительному искусству очень редко представлены разработки уроков с применением возможностей графического редактора Paint.
Материал публикации адресован учителям, работающим по авторской программе «Изобразительное искусство.1—4 классы» разработанной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского.
Материал поможет активно творческим педагогам ввести детей в мир компьютерной графики на уроках изобразительного искусства уже с 1 класса.
Введение
Все дети, приходящие в школу, уже имеют непосредственный опыт разных изображений, рисования в том числе. Это пока не искусство, а специфический способ познания мира, привычное и достаточно увлекательное каждому дошкольнику занятие. Именно на эти потребности, развивая практические умения и навыки, формируя художественную культуру, опирается педагог в младших классах.
Обучение по предмету «Изобразительное искусство» в начальной школе, является базой художественного развития. Возможно, ни на каком другом уроке внутренний мир ребёнка не раскрывается настолько.
Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией
Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гурова создана на основе внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.
В результате изучения искусства обучающиеся.
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
В личностных, метапредметных, предметных результатах освоения учебного предмета отмечено:
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Поэтому использование элементов ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Основная часть
Каждый педагог сам определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса на уроке с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
В связи с этим, как вариант, на некоторых уроках изобразительного искусства уже с 1 класса можно использовать компьютер как средство обучения. Первокласснику можно показать, как с помощью графического редактора Paint решаются самые разнообразные учебные задачи урока. Сама атмосфера и цели художественных заданий создают свободные игровые формы общения, которые помогают осваивать не только работу с различными, хорошо знакомыми художественными материалами (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), но и дают возможность применять инструменты компьютерной программы для достижения замысла обучающихся по теме урока. Применяя программу Paint начиная с 1 класса, появляется возможность привлечь обучающихся к восприятию нового или по-новому взглянуть на привычное. Практически все они, как правило, в ходе такого урока вовлечены в то или иное действие, у них формируется мотив к освоению знаний и выработке необходимых умений для освоения планируемых результатов по предмету. Есть дети, которые уже имеют некоторый опыт самостоятельной творческой работы в этой программе.
При успешной работе графический редактор станет подлинным средством детской изодеятельности.
Графический редактор Paint компании Microsoft-программа, входящая в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий. Paint программа средней сложности и поэтому главное окно программы, инструменты и их возможности очень просты и вполне подходят для работы любому пользователю компьютера, в том числе новичкам-первоклассникам, которые могут научиться работать с графическим редактором.
Запускается командой «Пуск», далее «Все программы» / «Стандартные» / «Paint».
После запуска графического редактора Paint на экране компьютера появляется его «Окно».
Наверху окна расположено «Меню».
Основную часть окна составляет «Рабочая область». Рабочая область – это место, где создаётся рисунок. Рисунок может занимать как часть рабочей области, так и всю её, и даже выходить за её пределы. В последнем случае по краям рабочей области появятся полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (тёмные точки в середине и по углам рисунка). Изменить размер « холста» можно мышью за точки по его сторонам.
Нажав на панели инструментов «изменить рисунок» мы можем его растянуть/сжать или наклонить. Если не известно во сколько раз нужно сжать/растянуть изображение, то можно изменить его размер за границу выделения фрагмента. При растяжении и сжатии происходит сильное искажение рисунка. Это происходит вследствие того, что Paint-растровый графический редактор - редактор, который хранит изображение как набор отдельных точек. Преобразования могут привести к искажениям.
Слева от рабочей области – «Панель инструментов», каждый из которых обозначен небольшой картинкой - пиктограммой. Такая пиктограмма может представлять не только «настоящий инструмент», но и некоторую операцию, которая выполняется после выбора этого «Инструмента».
Чтобы выбрать «Инструмент» достаточно щелкнуть на нём мышью. Пиктограмма выбранного инструмента выделяется цветом.
Для рисования в программе Paint можно использовать несколько различных инструментов. Изображения линии на рисунке зависят от используемого инструмента и выбранных параметров.
Инструмент «Карандаш» используется для рисования тонких произвольных линий или кривых. Чтобы рисовать удерживайте правую кнопку мыши, не отпуская кнопки от начальной точки линии и до её конечной точки.
Если есть необходимость воспользоваться ластиком, необходимо просто щелкнуть на нём, пиктограмма ластика выделится цветом, и им можно будет стирать. Чтобы стирать удерживайте правую кнопку мыши. Ластик стирает выбранным цветом фона.
Инструмент «Кисть».
Рисование не отличается от рисования обычной кистью (карандашом).
Кисть рисует более толстой линией, чем карандаш. Дополнительно можно выбрать форму кисти.
Ниже рабочей области-«Палитра цветов» (цвет переднего плана - левая кнопка мыши , цвет фона –правая кнопка мыши)
Инструмент «Заливка».
Инструмент предназначен для закрашивания замкнутых областей. Выбрав этот инструмент, поместите курсор внутрь замкнутой области и щелкните левой (правой) клавишей мыши, предварительно выбрав цвет символа (фона) из палитры.
Если необходимо распечатать рисунок, то прежде чем его рисовать, необходимо проверить размер холста. Для этого в меню нужно выбрать пункт «Свойства» Стандартный лист А4 имеет размер 21х29,7 см, а значит нужно выбрать единицу измерения-см и установить размеры листа или совпадающие с форматом А4 (чтобы рисунок был на всю страницу) или меньше.
Авторская программа «Изобразительное искусство» под редакцией
Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гурова и др.,создана на основе развития традиций российского художественного образования. Программа по изобразительному искусству для 1 класса основана на развитии художественного восприятия, умения вглядываться в природу. При этом ставятся задачи, связанные с развитием навыков художественного изображения и образного видения.
Красота и разнообразие окружающего мира природы активизирует развитие наблюдательности: находить, рассматривать (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, паутинки, ветви деревьев и т. п.). Рассуждать об увиденном, объяснять увиденное. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать различные предметы на основе выявления их геометрических форм. Использовать этот опыт в изображении частей в составных, сложных формах животных и человека. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами эти объекты. Это характеристика деятельности обучающихся, в разделе «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения».
Каждый предлагаемый урок по программе состоит из:
введения в тему;
обращений к соответствующим моментам окружающей реальности;
объяснение учителем средств выразительности, необходимых для выполнения задания;
созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
обобщения и обсуждения итогов урока;
подготовки и уборки рабочего места.
Реальные формы организации урока создаются каждым учителем с применением широкого выбора возможностей проявления творческой инициативы.
В статье в расширенной форме предложен только тот этап урока , который направлен на работу в программе графического редактора.
Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»
Тема: изображать можно линией
Цели: развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение, формировать первоначальные навыки работы в графическом редакторе Paint;
развивать способности к творческому самовыражению; развивать наблюдательность и творческое воображение, воспитывать интерес к природным объектам.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомится с понятиями «линия» и «плоскость», линии в природе, линейные изображения на плоскости;
активно овладевает необходимыми приемами работы с инструментами графического редактора для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость рабочей области .
Метапредметные:
Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные возможности линии, находит необходимый инструмент в графическом редакторе: «карандаш», «ластик» ; оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимание многообразия выразительных возможностей линии в изобразительном искусстве.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Личностные: развивает умение видеть линии в природе, умение использовать образный язык изобразительного искусства, в частности линию, для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, компьютер для учителя, экран, компьютеры для обучающихся, фотографии пейзажей, образцы графики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
–Какому способу изображения предметов учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)
–Что такое объем?
–Приведите примеры объемного изображения.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа по учебнику с.28
-Расскажите Мастеру- Изображения, каким образом получились эти замечательные рисунки? (Птица и кот нарисованы множеством линий)
-Линию можно провести мелом на доске, карандашом на листе. Ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след- это и есть линия.
-Где и как можно быстро изобразить выразительную линию об этом подсказали мне известные сказочные герои Бен и Холли.
Бен и Холли решили приготовить подарок.
Холли:
-Это должен быть необычный подарок!
Бен:
-Пусть это будет рисунок.
Холли:
-Обычный рисунок фломастерами или карандашами?
Бен:
-Нет необычный. Это рисунок на компьютере.
Учитель:
-Где будут создавать свой рисунок Бен и Холли? (На компьютере)
-Ребята, Бен и Холли для создания изображения будут использовать программу «Рaint».
-Карандаш и резинка-это те инструменты, которые будут использованы при работе в этой программе?
4.Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Показ учителем линейных изображений в программе «Рaint» с выводом на экран.
Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Дети при этом легче осваивают навыки изображения, их впечатления ярче.
5.Осмысление последовательности использования инструментария
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Результат
Ознакомление с открытием и созданием документа «Рaint»
Открывают документ
1-правой кнопкой мыши выбирая команду «Пуск», далее «Все программы»/ «Стандартные»/
«Paint».
Открывается окно программы. Основная часть окна составляет рабочая область. Рабочая область-это место, где создаётся рисунок.
Ознакомление с инструментами рисования
Пробуем использовать инструменты для рисования
Чтобы нарисовать линию необходимо:
1.Выбрать инструмент-карандаш для изображения линии.
2.Выберите ширину будущей линии.
3.Перетащите «карандаш» на рабочую область не отпуская кнопки от начальной точки линии и до её конечной точки.
4.Если ошиблись - «Правка»/ «Отменить»
5.Воспользоваться ластиком.
Тренировочное упражнение.
Создают множество линий.
Пользуются инструментом «ластик» для стирания линий
Освоили работу с инструментами рисования (карандаш, ластик).
Применение учащимися знаний и действий с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).
1 вариант. Практическая работа «Графический образ».
Рисование при помощи инструмента рисования -карандаша.
– Посмотрите, какую путаницу я сделала.
– Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий.
– Рассмотрите, постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение.
–Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета.
Применение знаний и действий (тренировочные упражнения).
Создают графический рисунок «Путаница из линий»
Создали путаницу из линий
Рисование при помощи инструмента рисования карандаша.
–Что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение?
– Я дорисовала хвост, лапы, шипы на спине получился динозавр.
Создают графический образ.
Освоили способ рисования при помощи инструментов. В итоге получается определенный образ
–Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)
–Это графическая работа художника.
Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой. В графических рисунках мы видим изображение линией.
–Какие бывают линии? (Линии бывают разные: прямые, кривые, наклонные и т. д.)
–Что напоминают линии в природе? ( В природе многое напоминает линии, например ветви деревьев, травы.)
–Эти графические зарисовки деревьев и трав можно сделать на компьютере в программе графического редактора.
Рисование при помощи инструмента рисования карандаша. Выбор разных по толщине линий. Показ.
Педагогический рисунок.
Просмотр создания образа на экране.
Создание образа
Индивидуальная помощь
Применение знаний и действий (тренировочные упражнения).
Выбирают разную толщину линий.
Создают графический рисунок «Ветви деревьев». Рисуют скелетные ветви более толстой линией.
Просмотр работ.
Создали графический рисунок
«Ветви деревьев».
Физминутка.
6.Анализ достижений учащихся и их обсуждение.
–Изображение каких предметов у вас получилось?
–Расскажите о своих рисунках.
7. Итоги урока (рефлексия)
–Что нового узнали на уроке?
8.Уборка рабочего места.
Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения»
Тема: изображать можно линией. Рисование на тему «Расскажи нам о себе»
Цели: развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобразительные навыки; формирование навыков работы графическом редакторе ;развивать способности к творческому самовыражению.
Планируемые результаты:
Предметные: активно овладевает элементарными практическими умениями и навыками в графическом редакторе Paint для достижения своего замысла; рисует, ориентируясь на всю плоскость рабочей области; умеет использовать образный язык изобразительного искусства: применять линию для достижения своего замысла, сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
Метапредметные:
Регулятивные: создает рисунок, самостоятельно поставив цель предстоящей работы и обдумав замысел; находит соответствующие средства и инструментарий графического редактора, используя выразительные свойства выбранного инструмента; придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает выразительные возможности линии в изобразительном искусстве и в природе; находит в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; сравнивает живописные и графические произведения искусства; рассматривает иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Личностные: придумывает и изображает то, что хочет, умеет, любит; повышает культуру речевого общения; рассуждать о содержании рисунков ;развивает способности к творческому самовыражению.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, графические работы художников; выставка книг с графическими иллюстрациями; компьютер для учителя, экран, компьютеры для обучающихся.
Ход урока
1.Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
–Вспомните, что такое линия.
-Что в природе напоминают линии?
–Что изображали линией?
Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Узнаем что такое линия- рассказчица.
-Оказывается, нарисованная вами линия может о многом рассказать.
4.Сообщение темы, задач урока.
–Сегодня на уроке вы продолжите учиться изображать линией в программе графического редактора «Paint»
5.Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
– Техникой изображения линией пользуются многие художники. На нашей выставке книг вы видите такие изображения.
Работа по учебнику.
–На с. 30 учебника помещены иллюстрации к книге Ю. Дружкова «Волшебная школа»
- Какого литературного героя вы узнали на картинке?
–Посмотрите в книге на рисунки, которые сделали дети.
- О чем рассказывает каждый рисунок? (О том, чем занимаются дети в свободное время) .
–Давайте пофантазируем, что можно рассказать о себе своим одноклассникам.
- Оказывается, линия может быть рассказчицей. Рассказать линейным рисунком можно обо всём.
-Подумайте, но выразите это не словами, а рисунком.
–Нарисуйте то, что вам хочется: о себе, о том, чем вам хочется заниматься, как проходит утро или вечер в вашей семье.
–Каким материалом выполнены детские работы на с. 31 учебника? (Они выполнены карандашом.)
-А мы будем работать карандашом в программе графического редактора Paint.
6.Осмысление последовательности использования инструментария
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Результат
Ознакомление с открытием и созданием документа «Рaint»
Открывают документ
1 – правой кнопкой мыши выбирая команду «Пуск», далее «Все программы»/ «Стандартные»/ «Paint»
Открывается окно программы. Основная часть окна составляет рабочая область. Рабочая область-это место, где создаётся рисунок
Ознакомление с инструментами рисования
Пробуем использовать инструменты для рисования.
Тренировочное упражнение.
Создают множество линий.
Пользуются инструментом «ластик» для стирания линий
Освоили работу с инструментами рисования (карандаш, ластик)
Педагогический рисунок.
-Я решила нарисовать детей, которые занимаются спортом. Чтобы нарисовать девочку или мальчика, надо отметить высоту детей. Людей можно рисовать схематично, используя геометрические формы. Чтобы нарисовать голову, использую овал, а туловище и ноги рисую с помощью прямоугольников. Затем рисую одежду. Рядом с детьми можно нарисовать– деревья, дома, животных. Обратите внимание на то, что чем дальше находится предмет, тем он меньше, а чем он ближе, тем, соответственно, больше.
Рисование при помощи инструмента рисования карандаша.
Выбор разных по толщине линий. Зарисовка.
Просмотр создания образа на экране.
Применение учащимися знаний и действий с целью усвоения навыков
–Придумайте сюжет своей работы.
–Определите, как лучше расположить лист для вашей композиции.
–Ориентируйтесь на детские работы, выполненные карандашом на с. 30 и 31 в учебнике.
–Нарисуйте карандашом маленький рассказ про себя.
Рисование при помощи инструмента рисования карандаша.
Применение знаний и действий.
Создают графический рисунок
2 вариант. Практическая работа. Рисунки на темы стихов С. Маршака,
А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.
7.Анализ достижений учащихся и обсуждение работ.
–Что вы хотели рассказать товарищам в своих рисунках? Удалось ли вам задуманное воспроизвести в изображениях?
Из ваших рисунков-рассказов сделаем выставку.
–Эти рисунки помогут вам узнать друг друга ближе и подружиться.
8. Итоги урока (рефлексия)
–Чему учились на уроке? ( Рассказывать линией о том, чем любим заниматься в свободное время.)
Уборка рабочего места.
Заключение.
У учителя всегда остаётся право на художественно-педагогическое творчество, на создание своей модели организации урока, который бы обеспечивал успешное освоение детьми программного материала и высокую результативность в художественно-практической деятельности.
Эти варианты уроков показывают доступность для первоклассников работы в программе графического редактора Paint . Педагогам имеется возможность выбрать свой вариант практического задания в разделе «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» по теме «Изображать можно линией».
Варианты заданий ни в коем случае не представляют собой образцы для копирования, а лишь демонстрируют творчески активным учителям возможные решения и побуждают учителя к собственным поискам Применение знаний и действий в графическом редакторе Paint возможно для решения учебно-творческих задач во 2 классе в разделе «Как и чем работает художник» по теме «Что может линия». В разделе « Как говорит искусство» по теме урока «Что такое ритм линий», «Характер линий» и т.д.
Знакомя третьеклассников с темой «Ажурные ограды», можно продолжить интересную творческую работу по созданию ажура из выразительных завитков линий разной толщины в программе графического редактора Paint.
Изображая внутреннюю конструкцию, пропорции древнерусских храмов и соборов, делая зарисовки традиционных построек и конструкций других народов мира или выполняя простые рисунки и орнаментальные композиции можно использовать язык компьютерной графики в программе Paint в 4 классе в темах «Древние города нашей земли», «Каждый народ художник» и т.д.
Литература.
1.Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. - М.Просвещение, 2013
2.Неменский, Б. М., Горяева, Н. А., Неменская, Л. А. [и др.]. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.
3.Неменская Л.А. Ты и искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник – М.: Просвещение, 2013.
4.Коротеева Е.Н. Ты и искусство.2 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2013.
Горяева, Н. А. [и др.]. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл. начальной школы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
5. Неменская Л.А. Каждый народ-художник.4 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2013.