Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»
Программа внеурочной деятельности "Бумажные фантазии" разработана для уч-ся 3класса. В основу программы внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность уч-ся, ее реализация в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красносельская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Михаила ДмитриевичаЦыкина
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Бумажные фантазии»
Направление: социальное
Ступень обучения: 3 класс
Количество часов: всего 34ч в год
(1ч в неделю)
Учитель: Ивакина Л.С.
1 категория
13 разряд
с.Красное
2020-2021 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» разработана для учащихся 3 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова
В основу программы внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность учащихся, ее реализация в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах
должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно-
потребностную сферу растущего человека.
Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений "я и мои сверстники", "я и взрослые", "я и общество".
Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью в данной программе, представлено художественным творчеством.
Занятия художественной практической деятельностью решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Социализирующую функцию в программе обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей, осознания пользы своего труда для других.
Главным ориентиром в программе стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Срок реализации программы - 1 год
Цель программы: создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
- развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд;
- выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-формирование умений и навыков организации своей работы и работы товарищей, общего труда на пользу людей, культуры труда, понимание значения труда в жизни человека;
-развитие эстетических представлений, трудовых навыков и творческого опыта в процессе различных видов художественного труда с бумагой;
-развитие художественно - творческих способностей, памяти, умения образно мыслить, наблюдать, фантазировать, видеть красоту природных форм и уметь использовать это в работе;
-привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми;
-воспитание любви к труду, уважения к людям труда, ответственности за качество выполняемой работы.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков, воспитание аккуратности, целеустремленности
Программа дает возможность ребенку представить себе место, роль, значение и применение их работ в окружающей жизни (в частности в образовательном учреждении и семье – посильная помощь в оформлении класса, школы, изготовление дидактического материала в помощь первокласснику, подарок родным).
Разделы программы конкретизируют практическую деятельность учащихся.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Программа содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект.
Виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая деятельность);
Формы и методы
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
-Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
-Практические (упражнения, практические работы).
-Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
-Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
-Методы контроля и самоконтроля
Этапы реализации программы:
ознакомительный;
практический;
обобщающий;
этап внедрения полученных навыков в повседневную жизнь.
Средства контроля
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, практического применения и пользы, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, понимание значения своего труда.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.
Место в учебном плане
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» разработана для учащихся 3 класса. На изучение программы отводится 1 час в неделю – всего 34часа в год.
Ценностные ориентиры
Приоритетным в программе является формирование ценностного отношения к социальной реальности, приобретение опыта самостоятельного социального действия.
На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- духовно-нравственного развития ребенка, т.е формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
-трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда);
-ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
-ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).
Планируемыерезультаты освоения программы «Бумажные фантазии» Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
-ценностное отношение к социальной реальности;
-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; -навыков социального поведения.
- выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успеха творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — принимать и сохранять учебно-творческую задачу; — учитывать выделенные в пособиях этапы работы; — планировать свои действия; — осуществлять итоговый и пошаговый контроль; — адекватно воспринимать оценку учителя; — различать способ и результат действия; — вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; — выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: — проявлять познавательную инициативу; — преобразовывать практическую задачу в познавательную; — самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: — допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; — учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; — договариваться, приходить к общему решению; — соблюдать корректность в высказываниях; Обучающийся получит возможность научиться: — учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; — с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; — осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: — осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве; — использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; — анализировать объекты, выделять главное; — осуществлять синтез (целое из частей); — проводить сравнение, классификацию по разным критериям; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить рассуждения об объекте; — обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); — устанавливать аналогии; — проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: — осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; — использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность
-расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;· познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-получить опыт самостоятельного социального действия;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-формировать систему универсальных учебных действий;
-формировать навыки работы с информацией.
Учебно-тематический план - 3 класс
№
п/п
Разделы программы
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
1.
Введение.
Из истории бумаги. Виды бумаги и ее свойства.
1
Расширять знания о бумаге как художественном материале. Иметь представление о видах бумаги и ее свойствах. Изучение свойств бумаги и картона, экспериментирование, определение качества бумаги.
2.
Основные приемы работы с бумагой, виды техник. Инструктаж по ОТ.
1
Приобретать опыт пользования материалами и инструментами.
Соблюдать правила безопасности на рабочем месте. Овладевать приемами работы с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание), навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
3.
В помощь первокласснику.
5
Приобретать опыт творческой работы. Осознавать роль своего труда для малышей.
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом
4.
Твоя мастерская. Игрушки на елку.
9
Находить, рассматривать красоту в природе, видеть зрительную метафору, создавать стилизованные формы. Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения, видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности
5.
Бумажный сувенир.
10
Овладевать художественными приемами работы с бумагой. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
Придумывать и создавать разнообразные конструктивные формы для сувениров.
6.
Художественное конструирование
7
Эмоционально откликаться на красоту природы
Изучать приемы выражения замысла в своих работах. Приобретать опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для тематической композиции. Составлять и конструировать из заданных форм конструкции объектов. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
7.
Город мастеров. Организация и обсуждение детских работ.
1
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, практического применения и пользы. Оценивать собственную творческую деятельность
Итого:
34
Содержание программы
Введение.
Из истории бумаги. Виды бумаги и ее свойства.
1. Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бумаги и ее свойствами; направлениями бумажной пластики.
Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона.
Значение изделий из бумаги и картона в быту, в жизни современного человека, в интерьере. Ознакомление учащихся с целями и содержанием предстоящей работы - обзор разделов и тем программы.
2. Практическая работа: экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала. «Мои опыты» - определение качества бумаги, её свойств.
Основные приемы работы с бумагой, виды техник. Инструктаж по ОТ.
1.Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Знакомство с техниками работы: бумагопластика или художественное конструирование, оригами, аппликация, вырезание, фигурное плетение. Преобразование геометрических тел. Работа над объёмной пластической композицией, в которой используются различные приёмы сгибания бумаги.
Инструменты и материалы, правила пользования ими. Требования к поведению учащихся во время занятия. Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.
2. Практическая работа: упражнения по отработке приемов сгибания, складывания бумаги пополам, в четверть, гармошкой (гофрирование), скручивания, надрезание (одностороннее, двухстороннее), и т.д.
В помощь первокласснику
1.Объяснение целей и задач внеурочной деятельности социального направления. Представление места, роли, значения и применения выполненных работ для окружающих.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
2. Практическая работа: изготовление поделок и сувениров (закладка для книги, блокнот «Яблоко», расписание-портфель), дидактического материала для первоклассников.
Твоя мастерская.
Игрушки на елку.
1.Социальная значимость участия учащихся в создании украшений для праздника. История праздника. Виды новогодних украшений. Принцип построения и технологический процесс изготовления игрушек.
Виды бумаги для изготовления игрушек. Практические советы по применению бархатной бумаги. Технология изготовления игрушек из полосок бумаги.
Игрушки без клея (щелевое соединение), выпуклые игрушки. Использование для украшения игрушек разных техник (роспись, аппликация, штамповка, набрызг, пуантилизм).
Как плоскую форму сделать объемной (декоративная роспись, стилизация форм, игра света и тени). Технология вырезания снежинок. Использование модулей для изготовления гирлянд.
2. Практическая работа: коллективная работа - изготовление бумажных игрушек на елку (подвеска, подарок, елочные шары, снеговик, шишка, матрешка и др.), вырезание снежинок, разработка вариантов эскиза шаблона для вырезания из бумаги симметричных форм. Изготовление гирлянд.
Бумажный сувенир
1.Подарки и сувениры к праздникам. Использование неожиданных материалов для создания поделок. Освоение выразительных возможностей художественных материалов, практических приемов выражения замысла в своих работах.
Создание художником поздравительных открыток. Тиражная графика. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.
2. Практическая работа: открытка-сувенир (поющая лягушка, «Бабулечке», «Любимому дедушке», «23 февраля», «Мамочке от ее солнышка»), упаковка для конфет. Сувенир «Кораблик», «Ладья».
Художественное конструирование
1.Характерные особенности художественного конструирования.
Композиция в бумажной пластике. Особенности объемной аппликации. Последовательность выполнения работы. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала.
Создание декоративной конструкции растений, насекомых, птиц, рыб, дома, забора, колодца и др. фрагментов путем складывания и вырезания симметричных форм (работа по шаблону, возможна импровизация). Декоративное оформление каждого фрагмента (роспись, аппликация).
2. Практическая работа: Тематическая композиция «Лесной пруд», «В деревне».
Город мастеров. Выставка детских работ.
1. Итоговое занятие.
Организация и обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, практического применения и пользы.
Учебно-методические средства обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, программа «Художественное творчество» автор Проснякова Т.Н.
Ю.А.Майорова. «Идеи для творчества»
В.Корчинова «Детское прикладное творчество»
Т.Я.Шпикалова «Народное искусство и детское творчество»
Дидактические материалы:
- Инструкционные карты и схемы базовых форм
- Инструкционные карты сборки изделий
- Образцы изделий
«Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова . Учебник для 3 класса.
Журналы:
«Простые уроки рисования», «Делаем сами», «Эскиз», «Мастерим вместе с мамой»
Электронные пособия:
«Азбука искусства» (как понимать картину)
Большая энциклопедия живописи (шедевры мировой живописи)