Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа изобразительное искусство 1-4 классы "Школа России"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №1
«28» августа 2020
___________________
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № 1
«31» августа 2020
Утверждена
Приказом №
МБОУ «Сусловская СОШ»
«31» августа 2020
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
1-4 класс
Составители
Грехова Лидия Петровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
Бубнович Марина Анатольевна,
учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории
Суслово
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета: в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
12. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»
15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» учащийся научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений, в том числе на материалах художественной культуры родного края;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры;
- передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
- изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий), в том числе на материалах художественной культуры родного края;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- использовать элементарные практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и
пр.).
Содержание учебного предмета «Изобразительно искусство»
1 класс (33ч)
«Ты учишься изображать» (9ч)
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый учащийся немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть - осмысленно рассматривать окружающий мир - надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
«Ты украшаешь» (8ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной работы.
«Ты строишь» (10ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (6ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Работа в программе «Paint» (заливка) (ИКТ).
Навыки коллективной творческой деятельности.
2 класс (34ч)
«Как и чем работает художник?» (8ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
«Реальность и фантазия» (7ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.
«О чём говорит искусство» (11ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
«Как говорит искусство» (8ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое – холодное, звонкое – глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм, пятен, линий. Работа в программе «Word» (автофигуры) (ИКТ). Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувства художника.
3 класс (34ч)
«Искусство в твоем доме» (8ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья – Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
«Искусство на улицах твоего города» (7ч)
Деятельность художника на улицах города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которого не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев – Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
«Художник и зрелище» (11ч)
Художник не обходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово – видовое разнообразие зрелых искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
«Художник и музей» (8ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это всё прикладные виды работы художника. А ещё художник создаёт произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений деятельности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт – Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея. Виртуальная экскурсия «Скульптуры известных мастеров» (ИКТ).
4 класс (34ч)
«Истоки искусства твоего народа» (8ч)
Знакомство с источниками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
«Древние города твоей земли» (7ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города – крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
«Каждый народ — художник» (11ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
«Искусство объединяет народы» (8ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека.
Искусство передаёт опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни. Поиск информации в сети Интернет (ИКТ)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс (34ч)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
I
Ты учишься изображать
9
1
Введение в предмет. Все дети любят рисовать
1
2
Изображения вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения.
1
3
Мастер Изображения учит видеть.
1
4
Изображать можно пятном.
1
5
Изображать можно в объеме.
1
6
Изображать можно линией.
1
7
Разноцветные краски
1
8
Изображать можно и то, что невидимо (настроение).
1
9
Художник и зрители. (Обобщение)
1
II
Ты украшаешь
8
10
Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения.
1
11
Цветы – украшения Земли. Красоту нужно уметь замечать.
1
12
Узоры на крыльях.
1
13
Красивые рыбы. Монотипия
1
14
Украшение птиц. Объемная аппликация.
1
15
Узоры, которые создали люди.
1
16
Как украшает себя человек.
1
17
Мастер Украшения помогает сделать праздник.
1
III
Ты строишь
10
18
Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки.
1
19
Рисуем домики для сказочных животных.
1
20
Домики, которые построила природа.
1
21
Дом снаружи и внутри.
1
22-23
Строим город.
2
24
Все имеет свое строение.
1
25-26
Постройка предметов (упаковок).
2
27
Город, в котором мы живем.
1
IV
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
6
28
Совместная работа трех братьев-мастеров.
1
29
Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги.
1
30
Разноцветные жуки. Работа в программе «Paint» (заливка) (ИКТ).
1
31
Сказочная страна.
1
32
Времена года
1
33
«Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников.
1
Итого:
33
2 класс (34 ч)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
I
Как и чем работает художник?
8
1
Цветочная поляна. (Гуашь) Три основных цвета: жёлтый, красный, синий.
1
2
Природная стихия. (Гуашь, добавление чёрной и белой краски)
1
3
Осенний лес. Пастель и цветные мелки, акварель.
1
4
Аппликация «Осенний ковёр» (коллективная работа)
1
5
Графика зимнего леса. Выразительные возможности графических материалов.
1
6
В мире животных. Материалы для работы в объёме.
1
7
Игровая площадка. Выразительные возможности бумаги.
1
8
Праздник в городе. Неожиданные материалы.
1
II
Реальность и фантазия
7
9
Птицы родного края. (Изображение и реальность)
1
10
Сказочная птица. (Изображение и фантазия)
1
11
Паутинка. (Украшение и реальность)
1
12
Кружева. (Украшение и фантазия)
1
13
Подводное царство (Постройки и реальность)
1
14
Коллективная работа «Городок-коробок» (Постройка и фантазия)
1
15
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе
1
III
О чём говорит искусство?
11
16-17
Море. Изображение природы в различных состояниях
2
18-19
Четвероногий друг. Изображение характера животных.
2
20
Изображение характера человека: женский образ.
1
21
Изображение характера человека: мужской образ.
1
22
Образ человека в скульптуре.
1
23
Человек и его украшения.
1
24
О чём говорят украшения.
1
25
Замок Снежной королевы. Образ здания.
1
26
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы.
1
IV
Как говорит искусство?
9
27
Тёплые и холодные цвета.
1
28
Тихие и звонкие цвета.
1
29
Что такое ритм линий?
1
30
Характер линий. Работа в программе «Word» (автофигуры) (ИКТ).
1
31
Ритм пятен
1
32
Птицы. Пропорции выражают характер.
1
33
Коллективная работа «Весна. Шум птиц».
1
34
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»
1
Итого
34
3 класс (34 ч)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
I
Искусство в твоем доме
8
1
Твои игрушки.
1
2
Посуда у тебя дома.
1
3
Обои и шторы в твоем доме.
1
4
Мамин платок.
1
5
Твои книги.
1
6-7
Поздравительная открытка.
2
8
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
1
II
Искусство на улицах твоего города
7
9
Памятники архитектуры — наследие веков.
1
10
Парки, скверы, бульвары.
1
11
Ажурные ограды.
1
12
Волшебные фонари.
1
13
Витрины магазинов.
1
14
Удивительный транспорт.
1
15
Труд художника на улицах моего города (села)
1
III
Художник и зрелище
11
16-17
Художник в цирке.
2
18-19
Художник в театре.
2
20
Театр кукол.
1
21
Маски.
1
22
Афиша и плакат.
1
23
Как художники помогают сделать праздники.
1
24
Театральный занавес.
1
25
Праздник в городе.
1
26
Художник и зрелище.
1
IV
Художник и музей
8
27
Музеи в жизни города.
1
28
Картина - особый мир.
1
29
Картина-пейзаж.
30
Картина-портрет.
1
31
Картина-натюрморт.
1
32
Исторические картины и картины бытового жанра.
1
33
Скульптура в музее и на улице.
1
34
Виртуальная экскурсия «Скульптуры известных мастеров» (ИКТ).
1
Итого
34
4 класс (34ч)
№
п/п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
I
Истоки искусства твоего народа
8
1-2
Пейзаж родной земли.
2
3-4
Деревня — деревянный мир.
2
5
Образ традиционного русского дома (избы).
1
6
Украшения деревянных построек и их значение.
1
7
Красота человека.
1
8
Народные праздники.
1
II
Древние города твоей земли
7
9
Родной угол.
1
10
Древнерусские воины-защитники.
1
11
Древние города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
1
12
Древний город и его жители.
1
13
Древние соборы.
1
14
Узорочье теремов.
1
15
Праздничный пир в теремных палатах.
1
III
Каждый народ — художник
11
16-17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
2
18
Народы гор и степей.
1
19
Города в пустыне.
1
20
Древняя Эллада.
1
21-22
Образ художественной культуры Древней Греции.
2
23-24
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
2
25-26
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
2
IV
Искусство объединяет народы
8
27-28
Все народы воспевают материнство.
2
29
Все народы воспевают мудрость старости.
1
30
Сопереживание — великая тема искусства.
1
31
Герои, защитники. Поиск информации в сети Интернет (ИКТ)