Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"
Программа курса внеурочной деятельности "Весёлый карандаш"
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для детей с ограниченными возможностями здоровья № 5» г.Курска
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Весёлый карандаш»
Общекультурное направление
в 1«б» , 1 «в» классе
(для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития)
Составитель: учитель начальных классов
Должикова Нелли Викторовна
Ответственный за реализацию программы:
учитель начальных классов
Должикова Нелли Викторовна
КУРСК – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития).
Общая характеристика
Курс «Весёлый карандаш » реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 б и 1 в классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Художественное творчество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.
Цель:
приобщение через изобразительное творчество к искусству, формирование созидающей личности;
Задачи
познакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования;
формировать умения и навыки пользования различными средствами изобразительного искусства; обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
развивать воображение , творчество, фантазию;
развивать активность, самостоятельность в повседневной жизни;
корригировать и развивать восприятие формы, цвета, размера предметов;
учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
расширять социальный опыт детей; формировать коммуникативные умения, навыки общения с различными людьми (сверстники, педагоги, родители и др.);
укреплять доверие к другим людям;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Разделы:
работа с палитрой «Волшебные краски»;
рисование рукой и пальчиками «Мои помощники»;
рисование различными материалами «Превращения».
Формы проведения:
Занятия длительностью 35 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:
Методы и приёмы используемые на занятиях «Весёлый карандаш»:
Создание игровой ситуации: главный гость занятия «Весёлый карандаш»;
Показ учителя;
Работа «Рука в руке»;
Работа с помощью учителя;
Сравнение двух техник.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
Ценностные ориентиры содержания занятия «Весёлый карандаш»
Художественное творчество является одним из продуктивных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Объём программы
Занятия по программе внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» проводятся 1 раз в неделю. Объём занятий в год составит 33 часа.
Программа предназначена для занятий детей младшего школьного возраста.
Численный и возрастной состав группы, для занятий по курсу «Весёлый карандаш» Возраст детей от 7 лет до 9 лет, численность каждой группы не более 5 человек.
Материально – техническое обеспечение:
Краски акварельные и гуашевые, пальчиковые, кисти, палитры, восковые мелки, цветные карандаши, губка, щётка, пластилин, парафиновые свечи, крупа, клей, трубочки для коктейля, бумага для акварели и ватман.
Шаблоны, предметные картинки, сюжетные картинки по выбранным темам, музыкальное сопровождение, красочное изображение главного героя «Весёлого карандаша».
Ожидаемые результаты:
появление интереса у обучающихся к художественному творчеству;
повышение самооценки;
умение работать в паре, группе;
умение слушать учителя, выполнять простую словесную инструкцию , выполнять простые действия с изобразительными средствами по образцу.
улучшение в развитии мелкой моторики рук;
обострение тактильного восприятия;
улучшение цветовосприятия;
расширение художественного опыта;
активность и увеличение доли самостоятельности детей в художественной деятельности.
Содержание курса «Весёлый карандаш» (33 ч – 1 ч в неделю)
Работа с палитрой «Волшебные краски» (5 часов)
Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» (12 часов)
Рисование различными материалами «Превращения» (16 часов)
Работа с палитрой «Волшебные краски» (5 часов).
Дифференциация цветов, смешивание красок, получение нужного цвете и оттенка путём смешивания красок.
Основные цвета. Смешивание красок. Получение зелёной краски. Получение оранжевой краски. Получение тёмных и светлых тонов.
Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» (12 часов)
Рисование без кисточки , с использованием только рук. Упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, точности и быстроты движений. Рассматривание в отпечатках образов, сравнивание с предметами и изображениями.
Обводка кисти руки цветными карандашами. Дорисовка изображения руки до предметов (павлин). Рисование пальчиками (ватной палочкой) (гусеница, листопад, цветок, вербочка, рябина). Рисование ладошками (осьминог, ёлка, ёжик). Рисование кулачком « Букет для мамы». Коллективное рисование ладошками (солнышко).
Рисование различными материалами «Превращения» (16 часов)
Использование для рисования различных материалов. Упражнения на развитие мелкой моторики. Выполнение заданий по словесной инструкции и образцу. Рассматривание иллюстраций, сравнение с художественными изображениями.
Отпечатка сухими листьями «Лес». Томпонирование «Радуга». Монотипия «Бабочка» ,«Два цыплёнка». Набрызг «Зайчик под ёлкой». Работа по шаблонам с томпонированием « Фрукты». Выдувание «Снегопад».Штампы «Цветочная поляна», «Угощения для друзей». Метод тычка «Новогодняя ёлка». Рисование крупой «Урожай», «Грибы». Рисование смятой бумагой «Розы». Рисование свечой «Город ночью». Пластилинография «Медвежонок».
Календарно – тематическое планирование курса «Весёлый карандаш»
№п/п
Тема занятия
Дата проведения
Работа с палитрой «Волшебные краски»
Основные цвета.
Смешивание красок.
Получение зелёной краски.
Получение оранжевой краски.
Получение тёмных и светлых тонов.
Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники»
Обводка кисти руки цветными карандашами.
Дорисовка изображения руки до предметов «Павлин»
Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Гусеница»
Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Листопад»
Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Цветок»
Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Вербочка»
Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Рябина».
Рисование ладошками «Осьминог»
Рисование ладошками « Ёлка»
Рисование ладошками (ребром) «Ёжик»
Рисование кулачком « Букет для мамы».
Коллективное рисование ладошками «солнышко».
Рисование различными материалами «Превращения»
Отпечатка сухими листьями «Лес».
Томпонирование «Радуга».
Монотипия «Бабочка» .
Монотипия «Два цыплёнка».
Набрызг «Зайчик под ёлкой».
Работа по шаблонам с томпонированием «Фрукты».
Выдувание «Снегопад».
Штампы «Цветочная поляна»,
Штампы «Угощения для друзей».
Метод тычка «Новогодняя ёлка».
Рисование крупой «Урожай»,
Рисование крупой «Грибы».
Рисование смятой бумагой «Розы».
Рисование свечой «Город ночью».
Пластилинография «Медвежонок».
Проведение выставки «Весёлый карандаш».
Использованная литература:
Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.