Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Эссе повествует о том, какими компетентностями должен обладать учитель изобразительного искусства.Деятельность учителя на современном этапе состояния общего образования определяют прежде всего правила введения и реализации ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС ООО»
" В деле обучения и воспитания , во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя." (Цитата К.Д. Ушинского)
Соглашаясь и понимая цитату Ушинского, педагог - является ключевой фигурой реформирования образования. В современном , стремительно меняющимся открытом мире , главным профессиональным качеством педагога является умение постоянно демонстрировать своим ученикам умение учиться. Готовность к переменам, мобильность , способность к нестандартным трудовым действиям , ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Абсолютно согласна с тем, что обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Решение вопроса о профессиональной компетенции учителя изобразительного искусства предполагает , как общий профессиональный контекст , так и специфический контекст обучения изобразительному искусству. Деятельность учителя изобразительного искусства на современном этапе состояния общего образования определяют прежде всего правила введения и реализации ФГОС. Исходя из этого можно говорить о том ,что профессиональная компетентность - способность успешно действовать на основе практического опыта умения и знаний при решении профессиональных задач. Учитель изобразительного искусства как и другой педагог, в целом работает на достижение планируемых результатов. Но делает это прежде всего , средствами своего предмета . Отсюда следует , что профессиональные компетенции учителя изобразительного искусства формируются исходя из понимания обще профессиональной , общеотраслевой и специальной компетенции. Общепрофессиональная компентенция учителя, которая предполагает , что учитель изобразительного искусства компетентен в:
- содержании учебных предметов, которые он преподает: «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура»;
- реализации программы обучения изобразительному искусству на разных ступенях общего образования.
- разработке учебно-планирующей документации, обеспечивающей организацию учебного процесса, в планировании образовательного процесса на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся;
- создании авторских дидактических материалов и методического фонда (наглядные пособия, иллюстративные средства, коллекцию электронных образовательных ресурсов художественно-эстетической направленности);
- конструировании и проведении уроков изобразительного искусства и анализе их результативности;
- владении разнообразными формами и методами обучения изобразительному искусству, методикой организации и проведения неурочных форм работы;
- использовании разнообразных форм и методов контроля, в современных методах системы оценивания;
- владении общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностью (соответствующей предметной области «изобразительное искусство»);
- организации информационно-образовательной, воспитательной среды, которая предполагает, что учитель изобразительного искусства специально организует образовательное пространство для эффективного использования средств обучения, то есть создание условий для проявления самостоятельности учащихся в разных видах художественной, конструкторской, творческой деятельности.
- в определении достигнутых результатов обучающихся и динамики их развития (выявление индивидуальных трудностей в обучении), в определении совместно с учащимся зоны его ближайшего развития, с его родителями, другими участниками образовательного процесса;
- реализации собственной программы профессионального развития, постоянном повышении своего образовательного уровня и педагогического мастерства.
Учитель изобразительного искусства должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя . На основании образовательного результата изучения изобразительного искусства, становится очевидным содержание общеотраслевой( предметной) компетентности учителя изо, а именно учитель должен:
- иметь элементарную изобразительную грамотность, уметь решать изобразительные задачи, соответствующие ступени общего образования, в том числе те художественно-творческие задачи, которые возникают в ходе работы с учениками;
- уметь совместно с обучающимися выстраивать замысел будущей композиции, понимать замысел ученика, помогать ученикам в выборе адекватных замыслу художественных материалов и изобразительных средств;
- владеть основными художественными материалами в области графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, составлять графические, живописные, декоративно-прикладные, дизайнерские композиции, владеть различными техниками, приемами и средствами изображения.
- обладать знаниями по истории изобразительного искусства;
- понимать особенности визуального художественного образа, знать и чувствовать процессы его создания, владеть умениями адекватной оценки произведений искусства. Совместно с учащимися анализировать произведения изобразительного искусства и выполненные учащимися работы;
- поощрять творческий подход в решении художественной задачи, поддерживать баланс между самостоятельным открытием, творческим решением, узнаванием нового и формированием изобразительной грамотности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, характера и вида изобразительного искусства;
- руководить процессом освоения учащимися ценностей изобразительного искусства и развивать интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством;
- иметь представление о развитии регионального искусства, знать специфику художественного краеведения; уметь организовать краеведческую и экскурсионную работу с учащимися по изучению изобразительного искусства региона;
- использовать цифровые технологии визуального творчества, в том числе мультипликацию, анимацию, компьютерную графику.
Становится очевидным, что учитель изобразительного искусства должен обладать общеотраслевой кометенцией , а именно учитель должен:
- иметь элементарную изобразительную грамотность, уметь решать изобразительные задачи, соответствующие ступени общего образования, в том числе те художественно-творческие задачи, которые возникают в ходе работы с учениками;
- уметь совместно с обучающимися выстраивать замысел будущей композиции, понимать замысел ученика, помогать ученикам в выборе адекватных замыслу художественных материалов и изобразительных средств;
- владеть основными художественными материалами в области графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, составлять графические, живописные, декоративно-прикладные, дизайнерские композиции, владеть различными техниками и приемами средства изображения.
- обладать знаниями по истории изобразительного искусства, использовать информационные источники, периодику, следить за развитием современного искусства и знакомить с ними обучающихся, владеть системой знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры;
- понимать особенности визуального художественного образа, знать и чувствовать процессы его создания, владеть умениями адекватной оценки произведений искусства. Совместно с учащимися анализировать произведения изобразительного искусства и выполненные учащимися работы;
- поощрять творческий подход в решении художественной задачи, поддерживать баланс между самостоятельным открытием, творческим решением, узнаванием нового и формированием изобразительной грамотности исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося.
- руководить процессом освоения учащимися ценностей изобразительного искусства и развивать интерес до уровня потребности в постоянном общении с искусством, знать мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования. Формировать представление учащихся о том, что изобразительная грамотность и художественная, визуальная культура пригодятся всем вне зависимости от избранной специальности, а кто-то будет заниматься изобразительным искусством профессионально;
- иметь представление о развитии регионального искусства, знать специфику художественного краеведения; уметь организовать краеведческую и экскурсионную работу с учащимися по изучению изобразительного искусства региона;
- использовать цифровые технологии визуального творчества, в том числе мультипликацию, анимацию, компьютерную графику.
Так же существуют специальные компетенции ,которые необходимы для преподавания именно избразительного искусства в системе общего образования. Специальная компетентность наиболее полно отраает специфику професси учителя изобразительного искусства и находит свое выражение в профессиональных компетенциях.
Таким образом, можно сделеать вывод, что учитель изобазительного искусства несомненно должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога, вместе с тем должен обладать всеми специальными компетенциями , которые необходимы для преподавния именно избразительного искусства, связанные с его внутреннй логикой и местом в системе знаний . Без этого невозмжно решение основных задач предмета изобразительного искусства, а это формирование у обучающихя постоянной потребности в художетсвенной деятельности.