Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе
Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе
Цель и задачи статьи – обратить внимание на проблему обучения и эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы средствами изучения изобразительной грамоты реалистического изображения на уроках изобразительного искусства, указать пути и способы решения данной проблемы. Важно, чтобы теоретические объяснения не отрывались от практического рисования, не опережали её. Законы и правила следует связывать с живым опытом рисующих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе»
Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе
Цель и задачи статьи – обратить внимание на проблему обучения и эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы средствами изучения изобразительной грамоты реалистического изображения на уроках изобразительного искусства, указать пути и способы решения данной проблемы. Важно, чтобы теоретические объяснения не отрывались от практического рисования, не опережали её. Законы и правила следует связывать с живым опытом рисующих.
Прогресс цивилизации, достижения науки и техники, новые отношения в социуме способствуют образованию специфических связей искусства с современным миром. Попав в зависимость от информационных технологий, искусство приобрело новый уровень свободы проявления, определилось его новое положение в культурном развитии человечества. Всё это вызвало ряд серьёзных изменений в системе художественного образования. Современное состояние общества характеризуется противоречивостью, приведшей к непониманию и подмене эстетических ценностей. Зритель утрачивает ценностные ориентиры. Подрастающее поколение в значительной массе не знает и не стремиться узнать классиков национальной культуры. Как никогда в современных условиях научно-технического прогресса возрастает роль науки, образования, культуры и искусства. Проблемы образования в начале XXI века представляются значимыми и актуальными. Развитие современных технологий требует пересмотра и реформирования образования. Оно должно соответствовать требованиям современности, быть интересным, качественным, активно развивать творческий потенциал школьников, выявлять одарённых детей, оказывая им помощь в становлении и раскрытии своего таланта во всех сферах. Большая ответственность за культурное развитие и воспитание подрастающего поколения ложится на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно- воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе и от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса и в немалой степени – объём и уровень знаний, получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей. Человек должен глубоко чувствовать и ценить красоту в природе и искусстве, уметь продуктивно и творчески трудиться. Поиски новых подходов к обучению изобразительному искусству, их множественность, могут проявиться и в отрицательной форме. В истории художественного образования неоднократно делались попытки подняться над реализмом; всегда находились открыватели новых оригинальных методик. Но эти системы быстро себя изживали. Они явно шли в разрез с общими задачами обучения и воспитания. И сейчас уроки изобразительного искусства, на которых ученики общеобразовательных школ должны изучать основы реалистического изображения, часто, по сути дела, подменяются трудовым обучением или кружком «умелые руки», где учат работать с шаблонами и трафаретами, забывая о творчестве. Ученик, добросовестно выполняя поставленные перед нами задачи, превращается в исполнителя, чаще всего в дальнейшем не способного что-либо создать новое, своё. Не исключена и другая крайность, когда уроки изобразительного искусства превращаются в простое созерцание детского творчества, не мешающего его непосредственности. Основные принципы методики обучения изобразительному искусству, конечно, не могут рассматриваться в отрыве от творческих задач. Но выполнение только творческих задач, не подкреплённых изобразительной грамотой, непременно, приведут к наивному и примитивному отражению действительности. Чтобы овладеть средствами изображения, безусловно, требуется творческое отношение, но в значительно большей степени требуются упражнения, постепенно воспитывающее и образующее дарования учащегося. Изобразительное искусство должно базироваться на знании законов, исторического опыта и традиций изобразительной грамоты. Известный английский художник и писатель У. Блейк, утверждал: «Гений начинается там, где кончаются правила» [1: 21]. Стоит обратить внимание, именно «там, где заканчиваются», а не до того, как начались. Творчество предполагает изучение всего предшествующего опыта и только в этом случае возникает возможность, позволяющая создать нечто новое, своё. Так какая же роль уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе – обучение учащихся правильно смотреть, анализировать и изображать окружающий мир или бездумно копировать шаблоны, приучая их к аккуратности и исполнительности. Изобразительное искусство, благодаря своей специфике, заключающейся в наглядно- образном отражении действительности, служит эффективнейшим средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания средством формирования мировоззрения и должно стоять в одном ряду с другими общеобразовательными предметами, занимая своё особое место и равноправно с ними участвовать в общем развитии школьников. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности учащихся. Важно правильно и вовремя, с самого раннего периода обучения приучить учащихся правильно смотреть, анализировать и изображать окружающий мир. Таким образом, перед учащимися должна стоять задача научиться правдивому изображению действительности посредством объективных законов изобразительной грамоты. Важная задача заключается в том, чтобы в процессе обучения изобразительному искусству максимально развить все виды чувств, единство и богатство ощущений, получаемых от внешнего мира, обеспечивают единство и богатство образов восприятия. Эстетическое воспитание ученика, его способность видеть и чувствовать окружающее в характерных проявлениях неотрывно от практического обучения. Установка П. П. Чистякова «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство» вполне применима и к детскому художественному образованию. Тенденция чувствовать, знать и уметь устанавливает гармоническое развитие ученика одновременно по трём этим руслам. Нежелательны перекосы в сторону одной осведомлённости без подкрепления практическими умениями, так же, как нежелательна и выхолощенная обученность определённым навыкам. Целью обучения должен стать эстетически чувствующий ученик с воспитанным художественным вкусом, знающий правила и законы изображения и умеющий осуществить на практике разные по сложности художественно-изобразительные задачи в соответствии с возрастом. Усвоение правил и законов необходимо в определённой мере и в подходящее время. С помощью их безусловной логики приводятся в порядок, организуются многие пока ещё нестройные понятия детей, упорядочиваются и их зрительные, часто хаотические представления. В детском рисовании доминирующую роль играет живое созерцание, и от учителя требуется терпеливое вынашивание, вызревание жизненных впечатлений, их непринуждённое чисто детское отражение, пока не настанет время подкрепить их логическими аргументами. Важно, чтобы теоретические объяснения не отрывались от практического рисования, не опережали её. Законы и правила следует связывать с живым опытом рисующих. Наблюдения за учащимися, работающими под непосредственным руководством грамотного учителя, показывают, что школьники постепенно начинают не просто разглядывать окружающие предметы, но и сравнивать их между собой, анализировать с точки зрения формы. Идею о необходимости высокого уровня художественного мастерства учителя рисования ещё в начале XIX века пропагандировал великий русский художник И. Е. Репин. Он горячо возражал против довольно распространённого в то время мнения, «что нужны будто бы преподаватели посредственные, не работающие художниками, а умеющие учить». Воспитание человека-творца, умеющего с интересом, ответственностью, любовью и вдохновением делать своё дело, - важная задача современной школы. Это обстоятельство требует соответствующей постановки преподавания изобразительного искусства в школе. Его не следует ограничивать одним лишь эстетическим воспитанием или, напротив, только обучением азам изобразительной грамоты. Современное понимание целей обучения изобразительному искусству включает в себя широкий круг задач по развитию восприятия, мышления, приобретению знаний в области искусства, овладению практическими навыками изобразительной деятельности. Успешно решить такие задачи могут лишь высококвалифицированные учителя- художники, профессионально работающие не только в педагогике, но и в искусстве.
Примечания:
Блейк У. Видение Страшного суда / пер. В. Чухно. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 54 с.
Школа изобразительного искусства: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1986. Вып. 1. 176 с.
Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952. 248 с.