"Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы"
"Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы"
Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы складывается, по моему мнению, из лозунга «Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем», который должен продемонстрировать единство двух процессов в профессиональном сознании и повседневной практике школьного учителя.
Таким образом, можно утверждать, что в случае, если процесс обучения выступает как форма жизнедеятельности учеников, как способ овладения современной культурой и культурной традицией, как источник разнообразного реального (жизненного) опыта детей, то он становится фактором формирования и развития личности ребенка, т.е. составной частью воспитательной системы школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы"»
Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы
Ф.И.О. автора:Гончаров Николай Васильевич
место работы: ГККП «Художественная школа
имен. А.И. Никифорова отдела образования
акимата города Костаная», учитель ИЗО
Принципы коллективного обучения и воспитания в развитии одаренности учащихся художественной школы складывается, по моему мнению, из лозунга «Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем», который должен продемонстрировать единство двух процессов в профессиональном сознании и повседневной практике школьного учителя.
Таким образом, можно утверждать, что в случае, если процесс обучения выступает как форма жизнедеятельности учеников, как способ овладения современной культурой и культурной традицией, как источник разнообразного реального (жизненного) опыта детей, то он становится фактором формирования и развития личности ребенка, т.е. составной частью воспитательной системы школы.
А. С. Макаренко утверждал, что только коллективное воспитание «может создать не воображаемые, а настоящие, реальные качества личности». И нас всегда и везде: в школе, в армии, в институте, в трудовых коллективах – учили тому, что коллективное воспитание – это главное, это основа основ. И применительно к общеобразовательной школе это абсолютно бесспорно.
Несколько иначе обстоит дело в таких школах, как художественные. Известно, что художественное творчество – процесс индивидуальный, а талант принято именовать «штучным товаром». Это действительно так, но, с другой стороны, ни один художник, музыкант, писатель не творит исключительно для себя, реализуя только свою внутреннюю потребность высказать в художественных образах состояние собственной души. Как и любой труд, творческий процесс подразумевает, грубо говоря, потребителя, то есть слушателя, зрителя, читателя, словом, сопереживателя. Поэтому взращивание таланта в тепличных условиях, без коллектива и коллективного воспитания – это реальная опасность вырастить индивидуалиста, пусть даже сверх одарённого.
Но как осуществлять коллективное воспитание в условиях специализированных учебных заведений? При изучении живописи или композиции ученики получают единую для всех информацию, но выполнять это задание каждый будет по-своему, в соответствии с собственной индивидуальностью, собственными восприятием и пониманием. Есть ли здесь место коллективному обучению и воспитанию? Почему бы и нет? Выполнив задание, дети раскладывают свои работы на всеобщее обозрение и начинают коллективное обсуждение. Каждый отмечает не только собственные недочёты и удачи, но и одноклассников. При этом помощь учителя заключается не в доведении работы, а в совете, подсказке. А главное, ученик сразу получает оценку своего труда, причём от своих же товарищей (тут уж не спишешь на учительские придирки или особые личные симпатии). Критика или похвала из уст сверстников – это мощный стимул к самосовершенствованию. К тому же, дети учатся при таком подходе не только на своих ошибках и успехах, но и на чужих. Это и есть то творческое общение, без которого само творчество не может развиваться.
Нужно отметить, что в нашей художественной школе ведутся групповые занятия. В классе обучается не более 15-17 учащихся. Казалось бы, небольшие группы, но осуществлять индивидуальный подход в таких условиях не так уж просто. И тут на помощь приходит метод работы в малых группах. Вот пример из личной практики. Идёт урок композиции. Ученики получают задание по бумажной пластике. Пока они знакомились с тем, что представляет из себя такая техника и как её выполнять, каждый работал индивидуально. Но, подойдя к теме «Мой сказочный город», я решил разбить класс по группам, каждая из которых будет заниматься одним общим проектом. Группы были сформированы по желанию самих учеников, они же выбирали и старших, так сказать, руководителей своих мини-коллективов. Должен заметить, что педагогу удобно так работать: он держит контакт в основном со старшими групп, а те работают с остальными. Это была первая проба работы маленького самостоятельного коллектива. Разумеется, без проблем не обошлось, хотя в целом рабочий процесс шёл вполне нормально. С самого начала ежедневно общим голосованием выставлялись оценки каждому члену группы. И вот тут-то не обошлось без разногласий. Две группы попросили замены старших, после чего работа пошла более слаженно и продуктивно. В конечном счёте, с заданием справились все, получив отличные оценки. С помощью коллективного воспитания удалось добиться укрепления дисциплины в классе, сплочения его.
То есть коллективная работа даёт положительные результаты, что убедительно доказал этот эксперимент.
Воспитание через коллектив самым положительным образом отражается и на творческом росте учеников. Наглядный тому пример – работа на пленэре. Класс выходит на природу, но, естественно, все на одном месте находиться не могут. Тема задана одна, но каждый ученик сам выбирает себе место для этюда. Удобнее всего, когда класс разбивается на группы, в каждой из которых не более четырёх-пяти человек. Группа выбирает себе старшего, который в случае необходимости, обращается к учителю за консультацией или помощью. То есть ребята работают коллективно, и педагог тоже работает с несколькими маленькими коллективами.
При этом индивидуальный подход, без которого невозможно плодотворное обучение в художественной школе, отнюдь не отходит на второй план. Учитель на то и учитель, чтобы держать в поле зрения каждого ученика, вовремя замечать, кому и когда нужна помощь, в нужный момент подсказать, поправить, поддержать. Кстати, на пленэр приглашаются и родителей учеников. Они помогают следить за порядком – ведь вне школы ребята чувствуют себя свободнее и не всегда умеют этой свободой правильно распорядиться. Но при этом каждому хочется показать себя мамам и папам с лучшей стороны, отсюда – повышение активности и старательности. А по окончании работы проходит общий просмотр выполненного задания, в обсуждении и оценке участвует весь класс. Кто скажет, что подобный подход не способствует развитию одарённости?
Чтобы обучение и воспитание приносило положительные плоды, педагог должен чётко представлять, чего он хочет от ученика, кого стремится вырастить: ремесленника или творца, индивидуалиста или коллективиста, «винтика» или личность. Сегодняшнему ученику предстоит стать завтра полноправным членом общества, сочетающим в себе яркую индивидуальность и умение жить в социуме, работать для общего блага. Всё это закладывается в детстве. И даже не столько через получаемую информацию, сколько через наглядный пример – пример учителя.
Бесспорно, что индивидуальный подход, воспитание и обучение «в коллективе и через коллектив» – являются взаимодополняющими принципами. И только при их непременном, грамотном и умелом, сочетании учебного и воспитательного процесса даёт положительные результаты, как в художественных школах, так и в дальнейшем в производственных и творческих коллективах. Очевидность этого подтверждается самой жизнью.