Педагогические технологии для проведения уроков ИЗО
Педагогические технологии для проведения уроков ИЗО
Целью личностно-ориентированного урока является создание условий для раскрытия личности ученика. Раскрытие личности учащегося происходит в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Обучение ориентированное на личность достигает своей цели только тогда, когда создаёт условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии для проведения уроков ИЗО»
Применяемые технологии в учебной деятельности
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий. Н. Рерих
Целью личностно-ориентированного урока является создание условий для раскрытия личности ученика. Раскрытие личности учащегося происходит в его главной ведущей деятельности – учении , а урок – основная форма её организации. Обучение ориентированное на личность достигает своей цели только тогда , когда создаёт условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная в школе технология сотрудничества. Это различные формы групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Часто использую работу в парах. Она даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающегося за важный участок работы, без которого невозможен общий успех группы. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На таком уроке каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой теме, проявить собственные возможности, самостоятельность в способах работы и ощущает атмосферу сотрудничества. При организации взаимопомощи часто использую парный метод, т.е. затрудняющего ученика объединяю с учеником, способным оказать помощь.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения.
Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалась, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед. В частности, возникает весьма серьезный вопрос: как, обучая, тем не менее, гарантировать обучающемуся возможность свободного и конструктивно-интеллектуального саморазвития с учетом своеобразия склада его ума?
Это возможно благодаря применению новых современных технологий в школьном образовании, которые дают возможность разносторонне развиваться личности ребенка.
Под современными технологиями в широком смысле понимаются такие, которые отличаются от традиционной системы обучения и являются инновационными в школьном образовании.
Задачи современных технологий заключаются в:
повышении уровня социальной адаптации обучающихся;
создании условий для личностного и профессионального самоопределения;
формировании умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
повышении мотивации к изучению предмета;
развитии коммуникативных качеств личности, творческих способностей;
Отличительными признаками технологического подхода в обучении является те, при которых основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:
преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации;
информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения;
обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.
Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих обучающихся:
постановку проблемы, формулирование задачи;
обсуждение критериев желаемого результатов (продуктов);
поисковую работу с информационными источниками;
самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;
предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;
самооценку, коррекцию результата,
которые в свою очередь формируют компетентности обучающихся.
Инновационными технологиями современного образования являются:
1. Здоровьесберегающие технологии как фактор эффективного образования – сохранение здоровья школьников, которые отвечаю за физическое, психическое социальное, нравственное и духовное здоровье школьников. Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода:
- снятие эмоционального напряжения у обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;
- комплексное использование личностно-ориентированных технологий:
развивающего обучения; дифференцированное обучение; раскрепощённое развитие детей.
2. Технология «Развития критического мышления» (В. В. Фирсов)
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности ученика, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология «развития критического мышления» полностью опирается на самостоятельную активную деятельность, обучение происходит сообща, учащиеся работают парами, либо группами над одной и той же проблемой, тем самым продвигают друг друга в учёбе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия друзей. В результате применения данной технологии у обучающихся развивается логическое мышление, и формируются ключевые компетентности. Основными приёмами служат: корзина идей, кластер идр.
3. Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности. (Е.И. Пассов)
Для достижения эффективности образовательного процесса, в частности в плане развития мотивации, могут использоваться различные средства: ИКТ, самооценка, определение обучаемого как активного субъекта познания; ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого; социализации обучаемого; учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого; развития коммуникативных способностей личности. Используется как на уроке так и внеурочной деятельности6 усвоение обучающимися базовых знаний по предмету, систематизация усвоенных знаний, формирование навыков самоконтроля, активизация познавательного интереса к предмету.
4. Технология исследовательской и проектной деятельности
Метод проектов способствует активизации личности школьника – его интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность: самостоятельной деятельности учащихся; использовании исследовательских методов; практической, теоретической значимости предполагаемых результатов; опыт оформления результатов и представления своих достижений; полезности приобретённых навыков.
Основным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся по формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата. Занимаясь с ребятами исследовательской работой, отмечаем плодотворность при решении образовательных и воспитательных задач. У обучающихся формируется умение работать в коллективе, самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, критически мыслить. Исследовательские работы в рамках учебного процесса должны соответствовать школьной программе.
5. ТЕХНОЛОГИЯ Портфолио:
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Основной смысл портфолио - «показать все, на что способен обучающийся».
6. Игровая технология (Б. П. Никитин)
Игра реализует потребность обучающихся активничать, в стремлении проявить себя, стимулирует потребность в общении. Игровые технологии формируют навыки всех видов практической деятельности. Данные технологии дают возможность обучающимся творческой реализации. При этом на уроке царит благоприятная психологическая атмосфера, что отвечает требованиям здоровьесбережения обучающихся.
8. Модульная технология (педагоги новаторы)
В модульной технологии сочетаются современные подходы к обучению и традиционная система обучения. Она предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой обучающийся сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к его самостоятельности, самоорганизации, самоконтролю. Главная цель данной технологии заключается в развитии самостоятельности обучающихся, его индивидуальных способностей и возможного потенциала. Модульная технология дает возможность для формирования мобильности знаний, гибкость метода и развития критического мышления обучаемых.
9. Метод проектов. (О.И. Агапова, О.А. Кривошеев,)
Это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.Метод проектов реализуется с помощью не только традиционных средств: энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, но и используются новые информационные технологии: мультимедийное оборудование, образовательные порталы, сайты образовательных учреждений.
10.Компьютерные технологии обучения (Г.Р. Громов, В.И.Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Б. Хантер) -совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
11.Дифференциация обучения. (Дж. Дьюи)
Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп работы ученика, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
12.Групповая форма работы. (А.Г. Ривин, В. К. Дьяченко)
«Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Работа в парах или группах помогает организации общения. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Использование данных педагогических технологий позволяет мне повысить уровень познавательных и практических способностей учащихся в сфере учебной и внеклассной деятельности. За период (с 2012 по 2014г.г.) применение данных технологий в педагогической деятельности наблюдается повышение интереса обучающихся к изучаемым предметам, высокий уровень мотивации к учебной деятельности. При 100% успеваемости, качество знаний за прошедшие учебные года составило 84%.
Анализируя результаты новой формы обучения хочу отметить: дети очень активны, не бояться высказывать своё мнение, дискуссируют, определяют тему и цель урока, создают презентации, активничают в конкурсах, очень творческие.
Поскольку школа является ресурсным центром, то на базе школы проходят семинары, обмен опытом педагоги делятся не только в мастер-классах, выступлениях педагогического мастерства, но и демонстрируют уроки «новых стандартов», где главным инструментарием служат наши успешные, любознательные, умелые дети.
Учиться надо многому, как ученикам, так и педагогам: работая по новому, каждого ребёнка, добиться результатов, учитывая индивидуальность каждого.