kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа Рисунок ( ФГТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа предназначена  для ДШИ, ДХШ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа Рисунок ( ФГТ)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан




Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании художественного на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________202___г. «___»___________202___г.






Программа учебного предмета

«РИСУНОК» (ФГТ)




срок реализации 4 года

Художественное отделение








Директор ДШИ №2 _______________





г. Альметьевск

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ




  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА



  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК



ОБУЧАЮЩИХСЯ



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисунок - древнейший вид изобразительного искусства. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессиональной подготовки художника. Любое художественное произведение начинается с рисунка. С его помощью художник фиксирует свой первоначальный замысел в эскизах. Рисунок может быть подготовительным этапом создания живописных работ, но может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности

Цель программы - достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода к изображению натуры.

Задачи программы.

1) Обучающие: научить учащихся видеть и изображать предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг- друга и глаза рисующего световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном; освоить основы наблюдательной, т. е. наглядной перспективы.

2) Развивающие: развивать эстетические способности и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;

3) Воспитывающие: воспитать уважение к своей работе, аккуратность, волевые качества

В программе последовательно проведен принцип восхождения от простого к сложному. Он предполагает взаимосвязь между предшествующими и последующими темами. На каждую из них в программе дается по 2-3 задания. Это обеспечивает закрепление полученных навыков, умений и знаний.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет. Объем учебного времени за весь курс составляет 408 аудиторских часа. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени


Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 –й год






Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Учебная

нагрузка

50

52

50

52

50

52

50

52

Всего академических часов

102

102

102

102

Итого: 408 ч.

Программа составлена в соответствии с требованиями государственных программ для ДХШ и ДШИ (ИЗО) и рассчитана на 4 летнее обучения и сориентирована с «Интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ»

Ожидаемые результаты

Основными темами для изучения в 1-м классе являются изучение пропорций, знакомство и освоение понятия «общий тон» предмета и силуэт.

Также много внимания уделяется заданиям на использование линии и тона как изобразительных средств рисунка, помогающих передавать плановость. Линейная перспектива, а значит, и светотень в 1-м классе не рассматриваются.

Во 2-м классе учащиеся приступают к изучению перспективы (линейной и воздушной), принципам построения светотени и моделировки формы предмета с ее помощью.

В 3-м классе задачи усложняются. Вводится полная моделировка формы предмета тоном (блик, свет, полутон, тень, рефлекс). Также изучаются способы передачи материальности и плановости.

В 4-м классе происходит закрепление и совершенствование полученных ранее учащимися знаний, умений и навыков.



Учебно-тематический план по рисунку

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 1 класс)

Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)


1 четверть





Блок 1. Штрих и линия. Тема 1.1. Беседа о рисунке. Материалы рисунка. Организация рабочего места

Лекция



3



Тема 1.2. Понятие о штрихе и линии. Типы штрихов. Таблица.

урок

6

Тема 1.3. Прямые линии различной длины, толщины, деление отрезков, тональные растяжки

урок


6

Тема 1.4. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Ровная тональная поверхность.

урок

6


2 четверть





Блок 2. Общий тон предмета. Силуэт.

Тема 2.1. Зарисовка темных предметов на светлом фоне. Светлых предметов на темном фоне на нейтральном фоне.



урок



6

Блок 3. Симметрия и асимметрия.

Тема 3.1. Контурный рисунок симметричных и асимметричных предметов.

урок




6



Тема3.2. Тональный рисунок симметричных и

асимметричных предметов.


урок


10

3 четверть






Блок 4. Основные способы передачи пространства в рисунке. Тема 4.1 Пропорции предметов. Передача

пространство при помощи толщины линий.



урок




3


Тема 4.2 Пропорции предметов. Построение

предметов методом визирования


урок



9

Тема 4.3Пропорции предметов. Передача формы и пространство тоном.



урок


6

Тема 4.4.Пропорции предметов. Конструктивный рисунок.


урок

6

блок 5. Выявление композиционного центра. Тема 3.5 Графические способы выявления

композиционного центра.


урок


9

4 четверть





Блок 6. Рисунок пером.

Тема 61.Основные способы работы пером



урок


9

Тема 6.2 Контрольное задание



урок

12


Всего


102


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 класс)


Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудиторные

занятия

(час)

1 четверть




Перспектива фронтальная, угловая.

Тема 1.1. Виды и основные понятия линейной перспективы. Точка зрения.


урок


12

Блок 2. Перспектива круга, овала.

Тема 2.1. Принцип построения круга в перспективе


урок


6


Тема 2.2. Построение круга в перспективе с натуры.



6

2 четверть




Тема 2.3. Рисунок натюрморта из 2х геометрических фигур

урок

12



Тема 2.2. Рисунок натюрморта из 1 геометрической фигуры


урок


9


3 четверть




Блок 4. Светотень в рисунке

Тема 3.1. Построение границ света и тени в перспективе. Воздушная перспектива светотени. Рисунок натюрморта из 2-х бытовых предметов.



урок




9


Тема 3.2. Работа тоном без конструктивного построения. Рисунок натюрморта из 2-х бытовых предметов.

урок

9

Блок. 4. Линейно- конструктивный рисунок. Тема 4.1 Рисование линейно- конструктивного построения птицы.


урок


12

4 четверть





Контрольное задание


Урок


24

Всего





102


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 3 класс)

Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1 четверть





Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 2 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт из 3-4 предметов быта различных по материальности



урок



12

Блок 2. Рисунок человека.

Тема 2.1. Основные пропорции человека. Составление схем.


урок



3


Тема 2.2. Наброски и зарисовки человека.


урок

9



2 четверть





Блок 3. Полная моделировка формы предмета тоном. Тема 3.1. Принцип распределения светотени по форме шара.


урок


9

Тема 3.2. Рисование натюрморта с птицей.

урок

12

3 четверть









Блок 4. Рисование гипсового орнамента.

Тема 4.1. Рисунок простого гипсового орнамента с невысоким рельефом. Работа в тоне.



урок



15

Блок 5. Принцип формирования складок и светотень на них. Тема 5.1. Рисунок драпировки, закрепленной за 2 точки.



урок



15


4 четверть





Контрольное задание



урок


21

Всего


102



4 ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 4 класс)

Блок / темы




Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

1 четверть





Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 3 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта на выявление объёма и материальности.


урок


12

Блок 2. Рисунок человека.

Тема 2.1. Принцип распределения светотени по форме головы человека. Рисунок яйца


урок




12

2 четверть





Блок 3. Материальность. Пространственные отношения. Тема 3.1. Тональный рисунок натюрморта из разнофактурных предметов в различных положениях по отношению к источнику света.


урок





24




3 четверть





Блок 4. Рисунок орнамента.


Тема 4.1. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом.


урок


27


4 четверть






Итоговая экзаменационная работа


урок

21

Всего





102

Содержание учебного предмета «Рисунок».

1 КЛАСС

Блок 1. Штрих и линия.


Тема 1.1. Беседа о рисунке.

Задачи:

• Познакомить учащихся с разнообразием художественных материалов

предназначенных для выполнения графических работ и рисунков используя показ работ художников, учащихся ДХШ и художественного училища.

Практическое задание:

  • Провести анализ работ художников.

Материалы:

У учителя: репродукции работ художников, фотографии и работы учащихся ДХШ, различные графические материалы и бумага (разная).

У учеников: различные графические материалы, бумага для набросков любого формата.


Тема 1.2. Понятие о штрихе и линии. Типы штрихов.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием штрих.

  • Научить выполнять различные типы штрихов.

  • Выработать навыки свободного владения карандашом.

Практическое задание:

  • Выполнить упражнение на умение прокрыть заданные учителем поверхности различными видами штрихов (4-5 видов).

Материалы:

У учителя: методические пособия с различными видами штрихов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 1.3. Прямые линии различной длины, толщины. Деление отрезков. Тональные растяжки.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «пропорции».

  • Познакомить учащихся с возможностями линии.

  • Выработать навыки свободного владения карандашом.

Практическое задание:

  • Упражнение на проведение прямых линий различной длины, толщины. Деление отрезков.

Материалы:

У учителя: методические пособия с различными видами линий, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 1.4. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Ровная тональная поверхность.

Задачи:

  • Научить видеть «целое».

  • Выработать навыки компоновки изображения на лист.,

  • Выработать навыки свободного владения карандашом.

Практическое задание:

  • Штриховки от светлого к темному и наоборот (полосы различной величины).

  • Ровная тональная поверхность.

Материалы:

У учителя: методические пособия с различными видами штрихов и тональных растяжек, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: ¼ ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Блок 2. Общий тон предмета. Силуэт.

Тема 2.1. Нейтральный по тону предмет на различных по тону фонах.

Задачи:

  • Научить передавать отношения тонов при силуэтном исполнении работы.

  • Отработка навыков штриховки.

Практическое задание:

  • Выполнить зарисовки предметов быта различной тональности.

Материалы:

У учителя: методические пособия с силуэтным изображением предметов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, тушь, кисть.


Блок 3. Симметрия и асимметрия.

Тема 3.1. Контурный рисунок симметричных и асимметричных предметов.

Задачи:

  • Познакомить с понятием симметрия, и с принципами рисования симметричных предметов.

  • Закрепить навыки компоновки изображения на листе.

  • Закрепить навыки нахождения и передачи пропорций и основных тональных отношений изображаемого объекта.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок бабочки.

  • Тональный рисунок симметричных предметов быта.

Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование симметричных предметов, фотографии бабочек, работы уч-ся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости. .


Тема 3.2. Тональный рисунок симметричных и асимметричных предметов.

Задачи:

  • Познакомить с понятием асимметрия, и с принципами рисования асимметричных предметов,

  • Закрепить навыки компоновки изображения на листе,

  • Закрепить навыки нахождения и передачи пропорций и основных тональных отношений изображаемого объекта.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок рыбы.

  • Тональный рисунок асимметричных предметов быта. Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование асимметричных предметов, фотографии рыб, работы уч-ся ДХШ.

У учеников:1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Блок 4. Основные способы передачи пространства.

Тема 4.1. Пропорции предмета. Передача пространства при помощи толщины линии.

Задачи:

Научить конструктивному рисованию предметов, разбивая их форму на содержащиеся в ней плоские геометрические фигуры,

  • Научить при помощи линии изображать предметы в пространстве.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 2-3 бытовых предметов стоящих на разных планах (2 натюрморта из предметов быта с формой различного характера).

Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование линии для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 4.2. Пропорции предмета. Построение предметов методом визирования. Передача пространства при помощи толщины линий.

Задачи:

  • Научить определять и передавать локальный тон предмета,

  • Научить при помощи силы тона изображать предметы в пространстве.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.

Материалы: у учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 4.3. Пропорции предмета. Передача формы и пространства тоном.

Задачи:

  • Научить определять и передавать локальный тон предмета,

  • Научить при помощи силы тона изображать предметы в пространстве.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.

Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 4.4. Пропорции предмета. Конструктивный рисунок.

Задачи:

  • Научить передавать конструкцию предметов.

Практическое задание:

  • Конструктивный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.

Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Блок 5. Выявление композиционного центра.

Тема 5.1. Графические способы выделения композиционного центра.

Задачи:

  • Научить выявлять главное и второстепенное путем передачи конструкции предмета и его силуэта основными тональными отношениями.

  • Познакомить учащихся с понятием «контраст» и его изобразительными возможностями.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х предметов быта контрастных по форме и тону (2 различных натюрморта: светлые предметы на темном фоне, темные предметы на светлом фоне).

Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, графические способы выделения композиционного центра. Работы уч-ся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Блок 6. Рисунок пером.

Тема 6.1. Основные способы и приемы работы пером.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы пером.

  • Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения.

  • Выработать навык моделирования формы посредством штриха.

Практическое задание:

  • Рисунок пером и тушью натюрморта с сухими цветами или чучела птицы. Материалы:

У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, различные способы работы тушью и пером. Работы уч-ся ДХШ и художественного училища, репродукции работ художников.

У учеников: 1/4 ватманского листа, тушь, перо.


Контрольное задание

Задачи:

  • Выявить уровень знаний и мастерства, приобретенных учащимися в течение учебного года.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х бытовых предметов, различных по пропорциям, форме и тону.

Материалы:

У учителя: методическое пособие - поэтапное рисование натюрморта. Работы уч-ся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


2 КЛАСС


Блок 1. Перспектива фронтальная, угловая.

Тема 1.1. Виды и основные понятия линейной перспективы. Точка зрения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с видами линейной перспективы (фронтальная, угловая),

  • Познакомить учащихся с основными понятиями наблюдательной линейной перспективы (линия горизонта, точки схода, точка зрения),

  • Научить при помощи толщины линии, усиливать ощущение объема и пространства при рисовании предмета в перспективном сокращении.

Практическое задание:

  • Рисунок квадрата и прямоугольника в различных положениях по отношению к линии горизонта, и с различных точек зрения.

  • Рисунок шахматной доски.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с изображением этажерки в различных положениях. Работы учащихся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости

Блок 2. Перспектива круга и овала.

Тема 2.1. Принцип построения круга в перспективе с натуры

Задачи:

  • Познакомить учащихся с принципами построения круга и овала в перспективном сокращении.

  • Научить строить объем предметов быта имеющих в основании окружность (в вертикальном и горизонтальном положениях на плоскости).

Практическое задание:

  • Выполнить рисунок круга и овала в вертикальном и горизонтальном положениях, исходя из теоретических установок,

  • Выполнить рисунок стакана, чашки или др. предмета быта в разных положениях по отношению к уровню глаз (т.е. к линии горизонта).

Материалы:

У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Тема 2.2. Построение круга в перспективе с натуры

Задачи:

  • Познакомить учащихся с принципами построения круга и овала в перспективном сокращении.

  • Научить строить объем предметов быта имеющих в основании окружность (в вертикальном и горизонтальном положениях на плоскости).

Практическое задание:

  • Выполнить рисунок круга и овала в вертикальном и горизонтальном положениях, исходя из теоретических установок,

  • Выполнить рисунок стакана, чашки или др. предмета быта в разных положениях по отношению к уровню глаз (т.е. к линии горизонта).

Материалы:

У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Тема 2. 4. Рисунок натюрморта из 2х геометрических фигур

Задачи:

  • Познакомить учащихся с принципами построения 2х геометрических фигур.

Практическое задание:

  • Выполнить рисунок с 2 геометрическими фигурами.

Материалы:

У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости


Тема 2.4. Рисунок натюрморта из 1 геометрической фигуры

Задачи:

  • Познакомить учащихся с принципами построения геометрической фигуры.

Практическое задание:

  • Выполнить рисунок с геометрической фигурой.

Материалы:

У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости



Блок 3. Светотень в рисунке.

Тема 3.1. Построение границ света и тени в перспективе. Построение границ света и тени в перспективе. Воздушная перспектива светотени. Рисунок натюрморта из 2-х бытовых предметов.

Задачи:

  • Научить передавать тоном основные отношения.

  • Закрепить навыки передачи тоном объема предмета и пространства, в котором он находится,

  • Закрепить навыки передачи характера освещения.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 2-х бытовых предметов.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с поэтапным ведение работы над натюрмортом большими тональными отношениями без предварительного конструктивного построения. Работу учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, или уголь (на выбор).



Тема 3.2. Работа тоном без конструктивного построения. Рисунок натюрморта из 2 бытовых предметов.

Задачи:

  • Научить мыслить и вести работу над натюрмортом большими светотеневыми отношениями.

  • Закрепить навыки передачи тоном объема предмета и пространства, в котором он находится,

  • Закрепить навыки передачи характера освещения.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 2-х бытовых предметов с контрастным освещением.

  • Натюрморт из 2-х бытовых предметов с рассеянным освещением.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с поэтапным ведение работы над натюрмортом большими тональными отношениями без предварительного конструктивного построения. Работу учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, или уголь (на выбор).


Тема 4.1. Линейно- конструктивный рисунок. Рисование линейно- конструктивного построения птицы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения

  • Научить построить линейно- конструктивный рисунок птицы.

  • Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).

Практическое задание:

  • Конструктивный рисунок птицы с определением границ светотени

Материалы:

У учителя: методическое пособие. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, угольный карандаш.


Контрольное задание

Задачи:

  • Закрепить и знания, умения и навыки, полученные в течение года,

  • Выявить уровень достигнутого мастерства. Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-х предметов (возможно включение простого гипсового орнамента).

Материалы:

У учителя: методическое пособие с этапами рисования гипсового орнамента и с этапами ведения работы над натюрмортом. Работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


3 КЛАСС

Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 2 классе материала.

Тема 1.1. Натюрморт из 3- 4 предметов быта различных по материальности.

Задачи:

  • Закрепить пройденный во втором классе материал (грамотное перспективное построение предметов натюрморта, светотеневые отношения в натюрморте, передача плановости тоном).

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-4-х предметов быта имеющих в основании круг и прямоугольник, при контрастном освещении.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с поэтапным рисованием натюрморта. Работы учащихся ДХШ и

художественного училища

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Блок 2. Рисунок человека.

Тема 2.1. Основные пропорции человека. Составление схем.

Задачи:

  • Дать знания об основных пропорциях и пластике человека,

  • Научить схематически изображать человека в различных движениях.

Практическое задание:

  • Схематическое рисование человека в различных положениях.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с изображением пропорций человека, схематические зарисовки человека в различных положениях.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Тема 2.2. Наброски и зарисовки человека.

Задачи:

  • Научить применять схематическое изображение человека при рисовании с натуры.

  • Закрепить знания о пропорциях человека на практике.

Практическое задание:

  • Наброски и зарисовки человека с натуры в различных положениях.

Материалы:

У учителя: методическое пособие с изображением пропорций человека, схематические зарисовки человека в различных положения, наброски и зарисовки учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: бумага для набросков, любые графические материалы.

Блок 3. Полная моделировка формы предмета тоном.

Тема 3.1. Принцип распределения светотени по форме шара.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения,

  • Научить принципу построения границы светотени по форме шара, и построению падающей тени.

  • Научить передавать светотеневые отношения на шаре с различных точек зрения по отношению к тени.

  • Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).

Практическое задание:

  • Конструктивный рисунок шара с определением границ светотени (изменяя угол освещения 5-6 раз).

  • Тональный рисунок шара по представлению (с 3-х различных углов освещения).

  • Тональный рисунок шара с натуры (с 3-х различных углов освещения).

Материалы:

У учителя: методическое пособие по тональному рисунку шара. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Тема 3.2. Рисунок натюрморта с птицей.


Задачи:

  • Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения

  • Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).

Практическое задание:

  • Конструктивный рисунок птицы с определением границ светотени

Материалы:

У учителя: методическое пособие. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, угольный карандаш

Блок 4. Блок 4. Рисунок гипсового орнамента.

Тема 4.1. Рисунок простого гипсового орнамента

Задачи:

  • Закрепить навыки перспективного построения предмета несложной конструкции,

  • Закрепить навыки обобщения формы и поэтапного ведения работ,

  • Закрепить навыки определения границ светотени и тональной моделировки формы.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок капители дорического ордера в несложном ракурсе. Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Блок 5. Принцип формирования складок и светотень на них.

Тема 5.1. Рисунок драпировки, закрепленной за 2 точки.

Задачи:

  • Провести анализ формообразования складок,

  • Научить изображать тоном форму складок в пространстве.

Практическое задание:

  • Рисунок однотонной светлой драпировки закрепленной за две точки.

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Контрольное задание.

Задачи:

  • Закрепить и знания, умения и навыки, полученные в течение года (умение тоном передавать объем, материальность, пространственные отношения предметов натюрморта, добиваться цельности решения работы).

  • Выявить уровень достигнутого мастерства.

Практическое задание:

  • Натюрморт из 3-4-х предметов различных по материальности.

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 или 11/2 ватманского листа, карандаши различной мягкости или любые мягкие графические материалы (уголь, соус, сангина) на выбор учащегося.

4 КЛАСС


Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала.

Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта на выявление объема и материальности.

Задачи:

  • Закрепить пройденный во втором классе материал (умение тоном передавать объем, материальность, пространственные отношения предметов натюрморта, добиваться цельности решения работы).

Практическое задание:

  • Тональный рисунок натюрморта из 3-4-х предметов быта различных по материальности (1-2 предмета могут быть стеклянными или глазурованными) с понятным контрастным освещением.

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Блок 2. Рисунок человека

Тема 2.1. Принцип распределения светотени по форме головы человека. Рисунок яйца.

Задачи:

  • Объяснить принцип распределения светотени по форме человеческой головы на примере распределения светотени по яйцевидной форме,

  • Закрепить навыки цельного восприятия формы.

Практическое задание:

  • Рисунок гипсового яйца при различных углах освещения (2 работы).

Материалы:

У учителя: методическое пособие с изображением гипсового яйца при различных направления источника света.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Блок 3. Тема 3.1. Тональный рисунок тематического натюрморта из разнофактурных предметов.

Задачи:

  • Закрепить навыки ведения работы большими тональными отношениями,

  • Закрепить навыки выбора точки зрения и характера освещения, для наибольшей выразительности работы, и в зависимости от формата,

  • Закрепить навыки компоновки в листе, с учетом светотени,

  • Закрепить навыки передачи пространства, объема и материальности в натюрморте.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок тематического натюрморта из разнофактурных предметов с контрастным освещением.

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 11/2 ватманского листа (можно взять тонированную бумагу), любой мягкий графический материал или карандаши различной мягкости на выбор учащихся.

Блок 4. Рисунок гипсового орнамента.

Тема 4.1. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом

Задачи:

  • Закрепить навыки перспективного построения предмета сложной конструкции,

  • Закрепить навыки обобщения формы и поэтапного ведения работ,

  • Закрепить навыки определения границ светотени и тональной моделировки формы.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок капители дорического ордера в несложном ракурсе. Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.

Итоговая экзаменационная работа. Тональный рисунок.

Задачи:

  • Выявить уровень приобретенных в процессе учебы знаний и достигнутого мастерства.

Практическое задание:

  • Тональный рисунок натюрморта из 3-4-х предметов (можно с гипсовой головой или розеткой).

Материалы:

У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/2 ватманского листа, карандаши различной мягкости.


Требования к уровню подготовки обучающихся.


Пройдя полный курс этой программы, юный художник должен уметь самостоятельно поэтапно выполнять рисунок натюрморта:

  • Грамотно компоновать натюрморт в листе;

  • Выполнять работу над перспективно-конструктивным построением предметов натюрморта в пространстве;

  • Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;

  • Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;

Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Мольберты.

2. Планшеты.

3. Стулья.

4. Софиты.

5. Доска, мел, указка, тряпка.

6. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.

7. Работы студентов училищ и вузов.

8.наглядные пособия учителя

9. Гипсовые фигуры, головы.


Формы и методы контроля, система оценок.

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, в конце каждой четверти на учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. После 4 класса (8 полугодие) проводится экзамен»

Критерии оценивания по предмету «Рисунок»

Оценка 5- «Отлично» предполагает:

- Выполнение поставленных задач без единой ошибки;

  • подготовка инструментов и рабочего места;

  • правильное расположение предметов, композиция;

  • грамотное посторенние;

  • грамотная передача формы с помощью штриха;

  • грамотное применение в работе понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;

  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;

  • творческий подход.


Оценка 4- «Хорошо» допускает:

_ Выполнение поставленных задач с незначительными ошибками:

  • не точное расположение предметов;

  • грамотное построение предметов;

  • передача формы с помощью штриха;

  • незначительные нарушения в последовательности ведения построения;

  • некоторую дробность и небрежность рисунка.


Оценка 3- «Удовлетворительно» предполагает: Выполнение поставленных задач со значительными ошибками:

  • ошибки в расположении предметов, композиции;

  • ошибки при передачи формы с помощью штриха, выполняется небрежно;

  • Ошибки в тональном решении работы;

  • грубые ошибки в компоновке;

  • неумение самостоятельно вести рисунок;

  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении;

  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.



















СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анатомия для художника. Алексей Евдокимов, член союза художников России М.: АЛЕВ, 1999 г.-48с.

Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека / Перевод с англ. Е. Зайцевой.- М.: Изд- во ЭКСМО – Пресс, 2000.

О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011.

П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Рисунок. Полный курс. С. Смит- М. Издательство»Астрель», 2002- 159с

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа Рисунок ( ФГТ)

Автор: Фархутдинова Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа урока по лепке для 2 класса дхш"
    ["seo_title"] => string(40) "proghrammaurokapoliepkiedlia2klassadkhsh"
    ["file_id"] => string(6) "307684"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458399197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Консультация для родителей формирование основ компетеннтности безопастной жизнедеятельности дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_formirovanie_osnov_kompetenntnosti_bezopastnoi_zhiz"
    ["file_id"] => string(6) "560148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602759289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства