Рисунок - древнейший вид изобразительного искусства. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессиональной подготовки художника. Любое художественное произведение начинается с рисунка. С его помощью художник фиксирует свой первоначальный замысел в эскизах. Рисунок может быть подготовительным этапом создания живописных работ, но может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности
Цель программы - достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода к изображению натуры.
Задачи программы.
1) Обучающие: научить учащихся видеть и изображать предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг- друга и глаза рисующего световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном; освоить основы наблюдательной, т. е. наглядной перспективы.
2) Развивающие: развивать эстетические способности и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;
3) Воспитывающие: воспитать уважение к своей работе, аккуратность, волевые качества
В программе последовательно проведен принцип восхождения от простого к сложному. Он предполагает взаимосвязь между предшествующими и последующими темами. На каждую из них в программе дается по 2-3 задания. Это обеспечивает закрепление полученных навыков, умений и знаний.
Срок реализации учебного предмета – 4 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей 10-12 лет. Объем учебного времени за весь курс составляет 408 аудиторских часа. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Сведения о затратах учебного времени
Разделы
Затраты учебного времени
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4 –й год
Полугодие
1
2
1
2
1
2
1
2
Учебная
нагрузка
50
52
50
52
50
52
50
52
Всего академических часов
102
102
102
102
Итого: 408 ч.
Программа составлена в соответствии с требованиями государственных программ для ДХШ и ДШИ (ИЗО) и рассчитана на 4 летнее обучения и сориентирована с «Интегрированным курсом по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ»
Ожидаемые результаты
Основными темами для изучения в 1-м классе являются изучение пропорций, знакомство и освоение понятия «общий тон» предмета и силуэт.
Также много внимания уделяется заданиям на использование линии и тона как изобразительных средств рисунка, помогающих передавать плановость. Линейная перспектива, а значит, и светотень в 1-м классе не рассматриваются.
Во 2-м классе учащиеся приступают к изучению перспективы (линейной и воздушной), принципам построения светотени и моделировки формы предмета с ее помощью.
В 3-м классе задачи усложняются. Вводится полная моделировка формы предмета тоном (блик, свет, полутон, тень, рефлекс). Также изучаются способы передачи материальности и плановости.
В 4-м классе происходит закрепление и совершенствование полученных ранее учащимися знаний, умений и навыков.
Учебно-тематический план по рисунку
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 1 класс)
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть
Блок 1. Штрих и линия. Тема 1.1. Беседа о рисунке. Материалы рисунка. Организация рабочего места
Лекция
3
Тема 1.2. Понятие о штрихе и линии. Типы штрихов. Таблица.
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 2 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт из 3-4 предметов быта различных по материальности
урок
12
Блок 2. Рисунок человека.
Тема 2.1. Основные пропорции человека. Составление схем.
урок
3
Тема 2.2. Наброски и зарисовки человека.
урок
9
2 четверть
Блок 3. Полная моделировка формы предмета тоном. Тема 3.1. Принцип распределения светотени по форме шара.
урок
9
Тема 3.2. Рисование натюрморта с птицей.
урок
12
3 четверть
Блок 4. Рисование гипсового орнамента.
Тема 4.1. Рисунок простого гипсового орнамента с невысоким рельефом. Работа в тоне.
урок
15
Блок 5. Принцип формирования складок и светотень на них. Тема 5.1. Рисунок драпировки, закрепленной за 2 точки.
урок
15
4 четверть
Контрольное задание
урок
21
Всего
102
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ ( 4 класс)
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудиторные занятия
(час)
1 четверть
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 3 классе материала. Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта на выявление объёма и материальности.
урок
12
Блок 2. Рисунок человека.
Тема 2.1. Принцип распределения светотени по форме головы человека. Рисунок яйца
урок
12
2 четверть
Блок 3. Материальность. Пространственные отношения. Тема 3.1. Тональный рисунок натюрморта из разнофактурных предметов в различных положениях по отношению к источнику света.
урок
24
3 четверть
Блок 4. Рисунок орнамента.
Тема 4.1. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом.
урок
27
4 четверть
Итоговая экзаменационная работа
урок
21
Всего
102
Содержание учебного предмета «Рисунок».
1 КЛАСС
Блок 1. Штрих и линия.
Тема 1.1. Беседа о рисунке.
Задачи:
• Познакомить учащихся с разнообразием художественных материалов
предназначенных для выполнения графических работ и рисунков используя показ работ художников, учащихся ДХШ и художественного училища.
Практическое задание:
Провести анализ работ художников.
Материалы:
У учителя: репродукции работ художников, фотографии и работы учащихся ДХШ, различные графические материалы и бумага (разная).
У учеников: различные графические материалы, бумага для набросков любого формата.
Тема 1.2. Понятие о штрихе и линии. Типы штрихов.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием штрих.
Научить выполнять различные типы штрихов.
Выработать навыки свободного владения карандашом.
Практическое задание:
Выполнить упражнение на умение прокрыть заданные учителем поверхности различными видами штрихов (4-5 видов).
Материалы:
У учителя: методические пособия с различными видами штрихов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Упражнение на проведение прямых линий различной длины, толщины. Деление отрезков.
Материалы:
У учителя: методические пособия с различными видами линий, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 1.4. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Ровная тональная поверхность.
Задачи:
Научить видеть «целое».
Выработать навыки компоновки изображения на лист.,
Выработать навыки свободного владения карандашом.
Практическое задание:
Штриховки от светлого к темному и наоборот (полосы различной величины).
Ровная тональная поверхность.
Материалы:
У учителя: методические пособия с различными видами штрихов и тональных растяжек, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: ¼ ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 2. Общий тон предмета. Силуэт.
Тема 2.1. Нейтральный по тону предмет на различных по тону фонах.
Задачи:
Научить передавать отношения тонов при силуэтном исполнении работы.
Отработка навыков штриховки.
Практическое задание:
Выполнить зарисовки предметов быта различной тональности.
Материалы:
У учителя: методические пособия с силуэтным изображением предметов, репродукции работ художников, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, тушь, кисть.
Блок 3. Симметрия и асимметрия.
Тема 3.1. Контурный рисунок симметричных и асимметричных предметов.
Задачи:
Познакомить с понятием симметрия, и с принципами рисования симметричных предметов.
Закрепить навыки компоновки изображения на листе.
Закрепить навыки нахождения и передачи пропорций и основных тональных отношений изображаемого объекта.
Практическое задание:
Тональный рисунок бабочки.
Тональный рисунок симметричных предметов быта.
Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование симметричных предметов, фотографии бабочек, работы уч-ся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости. .
Тема 3.2. Тональный рисунок симметричных и асимметричных предметов.
Задачи:
Познакомить с понятием асимметрия, и с принципами рисования асимметричных предметов,
Закрепить навыки компоновки изображения на листе,
Закрепить навыки нахождения и передачи пропорций и основных тональных отношений изображаемого объекта.
Практическое задание:
Тональный рисунок рыбы.
Тональный рисунок асимметричных предметов быта. Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование асимметричных предметов, фотографии рыб, работы уч-ся ДХШ.
У учеников:1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 4. Основные способы передачи пространства.
Тема 4.1. Пропорции предмета. Передача пространства при помощи толщины линии.
Задачи:
Научить конструктивному рисованию предметов, разбивая их форму на содержащиеся в ней плоские геометрические фигуры,
Научить при помощи линии изображать предметы в пространстве.
Практическое задание:
Натюрморт из 2-3 бытовых предметов стоящих на разных планах (2 натюрморта из предметов быта с формой различного характера).
Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование линии для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 4.2. Пропорции предмета. Построение предметов методом визирования. Передача пространства при помощи толщины линий.
Задачи:
Научить определять и передавать локальный тон предмета,
Научить при помощи силы тона изображать предметы в пространстве.
Практическое задание:
Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.
Материалы: у учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 4.3. Пропорции предмета. Передача формы и пространства тоном.
Задачи:
Научить определять и передавать локальный тон предмета,
Научить при помощи силы тона изображать предметы в пространстве.
Практическое задание:
Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.
Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Конструктивный рисунок натюрморта из 2-3 предметов быта.
Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, использование локального тона для передачи пространства, работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Научить выявлять главное и второстепенное путем передачи конструкции предмета и его силуэта основными тональными отношениями.
Познакомить учащихся с понятием «контраст» и его изобразительными возможностями.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-х предметов быта контрастных по форме и тону (2 различных натюрморта: светлые предметы на темном фоне, темные предметы на светлом фоне).
Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, графические способы выделения композиционного центра. Работы уч-ся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 6. Рисунок пером.
Тема 6.1. Основные способы и приемы работы пером.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными способами и приемами работы пером.
Объяснить технические способы передачи штрихом основных элементов изображения.
Выработать навык моделирования формы посредством штриха.
Практическое задание:
Рисунок пером и тушью натюрморта с сухими цветами или чучела птицы. Материалы:
У учителя: методические пособия: поэтапное рисование натюрморта, различные способы работы тушью и пером. Работы уч-ся ДХШ и художественного училища, репродукции работ художников.
У учеников: 1/4 ватманского листа, тушь, перо.
Контрольное задание
Задачи:
Выявить уровень знаний и мастерства, приобретенных учащимися в течение учебного года.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-х бытовых предметов, различных по пропорциям, форме и тону.
Материалы:
У учителя: методическое пособие - поэтапное рисование натюрморта. Работы уч-ся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
2 КЛАСС
Блок 1. Перспектива фронтальная, угловая.
Тема 1.1. Виды и основные понятия линейной перспективы. Точка зрения.
Задачи:
Познакомить учащихся с видами линейной перспективы (фронтальная, угловая),
Познакомить учащихся с основными понятиями наблюдательной линейной перспективы (линия горизонта, точки схода, точка зрения),
Научить при помощи толщины линии, усиливать ощущение объема и пространства при рисовании предмета в перспективном сокращении.
Практическое задание:
Рисунок квадрата и прямоугольника в различных положениях по отношению к линии горизонта, и с различных точек зрения.
Рисунок шахматной доски.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с изображением этажерки в различных положениях. Работы учащихся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости
Блок 2. Перспектива круга и овала.
Тема 2.1. Принцип построения круга в перспективе с натуры
Задачи:
Познакомить учащихся с принципами построения круга и овала в перспективном сокращении.
Научить строить объем предметов быта имеющих в основании окружность (в вертикальном и горизонтальном положениях на плоскости).
Практическое задание:
Выполнить рисунок круга и овала в вертикальном и горизонтальном положениях, исходя из теоретических установок,
Выполнить рисунок стакана, чашки или др. предмета быта в разных положениях по отношению к уровню глаз (т.е. к линии горизонта).
Материалы:
У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 2.2. Построение круга в перспективе с натуры
Задачи:
Познакомить учащихся с принципами построения круга и овала в перспективном сокращении.
Научить строить объем предметов быта имеющих в основании окружность (в вертикальном и горизонтальном положениях на плоскости).
Практическое задание:
Выполнить рисунок круга и овала в вертикальном и горизонтальном положениях, исходя из теоретических установок,
Выполнить рисунок стакана, чашки или др. предмета быта в разных положениях по отношению к уровню глаз (т.е. к линии горизонта).
Материалы:
У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 2. 4. Рисунок натюрморта из 2х геометрических фигур
Задачи:
Познакомить учащихся с принципами построения 2х геометрических фигур.
Практическое задание:
Выполнить рисунок с 2 геометрическими фигурами.
Материалы:
У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости
Тема 2.4. Рисунок натюрморта из 1 геометрической фигуры
Задачи:
Познакомить учащихся с принципами построения геометрической фигуры.
Практическое задание:
Выполнить рисунок с геометрической фигурой.
Материалы:
У учителя: методическое пособие, показывающее основные принципы построения круга и овала в перспективном сокращении. Работы учащихся ДХШ.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости
Блок 3. Светотень в рисунке.
Тема 3.1. Построение границ света и тени в перспективе. Построение границ света и тени в перспективе. Воздушная перспектива светотени. Рисунок натюрморта из 2-х бытовых предметов.
Задачи:
Научить передавать тоном основные отношения.
Закрепить навыки передачи тоном объема предмета и пространства, в котором он находится,
Закрепить навыки передачи характера освещения.
Практическое задание:
Натюрморт из 2-х бытовых предметов.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с поэтапным ведение работы над натюрмортом большими тональными отношениями без предварительного конструктивного построения. Работу учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, или уголь (на выбор).
Тема 3.2. Работа тоном без конструктивного построения. Рисунок натюрморта из 2 бытовых предметов.
Задачи:
Научить мыслить и вести работу над натюрмортом большими светотеневыми отношениями.
Закрепить навыки передачи тоном объема предмета и пространства, в котором он находится,
Закрепить навыки передачи характера освещения.
Практическое задание:
Натюрморт из 2-х бытовых предметов с контрастным освещением.
Натюрморт из 2-х бытовых предметов с рассеянным освещением.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с поэтапным ведение работы над натюрмортом большими тональными отношениями без предварительного конструктивного построения. Работу учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости, или уголь (на выбор).
Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения
Научить построить линейно- конструктивный рисунок птицы.
Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).
Практическое задание:
Конструктивный рисунок птицы с определением границ светотени
Материалы:
У учителя: методическое пособие. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, угольный карандаш.
Контрольное задание
Задачи:
Закрепить и знания, умения и навыки, полученные в течение года,
Выявить уровень достигнутого мастерства. Практическое задание:
Натюрморт из 3-х предметов (возможно включение простого гипсового орнамента).
Материалы:
У учителя: методическое пособие с этапами рисования гипсового орнамента и с этапами ведения работы над натюрмортом. Работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
3 КЛАСС
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного во 2 классе материала.
Тема 1.1. Натюрморт из 3- 4 предметов быта различных по материальности.
Задачи:
Закрепить пройденный во втором классе материал (грамотное перспективное построение предметов натюрморта, светотеневые отношения в натюрморте, передача плановости тоном).
Практическое задание:
Натюрморт из 3-4-х предметов быта имеющих в основании круг и прямоугольник, при контрастном освещении.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с поэтапным рисованием натюрморта. Работы учащихся ДХШ и
художественного училища
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 2. Рисунок человека.
Тема 2.1. Основные пропорции человека. Составление схем.
Задачи:
Дать знания об основных пропорциях и пластике человека,
Научить схематически изображать человека в различных движениях.
Практическое задание:
Схематическое рисование человека в различных положениях.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с изображением пропорций человека, схематические зарисовки человека в различных положениях.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 2.2. Наброски и зарисовки человека.
Задачи:
Научить применять схематическое изображение человека при рисовании с натуры.
Закрепить знания о пропорциях человека на практике.
Практическое задание:
Наброски и зарисовки человека с натуры в различных положениях.
Материалы:
У учителя: методическое пособие с изображением пропорций человека, схематические зарисовки человека в различных положения, наброски и зарисовки учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: бумага для набросков, любые графические материалы.
Блок 3. Полная моделировка формы предмета тоном.
Тема 3.1. Принцип распределения светотени по форме шара.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения,
Научить принципу построения границы светотени по форме шара, и построению падающей тени.
Научить передавать светотеневые отношения на шаре с различных точек зрения по отношению к тени.
Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).
Практическое задание:
Конструктивный рисунок шара с определением границ светотени (изменяя угол освещения 5-6 раз).
Тональный рисунок шара по представлению (с 3-х различных углов освещения).
Тональный рисунок шара с натуры (с 3-х различных углов освещения).
Материалы:
У учителя: методическое пособие по тональному рисунку шара. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Тема 3.2. Рисунок натюрморта с птицей.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными видами и характерами освещения
Дать знания обо всех элементах полной тональной моделировки предмета тоном (блик, свет, полутон, ближняя точка тени, тень, рефлекс).
Практическое задание:
Конструктивный рисунок птицы с определением границ светотени
Материалы:
У учителя: методическое пособие. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, угольный карандаш
Закрепить навыки обобщения формы и поэтапного ведения работ,
Закрепить навыки определения границ светотени и тональной моделировки формы.
Практическое задание:
Тональный рисунок капители дорического ордера в несложном ракурсе. Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 5. Принцип формирования складок и светотень на них.
Тема 5.1. Рисунок драпировки, закрепленной за 2 точки.
Задачи:
Провести анализ формообразования складок,
Научить изображать тоном форму складок в пространстве.
Практическое задание:
Рисунок однотонной светлой драпировки закрепленной за две точки.
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Контрольное задание.
Задачи:
Закрепить и знания, умения и навыки, полученные в течение года (умение тоном передавать объем, материальность, пространственные отношения предметов натюрморта, добиваться цельности решения работы).
Выявить уровень достигнутого мастерства.
Практическое задание:
Натюрморт из 3-4-х предметов различных по материальности.
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 или 11/2 ватманского листа, карандаши различной мягкости или любые мягкие графические материалы (уголь, соус, сангина) на выбор учащегося.
4 КЛАСС
Блок 1. Повторение и закрепление пройденного в 3 классе материала.
Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта на выявление объема и материальности.
Задачи:
Закрепить пройденный во втором классе материал (умение тоном передавать объем, материальность, пространственные отношения предметов натюрморта, добиваться цельности решения работы).
Практическое задание:
Тональный рисунок натюрморта из 3-4-х предметов быта различных по материальности (1-2 предмета могут быть стеклянными или глазурованными) с понятным контрастным освещением.
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 2. Рисунок человека
Тема 2.1. Принцип распределения светотени по форме головы человека. Рисунок яйца.
Задачи:
Объяснить принцип распределения светотени по форме человеческой головы на примере распределения светотени по яйцевидной форме,
Закрепить навыки цельного восприятия формы.
Практическое задание:
Рисунок гипсового яйца при различных углах освещения (2 работы).
Материалы:
У учителя: методическое пособие с изображением гипсового яйца при различных направления источника света.
У учеников: 1/4 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Блок 3. Тема 3.1. Тональный рисунок тематического натюрморта из разнофактурных предметов.
Задачи:
Закрепить навыки ведения работы большими тональными отношениями,
Закрепить навыки выбора точки зрения и характера освещения, для наибольшей выразительности работы, и в зависимости от формата,
Закрепить навыки компоновки в листе, с учетом светотени,
Закрепить навыки передачи пространства, объема и материальности в натюрморте.
Практическое задание:
Тональный рисунок тематического натюрморта из разнофактурных предметов с контрастным освещением.
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учеников: 11/2 ватманского листа (можно взять тонированную бумагу), любой мягкий графический материал или карандаши различной мягкости на выбор учащихся.
Блок 4. Рисунок гипсового орнамента.
Тема 4.1. Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом
Выявить уровень приобретенных в процессе учебы знаний и достигнутого мастерства.
Практическое задание:
Тональный рисунок натюрморта из 3-4-х предметов (можно с гипсовой головой или розеткой).
Материалы:
У учителя: работы учащихся ДХШ и художественного училища. У учеников: 1/2 ватманского листа, карандаши различной мягкости.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Пройдя полный курс этой программы, юный художник должен уметь самостоятельно поэтапно выполнять рисунок натюрморта:
Грамотно компоновать натюрморт в листе;
Выполнять работу над перспективно-конструктивным построением предметов натюрморта в пространстве;
Тонально моделировать объемы предметов натюрморта, подчиняя их пространственным отношениям и планам;
Уметь завершать работу, добиваясь богатства и цельности формы.
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;
Методическое обеспечение учебного процесса.
1. Мольберты.
2. Планшеты.
3. Стулья.
4. Софиты.
5. Доска, мел, указка, тряпка.
6. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.
7. Работы студентов училищ и вузов.
8.наглядные пособия учителя
9. Гипсовые фигуры, головы.
Формы и методы контроля, система оценок.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, в конце каждой четверти на учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. После 4 класса (8 полугодие) проводится экзамен»
Критерии оценивания по предмету «Рисунок»
Оценка 5- «Отлично» предполагает:
- Выполнение поставленных задач без единой ошибки;
подготовка инструментов и рабочего места;
правильное расположение предметов, композиция;
грамотное посторенние;
грамотная передача формы с помощью штриха;
грамотное применение в работе понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
Оценка 4- «Хорошо» допускает:
_ Выполнение поставленных задач с незначительными ошибками:
не точное расположение предметов;
грамотное построение предметов;
передача формы с помощью штриха;
незначительные нарушения в последовательности ведения построения;
некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3- «Удовлетворительно» предполагает: Выполнение поставленных задач со значительными ошибками:
ошибки в расположении предметов, композиции;
ошибки при передачи формы с помощью штриха, выполняется небрежно;
Ошибки в тональном решении работы;
грубые ошибки в компоновке;
неумение самостоятельно вести рисунок;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анатомия для художника. Алексей Евдокимов, член союза художников России М.: АЛЕВ, 1999 г.-48с.
Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека / Перевод с англ. Е. Зайцевой.- М.: Изд- во ЭКСМО – Пресс, 2000.
О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011.
П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.
Рисунок. Полный курс. С. Смит- М. Издательство»Астрель», 2002- 159с
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с