kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа Композиция ( ФГТ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа предназначена  для ДШИ, ДХШ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа Композиция ( ФГТ)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Детская школа искусств № 2"

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан





Рассмотрено и рекомендовано Принято

на заседании художественного на заседании педсовета

отделения школы

Протокол № _____________ Протокол № ___________

«___»____________202___г. «___»___________202___г.






Программа учебного предмета

«КОМПОЗИЦИЯ» (ОРП)




срок реализации 4 года

Художественное отделение








Директор ДШИ №2 _______________





г. Альметьевск

ОГЛАВЛЕНИЕ



1)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


2) УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


3) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


5) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


6)ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК


ОБУЧАЮЩИХСЯ

7)СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предлагает такую систему занятий по композиции, в которой акцент делается на умение продумывать определенное содержание, тему, находить конкретный, выражающий мысли и чувства сюжет и уметь этот сюжет реализовывать в эскизе. В этом помогают знания и умения, приобретенные в процессе изучения рисунка живописи. Параллельно с этим идет и процесс освоения законов, методов и приемов композиции, знание которых является определяющим моментом любого творческого процесса. Таким образом, композиция оказывает интегрирующей дисциплиной, вбирающей в себя все художественные знания и умения.


Цель программы: овладение учащимися основами композиционного мышления.

Задачи программы:

Обучающие: знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции; изучение выразительных возможностей тона и цвета; обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

Развивающие: развитие композиционного мышления; развитие способностей к художественно- исполнительской деятельности; развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству

Воспитывающие: воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

Срок реализации учебного предмета – 4 года.

Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.

Объем учебного времени за весь курс составляет 272 академических часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 –й год






Полугодие

1

2

1

2

1

2

1

2

Учебная нагрузка часов

34

34

34

34


34

34

34

34

Всего академических часов

68

68

68

68

ИТОГО:272 ч

Ожидаемые результаты

В 1-м классе юные художники учатся грамотно применять на практике знания, полученные на уроках рисунка и живописи, добиваться наибольшей выразительности своей композиционной работы. Изучают методы приемы выделения композиционного центра, выбора формата для своей композиции. Знакомятся с ролью изобразительных средств в выражен замысла. В конце 1-го учебного года учащиеся должны уметь находить простейшие сюжеты, уметь выбирать нужный формат, выявлять центр композиции, решать тональную и цветовую гамму, наиболее отвечающую замыслу композиции.

Во 2-м классе на занятиях по рисунку и живописи учащиеся знакомятся с наблюдательной перспективой. В композиции они используют этот опыт и работают над поиском наиболее выразительных точек зрения и передачей планов и пространства. Изучают роль и возможности светотеневых отношений в композиции. Знакомятся с «ритмом» и его ролью в изобразительном искусстве. В конце 2-го года обучения учащиеся пространства в композиции, выбирать необходимую точку зрения для усиления выразительности образа, определять масштаб предметов и фигур по мере их удаления, грамотно использовать силу светотени для достижения наибольшей эмоциональности изобразительной выразительности композиции, применять различные виды ритма в своих работах в зависимости от идеи.

В 3-м классе много внимания уделяется композиционным наброскам и умению их применения в композиции. Вводится многофигурная композиция, это и определят характер требований к жанровой композиции: поиск пластической и смысловой связи фигур и среды, их окружающей. В этом классе учащиеся осваивают такое важное в изобразительном искусстве понятие, как «контраст». К концу 3-го класса они должны уметь легко и точно отражать окружающий мир в композиционных набросках, уметь применять их в композиции, изображать пластическую и смысловую связь фигур в группе, а также связь человека с окружающей его средой, должны знать виды контрастов, применяемых в композиции, и использовать эти знания на практике.

В 4-м классе учимся передавать психологическое состояние героев, и знакомим с особенностями работы над литературно-исторической темой. В заданиях 4-го класса уделяется большое внимание жанровой композиции, но разрешается работа и над другими жанрами (натюрморт, пейзаж). В этом же классе выполняется итоговая работа. Жанр и сюжет итоговой работы выбирают сами учащиеся по своему желанию. В ней учащиеся должны показать все, чему они научились за четыре года. А именно: они должны уметь выделять композиционный центр, грамотно выбирать формат, применять ритмическую ситуацию, соответствующую настроению композиции, передавать статику или динамику, передавать психологическое состояние героев композиции

Учебно- тематический план.

1 класс


Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

(час)

Блок 1. Формат. Композиционный центр.

Тема 1.1. Беседа о композиции.


Лекция



2


Тема 1.2. Композиционный центр. Способы выделения композиционного центра

урок


6


Тема 1.3. Основные термины в композиции. Таблица.


урок



8


Блок 2. Роль изобразительных средств при передаче настроения в композиции. Тема 2.1. Значение тона в композиции. Силуэт.


урок



16


Тема 2.2. Колорит в композиции (значение теплых, холодных и контрастных цветовых сочетаний для передачи замысла и настроения в композиции).

урок



10



Тема 2.4. Графические способы передачи пространства в композиции


урок


6

Блок 3. Закрепление пройденного материала.

Тема 3.1. Применение различных видов штрихов и линий в композиции. Силуэт в композиции.


урок



6



Тема 3.2. Применение цвета и тона для создания настроения в композиции.


урок


10


Контрольное задание


урок

16



Всего




68



2 класс

Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудитор-

ные занятия

(час)


Блок 1. Иллюстрации.

Тема 1.1. Сказки А.С. Пушкина. Тематическая композиция.

урок



16


Блок 2. Светотень в композиции. Тема 2.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения и раскрытие замысла при помощи светотени

урок

16

Блок 3. Светотень в композиции.

Тема 3.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения и раскрытие замысла при помощи светотени.


урок


22


Контрольное задание



урок

14

Всего




68

3 класс

Блок / темы

Вид учебного занятия

Аудитор-ные занятия

(час)



Блок 1. Тематическая композиция Тема 1.1 « Осень в лесу» гуашь

урок

18



Тема 1.2 . « Зимний вечер»

урок



14


« Наши праздники»

урок

14



Блок 2 . Динамика в композиции. Тема 2.1 Построение движения в композиции.


урок


8



3. Контрольное задание


урок

14



Всего


68



4 класс


Блок / темы

Вид учебного занятия


Аудитор-

ные занятия

(час)

Блок 1. Передача психологического и эмоционального состояния героев композиции.

Тема 1.1. Гармония.


урок



18


Тема 1.2. Конфликт.


урок


14



Блок 2. Особенности работы над литературно-исторической темой.

Тема 2.1. Литературно-историческая тема.


урок



22

Контрольное, экзаменационное задание


урок

14



Всего


68





Содержание учебного предмета «Композиция»

1 КЛАСС

Блок 1. Формат. Композиционный центр.

Тема 1.1. Беседа о композиции.

Цель:

  • Ознакомить учащихся с предметом и понятием «композиция».

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «композиция»,

  • Познакомить учащихся с видами и жанрами станковой композиции,

  • Познакомить учащихся с композиционными набросками, и объяснить значение в отображении явлений окружающей жизни.

Практическое задание:

  • Просмотр и анализ работ художников по репродукциям, если есть возможность то это занятие можно провести в музее изобразительных искусств.

  • Выполнение композиционных набросков на заданную учителем тему.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Листы бумаги, графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).


Тема 1.2. Композиционный центр. Способы выделения композиционного центра.

Цель:

  • Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных приемов.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «композиционный центр», и основным принципов станковой композиции - подчинение второстепенного главному,

  • Объяснить различные способы выделения (главного), т.е. композиционного центра.

Практическое задание:

  • Закомпоновать геометрические фигуры в заданный учителем формат, при этом в каждом отдельном случае выделяя композиционный центр (месторасположением, тоном, цветом, формой, размером).

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Листы бумаги одинакового формата (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).


Тема 1.3. Основные термины в композиции.


Цель: познакомить основными терминами композиции. Практическое задание:

  • Выполнение таблицы с основными понятиями композиции.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: А 3, фломастеры.




Блок 2. Роль изобразительных средств в передаче настроения в композиции.

Цель для всего блока:

  • Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных средств и приемов, которыми она выполняется.

  • Научить использовать изобразительные средства для передачи замысла и настроения в композиции.

Тема 2.1. Значение тона в композиции. Силуэт.

Задачи:

  • Закрепить знания и умения выделения композиционного центра,

  • Закрепить знания и умения по выбору формата, и расположению в нем заданных объектов,

  • Познакомить учащихся с понятием «силуэт»,

  • Научить учащихся использовать сближенные и контрастные цветовые отношения для передачи настроения в композиции,

  • Научить использовать тональный контраст для выделения композиционного центра,

  • Научить применять различный тон силуэтов при построении пространства в композиции,

  • Научить использовать тональные отношения для создания настроения в композиции.

Практическое задание:

  • Тематический натюрморт из контрастных по тону предметов,

  • Пейзаж с контрастными по тону объектами (силуэтное исполнение),

  • Жанровая композиция на свободную тему (силуэтное исполнение).

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Бумага 1/8 листа (различный формат по выбору уч-ся кроме круга и треугольника), тушь, перо, кисть.



Тема 2.2. Колорит в композиции. (Значение теплых, холодных и контрастных цветовых сочетаний для передачи замысла и настроения в композиции).

Задачи:

  • Объяснить взаимосвязь цвета и настроения в композиции,

  • Показать разнообразие оттенков одного цвета.

  • Научить компоновать цветовые пятна в листе.

  • Научить выделять главное в композиции цветом.

  • Познакомить учащихся с психологическим воздействием цвета.

Содержание темы:


  • Цветовая гамма - одно из средств передачи настроения в композиции. Гамма может быть контрастной и сближенной. Контрастной - по тону и цвету. Сближенной - по тепло-холодности (теплая, холодная гаммы), по насыщен цвета (сдержанная и насыщенная цветовые гаммы).

  • Существуют три характеристики цвета:

Светлотность, т.е. тон цвета. Тон и цвет неразрывно связаны друг с другом. Цветовой тон - локальный цвет предмета. Насыщенность - яркость, чистота цвета.

  • Мы воспринимаем цвет ассоциативно. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особен каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. (Это используется в изобразительном искусстве, рекламе, технической семиотике). Так, оттенки одного и то цвета могут восприниматься по-разному.

  • В зависимости от идеи композиции, цветовые пятна могут компоноваться по разному, в определенном ритме, акцентируясь на центре. Центр выделяется разными способами: месторасположением в листе, цветовым или тональным акцентом, степенью «сделанности».

Практическое задание:


Задание. Выполнить композицию на заданную тему с использованием определенной цветовой гаммы. Возможные темы: «Летние каникулы» (т гамма), «Зимние развлечения» (холодная гамма), «Дворец Снежной королевы" (холодная гамма), «Дом Кая и Герды» (теплая гамма), Маки на лугу (контраст).

Материалы:

У учителя: Репродукции картин художников, связанные с темой. Различные по колориту ка\ в том числе и абстрактные, с четко выявленным центром, примеры картин или фрагментов богатых по колористическому решению (большое количество оттенков одного и того же цвета) и методические пособия.

Репродукции картин: Гоген « Горы на Таити», «Сад в снегу», «Символический автопортрет с нимбами», «Дух мертвых бодрствует», Врубель «Сирень», «К ночи», «Царевна-Лебедь»..

У учеников: Бумага формата А3, , геометрические фигуры разного размера, разных цветов, ножницы, клей, линейка, акварельные или гуашевые краски, кисти различной толщины.


Тема 2.4. Графические способы передачи пространства в композиции.

Задачи:

  • Объяснить способы передачи пространства в композиции: с помощью воздушной перспективы, изменяя масштаб предметов (т.е. с помощью линейной перспективы), при помощи перекрытия одного плана другим и чередованием светлых и темных силуэтов.

  • Научить располагать героев композиции на разных планах, и выделять композиционный центр посредством толщины линии, силы тона и степенью проработки.

Практическое задание:

  • Тематический натюрморт (три плана) выполненный линиями,

  • Пейзаж (три, четыре плана) выполненный линиями,

  • Тематический натюрморт (три плана) выполненный локальными тональными отношениями,

  • Пейзаж (три, четыре плана) выполненный локальными тональными отношениями.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.

У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, карандаши различной мягкости, акварель.


Блок 3. Закрепление пройденного материала.

Тема 3.1. Применение различных видов штрихов и линий в

композиции.

Задачи:

  • Закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение года.

Практическое задание:

  • Тематический натюрморт, пейзаж или жанровая композиция с использованием различных штрихов.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо (на выбор уч-ся


Тема 3.2. Применение цвета и тона для создания настроения в композиции.

Задачи:

  • Закрепить знания, умения и навыки применения цветовых характеристик для создания настроения в композиции.

  • Закрепить знания, умения и навыки по выделению композиционного цветом.

Практическое задание:

  • Композиция на свободную тему с ярко выраженным настроением.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, гуашь или акварель на выбор уч-ся, кисти различной толщины.


Контрольное задание.

Задачи:

  • Выявить уровень приобретенных учащимися ЗУН в течение учебного года. Основные требования к знаниям и умениям:

  • Правильный выбор формата,

  • Выделение композиционного центра,

  • Выбор наиболее выразительной цветовой гаммы, штрихов или тон отношений для передачи настроения в композиции.

Практическое задание:

  • Композиция на свободную тему.

Материалы:

У учеников: Бумага А 3 листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.



2 КЛАСС

Блок 1. Иллюстрации

Цель для всего блока:

  • Научить учащихся нарисовать иллюстрации.

Тема 1.1. Сказки А. С. Пушкина

Практическое задание 1,2,3,4-го занятий:

  • Беседа о сказках Пушкина.

  • Выполнить тематический натюрморт с применением перспективного построения. Возможные темы: «Царевна - Лебедь», «Золотая рыбка» и др.

  • а.

Дать понятия об изменение тона в пространстве. Дать понятия об изменение цвета в пространстве.


Блок 2. Светотень в композиции.

Цель для всего блока:

- Научить учащихся используя возможности светотени, достигать наибольшей

выразительности образов.

Тема 2.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения раскрытие замысла при помощи светотени. Понятие «контражур» в композиции.

Цель:

Формирование понятия «контражур» (на натуре, по репродукциям художников) навыков его использования для наибольшей ее выразительности композиции.

Задачи:

  • Дать понятия «контражур» и «силуэт» на натуре, найти различия между этими понятиями (эксперимент с букетом цветов на окне и на просвет через ли бумаги).

  • Дать понятия «контражур» и «силуэт» на примере репродукций художников (просмотр и разбор репродукций).

  • Научить созданию композиции, основанной на принципе «контражура» «силуэта».

  • Научить видеть и находить выразительные качества использования «контражура» в композиции.

Практическое задание:

  • Выполнить натюрморт при контрастном освещении,несколько разных по композиции зарисовок с натуры на контражур.

  • Сделать по зарисовкам эскиз композиции на контражур (создание графического эскиза).

Тематическая композиция. Тема 2.2. Цирк.


Цель:

Нарисовать Цирк

Практические задание:

Выполнить иллюстрацию по теме.

Материалы:

У учащихся: Бумага А 3, листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.

Контрольное задание.

Задачи:

Выявить уровень приобретенных учащимися ЗУН в течение учебного года. Основные требования к знаниям и умениям:

  • Правильный выбор формата,

  • Выделение композиционного центра,

  • Выбор наиболее выразительной точки зрения, освещения.

  • Грамотное использование ритма для раскрытия темы и сюжета. Практическое задание:

  • Композиция на свободную тему.

Материалы:

У учащихся: Бумага А 3, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.

3 КЛАСС

Блок 1. Тематическая композиция

Тема 1.1.Осенний лес

Цель: Научить изображать интересный пейзаж с осенним

Практическое задание:

Нарисовать осенний лес с лесными жителями.

Материалы:

У учителя: работы художников и учащихся ДШИ, КХУ.

У ученика: Бумага размера а 3 гуашь.


Блок 1. Тематическая композиция

Тема 1.2. Зимняя сказка. Изображение детских сказок.

Цель:Выполнить иллюстрации к зимним сказкам

Задачи: вспоминание зимних сказок, развитие фантазии, воображения, любви к сказкам.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учащихся: Бумага А3, карандаши различной мягкости, одноцветная акварель, кисть ( выбор уч-ся)

Тема1. 3.Наши праздники

Цели урока: 

  • Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;

  • Творчеством Б. Кустодиева.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки,  умение сравнивать и делать выбор,  давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Практическое задание:

Выполнить иллюстрацию по тем. ( Пасха, Сабантуй..)

  • Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учащихся: Бумага а 3 , карандаши различной мягкости, одноцветная

акварель, кисть (выбор уч-ся).


Блок 2. Динамика в композиции. Тема 2.1. Построение движения в композиции.

Цель:

Научить уч-ся построению различных видов движения.

Задачи:

  • Объяснить принцип передачи движения в композиции: по вертикали, горизонтали, по диагонали, к центру, от центра.

  • Объяснить значение масштабов изображаемых масс, форма месторасположения движущихся персонажей для передачи быстро стремительного, тяжелого, легкого движений.

  • Научить видеть различные типы движений в натуре и отражать их композиционных набросках.

Практическое задание:

  • Выполнить упражнения на передачу различных видов движений, предваритель сделав на передачу движения композиционные наброски. Возможные тем «Соревнование», «Катание с горы», «Танец», «Тяжелая ноша».

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учащихся: Бумага а 4, карандаши различной мягкости, одноцветная акварель, кисть ( выбор уч-ся).

Блок . 3.1 Тема.Контрольное задание.

Задачи:

  • Выявить уровень полученных знаний. Основные требования к знаниям умениям:

  1. Умение использовать наблюдения с натуры (композиционные наброски) при работе над композицией,

  2. Грамотное применение контрастов для раскрытия темы и сюжета работе,

  3. Умение построить пространство в композиции в зависимости от сюжета Практическое задание:

  • Жанровая композиция на свободную тему.

Материалы:

У учеников: 1/4 или 1/2 листа бумаги, мягкие графические материалы, акварель или гуашь на выбор.



4 КЛАСС


Блок 1. Передача психологического и эмоционального состояния героев композиции.

Тема 1.1. Гармония.

Цель:

При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое

и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.

Задачи:

  • Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие гармонию между людьми и окружающим их миром.

  • Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать гармонию в работе.

  • Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.

Практическое задание:

Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «гармонии» при помощи изобразительных и композиционных средств.

Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.

Основное практическое задание. Жанровая композиция в цвете. Возможные темы: «Вечер в семье», «Мои друзья», «На отдыхе», «Общее занятие», «Театр» и др. Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.


Тема 1.2. Конфликт.

Цель:

При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое

и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.

Задачи:

  • Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие конфликт между людьми и окружающим их миром.

  • Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать конфликт в работе.

  • Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.

Практическое задание:

Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «конфликта» при помощи изобразительных и композиционных средств.

Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.

Основное практическое задание.

Жанровая композиция в цвете.

Возможные темы: «В транспорте», «Неприятный разговор», «Театр», «Ссора» и др. Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.


Блок 2. Особенности работы над литературно-исторической темой.

Тема 1.1. Литературно-историческая тема.

Цель:

Научить учащихся работать с литературно-историческим материалом при работе

композицией.

Задачи:

  • Научить выбирать сюжет по какой-то определенной литературно-исторической теме.

  • Закрепить знания о связи сюжета с форматом, тоном, цветом, точкой зрения и другими изобразительными средствами композиции.

  • Объяснить принцип работы с литературно-историческими материал; связанными с темой и сюжетом композиции.

Практическое задание:

  • Выполненный в цвете эскиз по литературно-исторической теме, заданной преподавателем или выбранной учащимся по желанию.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся и художественного училища.

У ученика: Бумага 1/2 листа, акварель, гуашь, тушь, мягкие материалы (на выбор учащегося).

Контрольное задание.

Цель:

Выявление и закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за время обучения в ДХШ.

Практическое задание:

  • Цветовой эскиз или серия графических листов на свободно выбранную учащимся тему.

Материалы:

У ученика: Бумага 1/2 листа или целый лист, акварель, гуашь, любые графические материалы на выбор учащегося.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Пройдя полный курс этой программы, юный художник должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и соответствии с замыслом.

Учащийся должен знать:

  • Основные законы и правила композиции;

  • Приемы и средства композиции;

  • Порядок и методы работы над композицией;

Учащийся должен уметь:

  • Применять навыки рисунка и живописи в композиции;

  • Самостоятельно выбирать сюжет;

  • Грамотно и последовательно вести работу над композицией;

  • Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы;

Отбирать существенное и важное, находить образное выражение действительности;

. Умение планировать свою домашнюю работу.

  • Владеть различным материалом и применять их в соответствии с замыслом.

Это должно приводить к созданию полноценной сюжетно-тематической композиции.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Мольберты.

2. Планшеты.

3. Стулья.

4. Софиты.

5. Доска, мел, указка, тряпка.

6. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.

10. Работы студентов училищ и вузов.

11. Таблица по цветоведению.

12. Таблица по этапам работы над композицией.

14. Репродукции произведений классиков.

15. Книги

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. После каждого года выполняется экзаменационная (контрольная) работа. Итоговая аттестация проводится после 4 класса в виде защиты итоговой работы. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО КОМПОЗИЦИИ


Оценка «5» (отлично) предполагает:

- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;

- грамотное решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик;

- достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;

- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;

- раскрытие сюжета выбранной темы.


Оценка «4» (хорошо) предполагает:

- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;

- незначительные ошибки в решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик;

- достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;

- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;

- раскрытие сюжета выбранной темы.

\

Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает:

- серьезные нарушения в последовательности выполнения работы над композицией и всех подготовительных этапов;

- неумение решить плоскость листа и передать тональные и цветовые характеристик;

- неумение выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;

- неумение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;

- тему композиции не раскрытой.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011

П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008

Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004

Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002

Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005

Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.

Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005

Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа Композиция ( ФГТ)

Автор: Фархутдинова Алсу Ильшатовна

Дата: 10.09.2024

Номер свидетельства: 656039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа урока по лепке для 2 класса дхш"
    ["seo_title"] => string(40) "proghrammaurokapoliepkiedlia2klassadkhsh"
    ["file_id"] => string(6) "307684"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458399197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства