Данная программа предлагает такую систему занятий по композиции, в которой акцент делается на умение продумывать определенное содержание, тему, находить конкретный, выражающий мысли и чувства сюжет и уметь этот сюжет реализовывать в эскизе. В этом помогают знания и умения, приобретенные в процессе изучения рисунка живописи. Параллельно с этим идет и процесс освоения законов, методов и приемов композиции, знание которых является определяющим моментом любого творческого процесса. Таким образом, композиция оказывает интегрирующей дисциплиной, вбирающей в себя все художественные знания и умения.
Цель программы: овладение учащимися основами композиционного мышления.
Задачи программы:
Обучающие: знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции; изучение выразительных возможностей тона и цвета; обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
Развивающие: развитие композиционного мышления; развитие способностей к художественно- исполнительской деятельности; развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству
Воспитывающие: воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.
Срок реализации учебного предмета – 4 года.
Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.
Объем учебного времени за весь курс составляет 272 академических часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.
Сведения о затратах учебного времени
Разделы
Затраты учебного времени
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
4 –й год
Полугодие
1
2
1
2
1
2
1
2
Учебная нагрузка часов
34
34
34
34
34
34
34
34
Всего академических часов
68
68
68
68
ИТОГО:272 ч
Ожидаемые результаты
В 1-м классе юные художники учатся грамотно применять на практике знания, полученные на уроках рисунка и живописи, добиваться наибольшей выразительности своей композиционной работы. Изучают методы приемы выделения композиционного центра, выбора формата для своей композиции. Знакомятся с ролью изобразительных средств в выражен замысла. В конце 1-го учебного года учащиеся должны уметь находить простейшие сюжеты, уметь выбирать нужный формат, выявлять центр композиции, решать тональную и цветовую гамму, наиболее отвечающую замыслу композиции.
Во 2-м классе на занятиях по рисунку и живописи учащиеся знакомятся с наблюдательной перспективой. В композиции они используют этот опыт и работают над поиском наиболее выразительных точек зрения и передачей планов и пространства. Изучают роль и возможности светотеневых отношений в композиции. Знакомятся с «ритмом» и его ролью в изобразительном искусстве. В конце 2-го года обучения учащиеся пространства в композиции, выбирать необходимую точку зрения для усиления выразительности образа, определять масштаб предметов и фигур по мере их удаления, грамотно использовать силу светотени для достижения наибольшей эмоциональности изобразительной выразительности композиции, применять различные виды ритма в своих работах в зависимости от идеи.
В 3-м классе много внимания уделяется композиционным наброскам и умению их применения в композиции. Вводится многофигурная композиция, это и определят характер требований к жанровой композиции: поиск пластической и смысловой связи фигур и среды, их окружающей. В этом классе учащиеся осваивают такое важное в изобразительном искусстве понятие, как «контраст». К концу 3-го класса они должны уметь легко и точно отражать окружающий мир в композиционных набросках, уметь применять их в композиции, изображать пластическую и смысловую связь фигур в группе, а также связь человека с окружающей его средой, должны знать виды контрастов, применяемых в композиции, и использовать эти знания на практике.
В 4-м классе учимся передавать психологическое состояние героев, и знакомим с особенностями работы над литературно-исторической темой. В заданиях 4-го класса уделяется большое внимание жанровой композиции, но разрешается работа и над другими жанрами (натюрморт, пейзаж). В этом же классе выполняется итоговая работа. Жанр и сюжет итоговой работы выбирают сами учащиеся по своему желанию. В ней учащиеся должны показать все, чему они научились за четыре года. А именно: они должны уметь выделять композиционный центр, грамотно выбирать формат, применять ритмическую ситуацию, соответствующую настроению композиции, передавать статику или динамику, передавать психологическое состояние героев композиции
Учебно- тематический план.
1 класс
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудиторные занятия
(час)
Блок 1. Формат. Композиционный центр.
Тема 1.1. Беседа о композиции.
Лекция
2
Тема 1.2. Композиционный центр. Способы выделения композиционного центра
урок
6
Тема 1.3. Основные термины в композиции. Таблица.
урок
8
Блок 2. Роль изобразительных средств при передаче настроения в композиции. Тема 2.1. Значение тона в композиции. Силуэт.
урок
16
Тема 2.2. Колорит в композиции (значение теплых, холодных и контрастных цветовых сочетаний для передачи замысла и настроения в композиции).
урок
10
Тема 2.4. Графические способы передачи пространства в композиции
урок
6
Блок 3. Закрепление пройденного материала.
Тема 3.1. Применение различных видов штрихов и линий в композиции. Силуэт в композиции.
урок
6
Тема 3.2. Применение цвета и тона для создания настроения в композиции.
Блок 2. Светотень в композиции. Тема 2.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения и раскрытие замысла при помощи светотени
урок
16
Блок 3. Светотень в композиции.
Тема 3.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения и раскрытие замысла при помощи светотени.
урок
22
Контрольное задание
урок
14
Всего
68
3 класс
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудитор-ные занятия
(час)
Блок 1. Тематическая композиция Тема 1.1 « Осень в лесу» гуашь
урок
18
Тема 1.2 . « Зимний вечер»
урок
14
« Наши праздники»
урок
14
Блок 2 . Динамика в композиции. Тема 2.1 Построение движения в композиции.
урок
8
3. Контрольное задание
урок
14
Всего
68
4 класс
Блок / темы
Вид учебного занятия
Аудитор-
ные занятия
(час)
Блок 1. Передача психологического и эмоционального состояния героев композиции.
Тема 1.1. Гармония.
урок
18
Тема 1.2. Конфликт.
урок
14
Блок 2. Особенности работы над литературно-исторической темой.
Тема 2.1. Литературно-историческая тема.
урок
22
Контрольное, экзаменационное задание
урок
14
Всего
68
Содержание учебного предмета «Композиция»
1 КЛАСС
Блок 1. Формат. Композиционный центр.
Тема 1.1. Беседа о композиции.
Цель:
Ознакомить учащихся с предметом и понятием «композиция».
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «композиция»,
Познакомить учащихся с видами и жанрами станковой композиции,
Познакомить учащихся с композиционными набросками, и объяснить значение в отображении явлений окружающей жизни.
Практическое задание:
Просмотр и анализ работ художников по репродукциям, если есть возможность то это занятие можно провести в музее изобразительных искусств.
Выполнение композиционных набросков на заданную учителем тему.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.
У учеников: Листы бумаги, графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).
Тема 1.2. Композиционный центр. Способы выделения композиционного центра.
Цель:
Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных приемов.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «композиционный центр», и основным принципов станковой композиции - подчинение второстепенного главному,
Объяснить различные способы выделения (главного), т.е. композиционного центра.
Практическое задание:
Закомпоновать геометрические фигуры в заданный учителем формат, при этом в каждом отдельном случае выделяя композиционный центр (месторасположением, тоном, цветом, формой, размером).
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.
У учеников: Листы бумаги одинакового формата (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), графитные карандаши, акварель, цветные карандаши (на выбор).
Тема 1.3. Основные термины в композиции.
Цель: познакомить основными терминами композиции. Практическое задание:
Выполнение таблицы с основными понятиями композиции.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.
У учеников: А 3, фломастеры.
Блок 2. Роль изобразительных средств в передаче настроения в композиции.
Цель для всего блока:
Объяснить учащимся связь идейно-смыслового содержания композиции и формальных изобразительных средств и приемов, которыми она выполняется.
Научить использовать изобразительные средства для передачи замысла и настроения в композиции.
Тема 2.1. Значение тона в композиции. Силуэт.
Задачи:
Закрепить знания и умения выделения композиционного центра,
Закрепить знания и умения по выбору формата, и расположению в нем заданных объектов,
Познакомить учащихся с понятием «силуэт»,
Научить учащихся использовать сближенные и контрастные цветовые отношения для передачи настроения в композиции,
Научить использовать тональный контраст для выделения композиционного центра,
Научить применять различный тон силуэтов при построении пространства в композиции,
Научить использовать тональные отношения для создания настроения в композиции.
Практическое задание:
Тематический натюрморт из контрастных по тону предметов,
Пейзаж с контрастными по тону объектами (силуэтное исполнение),
Жанровая композиция на свободную тему (силуэтное исполнение).
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.
У учеников: Бумага 1/8 листа (различный формат по выбору уч-ся кроме круга и треугольника), тушь, перо, кисть.
Тема 2.2. Колорит в композиции. (Значение теплых, холодных и контрастных цветовых сочетаний для передачи замысла и настроения в композиции).
Задачи:
Объяснить взаимосвязь цвета и настроения в композиции,
Показать разнообразие оттенков одного цвета.
Научить компоновать цветовые пятна в листе.
Научить выделять главное в композиции цветом.
Познакомить учащихся с психологическим воздействием цвета.
Содержание темы:
Цветовая гамма - одно из средств передачи настроения в композиции. Гамма может быть контрастной и сближенной. Контрастной - по тону и цвету. Сближенной - по тепло-холодности (теплая, холодная гаммы), по насыщен цвета (сдержанная и насыщенная цветовые гаммы).
Существуют три характеристики цвета:
Светлотность, т.е. тон цвета. Тон и цвет неразрывно связаны друг с другом. Цветовой тон - локальный цвет предмета. Насыщенность - яркость, чистота цвета.
Мы воспринимаем цвет ассоциативно. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особен каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. (Это используется в изобразительном искусстве, рекламе, технической семиотике). Так, оттенки одного и то цвета могут восприниматься по-разному.
В зависимости от идеи композиции, цветовые пятна могут компоноваться по разному, в определенном ритме, акцентируясь на центре. Центр выделяется разными способами: месторасположением в листе, цветовым или тональным акцентом, степенью «сделанности».
Практическое задание:
Задание. Выполнить композицию на заданную тему с использованием определенной цветовой гаммы. Возможные темы: «Летние каникулы» (т гамма), «Зимние развлечения» (холодная гамма), «Дворец Снежной королевы" (холодная гамма), «Дом Кая и Герды» (теплая гамма), Маки на лугу (контраст).
Материалы:
У учителя: Репродукции картин художников, связанные с темой. Различные по колориту ка\ в том числе и абстрактные, с четко выявленным центром, примеры картин или фрагментов богатых по колористическому решению (большое количество оттенков одного и того же цвета) и методические пособия.
Репродукции картин: Гоген « Горы на Таити», «Сад в снегу», «Символический автопортрет с нимбами», «Дух мертвых бодрствует», Врубель «Сирень», «К ночи», «Царевна-Лебедь»..
У учеников: Бумага формата А3, , геометрические фигуры разного размера, разных цветов, ножницы, клей, линейка, акварельные или гуашевые краски, кисти различной толщины.
Тема 2.4. Графические способы передачи пространства в композиции.
Задачи:
Объяснить способы передачи пространства в композиции: с помощью воздушной перспективы, изменяя масштаб предметов (т.е. с помощью линейной перспективы), при помощи перекрытия одного плана другим и чередованием светлых и темных силуэтов.
Научить располагать героев композиции на разных планах, и выделять композиционный центр посредством толщины линии, силы тона и степенью проработки.
Пейзаж (три, четыре плана) выполненный локальными тональными отношениями.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников.
У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, карандаши различной мягкости, акварель.
Блок 3. Закрепление пройденного материала.
Тема 3.1. Применение различных видов штрихов и линий в
композиции.
Задачи:
Закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Практическое задание:
Тематический натюрморт, пейзаж или жанровая композиция с использованием различных штрихов.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо (на выбор уч-ся
Тема 3.2. Применение цвета и тона для создания настроения в композиции.
Задачи:
Закрепить знания, умения и навыки применения цветовых характеристик для создания настроения в композиции.
Закрепить знания, умения и навыки по выделению композиционного цветом.
Практическое задание:
Композиция на свободную тему с ярко выраженным настроением.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. У учеников: Бумага 1/4, 1/8 листа, гуашь или акварель на выбор уч-ся, кисти различной толщины.
Контрольное задание.
Задачи:
Выявить уровень приобретенных учащимися ЗУН в течение учебного года. Основные требования к знаниям и умениям:
Правильный выбор формата,
Выделение композиционного центра,
Выбор наиболее выразительной цветовой гаммы, штрихов или тон отношений для передачи настроения в композиции.
Практическое задание:
Композиция на свободную тему.
Материалы:
У учеников: Бумага А 3 листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.
2 КЛАСС
Блок 1. Иллюстрации
Цель для всего блока:
Научить учащихся нарисовать иллюстрации.
Тема 1.1. Сказки А. С. Пушкина
Практическое задание 1,2,3,4-го занятий:
Беседа о сказках Пушкина.
Выполнить тематический натюрморт с применением перспективного построения. Возможные темы: «Царевна - Лебедь», «Золотая рыбка» и др.
а.
Дать понятия об изменение тона в пространстве. Дать понятия об изменение цвета в пространстве.
Блок 2. Светотень в композиции.
Цель для всего блока:
- Научить учащихся используя возможности светотени, достигать наибольшей
выразительности образов.
Тема 2.1. Роль светотени в композиции. Передача настроения раскрытие замысла при помощи светотени. Понятие «контражур» в композиции.
Цель:
Формирование понятия «контражур» (на натуре, по репродукциям художников) навыков его использования для наибольшей ее выразительности композиции.
Задачи:
Дать понятия «контражур» и «силуэт» на натуре, найти различия между этими понятиями (эксперимент с букетом цветов на окне и на просвет через ли бумаги).
Дать понятия «контражур» и «силуэт» на примере репродукций художников (просмотр и разбор репродукций).
Научить созданию композиции, основанной на принципе «контражура» «силуэта».
Научить видеть и находить выразительные качества использования «контражура» в композиции.
Практическое задание:
Выполнить натюрморт при контрастном освещении,несколько разных по композиции зарисовок с натуры на контражур.
Сделать по зарисовкам эскиз композиции на контражур (создание графического эскиза).
Тематическая композиция. Тема 2.2. Цирк.
Цель:
Нарисовать Цирк
Практические задание:
Выполнить иллюстрацию по теме.
Материалы:
У учащихся: Бумага А 3, листа, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.
Контрольное задание.
Задачи:
Выявить уровень приобретенных учащимися ЗУН в течение учебного года. Основные требования к знаниям и умениям:
Правильный выбор формата,
Выделение композиционного центра,
Выбор наиболее выразительной точки зрения, освещения.
Грамотное использование ритма для раскрытия темы и сюжета. Практическое задание:
Композиция на свободную тему.
Материалы:
У учащихся: Бумага А 3, карандаши различной мягкости, тушь и перо, гуашь или акварель на выбор уч-ся.
3 КЛАСС
Блок 1. Тематическая композиция
Тема 1.1.Осенний лес
Цель: Научить изображать интересный пейзаж с осенним
Практическое задание:
Нарисовать осенний лес с лесными жителями.
Материалы:
У учителя: работы художников и учащихся ДШИ, КХУ.
У ученика: Бумага размера а 3 гуашь.
Блок 1. Тематическая композиция
Тема 1.2. Зимняя сказка. Изображение детских сказок.
Цель:Выполнить иллюстрации к зимним сказкам
Задачи: вспоминание зимних сказок, развитие фантазии, воображения, любви к сказкам.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учащихся: Бумага А3, карандаши различной мягкости, одноцветная акварель, кисть ( выбор уч-ся)
Тема1. 3.Наши праздники
Цели урока:
Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;
Творчеством Б. Кустодиева.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Практическое задание:
Выполнить иллюстрацию по тем. ( Пасха, Сабантуй..)
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учащихся: Бумага а 3 , карандаши различной мягкости, одноцветная
акварель, кисть (выбор уч-ся).
Блок 2. Динамика в композиции. Тема 2.1. Построение движения в композиции.
Цель:
Научить уч-ся построению различных видов движения.
Задачи:
Объяснить принцип передачи движения в композиции: по вертикали, горизонтали, по диагонали, к центру, от центра.
Объяснить значение масштабов изображаемых масс, форма месторасположения движущихся персонажей для передачи быстро стремительного, тяжелого, легкого движений.
Научить видеть различные типы движений в натуре и отражать их композиционных набросках.
Практическое задание:
Выполнить упражнения на передачу различных видов движений, предваритель сделав на передачу движения композиционные наброски. Возможные тем «Соревнование», «Катание с горы», «Танец», «Тяжелая ноша».
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме, Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У учащихся: Бумага а 4, карандаши различной мягкости, одноцветная акварель, кисть ( выбор уч-ся).
Блок . 3.1 Тема.Контрольное задание.
Задачи:
Выявить уровень полученных знаний. Основные требования к знаниям умениям:
Умение использовать наблюдения с натуры (композиционные наброски) при работе над композицией,
Грамотное применение контрастов для раскрытия темы и сюжета работе,
Умение построить пространство в композиции в зависимости от сюжета Практическое задание:
Жанровая композиция на свободную тему.
Материалы:
У учеников: 1/4 или 1/2 листа бумаги, мягкие графические материалы, акварель или гуашь на выбор.
4 КЛАСС
Блок 1. Передача психологического и эмоционального состояния героев композиции.
Тема 1.1. Гармония.
Цель:
При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое
и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.
Задачи:
Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие гармонию между людьми и окружающим их миром.
Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать гармонию в работе.
Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.
Практическое задание:
Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «гармонии» при помощи изобразительных и композиционных средств.
Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.
Основное практическое задание. Жанровая композиция в цвете. Возможные темы: «Вечер в семье», «Мои друзья», «На отдыхе», «Общее занятие», «Театр» и др. Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.
Тема 1.2. Конфликт.
Цель:
При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое
и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.
Задачи:
Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие конфликт между людьми и окружающим их миром.
Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать конфликт в работе.
Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.
Практическое задание:
Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «конфликта» при помощи изобразительных и композиционных средств.
Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.
Основное практическое задание.
Жанровая композиция в цвете.
Возможные темы: «В транспорте», «Неприятный разговор», «Театр», «Ссора» и др. Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.
У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.
Блок 2. Особенности работы над литературно-исторической темой.
Тема 1.1. Литературно-историческая тема.
Цель:
Научить учащихся работать с литературно-историческим материалом при работе
композицией.
Задачи:
Научить выбирать сюжет по какой-то определенной литературно-исторической теме.
Закрепить знания о связи сюжета с форматом, тоном, цветом, точкой зрения и другими изобразительными средствами композиции.
Объяснить принцип работы с литературно-историческими материал; связанными с темой и сюжетом композиции.
Практическое задание:
Выполненный в цвете эскиз по литературно-исторической теме, заданной преподавателем или выбранной учащимся по желанию.
Материалы:
У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся и художественного училища.
У ученика: Бумага 1/2 листа, акварель, гуашь, тушь, мягкие материалы (на выбор учащегося).
Контрольное задание.
Цель:
Выявление и закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за время обучения в ДХШ.
Практическое задание:
Цветовой эскиз или серия графических листов на свободно выбранную учащимся тему.
Материалы:
У ученика: Бумага 1/2 листа или целый лист, акварель, гуашь, любые графические материалы на выбор учащегося.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Пройдя полный курс этой программы, юный художник должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции, выполненного грамотно и соответствии с замыслом.
Учащийся должен знать:
Основные законы и правила композиции;
Приемы и средства композиции;
Порядок и методы работы над композицией;
Учащийся должен уметь:
Применять навыки рисунка и живописи в композиции;
Самостоятельно выбирать сюжет;
Грамотно и последовательно вести работу над композицией;
Применять знания, полученные по истории искусств, для анализа своей работы;
Отбирать существенное и важное, находить образное выражение действительности;
. Умение планировать свою домашнюю работу.
Владеть различным материалом и применять их в соответствии с замыслом.
Это должно приводить к созданию полноценной сюжетно-тематической композиции.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Мольберты.
2. Планшеты.
3. Стулья.
4. Софиты.
5. Доска, мел, указка, тряпка.
6. Натурный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках.
10. Работы студентов училищ и вузов.
11. Таблица по цветоведению.
12. Таблица по этапам работы над композицией.
14. Репродукции произведений классиков.
15. Книги
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве текущего контроля успеваемости используются просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета – просмотра учебно-творческих работ, на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. После каждого года выполняется экзаменационная (контрольная) работа. Итоговая аттестация проводится после 4 класса в виде защиты итоговой работы. Выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО КОМПОЗИЦИИ
Оценка «5» (отлично) предполагает:
- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;
- грамотное решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик;
- достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;
- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- раскрытие сюжета выбранной темы.
Оценка «4» (хорошо) предполагает:
- самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над композицией с соблюдением всех подготовительных этапов;
- незначительные ошибки в решение плоскости листа с передачей тональных и цветовых характеристик;
- достижение максимальной выразительности идеи композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;
- самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- раскрытие сюжета выбранной темы.
\
Оценка «3» (удовлетворительно) предполагает:
- серьезные нарушения в последовательности выполнения работы над композицией и всех подготовительных этапов;
- неумение решить плоскость листа и передать тональные и цветовые характеристик;
- неумение выразить идею композиции с помощью графических средств – линии, пятна и цветовых характеристик;
- неумение самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
- тему композиции не раскрытой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
О. А. Гильмутдинова, А. Г. Хамидуллин. Интегрированный курс по рисунку, живописи и композиции для ДХШ и ДШИ. Казань 2011
П. П. Гнедич. История искусств. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА. АРХИТЕКТУРА. Москва,2008
Как работать в смешанной технике. Подробный самоучитель для начинающих. ВЕНДИ ДЖЕЛБЕРТ. Москва. Астрель. АСТ. 2004
Мастера и шедевры. ART BOOK Тициан. Москва. АСТ. Астрель . 2002
Мастер- класс. Акварель. Шаг за шагом. Москва. Астрель. 2005
Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. М.Эксмо.2007.
Шедевры русской живописи. В издании использованы текст книги П.П. Гнедича « История искусств» БЕЛЫЙ ГОРОД. Москва. 2005
Энциклопедия для детей. Т 7. Искусств. Ч.1.-оЭ68 2 –е изд., испр/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 2001.- 688 с.: ил.