1. Расширить полученные знания о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. 2. Сформировать понятие «ноктюрн» 3.Расширить знания о творчестве и жизни русского композитора А. П. Бородина 4. Развивать творческие способности через вокально-хоровую и художественную деятельность 5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыкальных и художественных произведений. | Воспитательные: - воспитание музыкальной «слушательской» культуры учащихся - пробудить интерес и воспитывать эмоциональную отзывчивость у учащихся к красоте окружающей природы через образы произведений искусств Развивающие: - развивать умение устанавливать связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства -развить у учащихся учебно-познавательный интерес в области музыки к поиску новых знаний - способствовать развитию критического и образного мышления - развивать навыки и умения воспринимать и анализировать музыкальное произведение - способствовать развитию творческой активности учащихся - через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки - развивать навыки умения работать в коллективе и в группах Образовательные: -закрепить и расширить ранее полученные знания о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства - продолжить знакомство с понятием «ноктюрн» через творческую деятельность - сформировать знания и дать понятие «камерная музыка» и «квартет» - расширить знания о жизни и творчестве великого русского композитора А. П. Бородина |
Планируемые результаты | Личностные: В результате урока учащиеся смогут: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к произведениям искусства; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; уметь участвовать в коллективно-творческой деятельности; овладевать навыками самооценки и работе в группах. Метапредметные: В результате урока учащиеся смогут: Регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, осуществлять самоконтроль. Познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи; узнавать характерные черты жанра «ноктюрн»; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения произведений; извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. Коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учётом позиции других, овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение. Предметные: В результате урока учащиеся смогут: уметь давать определение понятиям «ноктюрн», «квартет»; проводить интонационно-образный анализ произведения; выявлять средства художественной выразительности. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Вводит в тему урока. Звучат звуки ночной природы. Читает стихотворение А. Фета под звуки ночной природы. Организует просмотр серии картин, задаёт вопросы: -В каком жанре изобразительного искусства они выполнены? - Что общего у них? – Какая тема объединят все эти произведения искусства? – А вы хотели бы узнать, какой увидели ночь и как её воспринимали знаменитости, например, художники, поэты и композиторы? - Как бы вы определили тему урока? Направляет учеников на озвучивание новой темы урока. Уточняет понимание учащихся поставленных задач и цели урока. – Что мы хотим узнать? - Чему мы сегодня будем учиться? | Внимательно слушают учителя. Слушают звуки природы. Сравнивают и рассматривают картины художников. Дают ответы на поставленные вопросы. Записывают тему урока в тетрадь. Работают с учебником. Формулируют учебные задачи урока. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Умеют внимательно слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. | Регулятивные УУД Планирование учебной цели. Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД Проявление эмоциональной отзывчивости |
Актуализация знаний Вокально-хоровая работа. Слушание и анализ музыкального произведения | Учитель изобразительного искусства организует визуальную активность Предлагает обратить внимание на знаменитую картину А. И. Куинджи «Ночь над Днепром» - Что вы видите на Картине? - Что позволяет вам делать такие выводы? - Можно ли нам провести обобщение работы художника и поэта? -Куинджи работал в жанре реализм, что это означает? -На каком основании вы делаете такие выводы? - А. Куинджи вас потряс, что же такого особенного в его работе, его творчестве?. - Мы отправляем группу исследователей творчества, секретов мастерства художника. Команда отправляется в библиотеку. Учитель музыки подводит учащихся к исполнительской деятельности. – Чтобы создался в песне «Звёздная река» образ тишины и покоя, как необходимо исполнить её? Учитель организует работу с понятием «ноктюрн» в музыке. Проводит параллель с ранее изученным музыкальным материалом: «Маленькая ночная музыка» В. Моцарт; «Серенада» Ф. Шуберт. Прежде чем приступить к слушанию произведения, предлагается небольшое задание в виде игры, которое поможет в дальнейшем подобрать точные характерные музыкальные образы произведения. Эта игра называется «Эмоциональные термины» Learning Apps. оpg. Задание игры: нужно подобрать близкие по смыслу эмоциональные термины. Учитель организует слушательскую деятельность А. П. Бородин «Ноктюрн», 3 часть из «Квартета» №2 : - Какие образы вам представились, что вы почувствовали? – Подберите слова и словосочетания, наиболее точно передающие образ этой музыки?- Вы услышали, на каких музыкальных инструментах исполнялся Ноктюрн? Учитель организует работу с понятием «квартет» и обобщает ответы учащихся. | Учащиеся внимательно слушают стихотворение. Высказывают предположения. Рассуждают, отвечают на вопросы учителя. Анализируют увиденное Рассуждают, отвечают на вопросы учителя. Анализируют увиденное Аргументируют. Делают выводы. Дети отправляются в библиотеку, готовятся к исследовательской деятельности Распеваются перед исполнением песни. Принимают участие в образно-интонационном анализе музыкального произведения. Исполняют песню с движениями и с сопровождением музыкальных инструментов. Работая с учебником, записывают понятие «ноктюрн». Ученики выполняют задание, пользуясь интерактивной доской и раздаточным материалом. Слушают и анализируют музыкальное произведение. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои ассоциации. Работают с текстом учебника. Объясняют понятие «квартет» в музыке. | Участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. Осмысление материала. Умение правильно брать дыхание, слушать друг друга, окончания фраз округлять. Участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. Осмысление материала. Осуществляют поиск, анализируют, выделяют главное, существенное. Делают обобщение, выводы. Систематизируют материал | Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Участие в коллективном пении. Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства Развитие умения глубже понимать смысл произведения Личностные УУД проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении. |
Творческая работа. | -Учитель изобразительного искусства подводит учащихся к организации деятельности в парах. - Вы сегодня, войдя в класс увидели п одному комплекту на двоих - О чём это вам говорит? Какой будет наша работа? Учитель подводит детей к понятию успешное сотрудничество - Если коллектив, команда работают вместе, то как мы назовём их совместное взаимодействие? Дети на ваших столах лежат карточки, посоветуйтесь в своём коллективе и запишите условия для успешной работы, успешного сотрудничества. - Дайте сверим ваши коллективные решения Вернулась группа исследователей творчества А. Куинджи -Ребята давайте посмотрим на работы А. Куинджи «Ночь над Днепром», «Ночное», « …Ущелье». - Как вы думаете за счёт чего достигается эффект «свечения» «лунного света»? Учитель подводит учащихся к применению художником цветовых контрастов: светлого и тёмного, тёплого и холодного. - Теперь примените знания законов живописи и созданное музыкой и литературой вдохновение для выполнения вашего «Ночного пейзажа». Работайте в сотрудничестве. Выполняют коллективную работу, впарах,в сопровождении музыки А. Бородина «Ноктюрн» | Анализируют, делают выводы, что работа будет коллективной. Дети анализируют и приходят к определению сотрудничество Совещаются, высказываются, взаимодействуют, делают выводы. Записывают условия успешного сотрудничества: уметь слушать, взаимопомощь, дружелюбность, и т.д. - Команда исследователей сообщают о результатах. Учащиеся воспринимают, осмысливают Анализируют, опираясь на изученный материал делают выводы. Выбирают дирижёра. Определяют в группе общую задачу, распределяют индивидуальные задачи. Выполняют коллективную работу Совместно-взаимодействующая(комплексная форма) предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задание, имея представление об общем результате. Отвечают на вопросы учителя. Говорят о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства в жанре «ноктюрн». Учащиеся под звуки Ноктюрна А. Бородина рисуют в группах ночной пейзаж. Придумывают названия своему рисунку. Демонстрируют своё творчество. | Проявляют эмоциональную и творческую отзывчивость в процессе рисования. | Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в творческом ключе, аргументировать свое мнение и позицию. Личностные УУД Проявление эмоциональной отзывчивости |
Домашнее задание | Учитель даёт рекомендации учащимся по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме: 1. Используя Интернет, составь коллекцию картин русских художников, созвучных Ноктюрну А. Бородина. 2. Послушай музыкальное произведение «Ноктюрн» №4 до- диес минор П. Чайковского, создайте стихотворение, рисунок или песню, отражающие впечатления от прослушанной музыки. 3. Оформить афишу урока «Ночной пейзаж» | Выбирают и записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы учителю. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. |
Рефлексия учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к выводу о взаимосвязи музыки, литературы и изобразительного искусства. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности учащихся на уроке. Благодарит за работу на уроке всех учеников. – Что же объединило на нашем уроке музыку, литературу и изобразительное искусство? - Откройте ваши карточки и проверьте успешное сотрудничество -Вы слушали друг друг-Вы были дружелюбными - Вы помогали друг другу и т.д. - Сегодня я узнал, что ………? - Сегодняшние знания я могу применить….. - Больше всего мне понравилось…… -Что помогло справиться с заданиями на уроке? -Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы учителя. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Вывешивают звезды на доску, как символ успешности. Исполняют финальную песню Ю. Антонова «Живёт на свете красота» | Уметь удерживать цель и сделать вывод о проделанной работе. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. | Регулятивные УУД Осуществление итогового контроля по результату освоения материала. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность Личностные УУД Ориентация на понимание успеха в учебной деятельности. |