Просмотр содержимого документа
«Наброски и зарисовки на уроках рисунка в детской художественной школе»
Автор: Андронова Светлана Владимировна,
преподаватель МБОУ ДОД ДХШ г.Ярцево.
Наброски и зарисовки на уроках рисунка в детской художественной школе.
Рисунок является основой, технической базой всех видов изобразительного искусства. Знание основ академического рисунка дает возможность грамотно вести работу над любым художественным произведением. Овладение же навыками художественного мастерства испокон веков основывалось на систематическом рисовании с натуры, по памяти и по представлению. Часто, с трудом овладевая изобразительной грамотой, не представляя конечного должного результата своей работы, в силу возрастных и психологических особенностей учащиеся испытывают затруднения и неуверенность при выполнении длительных рисунков. И тут большую роль в рисовальном деле играет короткий рисунок. Целями такого рисунка являются:
- постановка глаза и рук;
- применение различных графических материалов;
- рисовальный тренинг.
Часто возникает вопрос: чем отличается набросок от зарисовки?
Набросок – это обобщенное, лаконичное и краткосрочное, беглое изображение, выполненное минимальным количеством графических средств. Не всегда есть возможность рисовать неподвижную натуру, порой приходится «улавливать» ее «на лету». В наброске нужно точно, остро схватить главное, суть изображаемого, отбросить второстепенное, несущественное. В процессе такой работы развивается зрительная память, накапливаются впечатления, необходимые для создания различных композиций. Умение смотреть на изображаемую натуру не раздробленно, не по деталям, а охватывая глазом всю в целом приходит не сразу. На первых порах возможны неудачи, но лишь в результате систематических упражнений появляются необходимый опыт и уверенность, позволяющие в дальнейшем выполнять наброски на высоком уровне. Чем определяется совершенство наброска? Хорошие наброски не требуют никаких пояснений, то есть не создают «утомления мозга» зрителю, легки, воздушны; хороши по лаконичности средств изображения: ничего лишнего; интересны по сути, по идее; композиционно устойчивы. Особенность набросков – это скорость, очень важно первое впечатление.
Зарисовка – это тот же набросок, но более детально проработанный, уточняющий фрагменты изображения. Часто выполняется с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение.
В художественной школе выполнение набросков и зарисовок в зависимости от характера исполнения можно подразделить на следующие виды:
- наброски с натуры. Они выполняются с начала и до конца непосредственно глядя на натуру. Такой набросок может легко превратиться в зарисовку;
- наброски по памяти. Выполняются через некоторый промежуток времени после наблюдения, это как бы зафиксированная на бумаге зрительная память;
- наброски по представлению. Эта работа предполагает способность вызывать в своем уме представления о конкретных воспринятых ранее предметах, объектах, и явлениях окружающего мира. Для выполнения таких работ необходим богатый зрительный опыт, развитая фантазия;
- наброски по воображению. Такие задания носят более творческий характер, основываются на запасе знаний и представлений о предметах и явлениях на умении комбинировать свои представления;
- комбинированные наброски. Они выполняются сначала по наблюдению с натуры, а затем без натуры – по памяти.
В зависимости от использования художественных средств, методов наброски бывают линейно-контурными, линейно-силуэтными, силуэтно-пятновыми, тонально-живописными и т.д. В комбинированных набросках используется расширенная гамма изобразительных средств (контур, тон, пятно, заливка).
В линейном наброске главную роль играет линия. Линия должна быть «живой», а не проволочно – одинаковой. Она более пластична, подвижна, прерывиста, неравномерна, различным способом акцентируема (разным углом наклона карандаша, разным нажимом, разной толщиной). Она может быть жирной, усиливающей значимые участки формы и передний план, и тонкой, то появляющейся, то исчезающей. Иногда она жестко очерчивается, а иногда расплывается, расслаивается и разрыхляется – так называемая «певучая» линия. В таком случае изобразительная форма уже начинает включать в себя элементы объема. Эти технические тонкости линейных набросков оттачивают глаз и руку. В рисунке есть только черное и белое, линии разной толщины, пятна разной формы, переходы от одной формы в другую, контрасты, отношения. Это дает большую пластичность средствам, позволяет передавать трехмерность пространства.
В зарисовке без пятна и штриха не обойтись. Штрих нужно определить еще до его нанесения на бумагу, в том числе его направление, толщину, систему пересечения и т.д. Когда рисуешь штрихом надо представить себе что рисуешь по форме изображаемой натуры, предмета. Так зарисовочная тренинговая работа постепенно начинает преследовать творческие и учебные задачи.
Первоначально учащимся очень сложно грамотно использовать эти средства в работе над набросками и зарисовками, и лишь постепенно, приобретая опыт, они начинают овладевать практическими навыками в этой работе.
Особенный эффект наброска достигается непроизвольной оригинальностью подачи, мгновенностью реакции рисовальщика, когда он, кажется, не успевает схватить уходящее очарование и в спешке ищет и находит способ фиксации. Наброском чаще всего управляет дефицит времени. При выполнении набросков и зарисовок необходимо нацеливать учащихся на определенное количество времени ( 10-20 минут). Во время таких упражнений приобретается навык быстрой работы, благодаря которому можно запечатлеть выразительные ракурсы, краткие пластические интересные мгновения жизни. Рука приобретает уверенность, глаз становится более наблюдательным и метким. В этих случаях ставится определенная учебная задача, цель. Целевые педагогические установки ориентируют учащихся на те или иные действия, изменяют характер учебно-творческой деятельности, делают ее в большей или меньшей степени познавательной, творческой, учебной.
Очень важно для поддержания интереса учащихся к быстрым рисункам применение разнообразных материалов. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне), линер, маркеры, фломастеры. В зависимости от выбранной техники получается разный результат. Мягкий материал более живописный, маркеры и тушь – графичные. При выполнении рисунков карандашом не допускается растушевывания изображения.
Необходимо сказать об объектах изображаемого. Увидел интересную группу школьников - зарисуй ее. Привлекла внимание уходящая вдаль улица, поваленное дерево, необычное растение – опять карандаш в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании композиций. Рисование на улице, в общеобразовательной школе, в магазинах, учреждениях, стройках, во время экскурсий оказывает большую пользу. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов и явлений. Умение же «видеть» - необходимый компонент художественного творчества. Рисовать надо везде. Информация, даваемая на уроке это всего лишь инструмент, необходимый учащимся для работы. А результат владения этой информацией проявляется лишь при систематическом применении ее на практике. Обладать знаниями – это еще не значит хорошо рисовать. Как ни парадоксально на первый взгляд, но при выполнении свободных набросков и зарисовок зачастую бывает полезно не «думать» а просто быстро и много рисовать. В результате получается не хуже, чем при длительной мыслительной работе. Одно совершенно точно – чем больше и чаще выполняются наброски, тем лучше они получаются, появляется твердость линии, техническая грамотность, что является плодом тренированности и умения.
Литература:
1.Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. –М.,1989.
2. Авсиян О.А., Натура и рисование по представлению. –М., 1985.
3. Барщ Л.О., Наброски и зарисовки. –М., 1970.
4. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. –М., 1970.
5. Ли Н.Г., Основы учебного академического рисунка., -М., Эксмо., 2006
6. Ганжало Т. Наброски: уроки изобразительного искусства. Юный художник., №7., 1991.
Приложение
Рис. 1. Тарасова Людмила, 3 кл, 14 лет Рис. 2. Костюк Кристина, 4 кл, 15 лет
Рис. 3. Костюк Кристина, 4 кл, 15 лет Рис. 4. Сбудышева Анастасия, 4 кл, 16 лет
Рис. 5. Иванова Анастасия, 3 кл, 14 лет Рис. 6. Никитина Юлия, 4 кл, 15 лет
Рис. 7. Сбудышева Анастасия, 4 кл, 16 лет Рис. 8 Сбудышева Анастасия, 4кл, 16 лет