Методические рекомендации к программе «Фантазия красок».
Методические рекомендации к программе «Фантазия красок».
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к программе «Фантазия красок».»
7
Методические рекомендации к программе «Фантазия красок».
Мир изобразительного искусства полон цвета. Он насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаша, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности – средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.
Колористка, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета.
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках по цветоведению.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку.
Как же помочь маленькому человеку научиться видеть и понимать красоту окружающего мира и научиться передавать ее в своем творчестве?
Огромное значение имеет приобщение детей в младшем школьном возрасте к живописи и цвету, как одному из средств художественной выразительности. Общеизвестно положение о влиянии цвета на эмоциональную сферу человека, его настроение и здоровье. Цвет можно рассматривать как инструмент обогащения духовной сферы ребёнка. В разных видах изобразительной деятельности дети создают образы объектов, которые вызвали их интерес, радость, удивление, используя изобразительные навыки и умения. Передают в предметном изображении общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, фактуре поверхности, используя цвет, как средство передачи предметного признака и эмоционально-нравственной характеристики образа, а также своего отношения к образу. Если детей не обучать изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Цвет на рисунках детей явление особое. Опытный художник порой недоумевает, какой логикой руководствуется ребёнок: несколько ярких, открытых цветов он решительно и точно соединяет на рисунке. В результате – чудо: гармоничное и выразительное сочетание. Но ребёнок не создаст удачной, творческой работы, ему не под силу будет работать красками осознанно, если он не освоит начальных приёмов , не приобретёт навыка работы красками.
Невозможно почувствовать и передать образное звучание цвета, не владея цветовой палитрой и техникой живописи.
****************
Все дети любят рисовать, особенно маленькие. Это у них безотчетно. Это и самовыражение, и душевная боль, радость, проблемы – всё выплёскивается на бумагу. Это и познание сущности явлений, и создание своего собственного придуманного мира, жизнь фантазии, воображения. Потому значение изобразительной деятельности ребёнка универсально: это не только полезность, но и средство развития личности, его индивидуальности, формирование творческой активности. Детство – это и период формирования духовных способностей, воспитание души и сердца, а цвет и эмоции человека, тесно связаны между собой.
Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
Впервые функция света у ребёнка, возникает в возрасте 3-4 лет, когда от каракулей, малыш переходит к изображению внешнего вида предметов Разноцветные человечки, елочки, разные существа окрашиваются своим цветом. В этом возрасте дети не считают обязательным, чтобы цвет на рисунке соответствовал реальной окраске предметов. Цвет как бы отделяется от вещей и явлений и подчеркивает характер изображенного: красивый, добрый, страшный. Эстетическая функция цвета видоизменяясь, обогащаясь, развиваясь, надолго остаётся очень важной функцией в изобразительной деятельности детей. Необходимо подчеркивать тягу ребёнка к эмоциональному и эстетическому значению цвета, необходимо расширять опыт ребёнка общения с красками, если мы хотим создать достаточно прочные основы творческой деятельности. К сожалению , многие педагоги пренебрегают занятия живописью, то есть красками в начальном и среднем звене, отдавая предпочтение графическим материалам: фломастерам, цветным карандашам. В результате не формируется навык и к 10-ти годам ребёнок не может даже держать в руках кисть.
Почему дети подросткового возраста не любят рисовать? Причины ясны: не сформирован навык. Характерной чертой подросткового возраста является эмоциональная неустойчивость, повышенная чувствительность, застенчивость и если что у него получается плохо ( в данном случае у него нет навыка рисования), то он этим просто не будет заниматься. А ведь как показывает опыт, динамика развития подростка обусловлена воздействием на него искусства и художественно – творческой деятельности.
Дети используют цветовые стереотипы: голубое небо, зелёная трава. Если ребёнку показать цветовой круг, объяснить систему смешения цветов, дать название оттенков, то он может и запомнит, но действовать цветом, рисуя красками, будет по прежнему – т.е. каждую фигуру будет раскрашивать локальным цветом , заполняя нераскрашенные места цветными заплатками. Причина в управлении процессом рисования словесной внутренней речи, фрагментарность и неустойчивость цветового образа. Поэтому основная задача учителя, развивать колористические способности ещё в раннем возрасте, привитии практических навыков в смешении красок и получении бесконечного количества оттенков цвета. Тем свободнее будет восприятие ребёнка от цветовых стереотипов, тем труднее ему будет удовлетворяться примитивной раскраской, тем внимательнее он будет воспринимать мир.
Знакомство с наукой о цветоведении начинается с первой возрастной ступени обучения на отделении раннего эстетического развития (возраст 4,5 -5 лет). Сначала происходит общее знакомство со страной красок и Королевой Кисточкой, которая в игровой форме знакомит детей с миром красок и цветов. Дети узнают о том, какие есть краски и какие цвета.
Каждая краска живет в своем отдельном домике, чтобы мы могли увидеть ее цвет.
Затем, дети узнают, что краски можно смешивать, чтобы получить новые цвета.
И, наконец, дети знакомятся с теплыми и холодными цветами и применяют свои знания в творческих работах.
Разнообразие изобразительных материалов, овладение способами работы с ними, создание условий для детского экспериментирования, выбора сюжетов, средств, чувство сопереживания, осознание собственных возможностей творчество дошкольников (возраст 4, 5 - 7 лет) и преподавателя создают радость открытий и взаимопонимание в общении.
Теоретически и экспериментально доказано, что один ребёнок не сможет сделать то, что сделает с грамотным педагогом. Сотрудничество с педагогом создаст такую ситуацию, когда ребёнок «перепрыгивает» сам себя в будущее. Но очень важно тактичное руководство творческой деятельностью детей. Где есть нажим, там нет творчества. Не существует неспособных детей, есть неграмотные педагоги . Сочетание похвалы с точным указанием как исправить ошибку. Даже в системе ограничения конкретного задания, предложить свободу выбора, разновариантность завершения работы. Необходимо уважительное, спокойное руководство изобразительной деятельностью: внимание, сочувствие, одобрение, благожелательный интерес.
В настоящее время существует много методических находок опыта преподавания цветоведения не только в школе, но и в студиях, в индивидуальном обучении, что задача педагога осталась лишь в осмыслении этого опыта и в творческом преломлении в собственной педагогической деятельности.
Выразительность рисунка во многом зависит от содержания задания, позволит ли оно выбрать для каждого ребёнка что-то лично значимое? Замысел, источником для которого является тема задания, складывается у младшего школьника, главным образом не до, а по ходу рисования. Для большей художественной выразительности рисунка, можно корректировать «включение» замысла в изобразительный процесс на любой стадии.
Изобразительную деятельность детей, одновременно сопровождают два психологически различных процесса:
Первый – рассудочный, который проявляется через рассказ «про себя» или вслух о том, что он рисует. Изображение чего – нибудь, появляясь на бумаге отдельно, сопровождается словами ( название предметов, действий, состояний или переживаний).
Связь между изображениями, изобразительно не выражается. Яснее всего это видно на рисунках малышей, где каждое изображение отделено пустотой, чистой бумагой. Подобные изображения, схемы не выразительны в художественном плане.
Второй процесс – образный, по большей части ребёнком неосознаваемый, проявляет себя в увлеченности ребенка игрой со средствами изображения.
Соединяемые друг с другом пятна цвета и линии, рождают сюжет. Образы возникают одновремённо и в воображении, и на бумаге. Ребёнок играет с красками, но игра помимо его сознания создаёт условия для зарождения выразительной и содержательной художественной формы.
Чтобы образный процесс возобладал над рассудочным ( исключать его нельзя), требуется содружество ученика с педагогом. Дети учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они «проживают» каждое занятие. Общее правило – учитель берёт на себя в руководстве художественной деятельностью ребёнка всё то, что пока физически непосильно ребёнку, о чем сам тон без совета взрослого догадаться не может. Участие учителя по мере взросления детей, меняет свои формы. При совместном учении творчестве на занятиях дети не отличают свои действия от действия учителя, оставаясь в полном убеждении, что всё что сделанное в рисунке открыто совместно. Дети присваивают художественную культуру и изобразительное творчество совместно, но никогда и ничего педагог не рисует за детей. Можно подсказать, указать, показать на своей работе какое -то действие.
Одно из решений проблемы соотношения замысла и процесса изображения на начальном этапе обучения детей состоит в создании учителем такой ситуации, при которой ребёнок сочиняет замысел своего рисунка, начиная не со словесных рассуждений, а с им самим созданных сочетаний форм и цветов. То есть занятия делятся на два этапа.
Первый этап: Дети вслед за учителем пробуют широкой кистью накладывать на бумагу соединённые между собой пятна, цветовые сочетания. Чтобы заниматься этим было не скучно, можно предложить детям цветную сказку, «поиграть», «побаловаться» с пятнами. На этом этапе детям прививаются чисто практические навыки работы кистью и красками; соотношению воды и краски в изображении, положение кисти во время работы, технические приёмы и т.д. Когда лист будет полностью заполнен цветом, который может служить и фоном, учитель просит детей угадать, какую картину он задумал. Обсудив разные догадки ( а в даже абсолютно одинаковых пятнах дети видят разное) можно приступать к следующему этапу.
Второй этап: Творческий. Педагог, в зависимости от замысла и задачи занятия может;
- продемонстрировать на своей работе двумя, тремя мазками, линиями « отгадайку » и предложить детям отгадать, «расколдовать» свои рисунки;
- силуэты пятен «превратить» в фигуру, образ;
-цветовую среду, где одни пятна воспринимаются как фигуры, а другие как фон,
-«превратить» в картину, в узнаваемый сюжет.
На этом этапе действует (работает) так называемый метод «свободы в системе ограничений». Хотя порой педагога может удивить самое неожиданное решение работы. При завершении своих работ дети действуют по разному: накладывают на пятна что- нибудь конкретное, что уже не раз рисовали (домик,машину, солнце, цветы) и т.д.; обводят пятно или группу пятен тёмной краской; придумывают детали которые добавляют к пятнам, создавая нечто узнаваемое; строят образ отталкиваясь от зрительного впечатления, от целого к частям; отзываются на эмоциональную выразительность сочетаний цвета и динамические особенности пятен. Любой из этих способов завершения, для развития воображения результативен, хотя последние способы свидетельствуют о более высоком уровне развитости воображения.
Обсуждение законченных рисунков детей на занятиях проводится регулярно. Оно преследует ряд целей: понимание и оценивание художественных достоинств других детей, и свой взгляд на свою работу со стороны, возможность разных решений по одному замыслу. Ошибки и неудачи не обсуждаются, они ничему детей не научат. Педагог должен руководить этими обсуждениями, направлять, расставлять акценты, самому высказываться так, чтобы его слова звучали как итог общего обсуждения, а не единоличное авторитарное мнение.
Опытный художник обычно уже не замечает как сложны, богаты, разнообразны сочетания цветов. Он уверенно управляет цветовым потоком палитры, создавая выразительный колористический образ картины. Но начинающему заниматься живописью ребёнку, рождение оттенков при смешении красок даётся с трудом. Детям в возрасте 5-8 лет необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период первого знакомства с красочными материалами. Для малышей особенно важно развитие зрения, моторики рук, координации, а занятия изобразительной деятельностью не просто способствует развитию этих функций, но и связывают их между собой, помогают ребёнку упорядочить свои знания окружающем его мире. Задача педагога превратить практические задания в источник радости, учить фантазировать, мыслить смело и свободно.
Многие специальные задания, в том числе и игровые, давно придуманы изобретательными педагогами, но до сих пор не находят широкого применения.
Многие задания рождаются в процессе изучения основ живописи.
ЦВЕТОВАЯ «УГАДАЙКА».
В этой игре используется основной набор красок.
Педагог, тайно от детей, смешивает две краски из набора. Дети должны угадать- из каких красок составлен цвет, а потом получить такую же смесь. Когда условия игры станут слишком мягкими для детей, можно перейти к смешению уже не двух, а трёх красок. Это задание можно использовать на первом, практическом этапе создании работы.
«СОРЕВНОВАНИЕ».
Кто из детей найдёт как можно больше оттенков одного цвета.
Это задание требует небольшой предварительной беседы. Нужно обратить внимание детей на то, что количество названия цветов , которыми мы пользуемся в речи, недостаточно. В природе существует великое множество цветовых оттенков. Можно предложить найти ряд предметов одного цвета, но отличительными по оттенку. Дети пусть попытаются определить словесно, в чем состоят эти отличия, а затем предложить на палитре (бумаге) составить эти оттенки.
Это задание можно давать в разнообразных формах: заполнить фон, контуры фигур, клеток и т.п. По завершении работы – подвести итог «соревнования» кто сумел найти большее количество оттенков. Но действительно ли все они «зелёные» или «красные», или некоторые оттенки «перешагнули» в другой цвет?
В обучении детей основам живописи, кроме задач освоения её техники, приёмов работы, знакомства с выразительными средствами, есть и другая сторона, относящаяся к эмоционально-образному изучению возможностей цвета.
Воздействие цвета на мыслительную, эмоциональную,, чувственную сферу детей, огромно. Густота, яркость, пластичность гуашевых красок, лёгкость и прозрачность акварели не оставляют равнодушных детей. Учет этого фактора позволяет педагогу использовать живописные материалы для целенаправленной работы по «образному» развитию образного восприятия цвета.
Желание детей выражать образы своих чувств с его помощью, а также находить в сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию такого состояния, при котором восприятие цветовых пятен, их сочетаний, фактуры, находит отклик в душе. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что творчество может быть рассмотрено не только как создание художественного произведения, но и как, своего рода, состояние, влияющее на мотивацию жизнедеятельности детей. Любая учебно- художественная задача, накладываемая на творческое состояние, представляет собой мощный толчок к саморазвитию личности.
Обучение тогда хорошо, « …когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания…»
Л.Выготский.
Чем раньше педагог начнёт воспитывать у будущего художника максимальную чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета, их градации, взаимопереходы, сочетания, тем лучше. Ведь маленький ребёнок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Надо лишь найти язык и форму занятий, соответствующие возрасту учеников.
Задание «ХАРАКТЕР ЦВЕТА»,
Всё имеет в жизни цвет,
И явление, и предмет,
Звучность цвета – зной, тепло,
Вам почувствовать дано.
Педагог называет слова обозначающие предметы, явления, состояния. В руках у детей цветовой спектр. Дети показывают - с каким цветом можно их сравнить:
помидор мороз лист море
нежность плачь лето обида
мама грусть добро шторм
солнце ночь сон зло
веселье утро подарок беспокойство
иней компот ласковый
Дети указывают на те или иные цвета. В одних случаях мнение единодушно, в других – нет. Неважно. На этом этапе важно, чтобы дети начали устанавливать осознанную связь между миром цветов и миром собственных чувств, эмоций , настроений. Это задание можно подкрепить практическими упражнениями: включить посредине палитры 2-3 цвета – справа белый, слева – черный. Смешивая цвета обсуждать, как меняется характер, настроение. Цвет становится более тихим, ласковым, мрачным, строгим, таинственным. Речь должна идти о цвете, как носителе определённого характера, чувства.
Задание можно сделать более конкретным: синий цвет – тревожным, успокоить оранжевый. Для фантазии педагога и детей такой подход к изучению цвета, открывает неограниченный простор. Педагогу надо лишь помнить , что язык цвета неоднозначен. Направляя ход обсуждений, нельзя навязывать ребёнку какую-то определённую оценку характера того или иного цвета или цветового сочетания. Выполняя такие или подобные задания, дети попутно осваивают технологию смешения цветов, её сложные законы. Причем все это будет происходить непроизвольно, в процессе деятельности, в направленной на другую, увлекательную цель ( угадывание и изменение настроения цвета). А главное – ребёнок не будет видеть в цвете лишь внешний признак предмета. Он сможет почувствовать нераздельность цвета и настроения. Это поможет ему в дальнейшей работе над созданием выразительных, колористических решений.
Используя цветные подмалёвки, которые появляются в результате подобных упражнений, можно предложить детям завершить композицию, определив тему самому или предложить выбрать тему композиции самому ребёнку.
Темы можно сформулировать: «счастливый сад», «грозные горы», «тревожное небо», «радостный праздник», «сонное утро», «таинственный лес» и т.д.
На более высоком этапе творческого постижения образного языка цвета, детям предлагается более сложные задания, на ассоциации и обсуждение: «радость», «страх», «настроение», «запахи леса», «сквозь слёзы» и т.д.
Работа над рисунком всегда ведется сразу кистью, без предварительного рисунка простым карандашом. Это снимает зажим, боязнь «выйти за контур», воспитывает чувство материала. Гуашь, акварель, уголь – каждый материал требует особого обращения, имеют свои свойства, создаёт разные образы, выражают и передают гамму особых чувств. Это значит, что они не в одинаковой степени подходят для воплощения разных замыслов. Акварель легка и прозрачна, нежна, но технически – сложна для маленьких детей.
Гуашь – наиболее подходящий материал ; не растекается ( при желании можно работу исправить, наложив один цвет на другой), яркость красок, пастозность. Можно использовать цветной фон.
Считаю очень важным пробудить у детей чуткость и интерес к возможностям разных материалов и техник, т.к. это расширяет творческий диапазон. Поэтому, хотя гуашь – основной материал, дети овладевают секретами акварели, пастели, угля, сангины, аппликации, разнообразных техник: заливка, мазок и его характер, монотипия, набрызг, работа пальцем вместо кисточки, использованием «волшебных» предметов – кусочков парафина и т.д. Очень эффектно совмещение разнообразных материалов, в зависимости от замысла. Постепенно дети научатся вести, своего рода, диалог с материалом: вникать в его свойства, использовать их по выбору в своих работах, а в ряде случаев, сами свойства подскажут юным художникам интересные творческие замыслы.
На занятиях должен широко использоваться также зрительный и музыкальный ряд. Восприятие художественных произведений через показ слайдов , репродукций – специально организовываются. Важно, чтобы ребёнок научился испытывать непосредственное эмоциональное воздействие произведения, от его цветового строя, композиции. Разнообразный зрительный ряд, методические пособия будят воображение детей, помогают создавать собственные неожиданные решения, порой совмещая несовместимое. Музыкальный ряд, создаёт настроение, устанавливает темы работы. Педагог, развивая образное воображение, рассказывает, что художник, с помощью красок, а композитор и музыкант, с помощью звуков, могут рисовать одни и те же картины, передавать одно и то же настроение. Рассматривая репродукции пейзажей разных времён года, прослушивая мелодии из цикла «Времена года» определяют созвучие по настроению произведения.
Для знакомства с жанрами живописи можно предложить детям зрительный ряд с репродукциями картин различных жанров, самостоятельно определить жанры: пейзаж, портрет, натюрморт, прослушав песню Г. Гладкова на слова поэта А. Кушнера « О картинах».
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется – пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька – твой сосед.
Обязательно картина
Называется – портрет.
Для знакомства с новым произведением создавая игровые ситуации с детьми, можно применять следующие ситуации:
«В музее осени»
В группу пришло письмо от «Осени», которая приглашает посетить музей её картин (2-3 репродукции). В письме «Осень» даёт словесное описание картин, название и автора. Дети самостоятельно отыскивают, определяют о какой же картине идёт речь.
«Из музея похищена картина».
Учитель ( музейный смотритель), даёт её словесное описание, а дети (сыщики), определяют из нескольких репродукций, похищенное полотно.
Предложенное ниже тематическое планирование можно использовать:
В детской школе искусств на основах ИЗО с 7 летними детьми;
В общеобразовательной школе – в начальных классах (кружок «Цветовушка»). Каждый педагог может по своему интегрировать тему, находить свои пути решения заявленных проблем, соответствующие его возможностям и умениям.