kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методические рекомендации для занятий в кружке рисования для младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале учитель делится педагогическим опытом проведения занятий в кружке рисования для младших классов.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для занятий в кружке рисования для младших классов»

Кружок рисования для младших классов. Некоторые аспекты работы в кружке.


Когда я пришла работать в школу учителем рисования, меня попросили взять дополнительные часы и вести кружок рисования для младших классов.

Наблюдая за детьми разных возрастных групп, приходишь к выводу, что наибольший интерес к рисованию проявляется у ребят до начала подросткового возраста.

Возможность заниматься в кружках по интересам дает ученикам попробовать свои силы в разных направлениях, из которых формирование творческих способностей является приоритетным.

Кружковая работа существенно отличается от работы на уроке. Прежде всего более неформальной атмосферой, так как на занятие приходят заинтересованные дети. Перед учителем стоит задача сделать занятие необычным, динамичным, успешным, поддержать мотивацию учеников к предмету.

Легко можно отпугнуть маленьких учеников слишком заумным и сложным объяснением как выстраивать композицию или как правильно измерять пропорции предметов. Оставим сложные объяснения для уроков изобразительного искусства.

На мой взгляд учителю нужно четко поставить перед собой цель работы. Цель, которая определит на будущее общую направленность и приемы работы учителя с младшеклассниками.

С точки зрения психоэмоционального состояния ребенка, пришедшего на занятие, становится ясно, какая задача стоит перед учителем. Ребенок пришел заниматься во второй половине дня, после уроков, обеда, прогулки, он уже психологически и физически устал от нагрузок. И вот тогда на кружке просто необходимо организовать занятие таким образом, чтобы оно помогло расслабить психику ребенка, сняло излишнее напряжение и вызвало интерес и радость от процесса.

Имея опыт кружковой работы, я пришла к выводу, что занятие, построенное на объявление темы рисунка и объяснение как выполнить работу, не дает ожидаемого результата, такого как снятие напряжения и погружение в творческий процесс, как вид лечебной и благотворной деятельности для восстановления перегруженной психики ребенка, своего рода здоровье сберегающую технологию.

Далеко не все дети, пришедшие на занятие обладают развитым воображением. Развитие воображения и фантазии – это одна из задач кружковой работы. К тому же, чтобы начать самостоятельную работу над рисунком, необходима своего рода решительность и уверенность, а некоторые ученики не обладают такими свойствами. Кроме того, для многих ребят существует боязнь использования красок в работе, так как во многих детских садах учат разукрашивать предметы, не заезжая за края рисунка старательно и аккуратно, а это закрашивание в свою очередь вызывает опять-таки напряжение и как следствие накопление психологической усталости.

Все это привело меня к выводу, что занятие должно строиться

по-другому. То есть сам подход к процессу нужно изменить, разработать правила и придерживаться их в работе.

Итак, вот мои правила:

Правило 1:

Никаких карандашей и предварительного рисунка, работаем сразу кистью, цветом, с использованием палитры.

Правило 2:

Никаких ограничений в технике работы цветом.

Правило 3:

Каждое занятие должно иметь результат, то есть готовую работу, законченный рисунок дает ребенку ощущение целостности от его деятельности, законченности процесса, ограниченного временным промежутком.

Правило 4:

Учитель рисует одновременно с детьми, выполняя рисунок на тему вместе с учениками на своем листе перед группой. Учитель показывает как смешивают краски, как работать кистью.

Правило 5:

Оставлять свободу творчества и предлагать дополнить сюжет рисунка по желанию.


Важным решением и одновременно трудным для меня, был отказ от работы карандашами. Но оно себя оправдало, так как давало возможность сразу создавать цветовую среду, не буксовать, развивать свободную работу кисти руки, задействовать в работе группы мышц кисти руки. Подтолкнуло же меня к этому шагу изучение китайской живописи, роли каллиграфии в формировании художника. В Древнем Китае во втором веке до нашей эры обнаружили неразрывную связь между действиями руками и развитием умственных способностей ребенка. Занятия рисованием способствуют не только развитию мелкой моторики, но и развитию головного мозга.

Следующий шаг – выбор формата бумаги. Формат А3 вполне подойдет. В серьезных художественных школах такой формат бумаги учителя называют «лопухами» и не разрешают долгое время детям работать на таких больших форматах, пока они не достигнут определенного уровня в рисовании миниатюрных натюрмортов акварелью. В кружковой работе стоят другие цели, а это снятие психоэмоционального напряжения, развитие образного восприятия и фантазии, получение радости от творчества.

Основным материалом выбираем гуашь, набор «Гамма» 12 цветов вполне подойдет для работы. Толстая беличья кисть № 6 – это отличный выбор для работы, и конечно, необходимо иметь более тонкую кисть №3 для проработки мелких деталей.

Одно занятие длится два часа. Сразу хочу сказать, что два часа дети работать не могут и рассчитывать нужно на активную работу максимум в течении полутора часов. После этого большинство детей закончат рисунок, останутся лишь самые трудоспособные или медлительные ребята, или те, кто опоздал к началу работы.

А теперь представим, что вы первый раз открыли баночки с краской, взяли в руку кисть и на белом чистом листе бумаги наносите линии или пятна красками в абсолютно свободном направлении и расположении. Заполните лист произвольно разными цветовыми пятнами и линиями.

Попробуйте этот маленький эксперимент и понаблюдайте свои ощущения. Зачем? Дело в том, что взрослые имеют так много ограничений в своих действиях, что спонтанный выбор и спонтанные действия вызывают трудность. А выработанная привычка действовать осмысленно, подавляет творческое начало и мешает самовыражению. Просто почувствуйте, как приятно оставлять отпечаток кисти на бумаге. Вдруг появляется пятно или линия, они начинают самостоятельную жизнь, а цвет начинает действовать на самого художника, и сам процесс рисования представляет из себя обоюдное воздействие: художника на рисунок и рисунка на художника. Это на мой взгляд основная «химия» и суть творческого процесса. Вот вы уже и забыли, что вас тревожило еще несколько минут назад, вы творите, вы создаете.

Перед началом каждого занятия я придумываю сюжет или тему. А иногда тема появляется прямо на занятии и может быть продиктована происшествием или даже погодой. За окнами начался сильный снегопад или дождь. Ну как обойти вниманием эту перемену погоды? Это можно использовать на занятии и отразить в рисунке. Для развития в детях наблюдательности и художественного восприятия необходимо использовать каждую возможность, даже изменение погоды за окном. Тем более, что непосредственное зрительное и эмоциональное проживание состояния в природе усилит ощущение и запомнится как личный жизненный опыт.

Занятия в кружке действительно запоминаются детям и оставляют глубокий след, определяют дальнейшее развитие интересов ребенка. Отсутствие принуждения является основополагающим. Только собственное желание ребенка, слова «хочу и буду» двигают его в процессе работы. Правда есть большая разница между «хочу и буду» и «должен и будешь»?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методические рекомендации для занятий в кружке рисования для младших классов

Автор: Тарасова Елена Алексеевна

Дата: 09.09.2016

Номер свидетельства: 343011

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства