Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Основы цветовой гармонии"»
Методическая разработка «Основы цветовой композиции»
Шатилова Любовь Сергеевна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ № 24 города Белово» Кемеровской области
Введение
Влияние цвета на визуальное восприятие действительности и даже на настроение известно давно. Цветоведение как наука о цвете систематизирует разнообразные сведения из физиологии, физики, психологии – областей, изучающих это явление и интегрирующих их с данными, полученными из других источников – философских, литературных, исторических, эстетических.
Есть еще одно направление – колористика, которое предполагает изучение теории цвета и его разнообразное практическое применение. Каждый цвет имеет определенную длину волны.
Круг Иттена
При подборе гармонично сочетающихся цветов целесообразно использовать круг Иттена, представляющий собой центральный треугольник, в котором располагаются основные цвета – синий, желтый, красный.
Следующим ярусом располагаются еще три треугольника с цветовыми сочетаниями второго порядка, образованные смешением основных цветов. В результате получается правильный шестиугольник, вокруг которого описывается круг, разделенный на 12 секторов с оттенками третьего порядка, получаемыми при смешивании основных цветов и второстепенных цветов.
Для подбора двухцветной гармонии подбираются оттенки на круге, лежащие напротив друг друга. Трехцветное гармоничное сочетание получается при вписывании в круг равностороннего треугольника. Можно подобрать четырехцветную (вписав квадрат) и шести цветную (вписав правильный шестиугольник) гармонию.
Теория цвета
Анализируя многообразие цвета, можно выделить две крупные их группы:
хроматические;
ахроматические.
Давая характеристику цвету, используется несколько понятий:
цветовой тон, дающий название цвету и определяемый длиной его световой волны;
светлота, характеризующая степень отличия конкретного цвета от черного.
Максимально насыщенные цвета располагаются в спектре. Малонасыщенные имеют определенную степень разбавления ахроматическими цветами. Так появляются, например, бледно-зеленые, темно-синие, серо-фиолетовые оттенки.
Хроматические цвета характеризует цветовой тон, а также насыщенность, а ахроматические – светлота. При их смешении образуется обширное многообразие оттенков.
Стандартный цветовой круг (24 сектора)
Понятие гармонии предполагает достижение упорядоченности и строгой соразмерности элементов композиции. Говоря о цветовой гармонии, предполагается, что цвета при взаимодействии создают эстетически стройный и цельный ансамбль.
Если при подборе гармоничных цветовых сочетаний использовать 24-секторный цветовой круг, то можно обратить внимание, что каждый из восьми цветовых тонов (семь спектральных и пурпурный) расчленяется на три оттенка, получаемые от смешения его с соседним тоном. Например, между желтым и оранжевым тоном располагаются следующие оттенки: оранжевато-желтый, желто-оранжевый, желтовато-оранжевый.
Зрительно круг разделен на четыре зоны, границами которых служат красный, синий, зеленый и желтый цвета.
Одна часть круга (желто-красная) определяется как «теплая» группа цветов, а вторая - (сине-зеленая) как «холодная», вызывая соответствующее психологическое ощущение.
Есть такое понятие как «тяжелые» (пурпурно-фиолетовый, фиолетово-синий, фиолетовый) и «легкие» (желтый, зеленовато-желтый, желто-оранжевый) цветовые тона.
Есть «успокаивающие» (голубой, зеленый, синий) и «возбуждающие» (оранжево-красный, пурпурный, оранжевый, красный) цвета.
Знание особенностей цвета и его психологического воздействия помогает создавать гармоничные предметы быта, шить элегантную одежду, обустраивать уютный интерьер.