Консультация для родителей и педагогов. Тема: "Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности"
Консультация для родителей и педагогов. Тема: "Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности"
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе человека и способны развиваться с первых дней жизни ребёнка при условии организации цветовой среды и упражнений. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребёнок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления и воображения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей и педагогов. Тема: "Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности"»
Особенности использования цвета детьми в изобразительной деятельности
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе человека и способны развиваться с первых дней жизни ребёнка при условии организации цветовой среды и упражнений. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребёнок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления и воображения.
Уже в первые недели жизни глаз младенца способен различать цвета, исходя из этого, Ф. Фребель советовал подвешивать над колыбелью ребёнка цветные фигуры. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом. На втором году жизни большим достижением ребёнка при условии целенаправленных занятий взрослых становится зрительное сравнение предметов по цвету. Доизобразительный период развития дошкольника должен стать периодом активного развития действий восприятия.
В процессе сенсорного воспитания ребёнок совершает значительный скачок в познании различных свойств предметов и явлений, включая цвет как свойство предмета. Исследования Е.А. Аркина, Н.П. Сакулиной, З.М. Истоминой, Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной показывают, что точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды и сенсорного воспитания. К 2-3 годам у ребёнка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети могут различать все основные цвета.
Одной из первых работ, посвящённых изучению цвета в детских рисунках, была работа Е.А. Флериной. Она считала, что формированию чувства цвета у детей необходимо уделять большое внимание при обучении изобразительной деятельности. Работа с изобразительными материалами и интерес к появлению новых сочетаний увлекает маленького ребёнка.
К 3-4 годам, по её мнению возникает потребность знать, называть и отличать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, возбуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к создаваемому образу и правильно воспринимать основные качества цветов.
Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.
Вступая в дошкольный возраст, ребёнок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражения: «это красиво», «мне нравится такой цвет».
Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию.
Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 4-6 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зелёный, а симпатичными – чёрный и жёлтый.
Большое значение в развитии цветового восприятия детей он отводил природе: «…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звёздный небосвод и закат солнца, постоянные меняющий свой цвет, будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе, к пониманию её».
Цвет – одно из важных средств выразительного отражения образов природы в рисунках. С помощью цвета передаются состояние погоды, настроение, характеристика какого-то образа. Дети младшего возраста с большим трудом подмечают разные сходства оттенков между собой. Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться у отдельных детей с 4-х лет.
Цветовому решению в детских рисунках большое внимание уделяла Н.П. Сакулина, отмечая, что ребёнок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесных обозначениях, не может преодолеть «предметности цвета». На основе проведённых ею исследований по сенсорному воспитанию детей она делает вывод о том, что в среднем дошкольном возрасте необходимо не только накопление цветовых представлений. В этот период детям уже доступны знания системы сопоставления цветовых тонов с эталонным как спектральный круг, шкала высветления цвета, изменение его насыщенности. В образной форме вполне возможно познакомить детей этого возраста с понятиями о «тёплых» и «холодных» цветах. В результате проведённых исследованиях было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать воспринятое в рисунке.
Неполноту цветового восприятия детей Н.П. Сакулина видела в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в условиях излишней цветовой насыщенности и пестроты игрушек и других окружающих ребёнка вещей.
Исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, В.С. Мухина отмечает, что «…в рисунках детей на тему, красивое и некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдаётся жёлтой, красной, оранжевой и изумрудно-зелёной. При этом ребёнок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Не подражательный» цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда один предмет дети раскрашивают сразу несколькими красками. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют чёрной, тёмно-коричневой, тёмно-синей краски.
Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Занятия по изобразительной деятельности, проводимые в детском саду, дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний. Отечественные психологи и педагоги Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина,
Т.Н. Доронова и др. доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ.
Анализ современной практики, психолого-педагогической и программно-методической литературы, позволили определить необходимые условия формирования чувства цвета у детей:
1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все её виды.
2. Широкое использование в работе с детьми по формированию эстетического восприятия цвета, колорита произведений изобразительного искусства как классического, так и народного.
3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета её объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.
5. Использование дидактических игр в работе с детьми.
6. Изготовление дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, закреплению и обогащению эстетических представлений о цвете с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.
7. Эстетическое оформление среды в процессе профессиональной подготовки. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения.
8. Подготовка воспитателя по формированию у них чувства цвета к работе с детьми с учётом решения задачи развития чувства цвета у детей.
Решая задачи развития у детей восприятия цвета, воспитатель, прежде всего учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках. Вместе с тем необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений. Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность.
Поэтому первое, что входит, а систему работы с детьми после наблюдений, восприятия цвета – это занятия по изобразительной деятельности, изобразительному искусству.
Специфика занятий по изобразительной деятельности открывает широкие возможности для познания прекрасного, развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности, а изобразительное искусство, в свою очередь, показывает ребёнку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения. И один из главных компонентов красоты мира и искусства – цвет.
Кроме занятий с детьми предлагается проводить экскурсии и прогулки в природу. Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействует друг на друга. Во время прогулок, экскурсий педагогу необходимо обращать внимание детей на окраску деревьев, кустарников, листьев, цветов, неба, сравнивать сочетание зелёного луга, синих васильков, лиловых колокольчиков, белых ромашек и т.д.
Образные характеристики цвета и сочетания цвета содержатся в поэтических произведениях: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»; «Как молоко облитые, стоят сады вишнёвые»; «Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром»; «Одуванчик молодой был совсем как золотой».
Они способствуют эмоционально-эстетическому восприятию цветового мира, развитию образных представлений, воображения.
Систематическое знакомство детей с искусством помогает детям лучше увидеть действительность, и в свою очередь наблюдение жизни помогает понять произведения искусства, их цветовое решение, колорит. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей.
Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно-прикладное искусство.
Успех воспитателя зависит от того, как он спланирует свою работу с детьми, какие вопросы подготовит, какие будут использованы наглядные пособия, художественное слово, музыку и т.д.
Большое значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя его обозначение. Педагог должен хорошо продумать своё объяснение, чтобы привлечь внимание ребёнка к объекту, вызвать определённые чувства, обобщить виденное и, наконец, постараться словом восстановить в памяти образ предмета или явления. Воспитатель не должен сам давать подробную характеристику увиденного, надо, чтобы дети, активно включаясь в процесс ознакомления, сами смогли заметить главное, выделить и понять отдельные элементы в воспринимаемом. Не ограничиваться называнием одного цвета, а показать их множество (красный, лиловый, розовый, вишнёвый, малиновый и т.д.).
Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства, дидактических игр, игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с детьми имеет большое значение для формирования у детей чувства цвета. Это является необходимым условием. Большую роль использования пособий придавали Ф. Фрубель, М. Монтессори, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и другие.
Дети оперируют имеющимися знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Важнейшим условием является среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни и, прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, интерьер дошкольного учреждения, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Необходимо использовать в оформлении интерьера дошкольного учреждения выставки детских работ, которые показывают, к каким результатам приводит умело организованная педагогическая деятельность.
1. Планирование и организация занятий по ознакомлению детей с цветом.
Хорошо развитое чувство цвета помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить душевный комфорт. Поэтому очень важно научить детей, уже в дошкольном возрасте, выражать цветом свои чувства, эмоции. Цветом можно передать настроение осеннего дня, своё эмоциональное состояние, тишину и т.д.
Главными задачами в работе с дошкольниками по ознакомлению с цветом считаю:
- Знакомство с основными цветами (жёлтый, красный, синий).
- Получение новых цветов путём смешивания основных красок (зелёный, оранжевый, фиолетовый).
- Знакомство с тёплыми и холодными цветами и оттенками.
- Знакомство со свойствами белой краски: смягчать, осветлять (розовый, голубой, серый и т.д.).
- Знакомство со свойствами чёрной краски: затемнять, заглушать.
Чтобы дети могли использовать в полной мере, такое могучее средство изобразительности, как цвет, необходимо помочь им познать секреты образования цветовых оттенков.
В дошкольном возрасте ощущение цвета слито с восприятием. Ребёнок не воспринимает цвет предмета отдельно от него; воспринимая цвет предметов, он познаёт определённые стороны окружающего мира.
Как же развивать у детей цветовое восприятие? Для этого нужно развивать чувство цвета не отвлечённого, а, связывая с определёнными предметами, для которых тот или иной цвет будет являться характерным признаком. Необходимо выработать знание цвета, умение различать цвета.
Решение этих задач решается поэтапно:
1. Привлечение детей к цвету, выработка умения правильно называть цвета, узнавать их и различать.
2. Передача реального цвета некоторых предметов, т.е. стремление научить детей видеть цвет как признак предмета.
3. Развитие у детей чувства цвета, эстетического восприятия цвета, умение выразить своё отношение к цвету, выбрать его по своему вкусу.
Работа по восприятию цвета проводится с учётом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагала задания в облегчённом варианте.
Начиная с 4-х лет (2 младшая группа) у детей, отмечается дифференцировка светлоты и цветового тона и им доступны знания о шкале высветления. Наиболее привлекательными для детей этого возраста являются тёплые, чистые цвета, а также красный, зелёный, синий, оранжевый. Дети способны окрашивать предметы соответственно их локальной окраске и смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Яркие цвета радуют и восхищают ребёнка, вызывая у него определённые эстетические чувства.
Главное, что дети играя в игры и рисуя на занятиях во 2 младшей группе, называют цвета; красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный и оттенки цветов (голубой, розовый, серый). Самостоятельно окрашивают предметы в характерный для него цвет, выбирают этот цвет среди других (зелёная ёлка, красный флажок …); используют цвет по своему желанию.
К 5 годам (средняя группа) дети начинают осознавать свои собственные чувства, настроения, переживания и способны откликаться на их проявления у других. В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению. Дети в состоянии выражать с помощью цвета своё отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов.
На 5-ом году жизни у ребёнка происходит постепенное переключение интереса и внимания на результат его деятельности, качество того, что он создаёт. Благодаря этому у детей появляется желание чему-то научиться. Это самый удобный момент для начала целенаправленной работы.
Научить ребёнка осознанно овладевать приёмам смешения красок и пользоваться этими приёмами как средством выражения своего представления об окружающем мире – одна из важнейших задач обучения рисованию.
Дети 4-5 лет продолжают знакомиться с цветами спектра, со светлыми оттенками (голубой, розовый, серый), узнают, что в природе существуют три основных цвета (красный, жёлтый, синий). Дети упражняются в смешивании цветов с использованием гуаши. В этом им помогают занятия по темам: «Главные краски», «Когда дружат краски», «Какого цвета снег?». Дидактические игры; «подбери по цвету», «Сложи радугу» «Окраска воды». Главная цель этих игр и занятий усвоение и употреблениеназваний свойств предметов (цвета, формы, величины), приобретение технических навыков. При рисовании краской (гуашью) кисть вести по ворсу, проводить линии один раз; закрашивать рисунки краской, проводя кистью только в одном направлении сверху, слева или наискось; проводить мазки сразу по всей форме, не останавливаясь. Дети различают и используют при рисовании различные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, коричневый. Передают окраску предметов, применяют сочетания цветов для создания выразительного образа.
В старшей группе (5-6лет) рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины. Вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дети овладевают некоторыми техническими приёмами, например, учатся смешивать краски на палитре. При смешивании основных цветов получают новые цвета - составные - оранжевый (красный + жёлтый), зелёный (синий + жёлтый), фиолетовый (синий + красный). Овладевают приёмами осветления цвета, для этого, в белую краску добавляют немного любой другой, получая розовый, голубой, серый, светло – жёлтый и др. оттенки цвета.
Для того чтобы дети научились смешиванию, осветлению цветов – необходимо;
- Объяснить и показать последовательность проведения этой работы;
- Провести 2-3 задания по каждому цвету;
- Побуждать детей использовать полученные умения и навыки в процессе самостоятельной деятельности.
В результате наблюдения дети понимают, как освещение открывает новые и неожиданные качества в цвете окружающей их природы и различных предметов. Цвет на свету выглядит иным, чем в тени. При солнечном освещении окраска предметов радостная, яркая, а в пасмурный день преобладают приглушённые цвета и оттенки.
Дети 6-го года жизни способны использовать цвет как средство для передачи определённого содержания, для характеристики образа. Страх, надежду, любовь и ненависть, грусть и радость, мечты и несбывшиеся желания – всё это можно найти в детских работах.
На занятиях дети знакомятся с делением цветов на группы «тёплых и холодных». Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими, кажутся теплее или холоднее. Передают состояние природы в зависимости от освещения, состояния погоды, времени суток и года. Тёплые цвета воспринимаются как более солнечные, радостные, счастливые и весёлые, в то время как холодные напоминают о тревоге, загадочности, таинственности, грусти и печали. Расположенные рядом холодные и тёплые цвета помогают друг друга быть ярче, насыщеннее. Все эти знания дети закрепляют, играя в игры: «Цветик – семицветик», «Какого цвета не хватает?», «Кот и мыши», и на занятиях: «Краски и радуга», «Портрет осени», «Город холодных красок» и т.д. Используя полученные знания, дети, передают в рисунке несложные сюжеты сказок. Подбирают фон бумаги и соответствующие краски для изображения в рисунке пасмурного или солнечного дня, грустного или радостного героя.
На занятиях дети используют разные материалы: карандаши (графитные и цветные), мелки (восковые и пастельные), краски (гуашь и акварель).
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) у детей более высокое общее развитие, выше умения и навыки изобразительной деятельности, богаче впечатления, полученные через наблюдения. Их уже не удовлетворяет схематичность, упрощённость изображений, они более требовательные к результатам своего труда, стремятся полнее познать мир, закрепить виденное в изобразительной деятельности.
В творческом рисунке ребёнок передаёт своё отношение к изображаемому. Для передачи и воплощения своего замысла дети используют выразительные различные средства: цветовые сочетания, разнообразие форм и композиций.
Дети подготовительной группы могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. Цвет придаёт детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения определённого колорита имеет первостепенное значение.
В осознании цветовых сочетаний большую помощь оказывает иллюстративный материал иллюстраторов-сказочников (Ю.Васнецова, А.Каневского, Т.Мавриной, Н.Кочергина и др.). При рассматривании иллюстраций внимание детей направляется на цветовое решение и на передачу художниками тех или иных образов (характерные признаки, позы, движения персонажей).
Рассматривая картины художников: М. Сарьяна, И. Хруцкого,
П. Кончаловского, дети знакомятся с понятием колорит. Если все цвета «дружат» друг с другом, ни один цвет не вырывается, то, как говорят художники, они выдержанны в одном колорите. Колорит может быть ярким, тусклым, холодным, тёплым.
В подготовительной к школе группе детей уже не удовлетворяет изображение какого-то одиночного предмета, они всё больше увлекаются сюжетом. Рисуют на разнообразные темы, передают сюжеты сказок. Сказка забавляет ребёнка, увлекает его загадочным сюжетом; слушая сказку, ребёнок живёт мыслями и чувствами героев, знакомятся с добрыми и злыми героями.
Дети закрепляют полученные знания в дидактических играх: «Цвет и форма», «Найди оттенки», «Собери букет». На занятиях по темам: «Щенок заблудился», «В царстве Снежной королевы», «Добрые и злые герои», «Сад короля Палитры», «Какого цвета красненький?».
При системном и последовательном изучении цветовых гармоний детям прививается художественный вкус, культура цвета, развивается творчество и фантазия, умение применять знания в процессе самостоятельных занятий рисованием.
2. Методика проведения работы по ознакомлению детей с цветом.
Восприятие цвета предмета именно в дошкольном возрасте проходит большое развитие, поэтому ознакомление детей с цветом я начинаю со 2-й младшей группы. Чтобы узнать, как дети знают названия цветов и умеют соотнести их с предметом, провожу игру «Ты знаешь этот цвет?». Детям раздаются цветные кружочки по 8 штук каждому (красный, синий, желтый, зелёный, оранжевый, белый, чёрный, коричневый). Показываю детям картинку, например красный помидор – спрашиваю: «Что это? (помидор). Какого цвета помидор?». Дети показывают кружок красного цвета. Затем показываю рисунок огурца – спрашиваю: «Что это? (огурец) Какого цвета огурец?» - дети показывают кружок зелёного цвета.
Это занятие показало, что не все дети знают цвета и не все ещё умеют самостоятельно соотнести цвета, подбирать друг к другу. Поэтому наметила перед собой следующие задачи:
1. Привлечение внимания детей к цвету, выработка умения правильно определять, называть и различать их.
С этой целью на первых занятиях познакомила детей с художественным материалом «В гостях у карандаша», «В гостях у королевы Кисточки», предлагала детям посмотреть на карандаш, краску, назвать какого они цвета. Учила находить карандаш такого же цвета, как у меня, находить такого же цвета предмет. Учила правильно держать карандаш, правильно пользоваться кисточкой, упражняя в рисовании линий в разных направлениях. У детей, постепенно вырабатывается бережное отношение к бумаге, кисточке, краске.
Чтобы выработать у детей активное отношение к цвету на занятиях использую яркие картинки, игры, сказки и стихи о цветах, сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, Карандаш). Лучшим материалом для развития цветового восприятия является краска. Сначала давала детям краску одного – двух – трех цветов. После усвоения приёмов рисования кистью, (мыть, сушить, снимать лишнюю краску о край банки), дети могли пользоваться 5-6 цветами, предоставив выбор нужного цвета в зависимости от содержания рисунка. Например, на занятии «Воздушные шарики», дети обнаруживают в группе воздушные шары, собирают их, рассматривают, определяют цвет.
Читаю стихотворение В. Антоновой:
Шарики, шарики подарили нам!
Синие, красные дали малышам.
Шарики подняли мы над головой,
Заплясали шарики красный, голубой.
Подбрасываю шарик за нитку, спрашиваю: «Почему шарик не улетает? (Он привязан на ниточке). А наши шарики вот-вот улетят. Что нужно сделать, чтобы этого не случилось? (Нарисовать ниточки)». Показываю, как это сделать. Дети рисуют ниточки, подбирают цвета по цвету шариков. «Вот теперь шарики никуда не улетят».
2. Передача реального цвета некоторых предметов, т.е. научить детей видеть цвет как признак предмета.
Цвет краски или карандаша должен сочетаться с цветом определённого предмета, поэтому для рисования выбирала именно те предметы, для которых цвет является характеризующим признаком (помидор - красный, лимон - жёлтый, ёлка - зелёная и т.д.)
Занятия проводила таким образом, чтобы осуществление основной задачи – обучения изображению предметов – решалось в единстве с развитием умения оформить рисунок в цвете, передать цвета предметов, это занятия «Что нам осень принесла?», «В гостях у Беленькой», «Что за дерево такое?», «Озорные котята» и др.
3. Развитие у детей чувства цвета, эстетического восприятия цвета, умение выразить своё отношение к цвету, выбрать его по своему вкусу.
Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно. Например, на занятии «Когда дружат краски», дети «приглашают » краску на прогулку, «гуляют» по листу бумаги, где им нравится – вверх, вниз, влево, вправо, нанося мазки разной формы одного цвета. Скучно стало одной краске, например красной «гулять». Захотелось ей с кем-нибудь поболтать. Решаем вместе с детьми: какую краску пригласить на прогулку с красной. Выбираем синюю краску. Дети производят те же действия с синей краской, что и с красной. «Гуляя» по дорожкам краски встречаются. Появился фиолетовый цвет - грустный, тёмный, таинственный. Там где краски не встречаются, стесняются друг друга, им надо помочь. А сделать это поможет белая краска. Приглашаем, её погулять, втроём будет веселее! Белая краска частично перекрывает ту и другую, получается бело – розово – голубая гамма. Лист закрашивается очень приятным для глаз цветовыми сочетаниями сиреневых, голубых тонов с пятнами красного, синего, белого цветов. После серии таких игровых упражнений дети самостоятельно выбирают краски для закрашивания листов. Затем используются как фон для рисования разных сюжетов. Другой приём в закрашивании листа с целью получения интересной цветовой гаммы – рисование своего настроения. Краски, так, же как и человек, имеют своё настроение. Есть краски весёлые, спокойные, грустные, мрачные. В зависимости от своего собственного настроения ребёнок выбирает те краски, которые соответствуют этому настроению, подчас совершенно неосознанно, чисто интуитивно. Каждый раз появляется новое цветовое сочетание. В дальнейшем эти листы можно использовать для рисования на темы: «Хмурый день», «Снег, снег кружится», «Новый год», «Портрет друга» и др.
Развивается и обогащается чувство цвета на занятиях: «Листопад», «Настроение весеннего неба». На них дети получают возможность работать в свободной палитре, постичь тайны цвета в занимательной и доступной форме игрового характера.
Моя работа показала, что развитие чувства цвета надо вести систематически и продуманно. К концу года дети научились правильно различать и называть цвета, составлять оттенки цветов, смешивая краски, между собой, передавать реальный цвет ряда знакомых предметов и выбирать цвета по своему вкусу.
В средней группе внимание приобретает более устойчивый характер, уточняет, дифференцируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Поэтому дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов. На занятии «Королева – Кисточка рассказывает и показывает» королева Кисточка рассказывает о 3-х самых главных цветах, о том, какие чудеса происходят с ними, когда они смешиваются друг с другом.
«Волшебником кто хочет стать?
Художник нам поможет чудеса создать.
Надо знать три основные краски:
Вот синий, красный, жёлтый цвет.
Возьми, смешай, смотри –
Каких цветов здесь только нет!
А было только три!»
Предлагаю детям понаблюдать за тем, как изменяется вода в баночке, когда в неё попадает какая – нибудь краска (немного, побольше, ещё больше; самая светлая, светлая, темная).
1. В средней группе продолжаю учить детей видеть цвет как признак предмета и осознанно овладевать приёмами смешивания красок для выражения своего представления об окружающем мире.
На занятиях дети путешествуют по «Разноцветной стране», а там происходят разные чудеса.
Рассказываю сказку о самом обычном предмете, одухотворив его, например тема занятия «Что нам осень принесла?». Появляется яблоко, и ведёт разговор: «Посмотри, какое я красивое. Я – яблоко круглое, блестящее, тёплое, одна сторона красная, другая жёлтая, а в середине оранжевое. Коричневый черешок, а на нём ярко зелёный листочек. Я – сочное, спелое, сладкое. Меня так и хочется погладить, ощутить мою прохладу и свежесть. Понюхай – какой сладкий и нежный аромат исходит от меня. Запах солнца, мёда, чистого летнего ветерка…» (Э.В. Белкина «Учимся видеть прекрасное» Сумы 1991г.) Звучит тихая, весёлая и светлая мелодия.
Детям даются краски – гуашь, кисти, дети рисуют яблоки, смешивая краски, получая новые цвета и оттенки.
2. Учу детей передавать эмоциональное состояние цветом. Для этого нужно помочь им увидеть, почувствовать состояние объектов в световоздушной среде.
В этом помогают занятия: «Какого цвета снег?»,
«Моё настроение». Проводился опыт: как на окраску предмета влияет окружение. В этом можно убедиться, если к белой кружке поднести разноцветную бумагу. Посмотри и скажи, как изменилась окраска кружки, там, куда поднесли красную полоску? Жёлтую и т.д.
Каждое занятие должно опираться на отчётливые представления детей о предметах и явлениях. В этом помогают экскурсии с детьми на природу, прогулки в город, парк, на озеро. Надо раскрыть глаза ребёнку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающих предметах и жизни. Так ребёнок может убедиться в том, что лучи заходящего солнца, окрашивают небо в самые разные, порой невероятные цвета и тона, изменяют привычную для глаз окраску снега; снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие.
Такие наблюдения способствуют развитию у ребёнка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса.
В старшей группе дети освоили изображение предметов основных форм. Полученные умения дают возможность изображать большой круг предметов и отражать различные явления. Дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, закрепляют умение самостоятельно получать нужные им цвета и оттенки.
Ставятся и новые задачи:
1. Чтобы дети научились выбирать нужный оттенок цвета, они должны хорошо знать цвета красок в спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу), различать цвета тёплые и холодные, также, контрастные (противолежащие): красный – зелёный, синий – оранжевый и т.д.
Продолжаем путешествие по Разноцветной стране, но чтобы попасть в неё надо нарисовать радужный мостик, используя акварельные краски и палитру. И ещё в этом нам поможет пословица: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Догадался: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Первая буква слова – обозначает цвет. Дети рисуют радугу, помогают нам стихи «Краски радуги»:
Вышла радуга краса,
Разноцветная коса.
Ленты пёстрые в косе –
А всего их ровно семь.
Красный.
Если красный помидор,
То поспел он ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос –
Значит на дворе мороз…
На занятии «Осенние фантазии» дети знакомятся с тёплыми и холодными цветами. В Разноцветной стране ребята знакомятся с двумя девочками – Снегурочкой и Веснянкой. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная, тёплая весна. Чтобы краски превратились в холодные, девочка Снегурочка опускает в них маленькую синюю льдинку. Девочка Веснянка, наоборот, зажигая краски лучом солнечного жёлтого цвета, превращает их в тёплые, поэтому тёплые цвета всегда связывают с солнцем и называют солнечными. Провожу игру «Собери букет». Дети составляют букет. Снегурочке – из холодных цветов, Веснянке – из тёплых цветов. Ребята узнают, что у девочек есть ещё один секрет – расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу быть ярче, громче звучать, становиться сочнее.
Дети выполняют задание, лист бумаги тонируют в нежно – голубой цвет или светло – жёлтый (тёплый или холодный). На тёплом фоне, способом печати листа дерева составляется композиция холодными цветами и наоборот, если фон холодный – композиция выполняется тёплыми цветами.
«На Севере в Лапландии, Снегурочка живёт.
Холодная, как льдинка, но живая,
Из зимних красок снежный ткёт ковёр.
И в краски лёд и холод добавляет.
Есть у Снегурочки подруженька – Весна
Весёлая резвушка – хохотушка,
Весёлым, жёлтым лучиком тепла,
Любую краску отогреет тут же!»
На занятиях постоянно спрашиваю детей о сочетании цветов: «А будет ли так красиво?». Даю возможность детям выразить своё предпочтение одних цветов другим. Важно помочь детям почувствовать, как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Провожу эксперимент: как выглядит красное яблоко на зелёном фоне - яркое, аппетитное; на оранжевом фоне – яблоко «погасло». «Почему? – потому, что рядом похожие цвета – они сливаются».
Рассматриваем с детьми разные предметы, например, коричневую вазу, зелёный огурец, белую чашку, подставляем разный фон, отмечаем, на каком фоне лучше смотрится. Так дети знакомятся с контрастными цветами, которые в спектральном круге находятся против друг друга: красный – зелёный, жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый.
Можно на примере картины Анри Матисса «Красные рыбы», показать, как с помощью контрастных цветов выполнить основную задачу - использовать цвет как средство выражения содержания.
Рассматриваем картину, спрашиваю, «Почему художник для своей картины выбрал именно эти два цвета?» (Чтобы картина казалась ярче). Можно рассмотреть картину К. Петрова-Водкина «Черёмуха в стакане», показать контраст синего и оранжевого цветов.
1. Учить видеть цвет природных объектов. Показать, как меняется цвет наблюдаемой природы в зависимости от природы, в которой он рос. Природа отчизны, окружающая с рождения, незримо присутствует в нас всю жизнь. То, что любимо с детства, остаётся самым ценным в мировосприятии и в зрелые годы.
Перед рисованием на темы «Поздняя осень», «Зима в лесу», «Ранняя весна», знакомлю детей с произведениями живописи, картинами художников В. Васнецова, И. Левитана, Е. Шишкина и других.
Осень всегда вдохновляла художников своей красотой и очарованием. Рассматриваем репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
«Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражаются прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красные ветки кустарника. Осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь эта красота прощания». Этот короткий рассказ помогает каждому ребёнку, глубже воспринять картину и вложить в свою работу (осенний пейзаж) собственные мысли и чувства.
Параллельно с рассматриванием пейзажей организую наблюдения за природой, обращаю внимание детей на цвет природных объектов: незрелая ягода – зелёная, а зрелая – красная; весенняя листва – светло-зелёная, летняя – зелёная; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клёна, приобретают все оттенки от светло-жёлтого до тёмно-красного.
Выясняем, что небо бывает разного цвета, это зависит от состояния природы, времени суток и освещения. Обращаю внимание на небо и в произведениях живописи. «Что можно сказать о небе? Какое оно? (хмурое, пасмурное, тревожное, радостное, безоблачное, светлое, нежное и т. д.) Какие цвета помогли художнику создать настроение печали? Радости? А что бы изменилось в картине, если бы художник поменял краски? (Грустная картина стала бы радостной, и наоборот)
Так же, как и небо, рассматриваем с детьми траву, воду, землю, снег.
Какого цвета снег?
Какой снег? Простой, на первый взгляд вопрос…
А ответы неожиданные:
У Снегурочки - голубовато-розовый, серебристый, радостный, весёлый; у Снежной Королевы – синий, фиолетовый, колючий, недобрый; У Кощея Бессмертного – тёмный, серый, мрачный, злой, коварный.
На других занятиях дети знакомятся с архитектурными памятниками, улицами своего города, с прошлым своей Родины. Знакомлю детей не только с назначением зданий, но и с конструкцией, отличием одних зданий от других по внешнему виду. Наряду с современными зданиями детей привлекают старинные сооружения, например русская изба, церковь собор.
В колорите города имеется характерное сочетание цветов: в нём отсутствуют яркие цвета, много оттенков серого, жёлтого, розового, голубого. Поэтому детям можно давать темы, которые будят их фантазию и позволяют выразить любовь к многоцветности и разнообразию форм.
В подготовительной к школе группе происходит закрепление и некоторое усложнение приобретённого ранее. Значительно обогащаются в подготовительной группе представления о цвете. В окружающем мире дети видят множество оттенков каждого цвета. Они узнают, что оттенок цвета часто получает название по окраске предмета. Так, бывают цвета – лимонный, салатный, песочный, изумрудный, сиреневый, вишнёвый и многие другие. Обостряется восприятие детьми цвета в окружающем, они сами ищут оттенки цвета согласно окраске предметов.
«Ела Марина «Голубое небо,
Лесную малину – Голубое море,
Платье Маринино А над морем чайки
Стало малиновым». В голубом просторе».
«День-деньской у реки
Ребятишек табунки:
То купаются в реке,
То играют на песке.
От загара кожа
На шоколад похожа».
На основе этого, возможно усложнение задач изобразительной деятельности.
Особое внимание уделяется задаче – учить использовать цвет как средство выражения содержания.
Закрепляю у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях её жанров и средств выразительности. В чём секрет живописи? В том, что художник с помощью кистей и красок создаёт как бы живой, видимый нами словно через окно мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, люди. Дети уже знают, что краски в руках художника могут рассказать не только о том, что он видел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или покой, любовь или ненависть.
Особого внимания к цветам требует рисование с натуры. «Посмотрите в окно, видите, какая сегодня прекрасная погода, как ярко светит солнце? Свет падает из окна на предметы, которые вы будите рисовать. Посмотрите, на каждом предмете есть более тёмные и более светлые места. Почему? Правильно, один и тот же цвет на свету выглядит иначе, чем в тени».
Моя задача – научить детей видеть и передавать эти оттенки.
Рассматриваю с детьми репродукции картин К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт», И. Грабаря «Неприбранный стол», И. Машкова «Снедь Московская», «Хлеба» и другие. О чём они? Да здесь нарисованы разные предметы: книги, хлеб, и т.д. Дети уже знают, как называются эти картины. Это натюрморты. А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, вырастивших эти плоды. Они радуются их красоте, разнообразию форм и величине, удивляются. Восхищаются, предлагают нам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно относиться к ним. Художники передают и своё отношение к увиденному, своё настроение. И помогают мне в этом дидактические игры «Составь натюрморт», «Собери букет», «Цветовое лото» и занятия на темы: «Осенний натюрморт», «Астры», «Дары осени», «Сирень», «Веточки проснулись».
Дети знакомятся с жанром портрета, выразительными возможностями цвета и его создания. Рассматриваем репродукции картин И.Н. Крамского «И.И. Шишкин», В. Тропинина «Гитарист», З.Серебряковой «За туалетом», В. Серова «Девочка с персиками», О. Кипренского «А.С. Пушкин». Подвожу детей к пониманию: задача художника – портретиста состоит не только в том, чтобы добиться внешнего сходства с моделью, но и в том, чтобы передать характер и настроение человека, а так же своё отношение к нему. В решении этой задачи художникам помогают цвет и другие выразительные средства, такие как мимика и жесты. Чтобы дети увидели и поняли роль цвета в передаче настроения и характера человека, подбираю разные по стилю работы художников. «Посмотрите на взаимосвязь цвета лица мальчика на картине «Мика Морозов» В. Серова с его настроением, характером, возрастом. Он чуть привстал на кресле, что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый, черноглазый. Приоткрыл пухлые, розовые губки. У него румяные щёки. Почему? А вот другой портрет П. Корина «Нищий». Посмотрите, сколько оттенков цвета использовал художник. Давайте попробуем определить характер этого старика. Как нам помогает художник?».
Рисуем портрет друга, дети стараются увидеть и передать черты, которые свойственны именно ему и отличают его от других.
Дети любят рисовать сказочных героев, русских богатырей, красавиц. Но прежде чем приступить к этому этапу, рассматриваем портреты И. Глазунова «Игорь», В. Васнецова «Три богатыря», М. Врубель «Царевна – Лебедь», В.М. Назарука «Сказы П.П. Бажова».
Что можно сказать об этих портретах? Какие на них герои? «Добрые, приветливые, ласковые, весёлые, у них красивые костюмы». Какие краски возьмём для передачи их настроения «Тёплые, светлые». А если рисуем злого героя – Бабу Ягу, Снежную Королеву, Хозяйку Медной горы, Кощея Бессмертного «Холодные, тёмные».
Рисуем с детьми на темы: «На Урале живут Красивые люди», «Портрет Осени», «Злые и добрые образы», «Портрет мамы», «Хозяйка Медной горы».
Для детей подготовительной к школе группы книжная иллюстрация тоже выступает как произведение изобразительного искусства, она отображает содержание текста. Дети не только понимают приёмы оформления книг, но и сами могут выполнять задания подобного типа. Ребята с большим интересом иллюстрируют сказы П.П. Бажова «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», где сознательно выбирают цвета для передачи выразительного образа.
Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании. Так, в детской народной игрушке (Дымка) роспись выполняется по белоснежному фону. Яркая палитра красок (красная, оранжевая, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная) хорошо выделяется на белом фоне.
В росписи городецких изделий цвета наносятся на красный, синий, жёлтый, чёрный фон. В отличие от вятской игрушки роспись здесь более свободная (кистевой) приём, цвет в росписи звучит декоративно и насыщенно.
При ознакомлении с хохломской росписью обращаю внимание детей на золотистый колорит росписи, на яркое звучание красного, жёлтого, чёрного цветов. Важно при этом, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты именно данного вида (подбор цветов – колорит, содержание рисунка и составляющие его элементы, построение рисунка, расположение его на вещи).
Так дети учатся видеть и чувствовать истинную красоту, выразительность художественных образов. Если у детей хоть в малой мере разовьётся способность видеть глазами художника. Это будет большим достижением в их художественно – творческом развитии.
Помогут в этом такие мероприятия, как экскурсии по городу, в лес, целенаправленные наблюдения в быту, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов, ознакомление с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства.
V. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей на занятиях по ИЗО.
На занятиях, дети знакомятся с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами - никто тебя не осудит!
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Моя задача - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, иногда около одного-двух рисующих находятся дети (двое-трое), которые по своему желанию меняют для них воду, составляют оттенки цветов. Причем это не нарушало общего цветового колорита рисунка. Дети были не только наблюдателями творческого процесса, но и его соучастниками. Они всматривались в рисунок, советовали, каким цветом лучше закрашивать ту или иную его часть. Свободное владение изобразительными материалами помогает детям все внимание направить на содержание рисунка. Они с интересом составляют палитры красок.
Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.
VI. Работа с родителями.
Большой эффект даёт совместная работа дошкольного учреждения и семьи, которая должна вестись в нескольких аспектах:
- объяснение значимости цветоведения;
- расширение знаний родителей о роли цвета и разъяснение приёмов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребёнок использует в своих рисунках цвет).
В беседах с родителями даю совет, как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т.д., как организовать занятия по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать в работе с детьми.
В течение года провожу открытые интегрированные занятия
в рамках «Недели семьи» (ноябрь) и «Недели передового опыта» (март-апрель). Результаты деятельности детей родители видят на выставках детского творчества, которые постоянно оформляются в групповых комнатах и залах детского сада. Большое удовлетворение получают родители, когда дети участвуют в городских и региональных выставках, получая призовые места.
VII. Выводы.
Подводя итоги своей работы, я убедилась, что дети многому научились, а именно: правильно различать и называть цвета; передавать реальный цвет знакомых предметов; выбирать цвета по своему вкусу; отражать полученные ими впечатления в рисунках; богаче и разносторонне передавать то или иное явление. Научились смешивать краски на палитре, получать новые цвета и оттенки; использовать цвет как средство выражения содержания. Дети применяют полученные знания в самостоятельной деятельности.
Хорошо развитое чувство цвета помогает почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить дивное разнообразие форм и цвета, счастье видеть (и беречь!) красоту Земли.
В результате совместной и самостоятельной работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.
Карандаш, краски, бумага становятся спутником ребёнка, его помощником в усвоении окружающего мира. И нужно создать все условия, благоприятствующие этому. Самое ценное здесь - реализация детских переживаний и замыслов, нахождение образов для их выражения, закрепление тех или иных творческих или технических достижений. Этот вид детской самостоятельной деятельности способствует развитию инициативы, воображения, памяти, чувств и воли.
Всё это имеет решающее значение в развитии личности в целом; уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.
Говорят, что даже тот, кто хоть раз поработал с красками, водой и бумагой, никогда уже с ними не расстанется. Так ли это, судить нашим детям. Надеюсь, им было интересно. В будущем, кем бы они ни стали, вспомнят добрым словом увлекательные игры с красками и бумагой, которые помогли им развить зоркость глаз и точность движений пальцев.
И, наконец, самое главное – эти занятия открыли им красоту окружающего мира. Ведь так здорово – уметь радоваться красоте каждого дня, даже самого ненастного, серого, скучного. Но ведь и в нём столько красок и оттенков!
Список используемой литературы.
1. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.
2. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1965.
3. Ивенс Р.М. Введение в теорию Цвета. М.: Наука, 1964. 342 с.
4. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.
5. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951.
6. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. М., 1988. 176 с.
7. Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г. Цвет вокруг нас. М., 1964
8. Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.175 с.
9. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Метод. пособие. - Ярославль, 1981. -65 с