Конспект открытого занятия «Колорит. Времена года»
Конспект открытого занятия «Колорит. Времена года»
Конспект открытого занятия «Колорит. Времена года» В группе I года обучения детского объединения «Фэнтази» Возраст учащихся 8-10 лет Продолжительность занятия: 90 минут
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия «Колорит. Времена года»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМЕНИ С. А.ШМАКОВА
Конспект открытого занятия
«Колорит. Времена года»
В группе I года обучения детского объединения «Фэнтази»
Возраст учащихся 8-10 лет
Продолжительность занятия: 90 минут
Автор: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова
Тахмазян Яна Сергеевна
г. Липецк, 2021 г.
Конспект открытого занятия
по теме: «Колорит. Времена года»
Дата проведения: 26 апреля 2021 года, 13.50.
Место проведения: ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, корпус Б, кабинет №5
Продолжительность занятия: 90 мин.
Характеристика группы: группа 1 года обучения, по списку — 16 человек, возраст учащихся:
8-10 лет.
Состав присутствующих: учащиеся,педагоги и администрация ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, родители.
Цель занятия: Создание условий для совершенствования практических умений и навыков в графики
Задачи:
- обучающие:
1. Познакомить с колоритом цвета времен года.
2. Научить поэтапно работать в создании картин.
- воспитательные:
1. Формировать интерес к искусству.
2. Формировать потребность в общении в контексте культуры: тактичность и терпимость.
3. Способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой
4. Сформировать представление о сезонных изменениях в природе.
- развивающие:
1. Развивать познавательные и профессиональные интересы.
2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
3. Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений и навыков).
Методы обучения:
1. Репродуктивный.
2. Словесный метод – рассказ, беседа.
3. Наглядный - рассматривание иллюстрации картин.
4. Метод познавательной игры.
5. Метод практической работы.
6. Использование средств искусства – фоновая классическая музыка.
Оборудование: доска, плакат, образцы детских работ, музыкальный центр, листы бумаги - формат А3 -А4, карандаши цветные, ластики, карандаши простые, гелиевые ручки, краски, кисточки, палитра.
План занятия
№ п/п
Наименование
Длительность
1
Организационный момент
5 мин
2
Изложение нового материала. Беседа с детьми.
30 мин
3
Перемена
5 мин
6
Техника безопасности
5 мин
7
Практическая работа.
30 мин
8
Итог.
10 мин
Ход занятия
Организационный момент:
Педагог: - ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
- Ребята, а любите ли вы путешествовать?
Дети: - да
- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие.
- Мы поговорим о явлениях природы.
Педагог: - когда человек берет в руки кисть, не имея большого опыта в живописи, у него возникает вопрос. «А каким цветом красить?» И неважно взрослый это или ребенок, вступают в работу стереотипы:
Небо голубое
Цветы красные, желтые или синие
Трава зеленая.
Теперь давайте с вами разберемся какие цвета у нас присутствуют осенью, зимой, летом и весной.
Цветовой облик природы сильно видоизменяется по временам года. Но краски одного сезона очень гармоничны друг с другом. Потому что, в силу природных явлений, в каждом сезоне доминирует какой-то один из трех основных цветов – красный, желтый, синий. Самая же главная причина доминанты одного из основных цветов – преобладание этого цвета в солнечном спектре. Именно преобладающий цвет и задает всем остальным цветам каждого времени года соответствующий ему под тон.
Педагог: - ребята, для начала давайте с вами сначало вспомним какие цвета у нас бывают по тону?
Дети: - теплые и холодные
Педагог: - молодцы. Ребята, а чем отличается теплый цвет от холодного?
Дети: - в теплом цвете больше желтого оттенка, а в холодном больше синего оттенка.
Педагог: - молодцы ребята.
Педагог: - какие же цвета, оттенки характеризуют каждое время года?
Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях, - все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски.
Для весенней природы характерны жизнерадостные, легкие, светящиеся на солнце краски. Основной доминирующий цвет весны – желтый.
Педагог: - ребята, а весной цвета по тону какие у нас больше присутствуют насыщенные или пастельные?
Дети: - больше пастельных цветов.
Педагог: - а вот на этой картине у нас зима или весна?
Дети: - весна.
Педагог: - почему?
Дети: - на картине цветут цветы, природа оживает, тает снег, зеленеют деревья, присутствуют желтые цвета.
Педагог: - ребята а какие цветы у нас цветут весной?
Лето вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушенные пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, желтых цветов и фруктов? Все имеет голубоватый холодный подтон. Благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр.
Педагог: - ребята, а какие цветовые тона присутствуют летом?
Осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки…Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые. Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.
Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые. Основной цвет – холодный синий.
Ну и когда мы говорим о зиме, то представляем себе холодный синий.
Педагог: - когда мы рисуем зиму, то с помощью чего ее можно показать на рисунке?
Дети: - снег, снежинки, снеговик, дети на санках, безлиственные деревья.
Перемена.
Игра – разминка для глаз
Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на короткое время.
На вдохе медленно переведите глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом переведите глаза влево.
На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было "щелочек", пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Повторение техники безопасности.
Педагог: Давайте повторим технику безопасности при работе с художественными инструментами, карандашами, кистями.
(Рассказывают дети)
Быть внимательным во время работы, не подносить к лицу, не брать в рот кисти и перья для туши.
Карандаши и кисточки не направлять на себя и соседа острым концом.
Работать инструментами только на рабочем месте, рабочее место сохранять в порядке.
Практическая работа
Педагог: А теперь приступим к практической работе. Каждый из вас сейчас должен подумать какое время года он хочет нарисовать, чем он его охарактеризует в рисунке. Работу вы должны выполнить красками, гуашью.
(педагог периодически во время практической работы напоминает учащимся)
(Самостоятельная работа учащихся)
Подведение итогов урока:
Педагог: теперь, когда работы наши готовы, организуем выставку.
(Учащиеся организовывают выставку своих работ)
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Я предлагаю вам оценить свои работы. Кто доволен своей работой, а кому надо еще поработать?
(учащиеся по очереди дают оценку своим работам)
Педагог: Ребята, а какая работа вам понравилась больше других? И чем?
Педагог: а я считаю, что каждая работа хороша по-своему, потому что каждый из вас видел свой образ по-своему и передал его на бумагу. Другое дело – технические тонкости, в которых вы могли допустить ошибки. Их мы с каждым разберем на следующем занятии.
А сегодня, большое спасибо за занятие, мне было очень приятно вместе с вами открывать что-то новое. Сегодня все молодцы справились с задачей и давайте это отметим дружными аплодисментами друг другу.
До новых встреч
Литература
Домасев, М.В. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. - Спб.: Питер, 2009. - 224с.: ил. - (Серия «Учебный курс») Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.
Живопись с основами цветоведения: курс лекций / сост. Д.Д.Калинкина - М.: МИПК, 2008. - 72с. Ростовцев Н.Н. Школа. Учитель. Искусство. М.: Просвещение, 1981.