Роль искусства в современном мире высока, так как искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, духовному освоению мира, процесс и совокупность результатов человеческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство в современном мире.»
Изобразительное искусство в современном мире.
В том-то и признак настоящего искусства,
что оно всегда современно, насущно - полезно.
Ф. М. Достоевский
Роль искусства в современном мире высока, так как искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, духовному освоению мира, процесс и совокупность результатов человеческой деятельности [2].
Одной из главных специфических функций искусства является эстетическая функция, как формирование творческого духа и ценностных ориентаций личности.
Общеизвестно, что в изобразительной деятельности детей отражаются их знания и представления об окружающей действительности [3]. Главной задачей, которой является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка.
Изобразительное искусство как учебный предмет дает детям знания элементарных основ изобразительного искусства, что имеет большое значение в их эстетическом и духовном воспитании. Умение видеть в окружающей действительности разнообразие форм, цвета, видеть прекрасное в различных его проявлениях и в известной мере воспроизводить это прекрасное содействует развитию художественных способностей, формированию эстетического вкуса.
Учебный предмет «изобразительное искусство» современного, отечественного образования немного отличается от учебного предмета «рисования» советской школы, задачей которой являлось: обучить учащихся элементарным основам реалистического рисунка, дать им необходимые умения и навыки [4].
Задача же современного урока, как школьной дисциплины, немного шире: сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Направить приобретенные знания, умения и навыки, в данной области, на выработку универсальных учебных действий обучающихся/
Художественная деятельность в системе образования - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства [7].
Несмотря на некоторые различия и рисование в советской школе, и изобразительное искусство в современной системе образования рассматриваются как художественные дисциплины и образовательный предмет художественно-эстетического цикла с широкими воспитательными и учебными возможностями.
Целенаправленная, систематическая учебная деятельность современного учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно по этой причине качество обученности и обучаемости учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, главным компонентом которого является содержание урока, методическое оснащение кабинета и положительная атмосфера на самом уроке. В результате учебной деятельности должны быть достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты. Учителю необходимо сформировать не только познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, но и обеспечить способность к выражению самостоятельных действий [8].
Исходя из традиционной классно-урочной системы образования, современный учитель, основываясь на основные требования к современным урокам по новым стандартам второго поколения, выделяет системно-деятельностный подход, как наиболее эффективную форму работы, способствующую развитию универсальных учебных действий.
Конечно же, стоит затронуть и внедрение в сам учебный процесс информационных технологий, которые помогают учителю в разработке учебно-методических комплексов урочной и внеурочной учебных деятельностях.
Современный учитель должен быть компетентен не только в профессиональной (художественной) области [7], но и в области информационных и коммуникативных технологий.
На рис. 1 представлено взаимодействие информационных и педагогических технологий применяемых в учебном процессе изобразительного искусства.
В учебном процессе современного урока наблюдается постоянное взаимодействие разных технологий обучения, их взаимное влияние на содержание урока. Рассмотрим роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности обучения [5].
Рисунок 1
В условиях ФГОС вписываются и известные педагогические технологии, укрепившиеся в традиционной системе образования, направленные на разлитие личности ребенка и выработку универсальных учебных действий в ходе обучения. Следует отметить взаимодействия ИКТ и педагогических технологий обучения, которые представлены в таблице «Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства».
Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в которой являются не традиционные материалы, а информационные ресурсы и технологии сбора, обработки и передачи информации [5].
Поскольку изобразительное искусство является школьным предметом, а художественно-творческая деятельность учащихся неразрывно связана с учебным процессом, так как является одним из видов образовательной деятельности. То применения информационных технологий в учебной структуре современного урока занимают главное место при разработке, как самих учебных программ, так и содержания урока.
Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства.
Название технологии
Роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности
Использования ИКТ на уроках изобразительного искусства
Модульное обучения.
С использованием компьютера могут быть подготовлены материалы, способствующие организации учебной деятельности, компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов для диагностики, мониторинга уровня подготовленности обучающихся к предмету или их обученности, с дальнейшей корректировкой. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц.
В ходе педагогической деятельности неоднократно проводятся диагностики и мониторинги уровней обученности и обучаемости в форме табличек и диаграмм. Применяется программа Excel (рис. 2).
Проектный
метод обучения.
Большие возможности реализации компьютерных технологий используются в проектной деятельности обучающихся. Оформление практических результатов его публичная защита. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.
На уроках художественно-эстетического цикла уделяется большое внимание и проектной деятельности обучающихся.
Цель проектной деятельности:Самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций по изобразительной деятельности. Сама форма научно-исследовательской работы не возможна без применения программ Internet и Word.
Представлена публичная защита проекта на тему: «Жанр изо - Марина» Грицкова Максима, ученика 7 А класса (2012-2013 учебный год) (рис. 4).
Проблемное обучение.
Благодаря информационным и коммуникационным технологиям осуществляется поиск, сбор, обработка информации эксперимента или исследования. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.
В поиске информации о жанровом или видовом своеобразии полотен художников используется всемирная информационная сеть - Internet.
Развивающее обучение
Активно применяется на предметах художественно-эстетического цикла для развития творческого потенциала личности ребенка, ее способностей и задатков. С использованием компьютерных технологий создаются растровые и векторные рисунки, средствами программы Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint.
Широко применяется программа Paint в системе внеурочной деятельности.
На рис. 3 представлена работа «Ранняя осень» Демьянкиной Дарьи, ученицы 2 А класса.
Игровое обучение
Обеспечение деятельностного подхода и вовлечение в творческую деятельность обучающихся возможно с применением информационных технологий в обучение. Использование информационной и компьютерной техники: слайд-проектов, мультимедиа-проектов, видеомагнитофонной.
Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.
Итоговая форма контроля по предмету изобразительное искусство может проходить в виде выставки-презентации детских работ с использованием программы PowerPoint.
В 7 классе, при изучении сюжетно-тематических картин, особое внимание отводится созданию композиции на библейские темы. По завершению творческих работ проводится выставка в форме презентации.
Обучение развитию критического мышления
Развитие критического мышления, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса, возможно при использовании информационных технологий. Создание презентаций с использованием PowerPoint, создание статических и динамических изображений средствами программ Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint, поиск информации в Internet.
При объяснении нового материала или при выполнении творческой работы с натуры или по памяти при поэтапном построении предмета или объекта используются как презентации, так и растровые и векторные рисунки.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Соглашусь с мнением В. В. Алейникова [1] о том, что внедрение компьютерных технологий в процесс создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки . Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Однако их использование в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у учителей будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.
Литература.
Алейников В. В. подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998
Большой толковый словарь по культурологи/ под ред. Б. И. Кононенко. – М.:ВЕЧЕАСТ. 2003
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М. Просвещение. 2012
Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. – М., Просвещение, 1971
Лебедева М. Б. подготовка студентов педагогического университета к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Монография. - С-Пб., 2005
Методика обучения рисованию / под. ред. А. П. Фомичева. – М., 1983
http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581417 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)
http://www.bestpravo.ru/federalnoje/dg-akty/q0g.htm Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)