kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование краеведческого компонента при изучении техники работы с природным материалом на уроках изобразительного искусства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта преподавателя ИЗО с многолетним стажем преподавания, о теобычной технике изображения - флористики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого компонента при изучении техники работы с природным материалом на уроках изобразительного искусства.»

И.Ю.Кропачева

(учитель изобразительного искусства)

Использование краеведческого компонента при изучении техники работы с природным материалом на уроках изобразительного искусства.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе - является формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной.

Преподавание преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная задача - расширить кругозор человека, воспитать всесторонне образованного члена общества.

Одна из главных задач занятий изобразительным искусством помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить правильно видеть, показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка. Главная практическая задача обучения - это овладение основам рисунка, приёмами и навыками рисования. Изобразительное искусство в школе должно способствовать формированию ясных и точных представлений о форме предмета . И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьники знакомятся с выдающимися произведениями искусства, их творцами. Как видно, задачи перед учителем изобразительного искусства школе не из простых. Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Б.М. Неменский подчёркивает важность увлеченности учителя и школы и искусством для формирования у учащихся познавательного интереса и стремления к его самостоятельному изучению. Для развития интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности следует предоставить им как можно больше свободы в выборе художественной техники. Каждый материал имеет свою изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, солёное тесто, пластин, акварель, сангина, соус, цветная бумага и другое со всеми этими материалами ребята знакомятся в начальной школе. Постепенно ребята отдают предпочтение некоторым из этих материалов, у них развивается индивидуальный вкус, формируется свой индивидуальный художественно-образный язык.

Как учитель изобразительного искусства для себя я открыла уникальную художественную технику - флористику. С помощью этой живописной техники школьники не только учатся решать учебные задачи, но и любить природу, всё живое вокруг.

Художественное творчество флористов основано на использовании необычного материала - цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных под прессом так искусно, что они сохраняют цвет и форму (сухие цветы и травы используются во флористике, как краски в живописи). Художественный материал то, что волшебница-природа щедро дарит нам во все времена года, а осень просто бросает под ноги. Природный материал используем в основном местный, он сам по себе кладовая для фантазий и игры воображения. Если его соединить с ловкостью рук, художественно-эстетическим вкусом, то всё можно оживить дать как бы вторую жизнь. Встречи детей с природой родного края расширяют их представления об окружающем мире, учат вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании картин из природного материала.

Как учитель изобразительного искусства я решила, что главное разнообразить учебную деятельность школьников, постоянно будить их мысль, чувства, воображение, вызывать желание постигать азы искусства. В школе работаю не первый год и имею свою систему работы в технике флористика.

В начальной школе введение во флористику начинается с простых упражнений, позволяющих детям освоить технику работы с природными материалами. Для этого детям не надо затрачивать много сил, так как в детском саду они приобрели навыки работы с клеем и цветной бумагой. А умению детей видеть в форме листа, веточке образы я не перестаю удивляться. Эти уроки ведутся не в ущерб школьной общеобразовательной программе, так как мы изучаем и цветоведение, и композицию. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, детей. Занятие флористикой в большой мере удовлетворяет любознательность детей. Освоив флористические упражнения, мы переходим к натюрморту в 5 -6 классе. Натюрморт учит решать основные учебные задачи: законы построения композиции, основной колорит картины, объем, свет тень, а вместе с ними – творческие задачи.

В 6-7 классе с детьми мы работаем над пейзажем. Здесь мы решаем такие учебные задачи, как изучение законов линейной и воздушной перспективы, цветовой строй, многоплановость композиции, элементы пейзажа. Физиологические особенности развития семиклассников помогают им выполнить точную, кропотливую работу, уделять много времени декоративным деталям. Под руководством взрослого дети учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у них формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивое и умение доводить начатое дело до конца. Положительные эмоции являются важным стимулом духовного воспитания. У цветов и растений даже засушенных, прекрасная аура, тем более если это растение родного края и собирал их ты сам. Поэтому на уроках флористики всегда благоприятный эмоциональный настрой. Такие уроки способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию гражданина своей Родины.

Первый этап подготовки материала прост и приятен - это сбор цветов, веток, листьев.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней. Дети работают с растениями Кольского полуострова, поэтому обязательно нужно дать им элементарные сведения по эколого-географическим особенностям Мурманской области. Здесь прекрасная возможность для учителя изобразительного искусства навести межпредметные мосты с биологией и с географией тоже. Ведь когда я даю детям задание собрать природный материал, то часто упоминаю местные географические названия. В Мурманской области разные типов леса. Для флористических работ мы собираем не только листья берёзы, но ещё и бересту. Ученикам я советую обратить внимание на валежники берёзы в сырых, почти заболоченных местах: здесь кора берёзы богато окрашена, имеет интересный серовато-зелёный оттенок. Цвет может быть чистый или «оттянутый», с оттенком коричневого, оранжевого, жёлтого. Во время сбора бересты прошу детей обратить внимание на засохшие деревья: кора берёзы окрашена в разнообразные цвета и оттенки. Обязательно объясняю детям, что совершенно не имеет смысла резать кору берёзы, снимать её с живого дерева: она сворачивается в тугое, жёсткое кольцо, не расслаивается. Как правило, добытый таким образом материал во флористике, не пригодится, а живое дерево будет повреждено. В наших северных, особенно сосновых, лесах, а также в тундрах обращают на себя внимание растущие на почве светлые, беловатые, сероватые кустики – мхи и лишайники кладезь для художника. Ягель - прекрасный флористический материал.

Одно из сильных впечатлений моего детства связано с этим растением. На всю жизнь запомнился мне рассказ нашего классного руководителя Мещеряковой Галины Николаевны об этом удивительном |растении, которое я видела много раз и не замечала. В годы Великой Отечественной войны в здании школы г.Кировска № 1 размещался госпиталь, ягель там использовали как вату и антисептик. Зимой ягель единственная пища северных оленей, он очень ранимый и повреждённые участки дерновника почти не восстанавливаются. Своих учеников я учу бережному отношению к природе.

На следующем тапе объясняю и показываю детям последовательность выполнения флористических заданий. При этом важно, чтобы ребёнок действовал активно и с настроением. После подготовительных этапов перед ребятами лежит природный материал, который будит воспоминания ребенка о летней прохладе леса. Тонко пахнут кусочки бересты, поблёскивает своим солнечным светом соломка, а цветы ещё источают едва уловимый аромат. У детей всегда живой интерес к природному и материалу. Поддерживать его помогают готовые работы сверстников. Фантазия детей безгранична, они с огромным интересом впитывают сведения, которые получают. На этом этапе работы использую дидактический материал, выполненный своими руками, инструкционные карты; «Последовательность выполнения пейзажа», «Смонтированные цветы из отдельных ли ков» и др.

Во флористических работах природа - главный учитель, Самое увлекательное — это делать открытия. Ребята «открывают», что нет двух одинаковых листьев, что одни и те же цвета могут быть гармоничными в одних сочетаниях и дисгармоничными в других, Самые любознательные ищут в справочниках названия неизвестных им растений. Занимающиеся флористикой ученики ненавязчиво - в житейских ситуациях, на уроках, в лесу - сами получают знания по биологии, экологии, истории, географии, химии и др. Уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными, и в этом помогает использование техники флористика. В этой технике есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов. А у учителя есть возможность создавать благоприятный настрой на уроках изобразительного искусства. Самое главное для меня, что у детей в работе всегда хороший результат, это положительно влияет на мотивацию деятельности, желание приходить на уроки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кропачева Инна Юрьевна

Дата: 22.08.2019

Номер свидетельства: 518136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства