kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование этнокультурных ценностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к замечательным памятникам коми-пермяцкого народного искусства позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира,  творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование этнокультурных ценностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Формирование этнокультурных ценностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

«Сохранение культурной среды – задача не менее, существенная чем

сохранение окружающей природы… Именно культурная среда столь же

необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности

к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности»

Д.С. Лихачев

В XXI веке проблема возрождения и сохранения этнической культуры рассматривается как одна из ос­новных для развития человечества. Особен­но актуальна проблема этнокультурного ут­верждения в полиэтнических регионах, в которых обычно остается мало возможно­стей для сохранения языков этнических мень­шинств, приобщения молодого поколения к своей культуре, к многовековым нравствен­ным и духовным этническим ценностям.

Народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры народа. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Авторы современных исследований в области этнокультуры рассматривают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов.

Народное искусство рассматривается как творческая, культурная, историческая система, которая утверждает себя через преемственность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. Она определяет пять функций народного искусства:

-праздничная; -утилитарная;- сувенирная;- коммуникативная;- эстетическая.

Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию

Вопросы изучения культурного наследия родного края становится всё более актуальным для современного образования, так как обладают значительным культурологическим потенциалом, и способствует целостному развитию всех сфер сознания личности.

Раньше ребенок получал знания о культуре своего народа и местности, без преувеличения, с молоком матери, так как рос непосредственно в той культурной среде, которая веками складывалась на его малой родине. Обряды и обычаи органично входили в повседневность и тем самым формировали в нем личность, и носителя родной культуры. Время изменило условия и формы существования этнической культуры. Сегодня введение подрастающего поколения в систему знаний и традиций своего народа стало проблемой образования.

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре коми-пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами традиционного прикладного искусства.

В начальной школе научить ребенка видеть красоту окружающего мира наиболее полно помогает программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Она дает возможность ребенку через художественный образ выразить свое отношение к миру, формирует эстетический вкус, развивает образное мышление, воображение, способствует приобретению специальных знаний и умений. Но особенно важно, что родится в душе каждого ребенка от встречи с искусством.

Мною выбрано несколько направлений изобразительного искусства, которые приемлемы в условиях нашей школы, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся.

В учебный процесс включаю элементы этнопедагогики. Воспитывая любовь к традициям коми-пермяцкой культуры, знакомлю ребят с национальным орнаментом, костюмом, архитектурой, предметами быта.

При изучении учащимися в начальной школе культуры своего народа ставится цель:

- формирование устойчивого интереса к национальной культуре коми-пермяцкого народа, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

- формировать чувства национального достоинства в процессе изучения традиционной культуры и народного искусства коми-пермяков;

- формировать активное осознанное восприятие лучших образцов традиционного искусства своего народа;

- развивать творческие способности.

Народное искусство было всегда по преимуществу бытовым, и изучать его традиции, своеобразную художественную структуру необходимо с изучения истоков народной культуры.

Процесс приобщения учащихся к этнокультуре коми-пермяцкого народа осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с 5 класса (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

Целостный курс «Каждый народ художник» в 4 классе начинается с народного – прикладного искусства. Впитавшее в себе исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека.

Приобщение к замечательным памятникам коми-пермяцкого народного искусства позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира, творческую деятельность, связанную с созданием жизненно необходимых предметов.

В процессе занятий учащиеся знакомятся с национальным костюмом, обрядами, интерьером избы, предметами быта, деревянным зодчеством, архитектурой, видами изобразительного искусства и др. («Пейзаж родной земли», «Родной угол» - архитектура города)

При знакомстве с предметами бытового искусства коми-пермяков раскрываю учащимся их главное содержание утилитарно-бытовую функцию. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Именно украшение предмета становится носителем содержания: выражает мироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретного человека.

Изучение предметов быта коми-пермяков – это новый шаг в познании особенностей языка декоративного искусства, которые осуществляются в единстве восприятия и практической деятельности. При выполнении детьми творческих заданий учебные задачи решаются в единстве с творческими.

На уроках знакомлю учащихся с характерными элементами коми-пермяцкого орнамента, показываю бесконечную вариативность изобразительных мотивов. Так, например, ребята выполняют творческие задания: полотенце, пояс, орнаментированная рубаха, дубас (набойка), варежки и др.

Изобразительное искусство, как и любое другое решает всегда три вопроса: ЧТО изображено, КАК и ЗАЧЕМ. Из всех этих вопросов самым главным для нас является вопрос ЗАЧЕМ, т.е. во имя чего появился на свет тот или иной образец изобразительного искусства. Невозможно формировать художественное мышление ребенка без ответа на этот вопрос, без осознания продукта творческого труда в системе связи человека с миром на разных ступенях исторического развития.

Большое значение придаю коллективным формам работы: учащиеся выполняют творческие задания по рядам, в парах, группах, готовят сообщения (о Кудымкаре, предметах быта). Рассматривая народное искусство, нельзя исключить из среды восприятия народные праздники, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Праздновать значило коллективно ощущать целостность мира. По этой теме учащиеся 4-класса выполняют коллективное панно в технике аппликации «Коми-пермяцкие народные праздники», «Моя деревня».

Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальный опыт реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности. Провожу интегрированные уроки, в структуру которых включаю музыкальные, литературные, исторические, культурологические, краеведческие вопросы.

В процесс приобщения ребят к изобразительному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия – слова, музыки, зрительных образов. Так, на уроках посвященных народному искусству, комплексно использую различные виды фольклора – устно – поэтические (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а так же музыкальные и изобразительные – помогают осознать учащимся нерасторжимую целостность народной культуры (иллюстрирование коми-пермяцких сказок, легенд).

Для того чтобы систематически повышался интерес у учащихся к традиционному искусству, необходимо в творческих работах использовать различные техники – это мозаика из бумаги, коллаж из различных материалов, аппликация, работа с природным материалом, нетрадиционные техники и др.(аппликация из бересты, переплетение из бумаги)

С детьми ежегодно посещаем выставки изобразительного и прикладного искусства «Художники Пармы», которые способствуют приобщению учащихся к современному искусству, развитию художественного вкуса.

Дети с интересом входят в увлекательный мир этнокультурного наследия, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью. Изучение коми-пермяцкого народного искусства помогает возрождению национального самосознания, налаживанию прерванных традиций и сохранению этнокультуры нашего народа.

Много говорится о важности, значимости роли национальной культуры в формировании личности ученика. И все же этот вопрос остается актуальным.

Считаю, что необходимо изучать углубленным курсом не только историю, географию, но и культуру того народа, где ты проживаешь. В среднем звене в учебный процесс ввожу элементы музейной педагогики.

С 2000 года в 7 классах веду уроки изобразительного искусства по авторской программе «Искусство и культура моего народа». Главной целью курса является: формирование устойчивого интереса к национальной культуре коми-пермяцкого народа, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. Программа знакомит с самобытностью народа коми, его историей и культурой, воспитывает уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его.

Создание этнокультурного пространства школы нового поколения – важная задача современной педагогики, обусловленная кардинальными изменениями, стремительно происходящими во всех областях жизни, формирующими как внешнее физическое пространство современного человека, так и его внутренний, духовный мир.

Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народной культуры, но и её развитию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Четина Ольга Леонидовна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "122641"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414319051"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по окруающему миру 1 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-okruaiushchiemu-miru-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131099"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416074535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства