Просмотр содержимого документа
«Доклад "Искусство орнамента" (для начальной школы)»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
Профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Доклад по МОПВД
«Искусство орнамента»
Исполнитель:
Колотовкина Анастасия
Студентки 2 «А» группы
Руководитель:
Болотова Елена Юрьевна
г. Камышлов
2015г.
Содержание
1. Понятие «Орнамент», его функции, предназначение и создание.
2. Стилистические признаки орнамента.
3. Религиозное значение орнамента.
4. Виды орнамента.
4.1. В зависимости от характера мотивов:
Геометрический орнамент.
Растительный орнамент.
Зооморфный орнамент.
Антропоморфный орнамент.
Комбинированный орнамент.
4.2. По характеру позиционных схем:
Ленточный орнамент
Сетчатый орнамент
Замкнутый орнамент
5. Структура орнамента.
6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.
7. Стилизация природных форм.
1. Понятие «Орнамент», его функции и создание.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном на расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение».
Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п.
Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева, циновки или выковать из металла.
Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углубленно.
2. Стилистические признаки орнамента.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладает определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеет ярко выраженный эмоциональный характер. Поэтому, можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко, модерн и др.)
3.Религиозное значение орнамента и его задачи.
Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно-выразительным. Свойство орнамента зависит от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это можно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.
4. Виды орнамента.
Искусство орнамента – сложное, многозначное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения. Знакомство с этим искусством предполагает изучение орнаментальных мотивов и композиционных схем построения орнаментов.
В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент.
Может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты, типа меандр, встречающееся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек, выражал свое представление о мире. Вначале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду.
Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. Например, орнамент «гирих» в мусульманском искусстве представляет многообразные сложные переплетения.
Растительный орнамент.
Составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «дерево жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими» - спирально извивающийся вьюнок.
Зооморфный орнамент
Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птиц и рыб так же относится к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент.
В качестве мотивов, используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа, типа «дева-птица», «человек-конь» и др.
Комбинированный орнамент
Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных.
По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента:
Ленточный орнамент (фриз, бордюр, кайма).
Имеет семь разных видов симметрии.
Сетчатый орнамент
Может быть 17 принципиально разных типов сеток с элементами орнамента.
Замкнутый орнамент (в круге, квадрате, прямоугольнике,треугольнике и др.)
5. Структура орнамента.
Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое посторенние в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.
Раппортом орнамента называется повторяющееся элементы орнамента.
Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.
Симметрией орнамента в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Наиболее простым её видом является зеркальная симметрия.
Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно его плоскости.
Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется «розеттой», или «розеткой.
6. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.
Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого, непросто мотивами, цветом, но и самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы, например, основа многих орнаментов Греции – декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у Северных народов – оленьи рога, горы.
Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символ отражает взаимосвязь человека и природы.
В орнаментах предстает поэтический образ животворящего мира, что очень характерно для искусства народа Сервера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству.
Прямая линия в орнаментах многих народов мира обозначает землю, а волнистая линия – воду. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально, - символ «мать-сыра земля», волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, - символ дождя. Ромб – знак поля, точка в нем – зерно, а в целом – символ засеянного поля.
Розетки разных видов – излюбленный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов.
Орнамент со знаком свастики встречался уже в эпоху Неолита, на территории Передней Азии, особенно Ирана. Этот символ был известен с древнейших времен в Европе, на Крите, в Индии. Он символизирует движение солнца по небосводу. Его загнутые концы, могли быть направлены как в одну, так и в другую стороны в зависимости от времени суток.
Любимый древнерусский орнамент, использованный для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора.
Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о таких животных как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были популярны в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собственных представлений и фантазий. Так носорог превращался в сказочного единорога. А лев изображался не злым, а добродушным, не редко, он радостно улыбался, чем-то напоминая человека.
Славянские народы, жившие по берегам рек, зачастую изображали русалок, как их тогда называли «берегинями». Их изображали на дощечках, которые называли «оберегами». Считалось, что они оберегают человека от злых сил.
Женская фигура с поднятыми вверх руками – это изображение матери земли. Дерево жизни – один из самых популярных мотивов у разных народов мира, например, в мифах Месопотамии упоминается священное дерево, растущее в раю. В Древней Индии священное дерево олицетворяло верховную богиню. В Древнем Египте с культом дерева было связано поклонение женским божествам.
Сочетание живописности со свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство от восточных, южных и северных народов. В русском орнаменте присутствует напевность и ритмичность. А так же в нём преобладают растительные формы, например, на кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу модно увидеть изображение цветов, ветвей, листьев и дерево жизни, даже геометрические формы, порой приобретают растительную живость и плавность.
В русском искусстве ярко проявлялась любовь к узорочью. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, так же белого, зеленого, синего и голубого.
Орнаменты могут строится на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. Например, в росписях Жостова преобладают мягкие плавные переходы от цвета к цвету, росписи Северной Двины строятся на цветовых контрастах.
7. Стилизация природных форм
Стилизация – декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов, с помощью ряда условных приемов.
Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигур человека модно превратить в геометрические элементы.
Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента.
Цветок, лист, ветвь можно трактовать как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.
По рисункам вы можете проследить последовательность стилизации растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскостную, упрощение или усложнение конструкции, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и др.
В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей.
Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиция основаны на творческом переосмыслении натуры.