Просмотр содержимого документа
«Василий Васильевич Верещагин»
Василий Васильевич Верещагин
Выполнила: Титова Татьяна Павловна учитель ИЗО
МБОУ «Гимназия№1 им. Н.И. Борцова» г. Лебедянь
Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами
Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников- баталистов .
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября1842 годав Череповце (ныне Вологодской области ) в семье местного предводителя дворянства.
У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус.
«Корпус терпеть не мог, — вспоминал художник.
В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств .
Первое большое путешествие Верещагин совершил в 1863 году — на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды.
В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года .
Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий рынок, нищих и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.
В Киргизии художник гостил у своего друга, с которым познакомился еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах.
Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. В мастерской своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины — «Богатого киргизского охотника с соколом»
К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины.
Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов.
Весть о войне с турками застала Верещагина в пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы — в составе действующего подразделения русской армии.
Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с провокационным названием «Царские именины».
Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту. На первой картине он стоит по колено в снегу, на второй — почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей — на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык.
В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную серию со сценами из местной больницы.
В 1903 году Верещагин прибыл в Японию и провел там четыре месяца. Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в новой для себя манере, близкой импрессионизму, — «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие.
Известие о гибели Верещагина в самом начале Русско-японской войны стало ударом для любителей искусства по всему свету. Могилы художника нет.