Творчество Ивана Константиновича Айвазовского
Денисова И.А.
Учитель ИЗО
МАОУ СОШ №45
г.Калининград(слайд1)
Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист, мастер русского классического пейзажа. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического настроения в русской живописи. Умер 19 апреля 1900 года. (слайд 2)
Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. У одних это были эпизодические этюды, не связанные с основным ходом развития их искусства, другие время от времени возвращались к этой теме, уделяя значительное место изображению моря в своих картинах. Среди художников русской школы только Айвазовский целиком отдал свой большой талант маринистической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, быстро развившимся благодаря счастливо сложившимся обстоятельствам и благодаря среде, в какой протекли его детство и юность. (слайд 3)
- Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Турции и Греции приходили рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавицы – боевые корабли Черноморского флота. Среди них, конечно, и бриг Меркурий, который с самого детства произвел на Айвазовского большое впечатление. (слайд 4)
- Счастливая случайность привела Айвазовского из глухой Феодосии в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н.Воробьёва. (слайд 5)
- За границу Айвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу, сопутствовавшую ему во время командировки, принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос» и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника. (слайд 6)
- В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи было присуждено звание академика и поручен «обширный и сложный заказ» - написать все русские военные портреты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. (слайд 7)
- Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. (слайд 8)
- Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи, и эти черты его искусства особенно проявились, когда он написал полные героического пафоса морские баталии; в них была слышна та «музыка боя», без которой батальная картина лишена эмоционального воздействия. (слайд 9)
- Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии. Чутьем художника он постиг скрытые ритмы движения морской волны и с неподражаемым мастерством умел их передать в образах увлекательных и поэтических. (слайд 10)
- Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран. (слайд 11)
- У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом… Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью…" Так появились такие выдающиеся картины: «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море» и другие. (слайд 12)
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Для начала нарисуйте основной контур корабля. Для будущего корпуса нарисуйте такую вот несложную разметку из квадратов и нарисуйте контур корпуса корабля. (слайд 14)
- Теперь нужно нарисовать основу мачт старинного деревянного корабля парусника. Для этого сначала нарисуйте две длинные вертикальные линии. Первая справа будет самая большая и крайняя правая меньше всех. В некоторых местах мачт нужно нарисовать перекладины для парусов. Дальше мы нарисуем длинный киль впереди кормы корабля. (слайд 15)
- На этом этапе нужно нарисовать кораблю контуры парусов. Рисуйте их почти прямоугольной формы. На крайней правой мачте их будет три (треугольной формы). На средней пять и на последней мачте корабля тоже пять, только меньшего размера(слайд 16)
- Сейчас нам нужно будет нарисовать корму нашего корабля в деталях. Для этого закруглим боковую линию кормы, а также учтите, что передняя часть кормы должна располагаться выше, чем задняя и средняя. После этого нарисуйте на ней еще рифленую полосу, она будет отделать верхнюю часть кормы. Дальше мы сделаем перила наверху кормы. На следующем шаге добавьте в рисунок корабля несколько круглых окошек. (слайд 17)
- На этом этапе рисуем мачты нашего парусника. Удалите ластиком предыдущие контуры основы корабля и нарисуйте окончательно линии мачт. Затените их простым карандашом. То же самое нужно будет сделать и с килем. (слайд 18)
- Сейчас займемся парусами корабля. Сначала начнем с первой наклонной мачты. Паруса будут в виде треугольников. Придадим этим парусам небольшой изгиб. Остальные паруса корабля нарисуем с изгибом внутрь (слайд 19)
- Интернет - ресурсы :
- http://allpainters.ru/
- http://allpainters.ru/
- https://ru.wikipedia.org/
- Якорь:
- http://img-fotki.yandex.ru/
- http://elenaranko.ucoz.ru/ (слайд 20)