kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сатирические образы в изобразительном искусстве. Кукрыниксы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, данная тема у нас сейчас выведена за рамки программы. Но изучение этой темы  вполне уместно на дополнительных  и внеурочнх ззанятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сатирические образы в изобразительном искусстве. Кукрыниксы"»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 им. А.А. Герасимова   Изобразительное искусство   тема: «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА» Выполнила учитель изобразительного искусства Затеева Елена Владимировна

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 им. А.А. Герасимова Изобразительное искусство тема: «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА»

Выполнила учитель изобразительного искусства Затеева

Елена Владимировна

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.  Псевдоним   «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий  Ку приянова и  Кр ы лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии  Ник олая  С околова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

Псевдоним   «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий  Ку приянова и  Кр ы лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии  Ник олая  С околова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле

Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов (8 (21) октября 1903 — 11 ноября 1991) — русский советский художник — живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива Кукрыниксы. Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).    Порфи́рий Ники́тич Крыло́в (9 (22) августа 1902 — 15 мая 1990) — советский живописец и график, член творческого коллектива Кукрыниксы. Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1972).    Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в (8 (21) июля 1903, Царицыно, — 17 апреля 2000, Москва) — русский советский художник, график и живописец. Художник группы «Кукрыниксы». Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
  • Михаи́л Васи́льевич Куприя́нов (8 (21) октября 1903 — 11 ноября 1991) — русский советский художник — живописец, график и карикатурист, участник творческого коллектива Кукрыниксы. Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
  • Порфи́рий Ники́тич Крыло́в (9 (22) августа 1902 — 15 мая 1990) — советский живописец и график, член творческого коллектива Кукрыниксы. Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР (1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1972).
  • Никола́й Алекса́ндрович Соколо́в (8 (21) июля 1903, Царицыно, — 17 апреля 2000, Москва) — русский советский художник, график и живописец. Художник группы «Кукрыниксы». Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).

Николай Александрович Соколов

  • Николай рисовал с раннего детства.

«Самым волнующим подарком, который я получил от матери, была большая черная железная коробка акварельных красок. В счастливом блаженстве прикасался я мокрой кисточкой к каждой краске», -— вспоминает художник.

  • Соколов — уроженец Москвы, но судьба привела его в Рыбинск.

Семья Соколовых, оставшаяся без крова в результате пожара, перебралась в этот приволжский город в 1919 году. Юноша поступил конторщиком в Управление водного транспорта. Здесь же в Рыбинске Соколов поступает в студию ИЗО Пролеткульта. Там рисовали натурщиков, выезжали на этюды на Волгу, устраивали выставки. Уже тогда у будущего художника пробудился живой интерес ко всем общественным начинаниям. Он принимает активное участие в оформлении демонстраций, клубов, пароходов, красных уголков, пишет декорации к спектаклям художественной самодеятельности. Помогал он руководителю Изостудии в оформлении разного вида печатной продукции — листовок, афиш, рек­лам, смолоду приучаясь оперативно и изобретательно откликаться на события текущей жизни. Вполне естественно, что посеянное в те дни дало впоследствии богатые всходы.

В 1923 году Райкомвод дает свое­му сотруднику путевку на учебу в Москву, и он с блеском сдает приемные испытания во Вхутемас ( Высшие художественно-технические  мастерские ).  Работы Н.А. Соколова

В 1923 году Райкомвод дает свое­му сотруднику путевку на учебу в Москву, и он с блеском сдает приемные испытания во Вхутемас ( Высшие художественно-технические  мастерские ).

Работы Н.А. Соколова

Еще в пору рыбинской студии Соколова влекло к юмористическим зарисовкам, шаржам и карикатурам. Не охладел он к этому жанру и в студенческие годы. Не забыв своей принадлежности к водникам, он обратился в редакцию газеты водников «На вахте». Показанные рисунки были одобрены, и его карикатуры на актуальные темы стали регулярно появляться на газетной полосе. В 1924 году Николай Александрович  знакомится с «КУКРЫ» (Куприяновым М.В.  и Крыловым П.Н.). Соколов, ещё живя  в Рыбинске, ставил на своих  рисунках подпись Никс. Так появляются  известные КУКРЫНИКСЫ, чья дружная  совместная работа длилась более полувека. Н. А. Соколов умер 17 апреля 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
  • Еще в пору рыбинской студии Соколова влекло к юмористическим зарисовкам, шаржам и карикатурам. Не охладел он к этому жанру и в студенческие годы. Не забыв своей принадлежности к водникам, он обратился в редакцию газеты водников «На вахте». Показанные рисунки были одобрены, и его карикатуры на актуальные темы стали регулярно появляться на газетной полосе.
  • В 1924 году Николай Александрович

знакомится с «КУКРЫ» (Куприяновым М.В.

и Крыловым П.Н.). Соколов, ещё живя

в Рыбинске, ставил на своих

рисунках подпись Никс. Так появляются

известные КУКРЫНИКСЫ, чья дружная

совместная работа длилась более полувека.

  • Н. А. Соколов умер 17 апреля 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

В 1921 году молодые люди познакомились во Вхутемасе — Высших художественно-технических  мастерских.

Именно здесь зарождалось авангардное советское искусство, и все юные художники постоянно экспериментировали, искали новые изобразительные формы, оставившие след в мировой культуре.

Соколов, Куприянов и Крылов тоже пробовали работать в разных манерах, иллюстрировали художественные произведения. Но затем все чаще выступали как карикатуристы,  а впоследствии решили творить вместе — после того, как они втроем нарисовали студенческую стенную газету. Был придуман общий псевдоним — Кукрыниксы.

Первая карикатура Кукрыниксов была напечатана в 1926 году в журнале «Комсомолия». Каждый из них продолжал создавать собственные художественные произведения, но все же запомнились всем их совместные работы.

Сами художники говорили так: ««Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой… И то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней. В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России — Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев». Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались  в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства
  • Если вначале Кукрыниксы рисовали безобидные шаржи на писателей, поэтов, художников и литературных героев, то постепенно их творчество становилось все острей и злободневней.
  • В то время была очень актуальна тема политической сатиры, и именно в ней Кукрыниксы стали непревзойденными мастерами. Теперь они рисовали не дружеские шаржи на писателей, а достаточно едкие карикатуры, высмеивающие бывших кумиров царской России — Колчака, Деникина, и заметные фигуры «буржуев».
  • Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались  в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня. Кукрыниксы ездили по стране, активно собирали материал для своих карикатур и являлись не только художниками, но и рупорами всех идей партии и правительства
Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм.  А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Между тем международная обстановка все накалялась, и Кукрыниксы все больше рисовали карикатур, обличающих фашизм.

А уже к вечеру 22-ого июня 1941 года они нарисовали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который на другой день взывал к чувству патриотизма советских людей.

Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы  убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…
  • Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью… И их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы  убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат…
По  инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» — плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей — не случайно они популярны до сих пор…

По  инициативе Кукрыниксов были созданы «Окна ТАСС» — плакаты, снабженные стихами и текстами. Все знаменитые художники и карикатуристы в «Окнах» объединили все свои усилия, чтобы выступить единым фронтом против фашизма. И эти плакаты действительно действовали на зрителей — не случайно они популярны до сих пор…

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны

Плакат явился одним из самых важных жанров советского изобразительного искусства в период Великой Отечественной войны

Часто работы КУКРЫНИКСОВ сопровождались меткими фразами и стихами

Часто работы КУКРЫНИКСОВ сопровождались меткими фразами и стихами

СМОТРЯТ ЖАДНЫЕ ВРАГИ...    Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:    Смотрят жадные враги,  Чем бы поживиться?   Каши просят сапоги   У фашиста Фрица.   К нам явился без сапог   Этот вор и пьяница,   А домой уйдет без ног,  Если жив останется.   К нам явился он за кашей  С ложкой, вилкой и ножом,  Но его отучат наши   Заниматься грабежом.   Хотел отведать каши   Владетельный барон.   Теперь на грядке нашей  Пугает он ворон.

СМОТРЯТ ЖАДНЫЕ ВРАГИ...

Рисунок сопровождался стихами С. Маршака:

Смотрят жадные враги, Чем бы поживиться?  Каши просят сапоги  У фашиста Фрица. К нам явился без сапог  Этот вор и пьяница,  А домой уйдет без ног, Если жив останется. К нам явился он за кашей С ложкой, вилкой и ножом, Но его отучат наши  Заниматься грабежом. Хотел отведать каши  Владетельный барон.  Теперь на грядке нашей Пугает он ворон.

После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома
  • После войны художники продолжали рисовать карикатуры, чутко реагируя на все события внутри страны и на международное положение. Теперь они обличают империалистов, колониальную политику Соединенных Штатов, войну во Вьетнаме и так далее. Ни один номер популярнейшего журнала «Крокодил» не обходился без очередной острой карикатуры Кукрыниксов, которые потом долго еще обсуждали на работе или дома
Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова — книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов. Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет»  Гоголя,  «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.
  • Но Кукрыниксы не только смеялись. Они занимались серьезной работой по иллюстрированию книжек. Например, их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» до сих пор считаются непревзойденными. Они так достоверно передавали все оттенки чувств героев, что читателям казалось, что они смотрят полнометражный художественный фильм. То же самое относится и к иллюстрациям к «Золотому теленку» Ильфа и Петрова — книга казалась в два раза смешнее, снабженная картинками от Кукрыниксов.
  • Кроме того, они проиллюстрировали «Фому Гордеева» и «Мать» Горького, «Портрет»  Гоголя,  «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Толстого, произведения Салтыкова-Щедрина.
Их имена не забыты до сих пор.  Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова — ведь  они  рисовали  картины и по отдельности.  И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев— удивительно, как умудрились участники этого успешного трио после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…   Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых. Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Их имена не забыты до сих пор. Устраиваются выставки Кукрыниксов, и художников Куприянова, Крылова и Соколова — ведь  они  рисовали  картины и по отдельности. И работы каждого из них так не похожи на труды его собратьев— удивительно, как умудрились участники этого успешного трио после стольких лет совместной работы сохранить такую яркую индивидуальность…  

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  СОКОЛОВ русский советский художник, график и живописец. Художник группы «Кукрыниксы». Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975)

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОКОЛОВ

русский советский художник, график и живописец. Художник группы «Кукрыниксы». Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ  

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • www.davno.ru ›
  • lurkmore.to
  •   uchitel76.ru/o-tvorchestve-xudozhnikov-kukryniksy/
  •   art-kukryniksy.narod.ru/
  • www.zerkalotv.ru/events/1932/kukriniksi.html
  • vikent.ru/author/1061/
  • art-assorty.ru
  • amnesia.pavelbers.
  •   russia.tv/brand/show/brand_id/4761
  • bibliofond.ru/view.aspx?id=77634


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сатирические образы в изобразительном искусстве. Кукрыниксы"

Автор: Затеева Елена Владимировна

Дата: 13.02.2022

Номер свидетельства: 600148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование у учащихся седьмого класса понятия «гротеск» как средства оценки  сатирической колористики сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина "
    ["seo_title"] => string(152) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-sied-mogho-klassa-poniatiia-ghrotiesk-kak-sriedstva-otsienki-satirichieskoi-koloristiki-skazok-m-ie-saltykova-shchiedrina"
    ["file_id"] => string(6) "127930"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415386836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства