Обучающие цели:
1. Передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому.
2. Изображать по памяти и по представлению природу, пользуясь законами перспективы, тональными отношениями, цветовыми изменениями в зависимости от изображаемого времени года.
3. Определять степень холодности и теплоты оттенков разных цветов.r
Развивающие цели:
1. Развивать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира и в произведениях изобразительного искусства. 2. Наблюдать живописное описание природы в пейзажах русских художников.
3. Развивать умение связать изобразительное искусство, литературу, музыку.
4. Развивать художественный вкус, чувства восхищения, наслаждения от соприкосновения с прекрасным.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать любовь и интерес к творчеству художников, поэтов и композиторов, к родному краю.
2. Бережное отношение к природе .
Учащиеся должны знать:
1. Правила построения пейзажа по законам воздушной и линейной перспективы.
2. Памятку выполнения цветового решения эскиза.
3. Терминологию: пейзаж – это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, ландшафта, местности; высота горизонта, многоплановость, цветовое решение, колорит, плэнер, палитра, теплые и холодные тона.
Учащиеся должны уметь:
1. Внимательно слушать учителя, музыку, рассматривать изображение картин.
2. Замечать прекрасное в природе, действительности окружающего мира.
3. Уметь строить рисунок по законам воздушной и линейной перспективы, пользуясь тональными отношениями, смешивая краски добиваться нужного тона.
4. Стараться передавать свое отношение к изображаемому.
Материалы и оборудование для учеников:
альбомный лист, акварель, гуашь, банка с водой, кисточки, простой карандаш, ластик, палитра, салфетка.
Материалы и оборудование для учителя:
1. компьютер, мультимедийная приставка, экран.
2. репродукции картин:
«Грачи прилетели» Саврасов, «Золотая осень» И. И. Левитан,
Э. Г. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Рожь», «Дубы», «Перед грозой», «Березовая роща», «На севере диком».
3. фото картины.
4. памятка выполнения цветового решения эскиза.
Ход урока:
Организационный момент.
Регистрация учащихся в классном журнале.
Проверка готовности к уроку.
Основная часть урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель: - Ребята, сегодня вы на уроке будете рисовать пейзаж любимого времени года. Скажите, что мы называем пейзажем?
Учащиеся: - Пейзаж- это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение места, ландшафта, природы.
Учитель: Природа- это то, что сближает всех людей: разных по возрасту, по профессиям, по национальностям, политическим убеждениям. Она часто рождает у них сходные чувства, настроения, раздумья, переживания. Поэтому художники пишут великолепные картины, поэты - прекрасные стихи, композиторы - очаровательную музыку.
Сегодня мы поговорим о временах года в пейзажной живописи, поэзии.
Тема нашего урока: «Времена года в произведениях русских художников и поэтов».
В начале урока мы посмотрим электронное приложение. Во время просмотра я прошу вас обратить внимание на демонстрацию репродукций картин и постараться запомнить их авторов. Подметить высоту горизонта, многоплановость картин ( дальний, передний план , цветовое решение, использование теплых и холодных тонов в зависимости от колорита картины, времени года, времени суток. В процессе работы вы услышите не только стихи, но и музыку П.И.Чайковского «Времена года»
Откройте ваши души для восприятия прекрасного. И так мы начинаем.
(Просмотр электронного приложения
Звучит «Вальс», посвященный декабрю
Стихотворение-загадка «Четыре сестры»
Звучит «Вальс», посвященный декабрю.
Стихотворение-загадка «Четыре сестры»
Грабарь Игорь Эммануилович.
«Настали чудесные, зимние дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы, понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на снегу.
Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»
Картина Саврасова «Грачи прилетели» - это рассказ о простом русском селе, в которое пришла долгожданная весна.
Ребята, давайте представим себя под этими деревьями. Мы видим, как тает снег, образуются озерки талой воды, набухают почки, плывут облака, грачи вьют себе гнезда. Мы слышим их крик, гомон и радуемся вместе с ними приходу весны.
Музыкальное произведение – «Баркаролла»
И. И. Шишкин воспевал красоту русского леса. Современники называли его царем русского леса, академиком природы.
« Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет себе соперников, он единственный».
Писал о нем критик Стасов.
Торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно-голубым небом поля спелой ржи. Три основных цвета - желтый, голубой и зеленый соответствуют трем основным элементам картины – хлеб, небо, деревья. Мир природы связан с жизнью и деятельностью человека. Поспевший урожай – итог его труда и награда за терпение, символ благополучия и Божья милость.
Картина Исаака Ильича Левитана «Золотая Осень» заключает в себе образ торжественный, радостный в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно назвать «Энциклопедией русской Осени». Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд как бы движется вслед за течением реки. Вдали открываются осенние леса, в просвете между ними, на высоком пригорке изумрудно-зеленая полоса озими, деревьев.
Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Картина дает ощущение бодрости и покоя.
Вопросы и задания к уроку:
- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось? (Название картины, автор, стихотворение, музыка.)
- Какой жанр изобразительного искусства использовался в фильме?
- Одинаковое ли настроение было у вас на протяжении просмотра всего фильма?
- Встречались ли вам незнакомые слова, выражения? (Пленэр – работа художника в природе).
- Какое ваше любимое время года, почему? Чем оно вас привлекает?
- Как вы думаете, а природа нашего края достойна, чтобы ей посвящали картины?
- Сегодня на уроке мы будем рисовать пейзаж. Давайте вспомним последовательность построения пейзажа
Какие правила линейной и воздушной перспективы мы должны помнить, строя пейзаж?
Легкими движениями карандаша определяем высоту горизонта. Намечаем дальний план, затем передний план. Следим за общей композицией
На листе не должно быть лишних линий, слишком ярких, чтобы они не просвечивались сквозь акварель. На первом уроке ребята должны построить карандашный рисунок.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель ходит по рядам, смотрит, подсказывает, рекомендует. Если нужно, то и помогает
2-й урок
Для учителя: зрительный ряд: репродукции картин с изображением разных времен года, разных состояний в природе.
Учитель: Ребята, вы уже выполняли работу акварелью и знаете последовательность цветового решения рисунка. Но сначала давайте рассмотрим репродукции картин. Обратите внимание на цветовое решение в зависимости от времени года, времени суток, состояния природы.
Вспомнить памятку выполнения цветового решения эскиза.
- Ребята, очень важно заботиться о красоте целого, передаче своего отношения к изображаемому любимому времени года.
Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Постарайтесь умело использовать цвета акварельных красок и гуаши.
Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся над пейзажем.
Во время работы наблюдать за качеством выполнения и своевременно переходить к проработке деталей в рисунке.
Итоговая часть:
1. Выбор худ. совета по отбору наиболее удачных работ.
2. Анализ выполнения работ:
- карандашный рисунок
- выполнение рисунка в цвете
- удалось ли передать свое эмоциональное отношение к изображаемому.
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: дорисовать незавершенные работы.
Учитель: - Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.