Тема: Изображение предметного мира – натюрморт.
Цель: расширить представления учащихся о натюрморте, как жанре изобразительного искусства.
Задачи:
- продолжить знакомство учащихся с жанром «натюрморт», познакомить с основами композиции и правилами постановки натюрморта, а т.ж. с творчеством некоторых художников, работавших в жанре натюрморт;
- развивать творческий потенциал, расширение кругозора, воображение, художественное и творческое мышление учащихся;
- воспитать эстетический вкус, наблюдательность, интерес и любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы: цветная бумага и картон, ножницы, клей, простой карандаш;
раздаточный материал: шаблоны;
зрительный ряд: наглядные пособия (выполненные учителем); репродукции картин: китайская акварельная живопись «Цветы и птицы», «Пионы и бабочки»; сучжоуская вышивка «Птицы на сиреневой ветке»; П.Класс «Натюрморт»; В.Хеда «Ветчина»; П.Сезан «Натюрморт»; В.ван Гог «Подсолнухи»; А.Матис «Натюрморт»; Врубель «Роза»; Петров-Водкин «Натюрморт».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые ,красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики . Это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.
Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это… НАТЮРМОРТ!
- Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с одним из жанров ИЗИ - натюрмортом, узнаем основные правила его постановки и выполним натюрморт в технике «аппликация».
- Актуализация опорных знаний.
Но прежде, давайте вспомним, какие жанры ИЗИ вы уже знаете?
Ответы детей. Работа с репродукциями.
- Изучение нового материала.
Натюрморт – в дословном переводе с французского «мёртвая природа», т.е. изображение неодушевлённых предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т.д.).
Искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Оно знает периоды расцвета и периоды спада.
Возник натюрморт очень давно. Ещё в Древнем Китае был создан жанр, который был назван "Цветы и птицы».
Обратите внимание на эту работу , она называется «Пионы и бабочки». Это образец классической акварельной живописи Китая. Замечательные пышные пионы как будто благоухают и приманивают к себе бабочек, которые вьются над ароматными цветами.
Следующая работа китайских мастеров в жанре "Цветы и птицы» вышита на шёлке с помощью тончайших шелковых нитей, называется она «Птицы на сиреневой ветке» и дословно характеризует этот жанр китайской живописи, который изображает животных и растения.
Но как самостоятельный жанр натюрморт оформился только в 17 в..
И именно в XVII в., жанр натюрморта достигает своего необычайного расцвета, особенно в Голландии. Такие Голландские мастера живописи как Питер КЛАС, Виллем ХЕДА, Франс ХЕЛЬС, прославили жанр натюрморта и создали все его основные разновидности, появились натюрморты: "Кухонные", "Цветочные", "Дичь", "Завтраки", "Дары моря".
Знаменитые голландские натюрморты передают радость быта: рассматривая их, кажется, ощущаешь вкус реальных плодов, напитков. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Одни любили натюрморты скромные, другие писали на огромных холстах.
Давайте посмотрим на другие натюрморты и вы, увидите насколько разнообразен мир изображения неживой природы, мир натюрморта. И какие разные идеи авторы пытались донести до нас.
«Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
Внимание художников к жанру натюрморта никогда не ослабевало. И сейчас многие художники пишут натюрморты, причем составляют их из самых разнообразных предметов.
Для того, чтобы натюрморт получился выразительным, гармоничным, надо соблюдать законы построения композиции. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:
- Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Предметы должны быть тематически объединены (н – р, если рядом с овощами поставить гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепо).
- В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету (н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого, но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах).
- Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя единое целое (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку).
- В композиции должен быть композиционный центр (основной предмет, который по своему смысловому значению, форме, цвету был бы главным, центральным), его лучше распределять на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.
- Цвет имеет большое значение ( некрасиво подобранные цвета могут испортить натюрморт, даже если мы правильно расположим предметы, с помощью цвета можно передать настроение, например лиричность, нежность, радость, ликование, напряжение и т.д; можно создать определенный колорит теплый или холодный).
- Закрепление полученных знаний.
Игра «Выбери кувшин и апельсин».
- Практическая работа.
С помощью шаблонов составьте композицию натюрморта в технике «аппликация». Шаблоны представляют собой изображения предметов разных по величине и форме (вазы, фрукты).
Ваши задачи:
- Выбрать расположение листа (горизонтально, вертикально).
- Определиться с размерами шаблонов.
- Расположить детали, в соответствии с требованиями. Следите за тем, чтобы композиция получилась уравновешенной.
- Постарайтесь правильно выбрать цвет.
Приступайте к работе.
- Завершение урока. Рефлексия
- С каким жанром ИЗО вы познакомились сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали о натюрморте?
- Что помогает увидеть натюрморт?
Демонстрация и оценивание работ.