Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Пермская деревянная скульптура"»
Пермская деревянная скульптура. 5 класс
Учитель изобразительного искусства
Васько Светлана Викторовна
Брянская область
Навлинский район, с Салтанеовка
Человек- главная тема в искусстве…Каким его изображали на протяжении веков?
Священный канон в изображении фигуры человека в Древнем Египте.
Фрески на стенах гробниц со сценами жизни фараонов
Скульптура Древней Греции
Пропорциями называют размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между объектами. Соразмерность частей образует красоту формы.
Открытие пропорций связано с именем древнегреческого философа и математика Пифагора
Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были изложены в Древней Греции.
Систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульпторПоликлет в 5 в до н.э.
Он изложил ее в своем сочинении « Канон», а ярким примером являлась его статуя «Дорифор»
Мирон. «Дискобол».
Мирон. «Дискобол».
(
(
Афродита
Лисипп. «Мальчик, вынимающий занозу
Витрувиансакий человек. Леонардо да Винчи
Проанализировав опыт древних Леонардо да Винчи выполнил рисунок в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека.
Фигура человека вписывается в квадрат и в круг. Комбинация рук и ног составляет четыре различные позы.
Над выработкой канонов пропорций трудились Сандро Ботичелли и Микеланджело.
Ле Корбюзье. МОДУЛОР.
Французский архитектор
Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор»- систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки.
Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги" - это поистине уникальная коллекция, не имеющая аналогов в мире. Первые сохранившиеся до наших дней памятники датированы XIV-XV веками. Наиболее ярко и полно деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII-XIX веках. Наряду с иконами и произведениями декоративно-прикладного искусства входила в художественные ансамбли церквей и часовен. Прихожане приносили дары к подножиюэтих скульптур, даже одевали и обували их
Пермская деревянная скульптура
Пермскую скульптуру изготавливали в объеме и полуобъеме из сосны и липы. Главные черты пермской деревянной скульптуры - монументальность художественных решений, незаурядная образность, высокое мастерство, с которым выполнены резные изображения, и большая эмоциональность.
Большинство самобытных народных резчиков остались анонимами.
Пермская деревянная скульптура
Композиции скульптурных изображений были симметричными, статичными (застывшими и имели в основном фронтальный вид (спереди), а формы –обобщенныеми без лишних деталей.
Украшали такую скульптуру росписью.
Коллекция Пермской художественной галереи — крупнейшая в России (501 единиц хранения). В 1923-1926 годах было организовано шесть экспедиций по сбору предметов старины. Они охватили обширную территорию от Перми и ее окрестностей до самых северных селений на границе региона. Коллекция охватывает период с конца XVII до начала XX века, в основном это скульптуры XVIII и XIX веков. Большую ее часть составляют памятники православного искусства.
На новом сайте Пермской художественной галерее выложено в открытый доступ 375 (всего — 501) экспонатов пермской деревянной скульптуры.
Экспонаты имеют музейную атрибуцию: указан мастер (если он известен), название скульптуры, время её создания, техника и уникальный номер, под которым экспонат хранится. Кроме того, на сайте можно познакомиться с подробным описанием скульптуры
Пропорции фигуры человека
У взрослого размер головы занимает примерно 11\7 или 1\8 часть всего его роста,
а у ребенка 1/5 часть.
Концы пальцев опущенной руки взрослого человека обычно
приходятся чуть ниже середины бедра.
Предплечье и лучевая часть руки,
голень и бедро у ноги и примерно равны между собой.
У каждого человека свои пропорции
Девочка на шаре. Пабло Пикассо
Легкая и хрупкая, почти прозрачная фигурка девочки, напоминающая пламя свечи и монолитная как скала фигура атлета, застывшая как изваяние .
Молодой побег и надломленная ветка.
Контраст движения и неподвижности, слабой и сильного…
Волшебство картины –в неуловимых нюансах линий, форм, в созвучии цвета в уравновешенности целого. В фигурах нет скованности. Пространство наполнено воздухом, светом.
Схемы движения человека
Рентгеновские снимки
Практическая работа
Выполните наброски фигуры человека в статичной позе как эскиз будущего рельефа. Наброски должны сохранять основные пропорции фигуры человека.
Выполните в пластилине рельеф сюжетной композиции на одну из тем: