Каждый ребенок ищет пути реализации своих идей, замыслов, фантазии. Ищет и находит изобразительные средства, используя любой материал. Тризовская методика подсказала мне, какой богатый материал можно предложить детям для реализации детского творчества, отбросив предубеждения и догмы.
В поисках материалов и инструментов дети очень изобретательны и находчивы. И мне в работе с ними помогает нетрадиционная техника: предлагаю детям различный материал: ниточки, тычки, кляксография, различные способы монотипии и рисование пальцами, ладошкой, черно-белый и цветной граттаж, тиснение, «знакомая форма - новый образ» и многое другое. Нетрадиционная художественно- графическая техника эффективна для создания выразительных образов, для развития детского творчества в рисовании. Использование нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Пик приходится на старший возраст, когда развиты и сформированы навыки и умения. Использование интересных приемов в работе с детьми, подсказывают новые и интересные, а так же индивидуальные для каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мир детского рисунка" »
Шнейдер Надежда Григорьевна г, Экибастуз
Центр эстетического развития ясли-сад №15 «Бобек» Преподаватель ИЗО Образование: средне-специальное Категория: высшая Тел: (318-35) -4-09-02 Тема выступления: «Мир детского рисунка»
Кто не наблюдал, как рисуют дети - не свои, так чужие, не дома, так на улице? Самые маленькие, еще не зная, чем и на чем можно рисовать, с увлечение рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на обоях, на бумаге и на мокром песке. Людям сейчас невдомек, что рисунки детей - одно из чудес, мимо которых многие проходят не задумываясь порой, не замечая их.
А между тем эти рисунки удивительны возникшие из детской фантазии, своеобразные, в чем-то похожие между собой, в чем-то разные. Эти рисунки- преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, как и в жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги самого искусства, обязывает нас педагогов, не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым. Актуальной проблемой остается приобщение детей к культуре, к духовным ценностям общества и в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности.
Развитие художественной культуры начинается в дошкольном возрасте и продолжается в течении всей жизни человека. Ребенок живет в огромном, реальном мире, в котором многое для него пока еще недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Со временем он изучит, познает, рассмотрит его как следует и примет его со всеми его сложностями и противоречиями, а пока ему ближе и понятней мир радужного детства, сказки, игры? радости, добра и красоты. Все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу.
Изобразительное творчество ребенка проходит через два основных этапа: детство и отрочество. Каждый этап означает представление об окружающей действительности, обладает своими способами выражения его в рисунке.
Несмотря на широкую популярность детского творчества, многочисленные выставки, наличие разветвлений сети детских студий, кружков, осмысление феномена детского рисунка составляет тему научных исследований. Многие авторы статей, писавшие о детском рисунке, как правило, касаются частности, внешней стороны рисунка, оставляя в стороне его суть, его роль в развитии личности ребенка. Надо связывать рисование детей с другими сторонами психического развития ребенка, с его познавательной деятельностью, речью, игрой, с эмоциональным развитием. А так же надо стремиться понять сложный и тонкий мир ребенка, выраженный в его изобразительном творчестве. Отвечая на многочисленные вопросы искусство или не искусство детское творчество, можно сказать: мы формируем детское творчество в области рисунка по принципу художественного творчества. Это дает детям возможность создать художественные произведения искусства, примитивного по своей форме, но современного по своей направленности и содержанию. Дети участвуют во многочисленных выставках города, области, республики и даже в зарубежных, находят понимание и одобрение. Детям удается создать в детском возрасте несколько художественных образов и это в развитии их личности оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня же не способствует требованиям процесса обновления. Этот процесс обновления должен коснуться музыки, литературы, изобразительного искусства - обращенных к душе и сердцу ребенка.
Я счастлива, что веду занятия по изобразительному искусству. И это ко многому обязывает: не только научить детей рисовать, но и познать окружающий мир, наблюдать, размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать. На протяжении нескольких лет я задаю себе вопрос: «Почему все дети «ошибаются» одинаково? Ведь они зачастую не видят, как рисуют их сверстники. Очевидно, есть какая то причина. И что удивительно: детский рисунок 0 одной стороны, представляется неумелым, наивным, а с другой стороны, какие-то качества заставляют видеть в нем высокие достоинства. Как это понять, как разрешить такое противоречие?
Разобраться в этом, понять, окунуться в мир детства, увидеть мир глазами ребенка - моя задача.
Цель: понять детский рисунок как проявление потребностей ребенка познать окружающий его мир, эстетически его освоить, вместе найти в детском рисунке средство общения с окружающими. Помочь ребенку повысить уровень восприятия окружающей действительности, понимать красоту, которая может быть «громкой», яркой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. Развивать у детей творчество, а формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей9 развития воображения, предоставлению возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
Я объясняю детям, что реальный мир не исчерпывается только яркими красками, цветами которые они очень любят, он гораздо сложнее и многокрасочнее, что без белой и черной красок художник не сможет передать правдивые образы природы - от тихой до бурной. Добавление черной и белой краски к трем основным (красный, синий, желтый) раздвигает рамки цветовых сочетаний. Через рассматривание картин дети получают представление о широком использовании всех цветов красок и их оттенков. Дети не всегда могут раскрыться и я предлагаю музыкальное сопровождение на занятиях. Услышав раскаты грома, пение птиц, шум ветра у детей вызывает этим массу всевозможных ассоциаций, которые способствуют выражать свое отношение к изображаемому.
Формируя у детей чувство прекрасного, и побуждая их к творчеству, я учу их реализовывать свои творческие замыслы, помогаю овладеть общими закономерностями организации творческого процесса. Ребенок воспринимает мир
по своему! А мир бесконечно велик, и его предметы так разнообразны. Стремление ребенка привести в какую-то систему свои представления о вещах предметного мира поистине изумительно!
Каждый ребенок ищет пути реализации своих идей, замыслов, фантазии. Ищет и находит изобразительные средства, используя любой материал. Тризовская методика подсказала мне, какой богатый материал можно предложить детям для реализации детского творчества, отбросив предубеждения и догмы.
В поисках материалов и инструментов дети очень изобретательны и находчивы. И мне в работе с ними помогает нетрадиционная техника: предлагаю детям различный материал: ниточки, тычки, кляксография, различные способы монотипии и рисование пальцами, ладошкой, черно-белый и цветной граттаж, тиснение, «знакомая форма - новый образ» и многое другое. Нетрадиционная художественно- графическая техника эффективна для создания выразительных образов, для развития детского творчества в рисовании. Использование нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. Пик приходится на старший возраст, когда развиты и сформированы навыки и умения. Использование интересных приемов в работе с детьми, подсказывают новые и интересные, а так же индивидуальные для каждого ребенка.
Но что такое правила и приемы? Разве мы не помним, что со сменой эпох и стилей в искусстве меняется не только сам выбор материала, но и способы их применений. Употребление в детском творчестве смешанных техник иной раз открывает новый мир для ребенка, развивает интерес к новому и необычному к «открытиям».
От материала, его качества, его обилия и разнообразия детское творчество находится в полной зависимости. Он стимулирует, а иногда и подсказывает содержание. Он развивает те или иные способности: в одном случае графические, в другом - живописные или декоративные.
Разнообразие материалов и приемов приносит ребенку наслаждение самой сменой приемов работы, новизной техники и фактурных качеств материала. Детский рисунок сейчас признан в своей художественной ценности. Так что же детский рисунок - искусство, или нечто другое? Об этом спорят. И мы знаем на опыте, что не всякий детский рисунок -шедевр. Есть дети, которые не могут раскрыть свои художественные задатки и мы должны им помочь, но есть и такие, кто этими задатками не обладает или другие склонности получили перевес - музыкальные, физические. Но мы, педагоги, все-таки должны помочь развиваться детям полноценно и развивать эстетический вкус, понимание прекрасного. Творчество служит ребенку средством общения. Общение является основной целью, смыслом и стимулом творчества.
Развивается воображение и благодаря воображению, иногда нарушаются реально существующие связи: «муха- цокотуха по полю пошла и денежку наша...» воображение отображает объективную реальность, хотя и представляет собой некоторый отлет от нее? например: рисунок Жени М. «Нарисованы очки» Это что? Это бабушка. А где она? Ответ ребенка: «Она вышла" И здесь надо проявить чуткость и осторожность ко всем проявлениям детской фантазии.
Я стараюсь использовать на занятиях принцип от простого к сложному. В младших группах использую игровые моменты, потешки, обыгрывание нарисованного. Этим самым развиваю интерес к рисованию. В этом возрасте начинаем рисовать прямые линии, затем заключаем в круг. И вот здесь происходит творческое воображение: круг-это что? колесо, солнце, мяч, колобок - сказочный герой. Таким образом, на первом этапе обучения рисованию дается установка не на художественный образ, а на воображаемое игровое действие. Дети младших групп должны воссоздать образ, но и планировать способы воспроизведения (круг-с лева направо и т.д.) поэтому планирование занятий произвожу по схеме:
Первоначальные художественные накопления
Возникновение замысла
Реализация замысла
Окончательное решение замысла
Оценочная деятельность детей.
Поэтапное осуществление творческого процесса реализую и в условиях коллективного творчества детей. Продолжаю учить выбирать при рисовании опорные объекты, которые помогают концентрировать внимание на главном, и помогают определить смысловой центр будущей композиции.
творческому рисованию предшествуют предварительные занятия, которые ъ своей совокупности направлены на накопление представлений, ознакомление с творчеством художников. Количество таких предварительных занятий определяется содержанием темы. Например: «Подводный мир» состоит из двух-трех занятий - чтение, рассматривание, лепка рыб и т.д. но и предварительной работы не должно быть много, теряется интерес к теме.
Поэтическое слово,, органично включенное в процесс восприятия усиливает переживания детей, способствует образному видению окружающей действительности. Через беседы помогаю детям ориентирую на оригенальное,
индивидуальное решение темы. Для успешного решения многих задач в
руководстве творчеством детей важное значение имеет постоянный учет оценка качественных показателей детской деятельности.
Наглядными показателями служат творческие проявления детей на различных возрастных этапах. Первая младшая -имитация игрового действия и изображение предмета простейшими способами. Вторая младшая группа -игровые действия применение условных навыков, способов в изображении круглых, прямоугольных и треугольных форм в новых условиях. Использование простейших способов ритмичной организации.
В средней - дополнение, изменение, уточнение образа.
Использование способов последовательного изображения объекта
Выбор формата изобразительного поля
Выделение главного размещение на листе
Ориентировка на листе
Использование второстепенных объектов в качестве фона (дом на фоне
облаков)
В старших группах - последовательный переход к осуществлению творческого процесса в его развернутом виде
Накопление первоначальных представлений
Возникновение замысла и отражение его в рисунках
Эстетическое восприятие
Степень сложности художественного образа
Самостоятельность.
Все перечисленные показатели помогают мне составить основу критериев, позволяющие оценить свою деятельность направленную на активизацию творческого процесса детей.
Для полного решения многих задач и развития творчества у детей создан кружок по изодеятельности, используются нетрадиционные формы проведения занятия, хорошо развита взаимосвязь с другими предметами. В содружестве работаю с логопедом Гончаровой С.Г., развиваем у детей речь, мелкую моторику рук, тактильные ощущения и восприятие цвета.
Большую помощь мне оказывает психолог детского сада.
Ведется работа с родителями. Принимаем активное участие в городских, республиканских и международных (Чехия) выставках.
Начало положено, впереди ждет творческая работа, она станет импульсом для воспитания у детей добрых чувств, для понимания красоты, ибо в творческом труде заключена настоящая духовная сила.
Изобразительное искусство увлекает всех: педагогов, детей и родителей. А сколько выставок было за это время в детском саду!
Самых разнообразных - тематических и итоговых в конце года, на которых экспонировались работы многих детей. И главная цель - полное вовлечение детей в процесс изодеятельности, привить эстетическое восприятие всего прекрасного