Великий русский художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге в 1799 году. Он получил образование в Петербургской Академии художеств, занимаясь под руководством профессора Андрея Иванова, который сообщил Брюллову превосходное знание рисунка и дал первоначальное направление его творчеству.
В Академии тогда господствовал классицизм – направление, характеризовавшееся преобладанием сюжетов из античной мифологии или истории и опиравшееся на образцы античного искусства.
Такова была и одна из ранних картин Брюллова «Нарцисс» 1819 года, изображающая античный миф о юноше, который влюбился собственное отражение в воде. За картину «Явление Аврааму трех ангелов» (1821), Брюллов получил золотую медаль и командировку в Италию для изучения классического искусства и написания большой картины.
Еще учась в Академии, Брюллов начал заниматься портретом. В ранних портретных работах Брюллова заметно влияни О.А. Кипренского. ÚВ 1823 году Брюллов приехал в Италию и поселился в Риме. Здесь он написал портрет В.Н. Львова, портрет виолончелиста М.Ю. Виельгородского (1828). Брюллов часто изображал людей на охоте, в лодке, на балу, на лошади, превращая портрет в многофигурную картину.
Одновременно с портретами Брюллов писал сцены из народной итальянской жизни и изображал отдельные типы.
Картина «Паломники в воротах лютеранской базилики» верно передает образы итальянских крестьян в их национальных костюмах.
Но особенно занимали Брюллова такие сюжеты, которые давали ему возможность показать человека среди природы. В 1823 году он написал картину «Итальянское утро», а в 1827 году – «Итальянский полдень»
Но особенно замечательна многофигурная картина «Сбор винограда», которую художник написал всю с натуры, в винограднике. Это новая для того времени система живописи на открытом воздухе дала возможность художнику передать богатство природы.
В картине «Вирсавия» Брюллов использовал библейский сюжет как предлог для того, чтобы передать идеальную красоту человека. Прекрасное обнаженное тело Вирсавии освещено солнечными лучами и красиво сочетается с темным цветом кожи арабки.
Центральная картина в творчестве Брюллова – «Последний день Помпеи» (1830-1834) – принесла художнику неувядаемую славу. В 79 год н.э. под пеплом вулкана Везувия погибли города Геркуланум и Помпея. Жители не успели спастись. Они погибли, засыпанные градом каменьев. Улицы и дома заполнила расплавленная лава. Две темы сплетаются в картине Брюллова – тема неумолимой, грозной силы стихии и тема проявления любви и самопожертвования людей в час всеобщего бедствия.
На первом плане картины лежит убитая молодая женщина. Она распростерлась на мостовой, и ее неподвижная фигура образует резкий контраст с движущимися группами.
Вот мать, которая стремиться укрыть своих детей.
Вот муж и жена бегут, спасая своих маленьких сыновей. На их лицах выражение непередаваемого ужаса.
Вот сыновья, несущие на плечах отца; вот старуха мать уговаривает сына оставить ее, а самому уйти из-под каменного града; вот жених уносит невесту, может быть уже мертвую.
В одной из групп на втором плане в образе художника Брюллов написал свой портрет. Художник несет на голове ящик с принадлежностями живописи.
Гоголь, написавший восторженную статью о картине, отмечал как главное свойство живописи Брюллова «целое море блеска».
В 1825 году, возвращаясь в Россию, Брюллов избрал длинный путь – через Грецию, Малую Азию, Турцию. Попав в Грецию, он словно забыл о том, то находится на земле древней Эллады, породившей мифы и сказания, полные героики. Художник всецело предается впечатлениями современной Греции. Он увидел народ, борющийся за свою независимость.
В Россию Брюллов возвращался как триумфатор. Его картина, которую привезли раньше, произвела неотразимое, потрясающее впечатление. Пушкин, Жуковский, Глинка, восхищались талантом художник
В России все надеялись, что Брюллов продолжит столь блистательно начатый путь исторического живописца. Но художник ограничился темами, из восточной жизни. Картину «Бахчисарайский фонтан» он посвятил памяти А.С. Пушкина. Картина «Турчанка» (1837-39) написана с девушки, которой Брюллов помог освободиться от крепостного рабства.
Русская же тема ограничивается «Светланой», навеянной, поэзией В.А.Жуковского. Но без всякого налета романтики и сказочности.
Наиболее плодотворной в петербургский период была деятельность Брюллова в области портрета. Он создает много парадных портретов-картин, в которых совершенное владение кистью доходит до виртуозности.
Брюллов был великолепным мастером акварельной миниатюры.
Вершина творчества Брюллова – интимные портреты. «В этих портретах человек изображен так просто, так естественно, все самое существенное, самое важное в его характере, уме, душе, схвачено так глубоко и живо, что точно видишь перед собой того человека, которого изображает портрет» - писал В. Стасов. Интимные портреты Брюллова отличаются глубокой психологической характеристикой и поэтичностью настроения.
В 1849 году болезнь заставила Брюллова покинуть Петербург и поселиться в Италии. В этот последний период жизни он написал портрет археолога Ланчи (1852), поражающий глубоким реализмом и сочностью живописи.
Наряду с портерами Брюллов рисовал жанровые акварели, изображал жизнь итальянской бедноты.
Брюллов умер в 1852 году, Одухотворенный образ художника последних лет жизни запечатлен в автопортрете, написанном накануне отъезда из Петербурга.
Брюллов был замечательным педагогом, и с первого года возвращения в Россию, он начал преподавать в Академии художеств. Среди его многочисленных учеников мы встречаем имена Федотова, Тараса Шевченко, Агина – первого иллюстратора произведений Гоголя, Степанова – родоначальника русской политической карикатуры.
Великий русской художник К.П. Брюллов внес значительный вклад в развитие русского искусства. Его произведения, хранящиеся в музеях нашей страны, любят и знают все.