kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художники земли курской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения занятий по внеурочной деятельности, для уроков ИЗО о творчестве курских художников П.Н. Грузинского, А.А.Дейнеки, К.Н.Истомина, Л.Л. Каменева, П.К.Лихина, Л.И.Соломаткина, К.А.Трутовского, Е.М.Чепцова, В.Г.Шварца. Презентация знакомит с страницами жизни и творчества курских художников их знаменитыми картинами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Грузинский»

ГРУЗИНСКИЙ Петр Николаевич
(1837 - 1892)


Самая знаменитая картина художника - "Русская тройка"

Петр Николаевич Грузинский, сын небогатого помещика, родился в Курске 19 декабря 1837 года. С детских лет обнаружив влечение к живописи, он в 1851 году поступил в Академию художеств. В 1860 году ему была присуждена Малая золотая медаль за программу "Цыганский табор", а в 1862 году Большая золотая медаль за картину "Последний штурм Гуниба".

В 1863 году Петр Грузинский как пансионер Академии на шесть лет едет за границу. Он провел эти годы в Германии, Италии, Франции. В 1864 году он отсылает в Петербург на академическую выставку три картины: "Пикет зуавов на маневрах во Франции", "Рынок в Фонтенбло", "Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа". Но Совет Академии напоминает своему пансионеру, который чересчур увлекся жанровыми сценами, что он должен заниматься исключительно батальной живописью.

Оставаясь пансионером Академии, П.Н. Грузинский в 1865 году едет на Кавказ для работы над картиной "Оставление горцами аула при приближении русских войск". Окончив эту картину, он пишет несколько произведений из русского народного быта "Тройка и метель", путевые кавказские сцены "Путешествие художника по Кавказу".


«Оставление горцами аула при приближении русских войск»

В 1872 году за картину "Оставление горцами аула" художник получил звание академика. Спустя год эта картина экспонировалась на Всемирной выставке в Вене, а в 1882 году - на Всероссийской выставке в Москве. В 1889 году Грузинский написал батально-историческую картину "Взятие обоза маршала Даву лейб-гвардии уланским полком под Красным 5 ноября 1812 года".


"Масленница"

Лучшие произведения П.Н. Грузинского связаны с военной тематикой. К таким картинам относится прежде всего его произведение "Последний штурм Гуниба". Сцена штурма этой твердыни, считавшейся неприступной, передана художником без ложного пафоса, просто и убедительно. Сплоченная масса русской пехоты производит впечатление спокойной и грозной силы. В этой картине нет индивидуального героя. Действующим лицом в ней является народ в солдатских белых рубахах. По своему характеру и силе это произведение принадлежит к лучшим образцам русской реалистической живописи 2-й половины XIX века.

Значительный интерес представляет также большая картина П.Н. Грузинского "Оставление горцами аула при приближении русских войск". В журнале "Всемирная иллюстрация" за 1873 год дается описание этой картины: "Художник своим прекрасным произведением воскрешает перед нами недавнюю драму покорения Кавказа... На первом плане картины, по сторонам шагающих волов, впряженных в арбы с ранеными и женами наиба, перемешиваются в нестройную массу люди и домашний скот. Поодаль от тяжело ступающих волов черкешенка тащит на себе ношу одежды, ведя за руку смуглого, полунагого босого мальчика - сынишку, боязливо взглядывающего на'новую для него сцену суматохи и общего ужаса... Вслед за рабами с семьей наиба виден и значок еще в толпе нукеров. Новая ватага подходит к скользкому спуску. Вдали - разрушенная сакля, а перед нею, у камня, женщина остановилась, словно ошеломленная". Автор заметки называет художника "талантом глубоким и оригинальным".

Батальные картины П.Н. Грузинского сдержанны. Это своего рода драмы, варианты темы тяжких дорог войны. И этот лаконичный драматизм впечатляет особенно.

В своих картинах на военные темы Петр Николаевич Грузинский предстает художником-реалистом, вносившим в батальную живопись черты простоты и жизненной правды.



Просмотр содержимого документа
«ДЕЙНЕКА»

ДЕЙНЕКА Александр Александрович
(1899 - 1969)

Творчество Александра Александровича Дейнеки принадлежит к самым значительным явлениям советской художественной культуры. Все оно было обращено к будущему, к завтрашнему дню своей Родины, своего народа.

Родился Александр Александрович Дейнека 20 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Любовь к рисованию привела его, шестнадцатилетнего юношу, в Харьковское художественное училище. В 1918 году художник возвращается в родной город. Работает в Наробразе, разъезжает по губернии, готовится к празднованию первой годовщины Октябрьской революции, к этому времени относятся первые опыты монументальных работ. В 1919-20 годах Дейнека руководит изостудией при Курском губоно, в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжает на фронт. Пишет плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа". После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву. Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

В то время там преподавал В.А. Фаворский, прививший своему ученику вкус к работе над формой и композицией.

В конце 1924 года А.А, Дейнека начинает работать в журнале "Безбожник у станка", сотрудничает и в других изданиях советской периодической печати. Его рисунки появлялись на страницах журналов "Красная нива", "Смена", "Прожектор".

Большую пользу принесли ему творческие командировки по стране. В результате поездок появились его картины "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов"(1926), "Текстилыцицы"(1927).


Художника увлекла красота технических конструкций - ажурные переплеты мостов и заводских цехов. Ему нравились новые просторные рабочие помещения, в которых царил свет и воздух. Картина "На стройке новых цехов" пронизана легкой мажорной мелодией. В этом произведении есть и пафос, и радость труда.

В 1928 году, к 10-летию Красной Армии А. А. Дейнека пишет картину "Оборона Петрограда". Никому еще не удавалось в живописи с такой силой и убедительностью воплотить эпизод тех лет.

К теме гражданской войны художник обращается и в 30-е годы. Это картины "Наемники интервентов" (1931), "На допросе"(1933). Но основным содержанием его полотен стали современные ему люди, их труд, их будни. Каждое полотно, созданное в те годы - гимн красоте жизни, красоте людей.

Одно за одним пишет он свои широко известные полотна: "Игра в меч" (1932), "Купающиеся девушки" (1933), "Бег" (1934). Одной из лучших работ этого периода считается "Мать" (1932). В облике молодой женщины, величественной и нежной, естественно и гармонично сочетается физическое и духовное здоровье. "Мать" в трактовке Дейнеки воспринимается нами как нравственный и эстетический идеал человека нашего времени.

Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Крымские впечатления легли в основу картины "Будущие летчики" (1937). Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Загорелые мальчишки с увлечением обсуждают полет гидроплана, красота теплого севастопольского вечера, бездонность неба и синева моря наполняют картину истинной поэзией и романтикой.

B 1935 году А.А. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Он посещает Америку, Францию, Италию. Картины зарубежного цикла: "Улица в Риме" (1935), "Тюильри"(1935), "Негритянский концерт" (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. Тридцатые годы - пора расцвета творчества художника. С особым подъемом работает он над монументальными живописными произведениями, предназначенными для украшения интерьеров общественных зданий. О такой работе художник мечтал еще в годы юности. Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937).

Новый этап творчества в области монументального искусства А. А. Дейнеки был связан с мозаикой. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро "Маяковская". В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны.

Годы Великой Отечественной войны были для художника временем тяжелых испытаний и периодом большого творческого напряжения. В эти годы были созданы полотна "Оборона Севастополя", "Окраина Москвы"(1941 г.). По силе эмоционального воздействия -особо значима в творчестве художника картина "Оборона Севастополя". Это одна из самых драматических работ мастера. Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. Картина воспринимается как олицетворение силы духа советских людей, идущих на смерть за Родину.

Вслед за "Обороной Севастополя" появляется целый ряд картин на темы войны. Это "Тревожные ночи" 1942), "Сбитый ас"(1943) и другие.

Наступил долгожданный день победы. Таково содержание акварельного листа "Берлин, в день подписания декларации" (1945).

Кончилась война, и художник вновь обращается к изображению счастливых будней мирного времени. "Донбасс" (1947), "На просторах подмосковных строек" (1949), "Кузецы"(1957), "Тракторист"(1956), "У моря", "Рыбачки" (1956) - таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны.

Последние годы жизни художник безраздельно отдает любимому жанру - монументальному искусству. Это росписи в Челябинском театре оперы и балета, мозаики для здания Московского университета (1956), оформление павильона СССР на Международной выставке в Брюсселе (1958). В 1961 году художник участвует в убранстве Дворца съездов в Кремле. По его эскизам создается фриз с изображением гербов советских республик в фойе зала заседаний.

В 1964 году за серию мозаик "Люди страны Советов" ("Хорошее утро", "Хоккеисты", "Доярка", "Красногвардеец") Дейнека был удостоен Ленинской премии.

В 1969 году Александру Александровичу Дейнеке было присвоено звание Герря Социалистического Труда.

В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Первая выставка - 1960 год - организована Академией Художеств СССР и включала сравнительно немного работ. Вторая выставка - 1966 год - была организована Академией Художеств СССР при самом активном участии художника и уже включала в себя многие широко известные произведения из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Третья выставка - 1974 - посвящалась 75-летию художника и была организована по инициативе Курской картинной галереи. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника.

Собственностью Курской картинной галереи являются многие интереснейшие произведения А.А. Дейнеки. Среди них: "Футболист" 1932), "Пионер" 1934), "В оккупации" (1944), "Окраина Курска" (1947), "Мать и сестра" (1954), "После работы. Душ" (1954) и многие другие.

Искусство А.А. Дейнеки принадлежит России, обаяние его таланта испытывают многие художники, а богатое наследие великолепного мастера - неисчерпаемый источник эстетического наслаждения для миллионов любителей прекрасного.





Просмотр содержимого документа
«ИСТОМИН»

ИСТОМИН Константин Николаевич
(1887 - 1942)

Советское изобразительное искусство первых послеоктябрьских десятилетий теперь невозможно представить без таких этапных произведений, как "Заседание сельской ячейки" Е. М. Чепцова, "Оборона Петрограда" А.Л. Дейнеки, "Делегатка" Г.Г. Ряжского, "Рабфак идет" В.В. Иогансона, по достоинству занявших место в экспозициях лучших музеев и картинных галерей страны. В одном ряду с ними находится картина "Вузовки" Константина Николаевича Истомина, талантливого художника и замечательного педагога.

"Я родился в семье офицера армейской пехоты в Курске 7 января 1887 года", - напишет он в автобиографии. В Курске прошло его детство, здесь же начал он учиться в гимназии. В 1901 году семья переехала во Владивосток, куда перевели отца. Наряду с гимназией Истомин посещал там школу рисования. Большое впечатление осталось у него от произведений искусства Китая и Японии, особенно красочных гравюр и лубков со своеобразными сюжетами..

Когда вспыхнула русско-японская война, Истомины переселились в Харьков. В этом городе Константин завершил среднее образование и некоторое время занимался в художественной студии. Он принимал активное участие в революционных событиях 1905 года на стороне рабочих, был арестован и брошен в тюрьму. Выйдя из заключения, К.Н. Истомин летом 1906 года уехал в Германию с намерением целиком отдаться искусству.

Одним из крупных художественных центров Европы в ту пору был Мюнхен. Город славился прекрасными музеями - Старой и Новой Пинакотеками, Глиптотекой, в ней действовало несколько учебных заведений, из которых наибольшей популярностью у молодежи пользовались частные школы А. Ашбэ и Ш. Холлоши.К.Н. Истомина больше устраивала педагогическая система Холлоши, особенностью которой было совмещение лучших художественных событий с новыми достижениями изобразительного искусства.

Из Мюнхена К.Н. Истомин приехал в Москву и осенью 1909 года поступил на искусствоведческое отделение университета. "Шаг этот, - писал впоследствии художник, - был мне подсказан скорее желанием иметь отсрочку от военной повинности, чем желанием изучать историю искусств". И все же университет позволил ему стать по-настоящему образованным и культурным человеком. В студенческие годы он совершил путешествие по Греции и Италии, где все дышало воздухом античности и Возрождения. Летом 1913 года К.Н. Истомина призвали в армию. В первую мировую войну он командовал артиллерийской батареей, перенес контузию и операцию. Ко времени Октябрьской революции для него не было вопроса - с кем быть? В марте 1918 года он прибыл в Москву. Устроившись на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, Константин Николаевич занимался оформлением агитпоездов и первых советских праздников. В марте 1919 года он вступил в Красную Армию, но после ранения и перенесенного тифа был освобожден от воинской повинности. Военные годы оставили глубокий след в жизни К.Н. Истомина, но в творческом плане они оказались потерянным временем. Большинство рисунков, которые он выполнил в часы отдыха между боями на клочках бумаги, погибло. Однако некоторые заметки и записи позволили ему подготовить к десятилетию Октября графическую серию "Красная Армия в Донбассе", отмеченную премией.

Весной 1921 года после непродолжительной дипломатической службы Константин Николаевич был откомандирован в распоряжение Народного комиссариата просвящения для организации художественного рабфака. С той поры до конца жизни педагогическая деятельность стала его основным занятием.

В 1920 году на базе упраздненных Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища были созданы Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС), переименованные в 1928 году в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Позже он был реорганизован, и на основе его факультетов стали действовать несколько самостоятельных вузов, в том числе Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. К.Н. Истомин был профессором этих учебных заведений.

В воспоминаниях учеников он предстает как сердечный, обаятельный, отзывчивы! человек и широко эрудированный, строгий, принципиальный педагог. Он добивался, чтобы каждый студент оставался индивидуальностью, не терял своего гражданского и творческого ллца, но при этом находил себе место в коллективе. При собственных скромных материальных возможностях и почти аскетическом образе жизни Константин Николаевич часто приобретал малообеспеченным студентам краски, холст, кисти, выручал их в других трудных случаях.

Несмотря на сильную загруженность учебной работой, К.Н. Истомин находил время для творчества. В двадцатые годы он написал несколько пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровые картины "Пряхи" и "Чаепитие", "Жатва", "Мать и дитя", "За чисткой овощей", участвовал на выставках общества "4 искусства".

Наиболее зрелым произведением К.Н. Истомина является полотно "Вузовки", законченное в 1933 году. Сюжет картины предельно прост. В скромно, даже скупо обставленной комнате общежития за столом, занимаются две девушки, просто одетые, коротко подстриженные. За окном виден зимний городской пейзаж, и одна из "вузовок" в какое-то время залюбовалась его красотой. Картина при строгом, почти графическом цветовом решении отличается лиричностью и резко выделяется среди торжественно пышных произведений искусства тридцатых годов. Она была приобретена у автора для Третьяковской галереи.

Константин Николаевич пробовал себя в качестве иллюстратора, выполнил эскизы декораций и костюмов к некоторым спектаклям, но основные творческие силы отдавал станковой живописи. Интересны его размышления об искусстве, которые нашли выражение в теоретических работах и учебных программах.

Осенью 1941 года Московский художественный институт имени В.И. Сурикова был эвакуирован в Самарканд. В этом городе 28 августа 1942 года Константин Николаевич Истомин скончался. Судьба не баловала его - такое было время, но он всегда оставался оптимистом и не раз говорил: "Великое счасье жить и быть художником!"



Просмотр содержимого документа
«Каменев»

КАМЕНЕВ Лев Львович
(1833 - 1886)

В культурной жизни России второй половины девятнадцатого - начала двадцатого века выдающуюся роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок. Под уставом этого демократического объединения после В.Г. Перова и Г.Г. Мясоедова третью подпись поставил академик живописи Лев Львович Каменев.

Полна драматизма личная и творческая судьба художника. Местонахождение большинства его произведений неизвестно, и лишь немногие попали в музеи, картинные галереи. Мало сохранилось сведений о жизни живописца.

Л.Л. Каменев родился в 1833 году в Рыльске. Вскоре его отец, небогатый торговец, переехал с семьей в Астрахань. Настоящей купеческой хватки у него не было. На новом месте дела тоже складывались неважно. И Каменев - старший привлек к "делу" своего сына, оторвав его от учебы в гимназии. Знаменитый русский художник Константин Коровин вспоминает: "Мой дед, Михаил Емельянович Коровин, увидав что Л.Л. Каменев питает страсть к живописи, дал Каменеву пять тысяч рублей для поступления в Академию художеств в Петербурге Л. Л. Каменев служил в конторе моего деда".

Свой жизненный путь, не обещавший больших материальных выгод и славы, Каменев выбрал сознательно, вполне сформировавшимся человеком. Неизвестно, была ли попытка поступить в Академию художеств, но с 1854 года он занимается в пейзажном классе Московского училища живописи и ваяния - второго по значению художественного учебного заведения России.

Искусству пейзажа Каменев первоначально учился у К.И. Рабуса, но наибольшее влияние на него оказал А.К. Саврасов, молодой преподаватель училища, будущий автор прославленной картины "Грачи прилетели". Небольшая разница в возрасте, общность интересов, сходство характеров способствовали тому, что отношения между Саврасовым и Каменевым переросли в крепкую дружбу.

После окончания в 1857 году училища Л.Л. Каменев вскоре вступает в Общество любителей художеств, на выставках которого экспонирует свои произведения. В его ранних картинах - "Пейзаж с рекой" и "Пейзаж с избушкой" еще заметны следы ученичества. В 1S62 году Общество предоставило Л. Л. Каменеву возможность побывать за границей с целью совершенствования мастерства и знакомства с произведениями западных художников. Двухлетняя поездка, несомненно, оказала большое влияние на Каменева, и все же он очень тосковал по родине: "Я во сие вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и безбрежной далью". Наверное, поэтому картины, на которых живописцем изображена природа Швейцарии Германии, красивы, но не трогают душу.


В 1865-1866 годах Л. Л. Каменев пишет несколько картин, в которых показал себя проникновенным мастером пейзажа. Сродни народным песням и поэзии его полотно "Зимняя дорога" - прекрасное произведение русской живописи, по праву занимающее место в Третьяковской галерее.

В 1869 году Академия художеств удостоила Л.Л. Каменева звания академика за картины "Зимний вид из окрестностей Москвы" и "Вид из окрестностей села Поречья". В следующем году он стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, На первую передвижную выставку Л Л. Каменев представил две картины: "Туман. Красный пруд в Москве осенью" и "Летняя ночь", имевшие большой успех у зрителей и приобретенные П.М. Третьяковым. Особой силой эмоционального воздействия отличается первый из названных пейзажей.


В семидесятые годы Л.Л. Каменев много путешествует по стране, пишет картины, в которых использует волжские и украинские мотивы, работает в Подмосковье. Талант его достигает расцвета. Из произведений этого периода следует выделить "Пруд", "Перед грозой", "Летний пейзаж под Казанью", отличающиеся глубоким лиризмом и одухотворенностью.

Тяжелая болезнь рано начала подтачивать силы художника. Он поселяется в Саввинской слободе под Звенигородом - излюбленном месте русских пейзажистов и почти безвыездно проводит там последние годы. Слабеет здоровье, одна за другой преследуют беды. "Я горя хватил досыта, - сетовал Л.Л. Каменев Константину Коровину.- Вот один остался. Две жены схоронил. Одна-то ушла. И правду сказать - кому надо? Вот в деревне всю жизнь мыкаю. Здесь схоронил и двух детей".

В его этюдах последних лет, по свидетельству Коровина, "сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещенных вечерним солнцем деревень". В 1884 году Л.Л. Каменеву за пейзаж "Ручей" присуждается первая премия общества поощрения художников.

Умер Лев Львович Каменев 26 января 1886 года. Его произведения не стареют. Они и поныне служат воспитанию высокого чувства любви к родной земле.



Просмотр содержимого документа
«Лихин»

ЛИХИН Петр Константинович 
(1879 - 1967)

Имя старейшего курского художника Петра Константиновича Лихина известно многим любителям живописи. За долгую и творчески богатую жизнь им созданы интересные живописные произведения, многие из которых хранятся в музеях Курска, Суджи, Сум, Мичуринска.

Петр Константинович Лихин родился в июле 1879 года в Судже. Любовь к рисованию проснулась у мальчика с ранних лет. В судьбе талантливого юноши принял горячее участие проживавший в то время в Судже художник М.В. Нестеров.

Благодаря основательной подготовке Петр Лихин поступает в Одесскую рисовальную школу. Под руководством таких мастеров, как К. Констанди и Г. Ладыженского, Лихин овладевает мастерством реалистической школы и окончательно решает посвятить себя живописи. В 1900 году он окончил Одесскую рисовальную школу и поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали В. Маковский, И. Репин, П. Чистяков. В 1910 году П. К. Лихин представил в совет Академии свою дипломную картину "Мать". Работа была одобрена, и молодой дипломант получил звание художника с правом преподавания рисования в учебных заведениях страны.

Молодой художник возвращается в свой родной город Суджу, где занимается преподаванием рисования в Суджанском реальном училище. Затем он преподает в педагогическом техникуме, художественно-графическом педучилище и других учебных заведениях Курска и Суджи. Трудной, но благородной педагогической деятельности было отдано более 40 лет жизни. С 1934 года по 1951 год Петр Константинович Лихин жил и работал в Курске. Участвуя в культурной жизни города он был инициатором создания и руководителем художественной студии, его усилиями организована картинная галерея, первым директором которой он был. Когда в 1936 году в Курске было создано отделение Союза советских художников, он стал членом его правления. В Курской картинной галерее хранится более трех десятков работ П.К. Лихина. Среди них - "Обоз", "Трутни", "Грузчики", портреты М. Щепкина и П. Заломова, несколько пейзажей.


Портрет И. Поддубного

Картина "Обоз" выполнена в лучших традициях искусства передвижников, она подкупает зрителя своей реалистичностью, смелым рисунком, мягкостью колорита. В картинах "Трутни" и "Не поделили" П.К. Лихин остро и беспощадно изобличает духовенство, пресыщенную жизнь "святых отцов", алчность в погоне за барышами.

В годы первой мировой войны художником было написано большое полотно "Жертвы империалистической войны", потрясающее своим трагизмом. Работа над ним продолжалась в течение многих лет. Художник написал несколько произведений для Курского краеведческого музея: портреты передовых людей нашей области, картины из жизни Курского края.

В период Великой Отечественной войны П.К. Лихин создал картины: "Зверства немецких фашистов в партизанской деревне", "Грозные тучи на Западе" и другие. Его произведения демонстрировались на всех областных выставках, на республиканских выставках в Москве, организованных в 1928 и 1946 годах.

Возвратившись в 1951 году в свою родную Суджу, Петр Константинович по-прежнему большую часть времени уделял живописи. Замечательны пейзажи, в которых он воспевает красоту и богатство родной природы. До конца своей жизни Петр Константинович Лихин продолжал упорно трудиться.

Умер он 27 февраля 1967 года.



Просмотр содержимого документа
«Соломаткин»

СОЛОМАТКИН Леонид Иванович
(1837 - 1883)







Человеком большой одаренности и трагической судьбы, "веселым пессимистом" вошел в историю русского искусства замечательный художник Леонид Иванович Соломаткин.

Он происходил из мещан города Суджи и родился в 1837 году, когда Россия оплакивала своего гения А.С. Пушкина. Рано потеряв родителей, Соломаткин, по его словам, "перенес все, что достается на долю бедняка-сироты". Чтобы заработать на хлеб, ему пришлось быть подпаском, погонщиком, чумаком, работником у торговца-армянина. В детстве и юности он исходил и исколесил почти всю Украину, терпел лишения, издевательства, голодал. Однако жизненные невзгоды не погасили в нем природной любознательности, закалили его характер.

Пристрастие Соломатина к искусству началось с дешевых народных книжек, лубочных картинок, карикатур. В них он почерпнул многое для своего творчества: подлинный демократизм, разнообразие сюжетов, искренний юмор, нередко переходящий в острую сатиру. Первые навыки в рисунке и живописи приобретены им самостоятельно.

В 1855 году Л.И. Соломаткин по совету художника М.Е. Мельникова отправляется из Николаева в Москву, где поступает в Училище живописи и ваяния. В этом учебном заведении получали художественное образование талантливые выходцы практически из всех сословий Российской империи. Соломаткин усваивает уроки не только преподавателей, но и старших товарищей. Сильное влияние на него оказывает В.Г. Перов, будущий автор "Чаепития в Мытищах", "Сельского крестного хода на пасхе" и других картин.

Учеба Соломаткину давалась легко, но в быту, как и раньше, его преследовала нужда. Он не гнушается никакой работой ради скромного заработка, затем начинает получать гонорары за свои художественные произведения. До нас дошла одна из первых его ученических картин "Солдаты, пришедшие на постой, в деревню".

Тема солдатчины тревожила Л.И. Соломаткина, поскольку он сам, как мещанин, подлежал рекрутскому набору. Чтобы избавиться от этого, он поступает вольноприходящим учеником в Академию художеств, и с осени 1861 года живет в Петербурге. Здесь царили иные порядки и отношения, более казенные, чем в Москве. Общительному и восприимчивому Соломаткину такая обстановка претит, учеба им отбывается как повинность. И все же он жадно изучает искусство своих современников, копирует в Эрмитаже "малых голландцев".

Шестидесятые годы XIX века отмечены резким подъемом демократического движения. На арену общественной и культурной жизни выступают разночинцы. Новые веяния захлестнули искусство. В живописи предпочтение отдается бытовому жанру. Соломаткин пишет картины, сделавшие его имя известным: "Именины дьячка", "Возвращение с охоты", "У трактира", "В погребке". Последнее из названных произведений приобретает для своей галереи П.М. Третьяков.

Небывалый успех на выставке в 1864 году имела картина Соломаткина "Славильщики городовые". Она принесла автору заслуженную славу, первую серебряную медаль и материальное вознаграждение. П.М. Третьяков назвал ее "прелестной", желал, но не мог приобрести, так как картина была уже продана. В последующие годы художник исполнил несколько повторений этого произведения, отличающихся друг от друга композицией, количеством персонажей, некоторыми деталями интерьера при неизменном сюжете.

Удачным считается вариант, написанный в 1871 году и принадлежащий Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. Перед нами прихожая в купеческом доме, куда на рождественский праздник пришли "христославить" городовые. Этот добрый старый обычай был весьма популярен в народе. Славильщиков угощали, давали им деньги, подарки. В сцене, изображенной Соломаткиным, городовые заканчивают пение в честь хозяина, копающегося в бумажнике, и искоса наблюдают, сколь щедро их одарят. "Во всем этом, в каждой подробности комнатки, в лицах, позах, - писал знаменитый критик В.В. Стасов, - столько комизма, разнообразной правды, что нельзя от всей души не радоваться на этот чудесный, свежий отпрыск федотовской школы".

В январе 1866 года Соломаткин покидает Академию художеств со званием художника и чином четырнадцатого класса, самого низшего по принятой тогда "табели о рангах". С этого времени биографические сведения о нем практически отсутствуют. Круг интересов, которыми он жил, можно определить , по названиям его картин. Преобладающей темой становится жизнь городских низов. "У питейного дома", "В трактире", "Шарманщик", "Прохожий у забора", "Веселая жизнь у кабака", "После ночного обхода", "Бездомные" - таковы названия его небольших полотен.

Несколько картин изображают мир артистов, влачивших убогое бродячее существование "Артисты на привале", "Петрушка", "Репетиция в сарае", "Канатоходка". Сочувствием к судьбам солдат и инвалидов проникнуты "Проводы рекрутов", "За пенсией", "Пора обедать".

С нескрываемым презрением художник высмеивает власть имущих. Сохранилось воспоминание великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, как Соломаткин ответил Трепову на предложение писать его портрет: "Помилуйте, не могу равнодушно видеть генералов. Как наденут эполеты и пришпилют к груди все эти финтифлюшки, так под ложечкой и начинается. Щекотит до истомя. Вот и ваше превосходительство мне индейским петухом представились". Между тем это тот самый изувер Трепов, петербургский градоначальник в которого стреляла революционерка Вера Засулич, и мотивы ее покушения были признаны оправдательными. Свое отношение к мирским и духовным угнетателям Соломаткин увековечил в картинах "Выход архимандрита", "Старый быт", "Вход губернаторши в церковь", "Купец, читающий "Апостола" в церкви", "Пирушка "дельцов", "Важная особа".

В творчестве художника находит отражение вечная тема брака. Шедевром признана его "Свадьба", отличающаяся продуманной композицией и гармоничным колоритом. Полно неподдельного юмора полотно "Переезд с дачи".

Неустроенный быт, сырой петербургский климат, пагубная страсть к алкоголю рано подточили некогда богатырское здоровье Соломаткина. Но он по-прежнему много трудится, уступая за бесценок дельцам от искусства свои работы. Последние дни его ужасны. Почти слепой, оглохший, изможденный чахоткой, он был подобран где-то на улице и помещен в больницу для бездомных.

4 нюня 1883 года художника не стало.

Творчество Соломаткина выдержало проверку временем, а ныне его произведения, скромные по размерам, но богатые содержанием, привлекают внимание многочисленных посетителей художественных музеев, галерей в выставок.



Просмотр содержимого документа
«Трутовский»

ТРУТОВСКИЙ Константин Александрович
(1826 - 1893)

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи экспонируется небольшая картина, изображающая группу крестьян, собравшихся в праздничный день у трактира. Под немудреную мелодию балалайки лихо отплясывают захмелевший мужик со своей партнершей. Им в такт хлопают в ладоши и притопывают ногами односельчане. Здесь же в тени продолжается пирушка, а рядом расположились вездесущие ребятишки. Все детали этого произведения свидетельствуют о присущих автору большой наблюдательности и глубоком знании быта своих героев. Название картины - "Хоровод в Курской губернии". Появившись на выставке в 1860 году, она получила теплый прием у зрителей и была одобрена журналом "Современник" как живая сцена из жизни простого народа. Написал ее художник Константин Александрович Трутовский.

Он родился в Курске 26 января 1826 года, а в дальнейшем неоднократно и подолгу жил в Курской губернии. Детские годы Трутовского прошли на Украине, в имении отца, харьковского помещика, большого любителя искусства, заметившего и поощрявшего увлечение сына рисованием. Впечатления детства на всю жизнь определили интерес художника к украинскому быту, преданиям, красочным народным обрядам!

В 1839 году, после четырехлетней учебы в частном пансионе, Трутовский поступает в Николаевское инженерное училище в Петербурге, где подружился с будущим великим писателем Ф.М. Достоевским. Влияние Достоевского на Трутовского было огромным. Он помог начинающему художнику полюбить классическую литературу, обратил его внимание на произведения Н.В. Гоголя.

В училище, готовившем военных топографов, Трутовский занимался рисованием не только на уроках, но и самостоятельно, выделяясь среди товарищей своими художественными способностями. После окончания училища он был оставлен в этом учебном заведении в качестве преподавателя живописи и архитектуры. Одновременно Трутовский поступает в Академию художеств, где совершенствует профессиональное мастерство. В Академий царил культ исторической живописи, но молодого художника увлекает изображение повседневного быта. Его кумиром становится П.А. Федотов, чьи знаменитые картины "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора" в то время гремели на выставках.

Сороковые годы XIX века, несмотря на царившие палочные порядки, были временем подъема общественной мысля. Большое влияние на формирование взглядов молодежи оказывали статьи В.Г. Белинского, требовавшего от литературы и искусства критического реализма, народности. Под влиянием этих идей развивалось и творчество Трутовского. Через Достоевского он сближается с петрашевцами я только по чистой случайности не разделяет их судьбу. Тогда же Трутовский знакомится с писателями С.Т. Аксаковым, И.С. Тургеневым, Т.Г. Шевченко, Д.В. Григоровичем, много читает.

В 1850 году художник выходит в отставку и проживает сначала в Харьковской, затем в Курской губернии. Первыми серьезными работами Трутовского в искусстве были акварельные листы для "Альбома сцен малороссийской жизни", исполненные в начале 50-х годов. В них правдиво показаны нравы помещиков -крепостников, быт простых тружеников. Пробует себя Трутовский и в живописи масляными красками. Характерны темы его картин: "Уездная лавочка", "Слепой старик, обучающий мальчика игре на скрипке", "Сцена на ярмарке". Изображенные здесь крестьянские типы полны обаяния, но их душевной красоте противостоит окружающая действительность. Бедное жилье, убогая обстановка, жалкие лохмотья - все говорит о тяжелой доле селян.

В конце 50-х - начале 60-х годов в России шла подготовка к отмене крепостного права. Этот вопрос горячо обсуждался в кругу деятелей культуры, находил отражение в литературе и искусстве. Рисунки и картины Трутовского, полные неподдельной любви к простому народу и обличающие провинциальное дворянство, пользовались заслуженным успехом, их появление приветствовал ярый поборник нового русского искусства В.В. Стасов. В таких произведениях, как "Танец крепостных", "Приживалка", "Помещики-политики", "Игра в карты" и других художник правдиво показал мир пореформенной деревни, разделенной на два лагеря. С одной стороны, бары, проводящие время за картами и в кутежах, с другой -крепостные, порою забитые нищетой и издевательствами, но в большинстве. мудрые и полные человеческого достоинства.

За картины из народного быта Трутовский получает в 1856 году звание свободного художника. Через некоторое время он совершает поездку за границу, где на него огромное впечатление произвели произведения Рафаэля и фламандских художников.

Несколько лет К.А. Трутовский работал в одном из курских земств. Это позволило накопить обширный материал для творчества. Жизнь здешних крестьян отображена в уже упомянутой картине "Хоровод в Курской губернии", за которую художник получил звание академика, в полотнах "Беглый", "Переселенцы в Курской губернии" - лучшей, по. оценке Стасова, работе Трутовского.

Много труда вложил Константин Александрович в книжную иллюстрацию. Им выполнены рисунки к сочинениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Шевченко, Гончарова и других писателей. Особенно интересны иллюстрации к басням Крылова. Любопытно, что художник рисует не персонажей басен - зверей, птиц, рыб, растения, а тех, кто подразумевался под ними. Это опять же крестьяне и помещики, мастеровые и купцы, чиновники и вельможи - целая галерея представителей всех сословий тогдашней России.

Значительную часть своего творчества К.А. Трутовский посвятил Украине, способствуя тем самым сближению и взаимному обогащению культур двух братских народов. Темы многих картин навеяны прозой и стихами Гоголя, Шевченко, Марко Вовчка, а также подсказаны реальной жизнью. Таковы "Свидание", "Колядки на Украине", "Масленица на Украине", "Сорочинская ярмарка", "Свадебный выкуп", цикл рисунков для альманаха "Живописная Украина", издаваемого Л.М. Жемчужниковым.

Десять лет, с 1871 no 1881 год, Трутовский находился на педагогической работе, занимая должность инспектора Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Современники отмечали в нем доброту, большое жизнелюбие, теплый юмор. Обладавший незаурядными литературными способностями, подмеченными еще СТ. Аксаковым, Константин Александрович написал интересные воспоминания, сопроводив их собственными рисунками.

Произведения К.А. Трутовского, созданные в последние годы жизни, по-прежнему полны социальной глубины. В них художник поднимается до обличения существующих порядков и выступает защитником угнетенных. Полна трагизма, например, его картина этого периода "Больной".

Замечательный живописец, прекрасный иллюстратор, Трутовский оставил большое художественное наследие, в котором проникновенно поведал о том, что видели его проницательные глаза, что впитывала чуткая и деликатная душа. Несколько произведений Трутовского есть в собрании Курской областной картинной галереи имени А.А. Дейнеки.

Умер Константин Александрович Трутовский 17 марта 1893 года.



Просмотр содержимого документа
«Чепцов»

ЧЕПЦОВ Ефим Михайлович
(1875 -1950)

Наш земляк художник Ефим Михайлович Чепцов сыграл значительную роль в становлении и развитии советской жанровой живописи.

Родился он 10 января (по новому стилю) 1875 года в селе Медвенке Курской губернии. Отец его был малярм и иконописцем. Мальчик рано начал помогать ему, тогда и проявились у него незаурядные способности к рисованию. Отец определил сына на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре.

Двадцатилетний Е. Чепцов отправился " на заработки" в Петербург. Работал художником в журналах, позже поступал в мастерскую, одним из основателей которой был И.Е. Репин. В 1903 году Чепцов совершает первую поездку за границу, принимает участие в росписи храма во Флоренции.

С 1905 по 1911 год Е.М. Чепцов учится в Академии художеств. Сильное влияние на формирование его взглядов и мастерства оказали преподававшие в Академии замечательные художники И.Е. Репин, В.Е. Маковский.

В 1911 коду за картину "У доктора" Е.М. Чепцов получал звание художника и право на заграничную кокандировку. Он посещает художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселяется на острове Капри. Здесь художник познакомился с A.M. Горьким. Ряд своих работ Чепцов посвятил Италии.

Возвратись в Россию, Е.М. Чепцов зимой живет в Петрограде, а на лето приезжает на Родину, в Медвенку. Здесь он делает многочисленные зарисовки, этюды. Художник хорошо запомнил напутствие великого Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию". В своих работах этого времени Чепцов правдиво показывает тяжелую жизнь русского крестьянства.

В Медвенке Чепцов встретил весть о Великой Октябрьской революции, здесь он жил и работал в первые годы Советской власти. Художник зорко всматривается в разбуженную животворным дыханием революции сельскую действительность, сам активно включается в культурно-просветительную работу на селе, создает любительский театральный коллектив.

В 1922 году Е.М. Чепцов уезжает на постоянное жительство в Ленинград, где вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Но и позже Чепцов часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке. Родная курская земля служила ему источником новых впечатлений, обогащала новыми темами.

Созданные Е.М. Чепцовым в 1924-1926 годах картины "Заседание сельской ячейки", "Переподготовка учителей", "Проведение дня кооперации в деревне" явились одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне. Они привлекли широкое общественное внимание живым интересом их автора к новым социальным и культурным явлениям деревенской жизни, точностью бытовых деталей, правдивым изображением облика и глубоким раскрытием характеров новых людей молодого советского общества.

Отмечая достоинства картины Е.М. Чепцова "Заседание сельской ячейки", глубокое раскрытие характеров, изображенных на ней новых людей деревни, сельских коммунистов, А.В. Луначарский писал. "Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова".

И позднее Чепцов писал произведения на темы сельской жизни. Во многих своих картинах ("Уборка урожая", "Прополка свеклы") он стремился передать радость мирного труда, новь колхозного села.

Ефим Михайлович был великолепным портретистом и мастером пейзажа. На его полотнах ярко отображена своеобразная красота природы родного и бесконечно дорогого ему курского края.

Широко известны картины Е.М. Чепцова, посвященные Великой Отечественной войне: "Последние известия с фронта", "Среди родных". В них художник запечатлел суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом. Говоря об этих героях, Ефим Михайлович подчеркивал, что при создании их стремился "к большой простоте и углубленности в разработке темы".

Ефим Михайлович вел большую преподавательскую работу. Многие его ученики стали известными художниками.

В 1946 году Е.М. Чепцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Многие работы Е.М. Чепцова, созданные им в различные периоды творчества, экспонируются в Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. На курской земле живут люди, послужившие прототипами героев многих произведений замечательного мастера.

Художник продолжал трудиться до последних дней своей жизни.

Умер Е.М. Чепцов в 1950 году.



Просмотр содержимого документа
«Шварц»

ШВАРЦ Вячеслав Григорьевич 
(1838 - 1869)

Творчество В.Г. Шварца явилось решительным шагом в создании подлинной исторической живописи в России. "Живые исторические образы в правдивой исторической обстановке", - таков был девиз художника. Он стремился воссоздать самый дух исторической эпохи.

Вячеслав Григорьевич Шварц родился в 1838 году в городе Курске. Первые годы его жизни прошли в пограничной крепости на Кавказе, где служил его отец, боевой генерал, герой 1812 года. Отец был просвещенным человеком, сам немного рисовал и имел значительную коллекцию картин иностранных и русских художников.

Когда мальчику исполнилось 8 лет он вместе с матерью и младшим братом переехал сначала в Москву, а затем в имение отца Белый Колодезь Щигровского уезда Курской губернии. Отец, продолжавший служить на Кавказе, постоянно интересовался образованием сыновей и поощрял успехи Вячеслава в рисовании.

В 1853 году Шварц поступает в Царскосельский лицей. Здесь еще были живы традиции пушкинской поры. Много внимания уделяется гуманитарным дисциплинам. Преподавалось и рисование, так что юноша мог продолжать свое любимое занятие. Его преподавателями рисования были Василевский, а позднее Мещерский. К концу пребывания в лицее художественные интересы занимают все большее место в жизни Шварца. Тогда же формируется его интерес к истории.

Весной 1859 года Шварц оканчивает лицей, и в сентябре того же года поступает в университет на историко-филологический факультет. Почти одновременно он поступает в Академию художеств и начинает заниматься по батальному классу Б.П. Виллевальде.


1859 год можно считать началом серьезного увлечения Шварца русской исторической тематикой и годом его рервых творческих исканий.

Увлечение историей развивается у молодого художника под влиянием лекций Н.И. Костомарова, которые он слушал в университете. Вскоре завязалось личное знакомство с историком, Шварц постоянно показывает Костомарову свои рисунки и они вызывают у него неизменное одобрение.

В 1860 году написаны два историко-батальных произведения "Куликовская битва" и "Взятие Казани Иоанном Грозным". Здесь видно стремление ощутить реальность исторического события, создать психологическую атмосферу битвы, борьбы двух сил, причем все симпатии художника принадлежат русским.

В 1861 году В.Г. Шварц уезжает за границу. Он путешествует по Германии, осматривая исторические памятники, наблюдая жизнь незнакомого народа. Вернувшись в Россию, в том же году он приступил к работе над картоном "Иоанн Грозный у тела убитого им сына". В тяжелой задумчивости сидит Грозный в кресле, вцепившись рукой в складки погребального покрова. У ног брошены четки и страшный железный посох. В его душе смешались разные чувства: отчаяние отца, скорбь государя, лишившегося наследника, упрямая воля деспота.

Впервые картон был показан на выставке 1862 года, художник получил Большую серебряную медаль.

Это было начало серии исторических композиций эпохи Ивана Грозного, сделанных Шварцем в 1862-64 годах. В тот период была написана картина "Посол от князя Курбского", пять иллюстраций к "Песне о купце Калашникове" четыре к историческому роману А.К. Толстого "Князь Серебряный". Художник помогает зрителю окунуться в седую старину, дорисовывая средствами изобразительного искусства то, что бессильно изобразить самое красноречивое литературное описание.

В начале 1863 года В.Г. Шварц отправляется в свое второе заграничное путешествие. Он вновь посещает Германию, а затем едет в Париж. Здесь он сближается с группой русских художников, посланных Академией за границу, среди них был Перов. Они посещают народные празднества, балы, рынки, ярмарки, изучают народный быт, делают зарисовки. Однако и вдали от Родины Шварц не изменяет русской исторической теме.

Художник вернулся домой весной 1864 года и с жаром принялся за изучение допетровской Руси. Две исторические личности - Иван Грозный и царь Алексей Михайлович занимают его.

Большим событием в жизни Вячеслава Григорьевича Шварца было избрание его в члены Археологического общества в январе 1865 года за картины из русской истории.

В том же году он пишет картины "Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматы", "Вербное воскресенье во времена Алексея Михайловича", за последнюю художник получил звание академика.

Вскоре Шварц был назначен от Академии художественным комиссаром Русского отдела на Парижской Всемирной выставке 1867 года. На этой выставке, благодаря стараниям Шварца, впервые были широко представлены мастера нового реалистического искусства во главе с Перовым.

В последний период недолгой жизни В.Г. Шварца большое место в его творчестве занимают картины из эпохи царя Алексея Михайловича.. Среди них "Иностранные послы в посольской избе XVII века", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме", "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче".

Большую часть своего времени художник проводит в имении родителей в Курской губернии, где работает над эскизами к картине "Вешний поезд царицы на богомолье..."

Эта картина отличается непосредственностью и свежестью ощущения исторической эпохи. Бескрайнее раздолье, скромная прелесть русской природы и живущие своей будничной жизнью люди далекого прошлого, нерасторжимо слившиеся с окружающей обстановкой - все это делает картину наиболее зрелым и поэтичным созданием Шварца.

Это была его последняя работа. Она открыла неизвестный доселе жанр русского исторического пейзажа. В этом большая заслуга художника в истории русского искусства.

В 1869 году Вячеслав Михайлович Шварц скоропостижно скончался.



Просмотр содержимого презентации
«КУРСКИЕ ХУДОЖНИКИ»

ХУДОЖНИКИ  ЗЕМЛИ КУРСКОЙ Презентацию подготовила учитель начальных классов МКОУ «Заолешенская ООШ» Суджанского района Курской области Кущенко В.П .

ХУДОЖНИКИ

ЗЕМЛИ КУРСКОЙ

Презентацию подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Заолешенская ООШ»

Суджанского района

Курской области

Кущенко В.П .

ДЕЙНЕКА Александр Александрович  (1899 - 1969) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ДЕЙНЕКА

Александр

Александрович (1899 - 1969)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

1929-30 Порт с кораблями. . 1920-30 Двор.

1929-30 Порт с кораблями.

.

1920-30 Двор.

1934 Гроза заходит. Дождь. 1934 Деревня .

1934 Гроза заходит. Дождь.

1934 Деревня .

1935 Натюрморт с дичью. 1935 Площадь в Риме.

1935 Натюрморт с дичью.

1935 Площадь в Риме.

1938 Мозаичное панно ст. м. Маяковкая. 1941 «Левый марш».

1938 Мозаичное панно

ст. м. Маяковкая.

1941 «Левый марш».

1944 Раздолье. 1945 Берлин. Аллея побед

1944 Раздолье.

1945 Берлин.

Аллея побед

1954 Снегурочка. 1968 Все флаги в гости летят к нам.

1954 Снегурочка.

1968 Все флаги в гости

летят к нам.

ИСТОМИН Константин Николаевич  (1887 - 1942) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ИСТОМИН Константин Николаевич (1887 - 1942)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

В мастерской Вузовки

В мастерской

Вузовки

Девушка в голубом Зима

Девушка в голубом

Зима

Лидочка Московский пейзаж

Лидочка

Московский пейзаж

КАМЕНЕВ  Лев Львович  (1833 - 1886) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

КАМЕНЕВ Лев Львович (1833 - 1886)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Весна Вид из окрестностей села Поречье

Весна

Вид из окрестностей

села Поречье

Зимний пейзаж Вид на реку Казанку

Зимний пейзаж

Вид на реку Казанку

Водопад Лес

Водопад

Лес

Пейзаж Ручей

Пейзаж

Ручей

ЛИХИН Петр Константинович  (1879 - 1967) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ЛИХИН

Петр Константинович (1879 - 1967)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Портрет Ивана Поддубного

Портрет

Ивана Поддубного

Росписи Спасо-Преображенского храма в слободе Замостье Суджанского района Курской области

Росписи Спасо-Преображенского храма в слободе Замостье Суджанского района Курской области

СОЛОМАТКИН Леонид Иванович  (1837 - 1883) Автопортрет СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

СОЛОМАТКИН

Леонид Иванович (1837 - 1883)

Автопортрет

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Бродячий музыкант Губернаторша входящая в церковь

Бродячий музыкант

Губернаторша входящая в церковь

Вечеринка  у приказчика Зима. Метель.

Вечеринка у приказчика

Зима. Метель.

Крестный ход На клиросе

Крестный ход

На клиросе

Открытие памятника Екатерины II Петрушка

Открытие памятника Екатерины II

Петрушка

Пожар в деревне У забора

Пожар в деревне

У забора

ТРУТОВСКИЙ Константин Александрович  (1826 - 1893) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ТРУТОВСКИЙ

Константин Александрович (1826 - 1893)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

В половодье Колядки в Малороссии

В половодье

Колядки в Малороссии

У плетня Надевают венок

У плетня

Надевают венок

Переселенцы из Курской губернии Приезд учительницы

Переселенцы из Курской губернии

Приезд учительницы

Сельская учительница Украинская ночь

Сельская учительница

Украинская ночь

Хоровод в Курской губернии

Хоровод в Курской губернии

ЧЕПЦОВ Ефим Михайлович  (1875 - 1950) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ЧЕПЦОВ

Ефим

Михайлович (1875 - 1950)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Заседание сельячейки. 1924 . Переподготовка учителей. 1926.

Заседание сельячейки. 1924 .

Переподготовка учителей. 1926.

Проведение Дня кооперации в деревне. 1926

Проведение Дня кооперации в деревне. 1926

Село Медведково. 1917. Слушают. 1915.

Село Медведково. 1917.

Слушают. 1915.

Соседки (Остров Капри). 1913. Среди родных. 1945.

Соседки

(Остров Капри). 1913.

Среди родных. 1945.

ШВАРЦ Вячеслав Григорьевич (1838 - 1869) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ШВАРЦ

Вячеслав Григорьевич

(1838 - 1869)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича

Вербное воскресенье в Москве во времена царя Алексея Михайловича

Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву

Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

Въезд Шуйского и

де Ла Гарди в Москву

Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным

Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы) Угощение боярина (князь Серебрянный  в гостях у боярина Морозова)

Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)

Угощение боярина (князь Серебрянный

в гостях у боярина Морозова)

ГРУЗИНСКИЙ Петр Николаевич (1837- 1892) СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

ГРУЗИНСКИЙ

Петр

Николаевич

(1837- 1892)

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Самая знаменитая картина художника –

Самая знаменитая картина художника –

"Русская тройка"

В отпуск В дозоре

В отпуск

В дозоре

Домой Масленица

Домой

Масленица

Кавказ Уборка хлеба

Кавказ

Уборка хлеба

Масленица

Масленица

Источники  http://old-kursk.ru/mans.html  http://www.artsait.ru/index.htm

Источники http://old-kursk.ru/mans.html http://www.artsait.ru/index.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Художники земли курской

Автор: Кущенко Валентина Павловна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий классного часа «Певец земли русской.  О творчестве Г. В. Свиридова»"
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-klassnogho-chasa-pieviets-ziemli-russkoi-o-tvorchiestvie-g-v-sviridova"
    ["file_id"] => string(6) "308764"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458660357"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тема урока: " Красота и правда песен о Великой Отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-uroka-krasota-i-pravda-piesien-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "294528"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650766"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Экскурсия в село Куракинское"
    ["seo_title"] => string(31) "ekskursiia_v_sielo_kurakinskoie"
    ["file_id"] => string(6) "433315"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1508410980"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Мы помним! Мы гордимся! "
    ["seo_title"] => string(23) "my-pomnim-my-ghordimsia"
    ["file_id"] => string(6) "118657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413209662"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Золотые ворота в Древнюю Русь "
    ["seo_title"] => string(32) "zolotyie-vorota-v-drievniuiu-rus"
    ["file_id"] => string(6) "136210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417071613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства