kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Невероятные краски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕЦЕНЗИЯ на исследовательскую работу по изобразительному искусству Думбровской Арины, обучающуюся 4 «Б» класса МБОУ СОШ №93 «НЕВЕРОЯТНЫЕ КРАСКИ» 1. Данная исследовательская работа является актуальной, так как на занятиях изобразительным искусством обучающиеся не используют краски домашнего приготовления. В основе мотивации исследовательской инициативности лежит детская любознательность. Сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции. 2. Данная работа выполнена в соответствии с требованиями к оформлению исследовательских работ, состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы, сопровождается презентацией. 3. Во введении ребёнок обосновывает причины, побудившие его к работе над исследованием, определяет объект исследования, цель, задачи, методы и гипотезу. 4. В теоретической части участник проекта описывает историю возникновения красок и процесс приготовления. Даётся чёткое понятие пигменту и связующему веществу. 5. Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость. Обучающаяся при небольшой помощи друзей-одноклассников, провела 4 эксперимента по созданию чёрной акварельной краски (активированный уголь+ клей ПВА, активированный уголь+ мёд), акварельной краски красных оттенков (сок клубники, смородины и клюквы с мёдом), масляной краски (розовая глина+ подсолнечное масло), темперной краски (мел+ яйцо). 6. В заключении Арина приходит к выводу, что по итогам проведённого исследования, приготовить некоторые краски можно в домашних условиях, но они будут отличаться по качествам и по консистенции. Также полученные краски имеют преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета; недостатки - трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить. 7. Ценность работы состоит в том, что Арина смогла проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт, который стимулирует познавательную и практическую деятельность, расширяет её кругозор, формирует практические умения, содействует становлению творческой личности. 8. Таким образом, настоящая работа может быть оценена положительно и рекомендована для использования на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности. Учитель изобразительного искусства Р.В.Акулич
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Невероятные краски" »

X районный конкурс

творческих исследовательских работ







Исследовательская работа по изобразительному искусству

«НЕВЕРОЯТНЫЕ КРАСКИ»





Автор: Думбровская Арина

4 «Б» класс, МБОУ СОШ №93



Научный руководитель:

Сударикова Ритта Викторовна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №93





Барабинск, 2014

Содержание:



Введение……………………………………………………………..3 стр.

    1. История возникновения красок……………………………….4 стр.

    2. Процесс приготовления красок………………………………..7 стр.

    3. Описание экспериментов…………………………………….....7 стр.

    4. Результаты экспериментов…………………………………… 14 стр.

Используемая литература…………………………………………… 15 стр.











































Введение

Когда все вместе плыли мы на корабле

И потерпели кораблекрушенье,

То догребли мы на одном весле

Все впятером до острова спасенья!



И, остров тот необитаем был-

Чудесный остров в Средиземном море,

Он нас там кипарисами укрыл,

Мы впятером остались поневоле.



Пусть долго не спасает нас никто,

Нам было всем там, чем заняться:

Нам было рисовать легко,

Творить, чудить и улыбаться.



Конечно, мы все любим рисовать… Но когда мы оказались впятером на необитаемом острове, то поняли, что не всё наше имущество уцелело. На берег острова выплыл только один сундук, в котором находились: книги, бумага, кисти, клей, мел, косметическая глина, на дне сундука мы нашли чашечку и ступку, из медицинских препаратов сохранился только активированный уголь, а из продуктов – ягода, немного мёда, подсолнечное масло и несколько яиц. Я была расстроена, так как красок в сундуке не было, а мне так хотелось нарисовать все красоты острова. Что же делать??? Смогу ли я сама изготовить краски из того что есть? Помогут ли мне мои друзья? И мы решили искать ответы в книгах…



«Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, вначале - палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже кто-то придумал смешивать цветную глину с яичным желтком или мёдом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру».

Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, где же художники брали краски? Я задумалась можно ли изготовить краски самим?

Объект моего исследования - краски.

Цель исследования - узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.

2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.

3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.

4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.

5. Нарисовать рисунки из полученных красок.



При выполнении работы я буду использовать следующие методы исследования:

- метод эксперимента;

- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);

- метод передачи информации с помощью практической деятельности.

Гипотеза исследования: краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.



1.1.История возникновения красок

Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажу.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.


Икона, написанная более 600 лет назад Икона, написанная в наше время


Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.





1.2.Процесс приготовления красок

Я прочитала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название красок




Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель



+

+

Гуашь



+

+

Масляная

+



+

Темпера


+





Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз

1.3.Описание экспериментов

У нас были как раз в сундуке некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составила план четырёх экспериментов. Мои друзья решили мне помочь, а я наблюдала за процессом, контролировала и анализировала.

1) Сначала мы решили создать акварельные краски

Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.



План эксперимента № 1

  1. Таня взяла активированный уголь (очищенный уголь).

2. Измельчила уголь в порошок в ступке пестиком.

3. Просеяла порошок.

4. Смешала уголь с клеем ПВА.



Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда Таня уголь смешала с клеем, то получила красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также она попробовала активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок.



Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.







План эксперимента № 2

А Лиза попробовала создать акварельные краски других цветов.



  1. Взяла различную ягоду - смородину, клюкву, клубнику.

2. Выдавила в разные стаканчики сок.



3. Смешала сок с мёдом.











4. Нарисовала красивые и нежные цветы.

Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.

2) Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем.

Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.

План эксперимента 3

1. Георгий взял пакетик розовой глины.

4. Смешал глину с подсолнечным маслом.

Глина с маслом смешалась однородно, дала коричневый цвет, краска хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.

Создать масленую краску ближе к натуральному Георгию не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.



3) Создание темперных красок

Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно.





План эксперимента 4

  1. Полина измельчила мел в порошок.

2. Смешала мел с яйцом.

Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным.



Наша увлекательная, волшебная жизнь на необитаемом острове заканчивается, так как на горизонте показался корабль, который плывёт за нами и увезёт нас всех в реальность школьной жизни школы 93.





    1. Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличались по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.



ВЫВОД:

Преимущество - экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета.

Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить такие краски, как у нас, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд).





Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и мы не смогли устоять, и нарисовали несколько рисунков, которые, надеемся, натолкнут вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать!





Используемая литература:



  1. Наталья АНВИП «Необитаемый остров» (стихотворение)

  2. Алексеева В.В., Что такое искусство?. – М.: Советский художник, 1973.

  3. Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.: Дрофа, 2003.

  5. Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

  6. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

  7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru






Страница 0






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Невероятные краски"

Автор: Акулич Ритта Викторовна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 198798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Исследовательская работа "Чудо-соль" "
    ["seo_title"] => string(37) "issliedovatiel-skaia-rabota-chudo-sol"
    ["file_id"] => string(6) "170796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423586500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства