Просмотр содержимого документа
«ИКОНЫ И ХРАМЫ ГОРОДА ИРКУТСКА»
Православное искусствоСибири
ИКОНЫ И ХРАМЫ
г.ИРКУТСКА
Выполнила: Соловьева Татьяна Владимировна,
Преподаватель истории искусств ДХШ №1,
г.Ангарск, Иркутская область
Оглавление:
История развития православного искусства в г.ИркутскеХарактерные особенности иркутской иконыПериоды развития иконописания
Сибирские святители:
Иннокентий Иркутский, Софроний Кристалевский и Иннокентий Вениаминов
Традиции храмового зодчества
Иркутское «барокко»
Освоение Сибири русскими казаками
Начало активному освоению сибирских земель было положено дружиной казаков под предводительством Ермака в 1581 г. В первые десятилетия строящиеся здесь церкви, монастыри и жилые дома православных землепроходцев обеспечивались иконами, доставленными из Европейской России. Собственно сибирское иконописание начинается не позднее организации Сибирской епархии с центром в г. Тобольске в 1621 г. При Тобольском архиерейском доме уже в XVII в. была организована довольно крупная иконописная мастерская, в которую наряду с присланными из России иконописцами–профессионалами периодически собирались талантливые мастера со всей епархии. Но ход исторического развития определил в Сибири два крупных административных, епархиальных и культурных центра – Тобольск и Иркутск , в которых складываются династии мастеров–иконописцев из нескольких поколений.
Хоругвь- двустороннее религиозное знамя с образом святых
Спас Нерукотоворный
Спасская церковь (1706-1710) г. Иркутск
Богоявление (Крещение)
Собор Богоявления (1718-1746), г.Иркутск
Раздел: Характерные особенности иркутской иконы Иконы XVII века. Из собрания ИОХМ
Раздел: Характерные особенности иркутской иконы
Раздел: Характерные особенности иркутской иконы
Монументальность фигур –
эффект, достигаемый максимальным заполнением фигурой святого или группой фигур пространства иконной доски. Узкие поля усиливают впечатление огромности образа. Сами иконные доски также имеют значительные размеры. По своим пропорциям – размеру досок и соотношению их с фигурами, которым тесновато в плоскости средника.
Раздел: Характерные особенности иркутской иконы
Три периода развития иконописания
Период 1660-е гг. – 1726 г. .
С 70–х гг. XVII в. до 1727 г. В Иркутске было построено 13 церковных зданий и создан 21 иконостас.
Период 1727 г. – 1803 г. В XVIII в. в г.Иркутске были организованы так называемые цехи – сословные объединения ремесленников. В цехах иконописном, меднолитейном, резного и серебряного дела насчитывалось по несколько десятков мастеров, подмастерьев и учеников, причем большинство из них являлись потомственными иркутянами. Среди цеховых во 2–й половине XVIII века начали складываться династии иконописцев. Известно, например, что в Иркутске работало двенадцать иконописцев четырех поколений Родионовых. Семьи Литвиновых, Старцевых, Харинских и др. взрастили немало мастеров и художников.
Иконопись в стиле барокко
Характеризуется изощренностью барочных форм, что проявляется в дробности и усложненности композиционных решений, манерности персонажей, многоцветности колорита. Иконостасы храмов, построенных в этот период, имеют вычурные формы с выступающими из плоскости поверхностями.
Сибирские святители
СОФРОНИЙ КРИСТАЛЕВСКИЙ
ИННОКЕНТИЙ ВЕНИАМИНОВ
ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ
ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ- первый епископ
В 1727 году учреждена самостоятельная Иркутская епархия. Синодальный указ об ее образовании был утвержден императрицей Екатериной 15 января 1727 года. Первым иркутским епископом стал Иннокентий Кульчицкий, впоследствии канонизированный православной церковью.
АПОСТОЛ СИБИРИ И РУССКОЙ АМЕРИКИ
Иннокентий Вениаминов
В 1858 году Иннокентий вместе с Н. Н. Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.
ХРАМ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА И ХАРЛАМПИЯ г.Иркутск
Много раз храм страдал от разрушительных землетрясений, в страшном пожаре 1879 года выгорели незадолго до этого отремонтированные верхние приделы, пострадала колокольня и ограда, и каждый раз прихожане возвращали храму его великолепие. В 1998 году здание Харлампиевской церкви возвращено Иркутской епархии. Сегодня Божией милостью храм возрождается. Первый крест над обновленным куполом алтаря установили на пожертвования иркутян 14 октября 2005 года. Реставрация церкви под руководством священника Евгения Старцева началась в июне 2006 года.
Харлампиевский Михайло-Архангельский храм г. Иркутск Иконостас: Латунь, Иконопись. Москвитин А.М. (проект), Пархоменко С. (металл), Старцев А.В. (иконопись)
г.Тотьма , Вологодская область
г.Иркутск, Харлампиевский храм
г. Иркутск
Иркутское «барокко »
Развитие барокко в Иркутске связано с именем третьего иркутского епископа Софрония Кристалевского, возглавлявшего Иркутскую епархию с 1753 по 1771 г. При нем только в одном Иркутске было построено шесть больших каменных церквей с ярко выраженными чертами барокко. С 1747 года, когда начинает строиться каменная Крестовоздвиженская церковь, стиль барокко в Иркутске вступает в кульминационный период своего развития.
Крестовоздвиженская церковь единственная из всех иркутских храмов сохранила до нашего времени часть своих иконостасов (три из пяти). Иркутская иконопись 50-70–х годов XVIII столетия в настоящее время представлена значительным количеством сохранившихся памятников, большая часть которых располагается на своих родных местах – в иконостасах. Отмечено исследователями архитектуры переплетение в иркутских памятниках нескольких локальных ветвей барокко – северной и украинской.
Главный признак барочного стиля – внутренняя динамичность, наделение всего изображенного бурным движением (сложные и разнообразные конфигурации из фигурного кирпича, изразцового декорирования).