Тема: «Аэрография. Выполнение композиции «Осенние листья» методом набрызга »
Цель урока - умение изображать объекты природы, развитие навыков применения приемов набрызга акварельной краски.
Образовательные - расширение знаний о жанрах изобразительного искусства; знакомство с терминами, понятиями и методами изобразительного искусства; формирование художественных знаний, умений и навыков в освоении акварельной техники; -закрепить навыки владения нетрадиционными техниками рисования- набрызг;
Воспитательные - содействие развитию любви к природе, развитие воображения и фантазии, формирование навыков контроля и самоконтроля; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени
Развивающие - развитие умения изображать объекты природы, освоение многообразия форм включения детей в процесс творчества, развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы развивать чувства композиции, цветовосприятия.
Материал: шаблоны листьев разных пород деревьев, альбомный лист, набор красок, кисть, зубная щетка, газета или плёнка, стаканчик с водой, салфетка(обычная или влажная).
Предварительная работа: наблюдения за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений про осень.
Ход урока
1.Организация класса
2. Тема и цель урока
3. Новые знания
(Работа по презентации)
А) Слово «Аэрография» состоит из двух слов Аэро-от англ. Air переводится как «воздух» и второго слова Граф-от греч. γρ?φω «царапаю, черчу, пишу».
История и современное развитие.
История аэрографии многогранна и неоднозначна. Возникновение искусства аэрографии уходит своими корнями в глубокую древность, оно сравнимо с самыми ранними артефактами и тайной происхождения человечества. Техника изображения на древних рисунках напоминает способ передачи изображения с помощью «воздушной кисти». Если судить об искусстве аэрографии в целом, то оно зародилось еще в эпоху палеолита, более 10 тысяч лет назад. На территории Пиренейского полуострова обнаружены древние рисунки в виде параллельных линий. Кроме того, наличие таких памяток незначительно по сравнению с цветными отпечатками ладоней на скальной поверхности или камнях.
Наиболее древние изображения были найдены на стене пещеры Пеш-Мерль во Франции. Они выполнены с учетом двух техник, одна из которых может быть определена как аэрография. Первая (позитивная) техника предполагает нанесение краски на открытую ладонь и создание отпечатка, вторая (негативная) - опыление контура руки красящим веществом. Роль шаблона в этом случае выполняла рука.
Б) Сейчас аэрографию выполняют с помощью специального прибора- АЭРОГРАФА.
Аэрограф - это миниатюрный краскораспылитель для высокоточного нанесения материала (краски). Аэрограф - это основной инструмент художника аэрографика. Аэрограф из Нового толково-словообразовательного словаря русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. Аэрограф м. Прибор для распыления жидкой краски сжатым воздухом при нанесении ее на бумагу, ткань и т.п.
В) Сейчас Аэрография очень популярна, особенно у автовладельцев. Автолюбители приглашают мастеров для украшения капотов своих машин.
В)Краски которыми выполняют АЭРОГРАФИЮ очень токсичны, поэтому работать приходится в респираторах, в проветриваемых помещениях. Мы с вами, конечно, не можем выполнять такую работу, но вполне можем заниматься аэрографией используя технику НАБРЫЗГА акварельных красок с помощью зубных щеток.
Г) Но прежде чем мы начнём, давайте отправимся в осенний лес.(работа по презентации)
Слайд №5 (чтение стихов)
__________________________________________________________________
Слайд№4
Я: А вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья опадают?
Дети: Это листопад.
Я. : Верно. А почему дерево сбрасывает листья осенью (Становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать листочки и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. На это есть ряд причин: первая – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ; вторая – вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит; ну и третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего зимой снега. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам, паркам. На следующий год на дереве появляются новые листики.
Слайды № 6-7
Рассматривание листьев разных пород деревьев, их соотнесение с шаблонами
Д) Сказка про путешествия листика
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он и скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер! Ветер! ». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».
Мы не стали приносить из нашего парка листья,пусть остаются в своем доме, тем более, что некоторые породы деревьев в нём не растут, а приготовили шаблоны. Вот с их помощью мы и будем выполнять композицию из осенних листьев методом АЭРОГРАФИИ или НАБРЫЗГОМ
Слайд №8
Правила работы акварельными красками методом набрызга
Слайд№9
Показ хода выполнения работы.
__________________________________________________________________
Самостоятельная работа учащихся.
4. Выставка работ учащихся.
5. Подведение итогов.
6.Оценивание работ.