kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету " изобразительная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ТМНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " изобразительная деятельность"»

1. Пояснительная записка.

Предмет «Изобразительная деятельность» в 9 классе- один из общеобразовательных предметов, который имеет огромное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности, способствует подготовке учащихся с ограниченными умственными возможностями к интеграции в социуме. Изучение предмета «Изобразительная деятельность» носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» разработана на основе следующих документов:

1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;

2.Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3.Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

4.Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.- 4 класс;

5. Годовым учебным календарным графиком  общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития на 2021-2022 учебный год.;

6.Санитарно-эпидемиологическими правилами   и нормативами  Сан ПиН  2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015 года № 26.

Обучение предмету «Изобразительная деятельность» направлено на достижение следующих целей:

- использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося;

- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о художественно-эстетической стороне окружающего мира; использование художественных знаний и практических навыков в повседневной жизни;

- развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук учащегося;

- воспитание у учащегося положительных навыков и привычек.

В ходе обучения учебному предмету «Изобразительная деятельность» выделяются следующие основные задачи:

- Обучающие: обучение элементарным основам рисунка, формирование самых элементарных навыков рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащегося с иллюстрациями к русским народным сказкам, с основами декоративно-прикладного и народного творчества.

- Развивающие: развитие творческой активности, развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса к изобразительной деятельности.

- Воспитательные: формирование положительного эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

- Коррекционные: коррекция знаний о сенсорных эталонах (формы, величины, цвета), коррекция зрительного восприятия и зрительной памяти; коррекция мелкой и крупной моторики руки.
Основные задачи обучения рисованию решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре­шения.

Содержание программы по изобразительной деятельности позво­ляет шире использовать дифференцированный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­пешное продвижение в художественно-эстетическом развитии.

Реализация программы рассчитана на 1 год. На изучение предмета отво­дится 2 часа в неделю, всего – 34 учебных недели.

2. Общая характеристика учебного предмета.

При изучении учебного предмета «Изобразительная деятельность» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут учащимся при освоении смежных дисциплин, что будет готовить их к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использо­вать полученные знания в нестандартных ситуациях.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при обязательном осу­ществлении дифференцированного и индивидуального под­хода. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, показ, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. Обучение рисованию невозможно без пристального, внимательного отношения к развитию моторики рук учащихся. На уроках рисования важно учить детей пальчиковым гимнастикам и разминкам, упражнениям с предметами.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по изобразительной деятельности, который доступен большинству учащихся.


3.Место учебного предмета в учебном плане.

Предметная область, к которой относится учебный предмет «Изобразительная деятельность»- «Школьный компонент»

Сроки изучения учебного предмета (курса) – 1год;

Количество часов на изучение предмета – 2 час в неделю, 68 часов в год;

Количество учебных недель - 34.


4.Содержание учебного предмета.

Предмет «Изобразительная деятельность» включает в себя следующие разделы и темы:

Рисование.

Формирование у учащихся умения правильно размещать изображение на листе бумаги; развивать умения замечать и передавать в рисунке формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши, фломастеры в соответствии с натурой.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Тематическое рисование.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, на основе увиденного; работать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками.

Нетрадиционное рисование.

Формирование умения работать штампами; ватными палочками, газетой и др.; совершенствовать навык работы в смешанной технике; развитие навыка ослабления интенсивности цвета путем добавления воды в краску, умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных штампов.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

5. Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа «Изобразительная деятельность» в 9 классе обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося в 2021- 2022 учебном году:

В конце I полугодия должны знать, уметь:

- основные цвета (красный, желтый, синий);

- геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);

- правила составления орнамента в полосе, квадрате;

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- работать карандашом, проводить линии разной толщины с помощью педагога;

- составлять узор из геометрических фигур с помощью педагога ;

- рисовать с натуры несложные предметы с помощью педагога;

- рисовать в смешанной технике с помощью педагога;

- выполнять геометрические фигуры с помощью трафарета с помощью педагога.


В конце II полугодия учащийся должны знать, уметь:

- названия дополнительных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый) с помощью педагога;

- правила смешения красок и получения составных цветов с помощью педагога ;

- правила составления орнамента в круге с помощью педагога ;

- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого с помощью педагога;

- свободно работать кистью, проводить линии разной толщины с помощью педагога;

- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги с помощью педагога;

- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.);

- рисовать праздничную открытку по образцу с помощью педагога;

- рисовать в смешанной технике с помощью педагога;

- умение работать по алгоритму, предложенному учителем;

- убирать рабочее место по словесной инструкции педагога.

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Изобразительная деятельность» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащегося. В результате освоения предметного содержания курса у учащегося формируются общие учебные умения и предметно-практическая деятельность.

Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе на каждом уроке. Текущий контроль этой деятельности будет проводиться в форме творческих работ. Также работы учащегося будут представлены на выставках, конкурсах. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.

Работа на уроке будет оцениваться по следующим критериям:

- Организация рабочего места;

- Степень самостоятельно выполненного задания;

- Правильное выполнение приемов работы карандашом, кистью, фломастерами;

- Раскрашивание внутри контура с соблюдением границ;

- Составление плана работы по вопросам учителя;

- Подбор материалов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- Различие и название основных цветов;

- Узнавание в иллюстрациях персонажей народных сказок;

- Умение работать в смешанной технике по инструкции учителя;

- Умение работать в нетрадиционной технике (штампами, ватными палочками и др.)


8. Календарно-тематическое планирование

Предмет «Изобразительная деятельность» - 68 часов 9 класс.


п/п

Тема урока

Индивидуально-дифференцированный подход

Кол-во часов

Дата

Примечания



I четверть



15



Вводный урок по технике

безопасности. Знакомство с

предметом ИЗО, принадлежностями.

Диагностика.

Вводный урок по технике безопасности. Знакомство с предметом ИЗО, принадлежностями.

2


03.09.21

07.09.21

Предметные картинки,

альбом, краски, карандаши, ластик, компьютер.

Компьютер.

Кубики и мячи. Обводка по

шаблону (квадрат, круг), раскрашивание с опорой на натуру.

Игры со знакомыми предметами (мяч, кубики), раскрашивание с помощью педагога.

2

10.09.21

14.09.21

Натуральные

предметы, карточки,

компьютер.

Рисование фруктов (яблоко, груша).


Обводка по трафарету с помощью педагога знакомых предметов: фрукты.

2

.17.09.21

21.09.21

Муляжи «Фрукты», наглядное пособие «Фруктовый сад», цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Рисование овощей (помидор, огурец).


Обводка по трафарету с

помощью педагога знакомых предметов: овощи.

2

24.09.21

28.09.21

Муляжи «Овощи», наглядное пособие «Огород», цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Знакомство с акварелью.

Рисование точек, штрихов «Идёт дождь».

Игры – имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Двигательные упражнения типа «Ветер, ветер», «Дождь идёт».

2

01.10.21

05.10.21

Наглядное пособие

«Дождь на улице», краски акварельные, кисть № 4-5, альбом.

Рисование в смешанной технике «Осенние листочки летят»

Пальчиковое рисование «Осенние листочки» с помощью педагога

2

08.10.21

12.10.21

Наглядное пособие «Листопад», краски акварельные, кисть № 7-8, восковые мелки, альбом.

Рисование на тему «Осеннее дерево»

Пальчиковое рисование «Осеннее дерево» с помощью педагога

2

15.10.21

19.10.21

Наглядное пособие «Деревья

осенью», краски акварельные,

ватные палочки, альбом.

Знакомство с картиной И.И.Левитана «Золотая Осень»

Рассматривание иллюстрации «Осень» в учебнике

1

22.10.21

Репродукция картины



II четверть



16



Рисование по опорным точкам геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Рисование по точкам с помощью педагога геометрических фигур (квадрат, круг).

2

02.11.21

09.11.21

Цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Декоративное рисование - узор из геометрических фигур в полосе.

Рисование штампами с помощью педагога - узор из геометрических фигур в полосе.

2

12.11.21

16.11.21

Наглядное пособие «Узор в полосе», цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Декоративное рисование - геометрический орнамент в квадрате (по образцу).

Рисование штампами с помощью педагога - узор из геометрических фигур в квадрате.

2

19.11.21

Наглядное пособие «Коврик»,

цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Обводка по трафарету знакомых предметов: зимняя одежда. Раскрашивание карандашами.

Обводка по трафарету с помощью педагога знакомых предметов: зимняя одежда.

2

23.11.21

26.11.21

Наглядное пособие «Зимняя одежда», цветные карандаши, простой карандаш, ластик, альбом.

Рисование снеговика.

Пальчиковое рисование с помощью педагога «Снег идет»

2

30.11.21

03.12.21

Наглядное пособие «Снеговик» простой карандаш, ластик, краски, альбом.

Рисование на тему «Новый год»

Пальчиковое рисование с помощью педагога «Снег идет»

2

07.12.21

10.12.21

Предметные картинки,

карандаши, краски,альбом.

Рисование ёлочных украшений.

Раскрашивание с помощью педагога «Елочные игрушки»

1

14.12.21

17.12.21

Елочные украшения, шаблоны,

карандаши, фломастеры.

Рисование ветки с игрушками.

Печать штампами «Украсим елочку» с помощью педагога

1

21.12.21

24.12.21

Еловая ветка с игрушками, карандаши, фломастеры.



III четверть


22



Рисование в смешанной технике «Снежинки летят»

Чтение изображений на картинках и пиктограммах «Времена года», работа с пиктограммами (дождь, солнце, снег)

2

11.01.22

14.01.22

Наглядное пособие «Снегопад», краски акварельные, кисть № 7-8, восковые мелки, альбом.

Рисование в смешанной технике «Снеговик»

Пальчиковое рисование «Снеговик» с помощью педагога

2

18.01.22

21.01.22

Наглядное пособие «Зимние забавы», краски акварельные, кисть № 7-8, восковые мелки, альбом.

Рисование на тему «Зимнее дерево»

Пальчиковое рисование «Зимнее дерево» с помощью педагога

2

25.01.22

28.01.22

Наглядное пособие «Зима», краски акварельные, гуашь, кисть № 5, №8, в альбом.

Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам. Рисование колобка.

Пальчиковое рисование «Колобок» с помощью педагога

2

01.02.22

04.02.22

Иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.

Рисование избушки для зайчика.

Раскрашивание с помощью педагога «Избушка для зайчика»

2

08.02.22

11.02.22

Иллюстрации художников-анималистов, гуашь, кисть № 4-5, бумага

Рисование открытки к 23 февраля.

Чтение изображений на картинках и пиктограммах по теме «Семья»


2

15.02.22

18.02.22

Наглядное пособие «Открытка к 23 февраля», гуашь, кисть № 4-5,

бумага

Рисование открытки к 8 марта.Букет мимозы. Рисование ватными палочками.

Рисование пальчиками с помощью педагога. Открытка «Цветы»


2

22.02.22

25.02.22

Наглядное пособие «Мимоза»,

гуашь, кисть № 4, ватные палочки, альбом.

Знакомство с картиной

А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Рассматривание иллюстрации «Весна» в учебнике

2

01.03.22

04.03.22

Репродукция картины

Рисование гуашью. Грач.

Рассматривание иллюстрации «Птицы» в учебнике

2

11.03.22

15.03.22

Наглядное пособие «Грач»,простой карандаш, ластик,

гуашь, кисть № 5, альбом.

Рисование узора в круге «Расписная тарелка»

Рисование пальчиками с помощью педагога «Узор на тарелке»


2

18.03.22

22.03.22

Презентация: «Расписные тарелки», шаблон круга, краски, простой карандаш, ластик, альбом

Знакомство с дымковской росписью. Элементы росписи (точка, круг, линия, волна)

Рисование пальчиками с помощью педагога (точка, круг, линия, волна)


1

25.03.22

Презентация:«Дымковская роспись» гуашь, кисть № 4-5 , простой карандаш, ластик, альбом.


IV четверть


15



Рисование красками, используя прием примакивания кистью «Распустились листочки»

Рисование вертикальных наклонных линий «Травка» с помощью педагога.

2

05.04.22

08.04.22

Гуашь, белая бумага, кисть № 5-6

Рисование пасхального яйца.


Рисование волнистых горизонтальных линий «Весенний ручеёк» с помощью педагога.

2

12.04.22

15.04.22

Гуашь, белая бумага, кисть № 5-6

Рисование открытки «День побе

ды»

Пальчиковое рисование «Салют»

2

19.04.22

22.04.22

Наглядное пособие «День победы»,простой карандаш, ластик, цветные карандаши, альбом.

Торцевание газетой «Салют».

Пальчиковое рисование «Салют»

2

26.04.22

29.04.22

Гуашь, газета, белая бумага, кисть

№ 4-5

Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

Дорисовывание ниточки к воздушным шарам, палочки к флажку.

2

06.05.22

13.05.22

Воздушные шары, праздничный

флаг, краски, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, альбом.

Одуванчик. Рисование гуашью и ватными палочками. Диагностика.

Пальчиковое рисование «Одуванчики в траве»

2

17.05.22

20.05.22

Гуашь, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, ватные палочки, бумага.

флаг, краски, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, альбом.

Рисование гуашью яблоневой ветки

на голубом фоне.

Рисование штампами «Яблочки на ветке»

1

24.05.22

Гуашь, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, лист голубой бумаги.



9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

Формы текущего контроля

Формы текущего контроля:

Срок проведения

1.

Диагностика

07.09.21

2.

Диагностика

17.05.22




10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение:

- Казакова Т.Г., «Развивайте у дошкольников творчество» , 1985 г.

- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.

-  Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

- «Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества» С.К.Кожохина, Е.А.Панова, 2007 г

- «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду (учебное пособие)», 1985 г.

- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;

- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.

  • Печатные пособия:

- Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.

- Иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.;

- Наглядное пособие по рисованию «Волшебные краски»;

- Наглядные пособия: «Цветы», «Одежда», «Транспорт», «Овоши», «Фрукты» и др.

- Развивающая игра «Занимательная палитра»;

- Репродукции картин: И.И.Левитан «Золотая осень», А.К.Саврасов «Грачи прилетели»;

- Трафареты «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Транспорт»;


  • Учебно-практическое оборудование:

- Альбомы для рисования;

- Гуашь 12 цветов;

- Дидактическое пособие «Основные цвета»;

- Дыхательной гимнастики;

- Кисти № 4, №5, № 7, №8

- Краски акварельные 12 цветов;

- Пальчиковых игр;

- Простые карандаши;

- Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы;

- Цветные карандаши;

- Штампы;

Картотеки:
- Гимнастика для глаз;

-Ластик.


  • Технические средства обучения:

- Магнитола.

- Мультимедийный проектор (по возможности);

- Персональный компьютер;

- Сканер, принтер.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету " изобразительная деятельность"

Автор: Алексеева Ирина Владимировна

Дата: 31.05.2022

Номер свидетельства: 608460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Рабочая программа 2 год обучения по учебному предмету "Изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР (2 вариант)."
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_2_god_obucheniia_po_uchebnomu_predmetu_izobrazitelnaia_deiat"
    ["file_id"] => string(6) "643430"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1703738406"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по изобразительной деятельности"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_programma_po_izobrazitelnoi_deiatelnosti"
    ["file_id"] => string(6) "606402"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1652136475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "163127"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422447698"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по изобразительному искусству.   6 класс. "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-6-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "163130"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по изобразительному искусству. "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "163134"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422448376"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства