Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " изобразительная деятельность"»
1. Пояснительная записка.
Предмет «Изобразительная деятельность» в 9 классе- один из общеобразовательных предметов, который имеет огромное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности, способствует подготовке учащихся с ограниченными умственными возможностями к интеграции в социуме. Изучение предмета «Изобразительная деятельность» носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность»разработана на основе следующих документов:
1. Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;
2.Требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.Адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4.Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.- 4 класс;
5. Годовым учебным календарным графиком общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на 2021-2022 учебный год.;
6.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан ПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015 года № 26.
Обучение предмету «Изобразительная деятельность» направлено на достижение следующих целей:
-использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося;
- расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о художественно-эстетической стороне окружающего мира; использование художественных знаний и практических навыков в повседневной жизни;
- развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук учащегося;
- воспитание у учащегося положительных навыков и привычек.
В ходе обучения учебному предмету «Изобразительная деятельность» выделяются следующие основные задачи:
- Обучающие: обучение элементарным основам рисунка, формирование самых элементарных навыков рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащегося с иллюстрациями к русским народным сказкам, с основами декоративно-прикладного и народного творчества.
- Развивающие: развитие творческой активности, развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса к изобразительной деятельности.
- Воспитательные: формирование положительного эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.
- Коррекционные: коррекция знаний о сенсорных эталонах (формы, величины, цвета), коррекция зрительного восприятия и зрительной памяти; коррекция мелкой и крупной моторики руки. Основные задачи обучения рисованию решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения.
Содержание программы по изобразительной деятельности позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в художественно-эстетическом развитии.
Реализация программы рассчитана на 1 год.На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего – 34 учебных недели.
2. Общая характеристика учебного предмета.
При изучении учебного предмета«Изобразительная деятельность» особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые должны сформироваться у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут учащимся при освоении смежных дисциплин, что будет готовить их к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при обязательном осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, показ, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. Обучение рисованию невозможно без пристального, внимательного отношения к развитию моторики рук учащихся. На уроках рисования важно учить детей пальчиковым гимнастикам и разминкам, упражнениям с предметами.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по изобразительной деятельности, который доступен большинству учащихся.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Предметная область, к которой относится учебный предмет «Изобразительная деятельность»- «Школьный компонент»
Сроки изучения учебного предмета (курса) – 1год;
Количество часов на изучение предмета – 2 час в неделю, 68 часов в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета.
Предмет «Изобразительная деятельность» включает в себя следующие разделы и темы:
Рисование.
Формирование у учащихся умения правильно размещать изображение на листе бумаги; развивать умения замечать и передавать в рисунке формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши, фломастеры в соответствии с натурой.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Тематическое рисование.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, на основе увиденного; работать карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками.
Нетрадиционное рисование.
Формирование умения работать штампами; ватными палочками, газетой и др.; совершенствовать навык работы в смешанной технике; развитие навыка ослабления интенсивности цвета путем добавления воды в краску, умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных штампов.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа «Изобразительная деятельность» в 9 классе обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося в 2021- 2022 учебном году:
В конце I полугодия должны знать, уметь:
- основные цвета (красный, желтый, синий);
- геометрические формы (круг, квадрат, треугольник);
- правила составления орнамента в полосе, квадрате;
- работать карандашом, проводить линии разной толщины с помощью педагога;
- составлять узор из геометрических фигур с помощью педагога ;
- рисовать с натуры несложные предметы с помощью педагога;
- рисовать в смешанной технике с помощью педагога;
- выполнять геометрические фигуры с помощью трафарета с помощью педагога.
В конце II полугодия учащийся должны знать, уметь:
- названия дополнительных цветов (зеленый, оранжевый, фиолетовый) с помощью педагога;
- правила смешения красок и получения составных цветов с помощью педагога ;
- правила составления орнамента в круге с помощью педагога ;
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого с помощью педагога;
- свободно работать кистью, проводить линии разной толщины с помощью педагога;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги с помощью педагога;
- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.);
- рисовать праздничную открытку по образцу с помощью педагога;
- рисовать в смешанной технике с помощью педагога;
- умение работать по алгоритму, предложенному учителем;
- убирать рабочее место по словесной инструкции педагога.
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Изобразительная деятельность» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащегося. В результате освоения предметного содержания курса у учащегося формируются общие учебные умения и предметно-практическая деятельность.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе на каждом уроке. Текущий контроль этой деятельности будет проводиться в форме творческих работ. Также работы учащегося будут представлены на выставках, конкурсах. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников. Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не подразумевает его сравнение с другими детьми.
Работа на уроке будет оцениваться по следующим критериям:
- Организация рабочего места;
- Степень самостоятельно выполненного задания;
- Правильное выполнение приемов работы карандашом, кистью, фломастерами;
- Раскрашивание внутри контура с соблюдением границ;
- Составление плана работы по вопросам учителя;
- Подбор материалов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- Различие и название основных цветов;
- Узнавание в иллюстрациях персонажей народных сказок;
- Умение работать в смешанной технике по инструкции учителя;
- Умение работать в нетрадиционной технике (штампами, ватными палочками и др.)
8. Календарно-тематическое планирование
Предмет «Изобразительная деятельность» - 68 часов 9 класс.
№
п/п
Тема урока
Индивидуально-дифференцированный подход
Кол-во часов
Дата
Примечания
I четверть
15
Вводный урок по технике
безопасности. Знакомство с
предметом ИЗО, принадлежностями.
Диагностика.
Вводный урок по технике безопасности. Знакомство с предметом ИЗО, принадлежностями.
2
03.09.21
07.09.21
Предметные картинки,
альбом, краски, карандаши, ластик, компьютер.
Компьютер.
Кубики и мячи. Обводка по
шаблону (квадрат, круг), раскрашивание с опорой на натуру.
Игры со знакомыми предметами (мяч, кубики), раскрашивание с помощью педагога.
2
10.09.21
14.09.21
Натуральные
предметы, карточки,
компьютер.
Рисование фруктов (яблоко, груша).
Обводка по трафарету с помощью педагога знакомых предметов: фрукты.
Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
Дорисовывание ниточки к воздушным шарам, палочки к флажку.
2
06.05.22
13.05.22
Воздушные шары, праздничный
флаг, краски, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, альбом.
Одуванчик. Рисование гуашью и ватными палочками. Диагностика.
Пальчиковое рисование «Одуванчики в траве»
2
17.05.22
20.05.22
Гуашь, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, ватные палочки, бумага.
флаг, краски, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, альбом.
Рисование гуашью яблоневой ветки
на голубом фоне.
Рисование штампами «Яблочки на ветке»
1
24.05.22
Гуашь, кисти № 4-5, простой карандаш, ластик, лист голубой бумаги.
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
Формы текущего контроля
№
Формы текущего контроля:
Срок проведения
1.
Диагностика
07.09.21
2.
Диагностика
17.05.22
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
- Казакова Т.Г., «Развивайте у дошкольников творчество» , 1985 г.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
- «Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества» С.К.Кожохина, Е.А.Панова, 2007 г
- «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду (учебное пособие)», 1985 г.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г.;
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
Печатные пособия:
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.
- Иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.;
- Наглядное пособие по рисованию «Волшебные краски»;
- Наглядные пособия: «Цветы», «Одежда», «Транспорт», «Овоши», «Фрукты» и др.