Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с интеллектуальными нарушениями. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств.
«Изобразительная деятельность» как систематический курс представлен 3 разделами: «Рисование», «Лепка», «Аппликация».
-положительных эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
- готовности к взаимодействию в творческой деятельности с педагогом.
- уметь рисовать точки, линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точки;
-уметь оставлять графический след на бумаге, доске;
-по подражанию учителя разминать цветное тесто (пластилин) двумя руками; -раскатывать тесто (пластилин) прямыми и круговыми движениями на подкладной доске между ладонями;
-устанавливать связи между формой предмета и способом лепки;
-размазывать пластилин на заготовках;
-разрывать бумагу по линии сгиба;
- уметь различать материалы и инструменты;
-уметь соблюдать последовательность действий.
№п/п | Дата по плану | Тема занятий | Деятельность учащегося | Отметка о выполнении |
I четверть - 16 часов |
1. | | Подготовительное занятие «Волшебные краски». | Работа с иллюстрациями. Повторение основных цветов. | |
2. | | Рисование «Солнышко». | Демонстрация иллюстраций. Повтор за учителем обведения круга по шаблону. Рисование прямых линий, закрашивание деталей. Работа с красками. | |
3. | | Рисование прямых линий «Лучики солнца». | Повтор за учителем. Работа с красками. Рисование прямых линий, закрашивание деталей. | |
4. | | Рисование по шаблону «Радуга-горка». | Выявление знаний учащегося по основным цветам. Формирование умений ориентироваться на листе бумаги (вверх, низ, справа, слева). | |
5. | | Рисование прямых и косых линий «Коврик для кошки». | Рисование на шаблоне. Различие «теплых» и «холодных» цветов. Самостоятельный подбор цветов для работы. | |
6. | | Рисование овощей «Дары осени». | Преобразование геометрических форм. Работа с шаблонами, раскрашивание. | |
7. | | Рисование геометрических форм по трафарету. | Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно. Работа с карандашами. | |
8. | | Рисование фигур по трафарету. | Продолжение темы. Преобразование геометрических фигур (круг, овал) в овощи. Рисование по образцу. | |
9. | | Рисование «Осенние листья». | Рисование на шаблоне тычковым способом. Выбор цвета для раскрашивания осенних листьев. | |
10. | | Рисование по шаблону «Дары леса». | Работа с шаблоном - гриб. Проговаривание и самостоятельный подбор цветов. | |
11. | | Рисование «Гроздь винограда» (штампование пробкой). | Использование способа рисования ягод – штампование пробкой, самостоятельный выбор цвета для штамповки ягод. | |
12. | | Объемная аппликация из листьев «Осеннее дерево». | Умение отличать природный материал. | |
13. | | Рисование «Тучка и дождик» (закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» карандашами). | Выполнение штриховки слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. | |
14. | | Рисование ягод на силуэте банки. «Вишнёвый компот» | Повторение формы круг. Рисование двух кругов, их соединение. | |
15. | | Рисование дерева. | Рисование дерева (ладошкой), ствола – кисточкой. Повторение цветов осени. | |
16. | | Листопад, рисование кисточкой (примакивание). | Умение выбирать цвета для рисования. | |
II четверть - 16 часов |
1. | | Рисование предметов круглой формы «Что бывает круглое?» | Работа с красками. Учимся самостоятельно замыкать линии при рисовании округлой формы. | |
2. | | Рисование сказки «Колобок». | Умение выбирать цвета для рисования, раскрашивание колобка. | |
3. | | Аппликация из рваной бумаги «Моя планета». | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. | |
4. | | Лепка «Звездное небо» способом размазывание. | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание шариков разных цветов, размазывание на поверхности картона. | |
5. | | Раскрашивание орнамента из кругов в полосе. | Совместная работа с учителем по показу и повтор самостоятельно. Работа с цветными карандашами. | |
6. | | Рисование «Веселая гусеница». | Использование геометрических форм, работа с основными цветами. | |
7. | | Раскрашивание геометрического орнамента в круге. | Повторение геометрических форм, чередование по цветам. Работа с цветными карандашами. | |
8. | | Рисование по опорным точкам «Квадрат». | Ориентация на листе бумаги. Формирование графического представления. | |
9. | | Рисование «Первые снежинки». | Умение выбирать цвета для рисования, рисование ватными палочками на синем листе картона по контуру. Приём примакивание. | |
10. | | Рисование «Зима пришла». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Нанесение рисунка на всей поверхности листа - снегопад. | |
11. | | Аппликация зимний лес, путём сминания и отрывания бумаги. | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. Знакомство с приёмом сминания, отрывания бумаги, изготовление деревьев. Приклеивание белой бумаги (деревьев) к синему фону. | |
12. | | |
13. | | Рисование. Узор на рукавичках. | Рукавички – готовая форма. Рисование по образцу, чередуя по цвету. | |
14. | | |
15. | | Рисование «Новогодняя ёлка». | Рисование новогодней ёлки по показу. Самостоятельное расположение рисунка на листе и выбор цвета. Украшение елки разноцветными шарами – рисование пальчиком. | |
16. | | |
III четверть- 20 часов |
1. | | Рисование предметов круглой и овальной формы «Новогоднее настроение». | Рисование елочных игрушек по показу. Самостоятельное расположение рисунка на листе и выбор цвета. | |
2. | | Рисование круглых форм «Снеговик». | Повтор изученных приемов. Использование шаблона. | |
3. | | Рисование «Узоры на стекле». | Рисование хаотичных линий выходящих из одной точки. Работа с пальчиковыми красками, самостоятельное расположение на листе нескольких изображений. | |
4. | | Рисование с использованием трафарета «Теремок для зайки». | Использование трафарета различных геометрических фигур. | |
5. | | Рисование «Лев» в нетрадиционной технике – вилкой. | Работа с трафаретом. Преобразование круга в рисунок. | |
6. | | Рисование по замыслу «Что бывает прямоугольное»? | Работа с трафаретом. Преобразование прямоугольника в рисунок. | |
7. | | Рисование простейшего орнамента «Клубочек и спицы». | Рисование по трафарету (круг). Чередование и повторение геометрических форм. | |
8. | | Рисование «Веселый светофор». | Использование трафаретов. Повторение цветов, работа с цветными карандашами. | |
9. | | Рисование «Зимние забавы». | Самостоятельная работа. Создание единого образа. Составление композиции из кругов. | |
10. | | Рисование «Морозные узоры». | Рисование красками. Ориентация на листе бумаги. Выбор «холодных» цветов. | |
11. | | Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке». | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание шариков разных цветов, составление композиции. | |
12. | | |
13. | | Рисование открытки ко Дню Защитников Отечества. | Закрепить умение проводить прямые линии, обводить шаблоны, а также аккуратно раскрашивать. Работа с красками. | |
14. | | |
15. | | Аппликация «Зимний дом». | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. Повторение геометрических фигур и составление из них дома, приклеивание, имитация зимнего снега с помощью ваты. | |
16. | | Рисование «Кактус». | Рисование красками. Раскрашивание внутри контура заготовки. | |
17. | | Рисование кругов «Веселые бусинки, подарок для мамы». | Продолжаем рисовать предметы круглой формы. Изготовление праздничной открытки. | |
18. | | Рисование цветка (подарок для мамы) «подснежники». | Закрепить умение проводить прямые линии – стебли и листья, имитация соцветия цветка – рисование прямых линий в виде веера. Работа с красками. | |
19. | | «Разноцветный узор». (рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги). | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. Выполнение действий с бумагой. | |
20. | | Сминание бумаги. «Мимоза». | Сминание бумаги, приклеивание к нарисованной ветке. | |
IVчетверть - 12 часов. |
1. | | Рисование «Весенняя капель». | Рисование тычковым методом. Самостоятельный выбор цветов. Рисование гуашью. | |
2. | | Рисование «Речка». | Работа с пальчиковыми красками. Имитация волн, умение рисовать непрерывную волнистую линию. | |
3. | | Рисование по образцу «Желтые цыплята». | Использование геометрических фигур при составлении рисунка. Работа с акварельными красками. | |
4. | | Рисование. Украшение пасхального яйца. | Рассматривание картинок. Выбор узора. Украшение овала. | |
5. | | Рисование. Цветные клубочки большие и маленькие (слитные замкнутые линии). | Работа с пальчиковыми красками. Имитация цветов, умение рисовать слитные замкнутые линии разного размера. | |
6. | | Рисование «Первые цветы». | Работа с пальчиковыми красками. Использование «теплых» цветов. Самостоятельное расположение рисунка и выбор палитры. | |
7. | | Рисование «Веселый мяч». | Использование трафарета. Самостоятельный выбор палитры, работа с акварельными красками, карандашами (смешанная техника). | |
8. | | Рисование «Праздничный салют» способом тычка. | Умение работать с красками и кистью. Самостоятельное расположение рисунка и выбор палитры. | |
9. | | Рисование «Цветные бабочки». | Использование различных форм трафарета (по выбору учащегося). Работа с гуашью. Дорисовка мелких элементов фломастерами. | |
10. | | Рисование совы способом примакивания кисточкой. | Рассматривание картинок совы, выбор палитры. Раскрашивание совы внутри контура способом примакивания кисточкой. | |
11. | | Рисование «Цветущий май». | Самостоятельная работа. Создание единого образа. Рисование пальчиковыми красками. | |
12. | | Оформление альбома из рисунков. | Подведение итогов. Выставка работ. | |