Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс ФГОС НОО.»
Пояснительнаязаписка к рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629; от 08 мая 2019 г. №233);
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
Программа начального общего образования. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2012.
Авторская программа по изобразительному искусству для основной школы (1-4 классы), автор: Б.Н. Неменский. М.: Просвещение, 2012г.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы, автор: Б.Н. Неменский. М.: Просвещение, 2012г.
Для реализации программы используется учебник автора: Б.Н. Неменский. М.: Просвещение, 2012г.
Москва. - «Просвещение», 2015 г.
Примерное планирование прохождения учебного материала
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
8ч
8ч
11ч
7ч
34ч
Программа рассчитана на 1 час – федеральный компонент. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю (34 учебные недели).
В соответствии с календарным тематическим графиком- 34 часа.
Цели курса:
Развитие способности к эмоционально- ценностного восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры; формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Планируемые результаты освоения ФГОС НОО по изобразительному искусству:
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
уважать культуру и искусство других народов нашей страны и мира в целом;
понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
чувствовать гордость за культуру и искусство Родины, своего города;
ощущать эстетические потребности (потребности на общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
Учащиеся получат возможность:
развивать этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладению умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Учащиеся получат возможность:
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Учащиеся получат возможность:
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладеют умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Учащиеся получат возможность:
осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
первоначальным представлениям роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
применению основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладеют элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
узнают виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
узнают основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимать образную природу искусства;
давать эстетическую оценку явлений природы , событий окружающего мира
примененять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
Учащиеся получат возможность:
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
обсуждать и анализировать произведения искусства,
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоить названия ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета.
Истоки родного искусства – 8 часов.
Какого цвета Родина? Рисование по памяти и по представлению.
Характерные черты и красота разных времён года. Художественные работы в технике бумажной пластики. Гармония жилья с природой (конструирование).
Работа разными художественными материалами (гуашь, акварель, пластилин).
Древние города нашей земли – 8 часов.
Конструирование древнерусского города-крепости, древних соборов.
Тематическое рисование древнерусских воинов-защитников, города Русской земли.
Коллективная работа: «Древний город и его жители», «Праздничный пир в теремных палатах».
Декоративное рисование узоров русских теремов.
Каждый народ – художник – 11 часов.
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образы японских построек. Природа в японской культуре. Образ человека. Характер одежды в японской культуре.
Искусство народов гор и степей. Культура Средней Азии.
Образ древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Олимпийские игры в Древней Греции.
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. Готические костюмы. Ремесленные цеха.
Искусство объединяет народы – 7 часов.
Все народы воспевают материнство, мудрость старости.
Сопереживание – великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники. Юность и надежды.
Искусство народов мира.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
№
п/п
Тема урока
Кол-во
уроков
Дата проведения
По плану
По факту
1 четверть 8 ч
Истоки родного искусства (8ч)
Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года .
1
06.09
Гармония жилья и природы.
1
13.09
Деревня - деревянный мир
1
20.09
Образ русского человека ( мужской образ)
1
27.09
Образ русского человека ( образ женской красоты)
1
04.10
Воспевание труда в искусстве
1
11.10
Народные праздники
1
18.10
Древнерусский город- крепость
1
25.10
2четверть - 8 часов
Древние города нашей земли (8 часов)
Древние соборы
1
08.11
Древний город и его жители
1
15.11
Древнерусские воины-защитники
1
22.11
Города русской земли. Золотое кольцо России.
1
29.11
Узорочье теремов
1
06.12
Праздничный пир в теремных палатах
1
13.12
Образ художественной культуры Японии. Характерное изображение природы через детали.
1
20.12
Образ художественной культуры Японии. Характерное изображение природы через детали.
1
27.12
3 четверть -11часов
Каждый народ - художник (11часов)
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек..
1
10.01
Отношение к красоте природы в японской культуре
1
17.01
Образ человека , характер одежды в японской культуре
1
24.01
Искусство народов гор и степей
1
31.01
Образ художественной культуры Средней Азии
1
07.02
Образ красоты древнегреческого человека..
1
14.02
Древнегреческая архитектура
1
21.02
Древнегреческий праздник
Олимпийские игры в Древней Греции.
1
28.02
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.
- Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи;
- тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен
- Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына»
- Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы
- Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряковой;
- музыкальные записи песен о Родине, детстве
Интернет-ресурсы
http://www.uchpotal.
http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.info/
http://www.openclass.ru/
http://www.classmag.ru/
http://www.mat-reshka.com/
http://viki.rdf.ru/
http://stranamasterov.ru/
http://www.mobintech.ru
http://numi.ru/3130
http://www.edic.ru
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся
Учебник Изобразительное искусство Неменская Л.А. под редакцией Б.М.Неменского М.: Просвещение, 2015
Для учителя :
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2015. – 144 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Дополнительная:
1. Павлова, О.В.Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / О. В. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2010. - 139 с. :
2. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2007.
3. Хапилина, И.А. Азбука народных промыслов. 1—4 классы : дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / И. А. Хапилина. - Волгоград : Учитель, 2010. -199с.
4. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2015.
5. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство : учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов начальной школы / Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2015
Приложение 1
Нормы оценки знаний по курсу:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.