Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. /Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; рук. проекта Б. М. Неменский. — М., 2015». По авторской программе и учебному плану школы на курс ИЗО в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» отводится 34 ч., 1 ч. в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Рабочая программа составлена на основе Программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. /Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; рук. проекта Б. М. Неменский. — М., 2015». По авторской программе и учебному плану школы на курс ИЗО в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» отводится 34 ч., 1 ч. в неделю.
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:
• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к художественным традициям;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностного смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности;
Учащиеся получат возможности для формирования целостного эмоционольно-эстетического взгляда на художественное наследие наших предков как целостной картины мировоззрения средствами ДПИ.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
Учащиеся получат возможности для формирования умения организации учебного сотрудничества в группе в любой роли, осуществления поиска ответов на оценивание произведений разных жанров похудожественно-стилистическим признакам, вопросы поликультурного характера,
создания творческих индивидуальных и коллективных работ.
Предметные результаты:
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
Учащиеся получат возможности для формирования умений создавать творческие проекты по совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства с учётом национальных особенностей, народных традиций.
Раздел II. Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство» для 5 класса:
Раздел 1. Древние корни народного искусства
Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Русская народная вышивка»
«Народный праздничный костюм»
«Народные праздничные обряды» (обобщение темы)
Обучение в I четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
В течение I четверти учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве
Темы уроков
«Древние образы в современных народных игрушках»
«Искусство Гжели»
«Городецкая роспись»
«Хохлома»
«Жостово. Роспись по металлу»
«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (обобщение темы)
Обучение во II четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
Во II четверти учащиеся продолжают знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России (филимоновская, дымковская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.).
На уроках необходимо дать пятиклассникам понимание того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального 3Астерства, и обогащенные временем приёмы исполнения, и использование машинной техники параллельно с ручным трудом — рукотворчеством, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности.
Раздел 3. Декор – человек, общество, время.
Темы уроков
«Зачем людям украшения»
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
«Одежда говорит о человеке»
«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (обобщение темы)
Обучение в III четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
Вводя учащихся на уроках этой четверти в область классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных времён и народов, следует акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире
Темы уроков
«Современное выставочное искусство» «Ты сам мастер»
Обучение в IV четверти предполагает необходимость достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, суть и содержание которых отражает содержание данной четверти.
Тема года логически завершается современным декоративно-прикладным искусством, знакомство с которым выводит учащихся на новую ступень восприятия и осмысления его художественно-образного языка, адекватного требованиям времени. Это позволяет увидеть разнообразие новых, неожиданных образно-пластических решений в различных матери4А4ки и техниках декоративного искусства (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани и др.).
Предлагаемое программой содержание IV четверти предоставляет учителю определённую свободу: так, при знакомстве с разновидностями современного декоративного искусства, особенностями образного строя его произведений учитель, в условиях ограниченности часов, отведённых на освоение данной темы, может выстраивать любую логику её раскрытия, привлекая для этого имеющийся у него в наличии иллюстративный материал. Точно так же в практической части уро4А за учителем сохраняется право выбора содержания, характера творческих заданий, связанных прежде всего с интересами школы, материала, который дети могут освоить на уроке.
Тематическое планирование по дисциплине «Изобразительное искусство» для 5 класса:
№
Тема
Количество часов
1
Древние корни народного искусства
8
2
Связь времен в народном искусстве
8
3
Декор - человек, общество, время
10
4
Декоративное искусство в современном мире
8
Итого
34
III.Календарно-тематическое планирование по ИЗО в 5 классе
Дата
№ п/п
Кол-во час
Наименование раздела. Тема урока
Элементы содержания
План
Факт
Учебно–творческое задание
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства. I четверть – 8 ч.
1
1
«Древние образы в народном искусстве»
Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.
2
1
«Декор русской избы»
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.
3
1
«Внутренний мир русской избы»
Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта.
4
1
«Конструкция, декор предметов народного быта и труда»
Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.
5
1
«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»
Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.
6
1
«Народный праздничный костюм»
Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.
Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».
2четверть
9
10
2
«Древние образы в современных народных игрушках»
Создание и роспись своей.игрушки
Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
11
12
2
«Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла»
Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели.
13
1
«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» Хохлома
Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.
14
15
2
«Искусство Жостово. Истоки и современное развитие помысла». Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.
приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов
16
1
«Роль народных художественных промыслов современной жизни» (обобщение темы).
Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ. III четверть- 12 ч.
17
1
«Зачем людям украшения»
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов».
18
19
2
«Декор и положение человека в обществе» Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Эскиз "Ювелирные украшения"
Древнего Египта
Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей.
20
21
2
«Одежда говорит о человеке»
Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая.
Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся.
22
23
24
3
«Одежда говорит о человеке»
Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань, ножницы.
25
26
27
3
1.О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание рыцарского герба
2. Фамильный герб.
3. Герб класса.
Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики.
28
1
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время»
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. IV четверть -7 ч.
29
1
«Современное выставочное искусство»
Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства».
30
1
«Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства»
Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы.
31-32
2
«Изготовление тряпичной куклы »
Защита проекта "Русская деревня"
Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы.
33-34
2
«Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства»
Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
____________ /РябцеваГ.А./
«____» _________2021 г
Согласована
Заведующий филиалом
__________/ Сечева О.Ю.
«___»____________ 2021 г.
Утверждена
Директор школы
______________/Тишкин А.И./
«____» _____________2021г.
Филиал
«Шингаринская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Троицкая средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза А.Г.Котова»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Рабочая программа
учебного предмета
«Изобразительное искусство» 5 класс на 2021-2022 учебный год