Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 города Белово»
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 4 классов
Срок реализации 1 год
Составитель:
Володина Н.В.
Белово
2018
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………
2.1 Учебно – тематический план ………………….………………………
2.2 Содержание программы …………………………………………….…
2.3 Требования к уровню подготовки ……………………………...….…
2.4 Календарно – тематический план 4 А класс……………………………
2.5 Календарно – тематический план 4 Б класс……………………………
Список литературы …………………………………………………………
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный,
1 – 4 классы, под редакцией В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 20013г.,в соответствии с
законом РФ «Об образовании», базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,10.04.2002 г., № 29/2065-п;
Цель программы - формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся.
Задачи образовательные:
- развивать умение правильно воспринимать форму, конструкцию, величину, цвет предметов, их положение в пространстве;
- формировать умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- развивать умение ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- формировать знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- познакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного искусства
Задачи воспитывающие:
- развивать художественный вкус;
- воспитывать активное эмоционально- эстетическое отношение к произведениям изобразительного, народно-прикладного и народного искусства;
- воспитывать интерес и любовь к изобразительной деятельности;
- коррегировать недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развивать речь обучающихся.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование;
рисование с натуры;
рисование на темы;
беседы об изобразительном искусстве
Прежде чем приступить к этим занятиям, обучающихся необходимо к ним подготовить.
Главной задачей подготовительных занятий является формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности воспитанников. В подготовительный период необходимо использовать разнообразный игровой и графический материал, проводить работу, направленную на развитие у обучающихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Особое внимание уделять совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно- двигательной координации, выработке изобразительных навыков, добиваться, чтобы обучающиеся могли осознанно выполнять движения карандашом в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке. Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме с использованием дидактических пособий: строительных конструкторов с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, игрушки.
На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства, получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Занятиям по декоративному рисованию предшествуют уроки рисования с натуры. После всестороннего изучения предмета (наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения) обучающиеся передают его в рисунке так, как видят его со своего места. Важно на уроках рисования с натуры выработать у обучающихся потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой, развивать умения применять среднюю(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения дети рассказывают, что следует нарисовать где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве – важноесредство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, пододранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.
В соответствии с учебным планом и Программой предмет «Изобразительное искусство» изучается 1 час в неделю, поэтому рабочая программа составлена нам 34 учебных недели.
Учебно – тематический план
№
раздела
Название раздела
Количество
часов
1
Декоративное рисование
8
2
Рисование с натуры
17
3
Рисование на темы
5
4
Беседы об изобразительном искусстве
4
Всего:
34
Содержание программы
4 класс
Название раздела
Содержание тем учебного курса
Декоративное рисование
Упражнения в последовательном выполнении построения орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края; размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; совершенствование навыков пользования акварельными и гуашевыми красками, ровно заливая, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента, подбирая гармоническое сочетание цветов.
Рисование
с натуры
Анализ объектов изображения(определение формы, цвета и величины составных частей); развитие умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; определение величины рисунка по отношению к лису бумаги; передача в рисунке строения предмета, формы, пропорций и света его частей; пользование осевыми линиями при построении рисунка; подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передача их объемной формы элементарной светотенью.
Рисование
на темы
Развитие у воспитанников зрительных представлений и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; правильное расположение изображений на листе бумаги, объединение их общим замыслом.
Беседы
об
изобразительном искусстве
Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года.
- обозначение пространственных признаков и пространственных отношений предметов;
- правила пользования акварельными и гуашевыми красками;
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных , конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Календарно-тематический план
4 А класс
№ урока
Раздел, тема урока
Декоратив
ное рисова
ние
Рисова
ние с натуры
Рисование на темы
Беседы об изобрази
тельном искусстве
Сроки
Изменения
1
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
1
06.09
2
Рисование с натуры листа дерева.
1
13.09
3
Рисование с натуры ветки рябины.
1
20.09
4
Составление узора в прямоугольнике из растительных форм .
1
27.09
5
Выполнение узора в прямоугольнике из растительных форм в цвете.
1
04.10
6
Рисование геометрического орнамента в квадрате по предложенной учителем схеме.
Декоративное рисование на тему «Снежинки». Беседа по картинам на тему «Первый снег».
0,5
0,5
18.01
18
Рисование с натуры предмета симметричной формы .
1
25.01
19
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
01.02
20
Рисование с натуры бумажного стаканчика.
1
08.02
21-22
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (подъемный кран).
2
15.02
23
Декоративное рисование листка календаря к празднику 8 Марта.
1
22.02
24
Рисование с натуры домиков для птиц.
1
01.03
25
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин И.Левитана.
0,5
0,5
15.03
26
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
1
22.03
27
Декоративное рисование расписного блюда.
1
05.04
28
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
1
12.04
29
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы – настольные).
1
19.04
30
Рисование с натуры в виде набросков инструментов.
1
26.04
31
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскладной зонт).
1
17.05
32-33
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Рисование с натуры весенних цветов
1
1
24.05
34
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы, бабочки)
1
31.05
Список литературы
Литература для учителя:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2013.
Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.,2001.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной/ коррекционной/ VIII вида. – 2-е изд., дополн.: - М.,2007.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред.В.В. Воронковой. – М., 1994.
Энциклопедия рисования/ перевод с англ. Тат. Паликарповой. – М.: Росмэн, 2000.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: /Олигофренопедагогика/: Учеб. Пособие для студентов высш. и сред. пед. заведений/Под редакцией Б.П. Пузанова. – М.,2000.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
Литература для учащихся:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
2. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
3. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
4. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004
5. И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
6. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
7. Н. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
8. Н. А. Курочкина «Детям о книжной графике» С-П, 1997
9. Ольга Никологорская «Основы худ. ремесла-краски» М. 1997.
10. М. В. Трофимова «И учеба, и игра, и изобразительное искусство» Я-ль,1997
11.Ф. Кембелл «Я учусь рисовать» М. ,1996.
12. Э. Тэйлор «Приключение в мире живописи» М., 2000